"Синдром семьи"
Как, как часто вы замечали, что если у одного из членов семьи что-то происходит (хорошее или плохое), то это влияет на всю семью в целом?
Действительно, семья представляет собой некоторую эко-систему, в которой действует «Эффект бабочки» - она машет крылышками в одной части Вселенной, а в другой её части происходит ураган.
В семье, как в определённой Вселенной, такой бабочкой выступает ребёнок. Возможно вы обращали внимание, что когда с ребёнком или с детьми что-то не так (например, плохие отметки в школе, плохое самочувствие или неконструктивное поведение, в общем-то абсолютно любые события, которые родитель воспринимает как катастрофу), то вся эта ситуация влияет на семью в целом.
И часто ко мне как к специалисту приходят клиенты именно из-за подобных" событий в семье, озвучивая свои запросы на работу примерно следующим образом – «Помогите мне, с моим ребёнком что-то не так».
И тут мне хочется открыть вам, дорогие родители, один секрет. Бабочка внутри Вселенной под названием «Семья» начинает махать крылышками не просто так. На то у неё возникают определённые причины. С точки зрения психологии – это называется «симптом семьи». И этим симптомом здесь выступает ребёнок.
Что это значит. Дети по своей природе очень и очень чувствительны, в отличие от многих взрослых, которые часто игнорируют многое, что происходит внутри семьи или внутри них самих, то есть игнорируют «синдром», из-за которого может начаться ураган. А если в семье есть некоторая сложность, то первыми реагируют дети. При чём тем способом, которым умеют – начинают плохо учиться, болеть, плохо себя вести и так далее.
И решение проблемы ребёнка в итоге находится далеко не столько внутри самого него, сколько внутри взаимоотношений между родителями, или одного из родителей (если семья не полная).
В начале своей практики я столкнулась с некоторыми сложностями, когда работала над «устранением неполадок» только внутри ребёнка. И через некоторое время я обнаружила, что данный способ работы практически не эффективен. Есть, конечно, вероятность того, что ребёнок поместит внутрь себя образ здоровых взаимоотношений, который он получал через общение со мной, но в результате он возвращался в семью, в которой ситуация оставалась прежней (родители были очень строгими или гиперопекающими, имели различные зависимости или мысли о самоубийстве и т. д.)
И только после того, как в ситуации детской психотерапии, работать над собой начинал родитель, симптом семьи волшебным образом пропадал, а за ним и синдром. В связи с этим я активно стала изучать направление именно семейной психотерапии.
Вот так, в этом и заключается суть семейных отношений – поддержание гармонии между двумя родителями, а также поддержание целостности отдельно взятого родителя.
И здесь часто мои клиенты задают вопрос «Но как же? Ведь дети должны быть на первом месте!» Нет, на первом месте, должны быть вы сами. Ведь как говориться – «Что во мне – то и во вне».
Марина Грицай, коллега, детский и семейный психолог
Действительно, семья представляет собой некоторую эко-систему, в которой действует «Эффект бабочки» - она машет крылышками в одной части Вселенной, а в другой её части происходит ураган.
В семье, как в определённой Вселенной, такой бабочкой выступает ребёнок. Возможно вы обращали внимание, что когда с ребёнком или с детьми что-то не так (например, плохие отметки в школе, плохое самочувствие или неконструктивное поведение, в общем-то абсолютно любые события, которые родитель воспринимает как катастрофу), то вся эта ситуация влияет на семью в целом.
И часто ко мне как к специалисту приходят клиенты именно из-за подобных" событий в семье, озвучивая свои запросы на работу примерно следующим образом – «Помогите мне, с моим ребёнком что-то не так».
И тут мне хочется открыть вам, дорогие родители, один секрет. Бабочка внутри Вселенной под названием «Семья» начинает махать крылышками не просто так. На то у неё возникают определённые причины. С точки зрения психологии – это называется «симптом семьи». И этим симптомом здесь выступает ребёнок.
Что это значит. Дети по своей природе очень и очень чувствительны, в отличие от многих взрослых, которые часто игнорируют многое, что происходит внутри семьи или внутри них самих, то есть игнорируют «синдром», из-за которого может начаться ураган. А если в семье есть некоторая сложность, то первыми реагируют дети. При чём тем способом, которым умеют – начинают плохо учиться, болеть, плохо себя вести и так далее.
И решение проблемы ребёнка в итоге находится далеко не столько внутри самого него, сколько внутри взаимоотношений между родителями, или одного из родителей (если семья не полная).
В начале своей практики я столкнулась с некоторыми сложностями, когда работала над «устранением неполадок» только внутри ребёнка. И через некоторое время я обнаружила, что данный способ работы практически не эффективен. Есть, конечно, вероятность того, что ребёнок поместит внутрь себя образ здоровых взаимоотношений, который он получал через общение со мной, но в результате он возвращался в семью, в которой ситуация оставалась прежней (родители были очень строгими или гиперопекающими, имели различные зависимости или мысли о самоубийстве и т. д.)
И только после того, как в ситуации детской психотерапии, работать над собой начинал родитель, симптом семьи волшебным образом пропадал, а за ним и синдром. В связи с этим я активно стала изучать направление именно семейной психотерапии.
Вот так, в этом и заключается суть семейных отношений – поддержание гармонии между двумя родителями, а также поддержание целостности отдельно взятого родителя.
И здесь часто мои клиенты задают вопрос «Но как же? Ведь дети должны быть на первом месте!» Нет, на первом месте, должны быть вы сами. Ведь как говориться – «Что во мне – то и во вне».
Марина Грицай, коллега, детский и семейный психолог
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: