Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

С первых дней жизни до 3 месяцев

С первых дней жизни до 3 месяцев Создаем атмосферу общения

Новорожденный еще не умеет радоваться вашему появлению, его взгляд только кратковременно останавливается на вашем лице, его кряхтение, причмокивание и крик адресованы всем и никому конкретно. Но вы, вслушиваясь в его вздохи и звуки, ловя его взгляд, отвечаете на все его сигналы так, как будто он обращается только к вам. Чем внимательнее вы наблюдаете за новорожденным, чем своевременнее и точнее начинаете реагировать на сигналы малыша, тем быстрее складывается между вами эмоциональное общение.
Важно, чтобы вы с самого момента рождения малыша относились к нему как к личности: чутко реагировали на всякий дискомфорт, комментировали свои действия, неспешно, неторопливо рассказывали ему о том, что будет с ним происходить, ловили его взгляд, улыбались, носили и покачивали малыша на руках. Несомненно, у каждой матери формируются свои способы и приемы, подготавливающие развитие общения у малыша. Одни мамы предпочитают носить малыша на руках, знакомя его с теми или иными предметами квартиры или событиями, разворачивающимися за окном; другие мамы любят гладить, целовать малыша, положив его на большую кровать, и напевать ему песенки; третьим нравится неспешно покачивать малыша, рассказывая потешки, пестушки или сказки.
Главное, чтобы между вами и малышом возникла некая общность, особое единение, которое психологи назвали системой «Пра-мы». В этой общности рождаются первые эмоции и первые предпочтения малыша, только во взаимодействии с вами он начинает познавать окружающий мир людей и предметов, а также свой внутренний мир — мир ощущений и эмоций. Эта общность подготавливает появление желания общаться и дает толчок к развитию первых средств общения: взгляда «глаза в глаза», плача, первых звуков гуканья, мимолетной улыбки.

На руках у взрослого

С самых первых дней жизни малыша начинается процесс взаимного приспособления матери и ребенка друг к другу. С чего начинается этот процесс? Психологи утверждают, что все происходит с того момента, когда вы впервые взяли свою кроху на руки. Важно, чтобы малышу на ваших руках было безопасно, удобно и комфортно. Естественная для малыша поза та, в которой он максимально активно и свободно может совершать некоторые движения, устанавливать зрительный контакт, хорошо слышать обращенную к нему речь. Если малышу дискомфортно, он может как бы «растекаться» на руках взрослого или быть, наоборот, слишком напряженным, негибким, неподатливым, как «столбик». Со временем вы поймете, что приятно и удобно для вашего малыша, а что не доставляет ему удовольствия. При этом не стоит опасаться, что, беря малыша на руки, вы его избалуете.
Ведь когда вы носите на руках или держите у груди ребенка, он чувствует удары вашего сердца, слышит ваш голос, ощущает ваш запах и тепло вашего тела. Все это говорит ему о бесконечности вашей любви, о надежности и предсказуемости того мира, в который он так недавно пришел. Все это способствует развитию зрительного контакта, умению прислушиваться к голосу взрослого, имитировать некоторые мимические движения, жесты, «заражаться» положительными эмоциями, а значит, настраивает малыша на общение. Попробуйте разные способы ношения его на руках и разные позы для общения, со временем вы найдете свои способы и наиболее излюбленные позы, в которых вам и ребенку будет наиболее удобно общаться и играть.
Самая естественная поза для ношения малыша и общения с ним — это так называемая поза «под грудью». Малыш лежит на спине, на вашей руке, его голова опирается на ваш локтевой сгиб. Так часто берут младенцев для кормления. В таком положении ваши лица обращены друг к другу, глаза малыша ловят ваш взгляд, он хорошо слышит вашу речь, видит мимику лица, может свободно двигать ручками. Эта поза удобна для кормления и общения.
Сядьте на пол или диван, разместите ребенка на коленях лицом к себе. Его голова и туловище будут располагаться по середине ваших бедер, своими коленями вы будете регулировать положение его головы. В такой позе малыш может ответить взглядом на ваш взгляд, ему без труда удастся, подражая вам, повторить ваши мимические движения, а значит, достичь определенного уровня единения в общении.
Для достижения определенной гармонии в общении кладите малыша на животик к себе на грудь с самых первых дней его жизни. В таком положении малыш слышит ваше дыхание, чувствует биение вашего сердца, а звуки вашего голоса он ощущает всем тельцем. Вскоре он научится приподнимать голову и увидит ваше лицо и глаза. Все это настроит его на неспешное общение с вами.
Выкладывайте малыша на спинку на пеленальный стол, диван или кровать, подкладывайте свои руки под его тельце, слегка покачивайте его с боку на бок, вперед-назад. В такой позе малыш максимально активен в проявлении своего желания общаться и играть с вами.
Кладите малыша на бочок на диван, большую кровать или пол, предварительно положив туго скатанное полотенце или одеяльце под его бочок. Сами ложитесь напротив него и начинайте с ним «разговаривать»: смотрите ему в глазки, улыбайтесь, издавайте различные звуки, рассказывайте забавные стишки.
Разговаривайте с малышом, лежа на животе. Ложитесь на пол так, чтобы ваши лица были обращены друг к другу. Позовите малыша, поговорите с ним, и он обязательно поднимет голову, посмотрит вам в глаза и, может быть, улыбнется, приглашая продолжить «беседу». А если вы периодически будете поглаживать его ладонью от затылка вдоль спины, это поможет крохе более длительно удерживать голову, общаясь с вами.

Малыш, лежащий на полу, более активен, он быстрее двигается. В положении на животе у него развивается стремление поднимать и удерживать головку, а значит, такой ребенок больше расположен к общению, чем ребенок, лежащий на мягком диване, кровати, большой подушке или находящийся в манеже.

Многим детям поначалу нужна небольшая помощь, чтобы им понравилось лежать на животе и общаться с вами или другими членами семьи. Установлению общения в позе на животе помогают валик, треугольная подушка, надувной круг. На них вы можете положить малыша, тогда ему будет легче удерживать головку, следить за вами глазами, отвечать вам улыбкой и звуками. Вместо валика, бортика надувного круга или туго скатанного полотенца можно подставлять под грудь малышу свою руку.
Можно положить кроху на живот на пеленальный стол, присесть рядом или сесть на невысокий стульчик перед ним так, чтобы ваши лица были на одном уровне, а малыш мог смотреть на вас и «говорить» с вами.

Чтобы лучше понимать и чувствовать своего ребенка, располагайтесь с ним на одном уровне так, чтобы ваши лица были обращены друг к другу.

Для внесения некоторого разнообразия в общение рекомендуется использовать позы «на весу».
Возьмите малыша так, чтобы ваши ладони и большие пальцы обхватили верхнюю часть его туловища. Повернув на бок, поднимите его в вертикальное положение, слегка покачивая вправо-влево, вперед-назад, рассказывайте ему потешки.
Можно приподнять малыша по-другому: одну руку подложите под шею и голову малыша, другой придерживайте его ягодицы. Малыш будет находиться на ваших вытянутых руках. Если в таком положении вы развернете кроху к себе лицом, то это позволит вам «беседовать» с ним, рассматривая друг друга.
А если вы приподнимете малыша, придерживая его одной рукой под грудь, а другой под ягодицы, то ритмичные покачивания вверх-вниз придадут общению некоторую остроту и новизну.

Помните! Позы «на весу» не подходят детям с нервно-рефлекторным возбуждением, с судорожной готовностью, с серьезной потерей зрения. Таких детей лучше покачивать на руках.

Для знакомства с другими членами семьи, рассматривания окружающих предметов в разных ракурсах и показа игрушек используйте следующие положения и позы.
Положите малыша боком на свою руку, прижимая его спинку к своему телу. В таком положении у него появятся новые возможности для рассматривания предметов в комнате, а если кто-то из взрослых захочет с ним пообщаться, то ему придется присесть перед малышом, ведь истинные собеседники всегда предпочитают общаться на равных.
Если вы положите малыша на животик на свою руку, то он будет рассматривать окружающие предметы, глядя через ваш локоть. В такой позе малыш быстрее успокаивается, не испытывая дискомфорта.
Можно носить малыша на плече так, чтобы его голова находилась над вашим плечом. В таком положении малыш смотрит вперед, с ним можно пройтись по квартире, наклониться, слегка его покачать. Глядя из-за маминого плеча, кроха может поиграть с папой или бабушкой.

Обязательно перекладывайте малыша с одной руки на другую, с одного плеча на другое, ведь при смене положения он становится более активным, начинает смотреть и вправо, и влево, поворачивая немного голову в стороны.

Держание или ношение на руке в позе «в люльке» оптимально подходит для детей любого возраста — так можно носить и новорожденных младенцев. В таком положении голова и руки ребенка направлены вперед, ноги согнуты и раздвинуты. Малыш располагается у вас на руках таким образом, что его голова опирается на ваше плечо и направлена вперед, а его руки с помощью вашего предплечья также направляются вперед. При этом подошвы его ног прижимаются вашей рукой одна к другой. Так можно держать ребенка стоя или сидя на коленях.
Для самого маленького ребенка подойдет поза «перед грудью». Вы несете ребенка перед собой, прислонив его туловище спиной к вашей груди. Ноги ребенка сгибаются в тазобедренных и коленных суставах, бедра при этом несколько вывернуты и разведены, а подошвы прилегают друг к другу. В таком положении малыш может рассматривать предметы в комнате, с ним может играть другой взрослый, стоящий или сидящий перед ним. Эта поза хороша для вертикальных покачиваний малыша, при ритмичных покачиваниях или пританцовываниях взрослого малыш успокаивается, настраиваясь на положительные эмоции.

Помните! Маленький ребенок не может долгое время лежать в одной и той же позе, его нельзя долгое время носить в одной и той же позе.

Можно носить малыша или играть с ним по-другому. Посадите его на руку, согнутую в локте, прислонив спиной к своей груди, тогда малыш будет смотреть туда же, куда смотрите и вы, с ним легко можно будет установить контакт другому члену семьи.

Выбираем место для игры и общения

Маленький ребенок воспринимает и познает мир с помощью близких для него людей. Очень важно, чтобы взрослые предоставили ему возможность приобрести разнообразный опыт. В связи с этим условия и то пространство, где малыш играет, двигается, общается, имеют большое значение для его будущего развития. Следует как можно чаще организовывать игры и общение с крохой на полу. На полу положенный на одеяло малыш может свободно проявлять свое желание двигаться, а значит, показывать свое настроение, чувства и отношения к чему-либо с помощью одного из самых важных средств общения — движения.
Пол в отличие от поверхности дивана, большой кровати более жесткий, что создает хорошую основу для сгибания и разгибания пальчиков рук и ног, подтягивания коленок, возможность зацепиться за одеяло, игрушки и любые другие предметы. Пространство манежа, детской кроватки или качалки мало подходит для создания атмосферы общения. Малыш не может в них видеть вас, слышать ваш голос и свободно двигаться, в этих приспособлениях он максимально расслаблен, находится в состоянии полудремы.
Для того чтобы понять, будет ли вашему малышу комфортно на полу, полежите некоторое время в том месте, куда предполагаете положить кроху. Если дует от дверей, следует подложить под них свернутое одеяло, если вы считаете, что достаточно прохладно, подстелите под одеяло малыша еще стеганое одеяло или изолирующий матрац. И обязательно повесьте градусник на уровне пола, для того чтобы точно знать температуру воздуха в том месте, где малыш больше всего проводит время. Для некоторых ситуаций общения подойдет пеленальный стол или ваша большая кровать. Однако одного малыша на них оставлять нельзя ни в коем случае, он может упасть, даже если вы уверены, что он не докатится до края кровати или стола.

Выбираем игрушки

Для малыша этого возраста и уровня развития потребуется некоторое количество игрушек, которые помогут вам создать неповторимую ситуацию общения.
Малышу необходимы:
* погремушки: с различным звучанием, сделанные из разных материалов (пластмассы, дерева, бересты), но обязательно с удобной для захвата ручкой и нетяжелые;
* колокольчики и бубенцы с различным звучанием;
* озвученные мячи (пластмассовые, деревянные, мягконабивные); яркий пляжный надувной мяч;
* неваляшка средних размеров;
* кукла средних размеров с выразительным лицом;
* несколько подвижных мобилей с легкими озвученными игрушками для рассматривания малышом, один из которых вы подвесите над его кроваткой или манежем, а другой прикрепите к устойчивой перекладине, стоящей на полу, там, где малыш больше всего бодрствует.
Набор таких игрушек позволит вам научить малыша останавливать взгляд на игрушке, следить за игрушкой вправо-влево, прислушиваться к звучанию разных игрушек и пытаться поворачивать голову, слыша звук.
Следующий набор игрушек и предметов позволит познакомить малыша с разными тактильными ощущениями:
• браслеты с различными звучащими игрушками для надевания на ручку и ножку малыша;
• несколько различных колец, которые надо обвязать или обшить контрастными по фактуре тканями;
• несколько небольших подушечек с различными наполнителями, по-разному шуршащих и звучащих;
• набор носовых платочков из различной ткани: шелка, ситца, вельвета, бархата, искусственного меха и др.;
• лоскутное одеяло из тканей различной фактуры.
Для развития двигательной активности ребенка необходим такой набор игрушек:
• гимнастический мяч (не более 40 см в диаметре);
• надувной круг небольшого размера;
• надувное или мягконабивное бревно;
• треугольная подушечка.
Кроме перечисленных выше игрушек, в игре можно использовать разные бытовые предметы. Это внесет дополнительное разнообразие в первый опыт малыша. Ватные косметические шарики или диски, чистая косметическая кисточка, различные перышки, кусочки тканей, шелковые ленты — все эти предметы имеют разную текстуру поверхности, ими можно поглаживать, щекотать малыша, вкладывать эти предметы ему в ручку.
Для того чтобы познакомить ребенка с разнообразными звуками, используйте баночки из-под детского питания, в одну из них налейте воды, другие на треть заполните манкой, гречкой или фасолью. Чередуйте демонстрацию погремушек со звучанием переливающейся воды, пересыпающейся крупы, шуршанием пакета, фольги, вощаной бумаги.
Выкладывая малыша на живот, подкладывайте ему для сосредоточения и рассматривания небольшие подушечки в ярких наволочках, вместо лоскутного одеяла можно использовать чистые и хорошо проглаженные павловопосадские платки. Их яркие, насыщенные цвета и большие цветки обязательно привлекут его внимание. Он будет с большим удовольствием лежать на животе, рассматривая их рисунок.

Педагогическая мастерская

* Играйте с малышом каждый день, лучше в одно и то же время, в будущем он будет ожидать этого момента, заранее предвосхищая его и настраиваясь на совместную игру.
* Во время общения и игры уделяйте все внимание только малышу, не отвлекаясь на посторонние дела, телефонные звонки и просмотры телепрограмм. Своевременно и быстро откликайтесь на проявления дискомфорта у малыша.
* Организовывайте игры в разных местах, но помните, что лучшее место для совместной игры и его самостоятельной деятельности на полу. На полу малыш может более активно двигаться и выражать свои желания.
* Подумайте о том, какие положения и позы подойдут для вас и вашего малыша, попробуйте разные позиции. Главное, чтобы вы научились чувствовать друг друга.
* Перед игрой обязательно рассказывайте малышам, что вы будете делать, так как они не любят внезапности и неожиданности. Всем детям нравится, когда их подготавливают к чему-то новому и когда игра или общение заканчиваются постепенно, а не обрываются внезапно.
* Чем младше малыш, тем короче должны быть игры и общение, а чтобы он не уставал, попытайтесь чередовать спокойные и более активные игры. Не забывайте, что после каждой игры ребенок должен отдохнуть и расслабиться.
* Во время игры смотрите на ребенка, улыбайтесь ему, обращайтесь к нему, используя напевную интонацию и простые фразы. И он научится отвечать вам: начнет смотреть вам в глаза, прислушиваться к вашему голосу, его движения станут плавными, на лице появится первая мимолетная улыбка.
* В игре внимательно наблюдайте за ребенком, он обязательно подскажет вам, когда сделать паузу, когда еще раз его приласкать, когда пощекотать, когда спеть песенку.
* Ведите себя естественно, раскованно, используйте предложенные в книге игры как тему для импровизации. Главное, чтобы вы получали удовольствие не меньше, чем малыш.
* Меняйте стихи в ситуациях общения и игры. Рассказывайте малышу те стихи, которые вы сами любите и помните с детства.

Развиваем чувство взаимного доверия

Дни малыша проходят в ритмичном чередовании сна, кормления, отдыха и игры. Для того чтобы у него постепенно родилось желание общаться, родители, бабушка или дедушка могут обсуждать вслух события дня, планировать основные моменты жизни малыша, подводить итоги этих событий, тем самым как бы включая его в общение и в повседневную жизнь семьи. Конечно, сначала малыш не может понимать смысла ваших слов, но он улавливает интонацию голоса и привыкает к речи, обращенной только к нему.
Когда малыш еще очень мал, он много спит и мало бодрствует, поэтому играть с ним удается лишь несколько минут перед кормлением, во время пеленания. Вначале выберите для общения две игры — спокойную и активную. В дальнейшем, с увеличением времени бодрствования, можно будет предложить ребенку большее количество игр.
Приведенные далее игры могут сопровождать жизнь малыша в течение всего дня.

«ЗДРАВСТВУЙ, СОЛНЫШКО!»

Когда малыш проснется, возьмите его на руки. Смотрите ему в глазки, улыбайтесь. Ваше приветливое лицо ненадолго привлечет его взгляд. А это хороший способ установления контакта. Поглаживайте его щечки, ручки и ножки, приговаривая:

Ночь прошла,
Темноту свела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок,
Встала маменька,
Открыла ставенку.
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!

Погладьте малыша по головке при словах: «Здравствуй, солнышко, Колоколнышко!» Очень скоро ваша игра примет характер эмоционального взаимодействия, малыш будет смотреть на вас, ожидая поглаживаний и ласковых слов.

«ЛЕНЬ-ПОТЯГОТА!»

Поглаживайте ручки и ножки малыша, слегка отводя их в стороны. Круговыми движениями по часовой стрелке погладьте ему животик, приговаривая:

Лень-потягота,
Поди на Федота,
С Федота на Якова,
С Якова на всякого!

«ПОСТОЙ, КУКОЛКА!»

Во время смены пеленок общайтесь с малышом. Поглаживайте и растирайте ему ручки и ножки, щекочите его, дуйте на шейку и животик, целуйте и тормошите его. Рассказывая стихи или потешки, смотрите в глазки, улыбайтесь, приближайте к нему и удаляйте от него свое лицо:

Постой, куколка!
Постой, барынька!
Некогда стоять,
Пора мне бежать,
Сову снаряжать,
У совы-то свадьба,
У совы в усадьбе:
Мушка-стряпушка,
Комар-полетушка,
Синица-сестрица,
Сорока-девица,
Кукушка-рябушка,
Чечетка-подружка.
Воробышек-шурин
Глазки прищурил.
Сова-невеста
Села на место!

Пойте малышу одни и те же песенки по многу раз, чтобы они стали для него узнаваемы.

«ПОТЯГУ-ТЯГУНЮШКИ!»

Перед кормлением выложите малыша на живот, помогая ему высвободить ручки. Чтобы ему было легче удерживать головку лежа на животике, подложите под его грудь свою руку, тогда он приподнимет головку и попытается опереться на свои ручки. Поглаживая ручки, ножки и спинку малыша другой рукой, приговаривайте:

Потягу-тягунюшки,
Порасту-растунюшки.
Ножки-ходунюшки,
Ручки-хватунюшки,
В роток — говорок,
А в головку — разумок!

Малыш будет слышать ваш голос и ощущать ваши прикосновения.

Чередуйте свои действия: побуждайте малыша к игре и выжидайте, делая паузы; наблюдайте за ним и действуйте, откликаясь на его поведение.

«ТУТ ЛЕС, ТУТ ПОЛЯНА»

Во время переодевания малыша, читая потешку, прикасайтесь к его волосам, ко лбу, к носу, ко рту, к груди, к животу и легко прижмите ладонью то место, где находится сердце:

Тут лес,
Тут поляна,
Тут бугор,
Тут яма,
Тут грудь,
Тут живот,
Тут сердце живет!

«ГДЕ ТЫ БЫЛ?»

Потуже скатайте одеяло и подложите его под грудь лежащего на животе малыша так, чтобы ручки были перед валиком. Такой прием позволит малышу опереться на руки и на некоторое время поднять головку. Расположитесь напротив ребенка, поглаживая его по спинке, а когда он попытается ненадолго поднять головку и удержать ее, привлеките его взгляд к своему лицу, неотрывно смотрите на него, улыбайтесь, приговаривая:

Зайчик, зайчик, где ты был,
Я на речке хвостик мыл.
Вымыл, вымыл да упал,
Снова хвостик замарал!

Если малыш устал или ему не хочется больше играть (он начинает отворачиваться, зевать, хныкать), то остановитесь, дайте ему возможность отдохнуть.

«ПРИЛЕТЕЛИ ГУЛЕНЬКИ»

Положите малыша к себе на колени. Рассказывая ему потешку, попытайтесь на некоторое время удержать взгляд малыша на себе:

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать,
Стали Машу (или другое имя) усыплять!

Погладьте его по щечкам, пощекочите за ушками, потормошите за грудку, продолжая неспешно рассказывать:

Баю, баю, баиньки,
Прилетели галоньки,
Сели у качалоньки,
Стали галки напевать
И качалоньку качать!

Во время игры неотрывно смотрите в глазки малышу, говорите ему ласковые слова, улыбайтесь и смейтесь. Он обязательно вам ответит: начнет смотреть на вас и искать ваш взгляд, прислушиваться к вашему голосу, его движения станут менее хаотичными. Ведь для вашего малыша нет на свете никого важнее вас.

«ГОЛОВУШКА»

На пеленальном столике положите малыша на спинку. Улыбайтесь ему, смотрите в глазки, щекочите его за ушками. Читая потешку, обхватите ладонями головку малыша с двух сторон и в ритме потешки слегка переваливайте ее с ладони на ладонь:

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку —
валяй, валяй!
Совинька-сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

«НОЖКИ»

Медленно поглаживайте ножки малыша, а потом большим пальцем своей руки растирайте поочередно каждую ступню малыша, рассказывая ему стишок:

Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
(или другое имя)
Бегут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.

Поиграв с малышом, отдохните вместе с ним: поговорите с ним, приласкайте его или тихо полежите рядом.

«КОГО ЛЮБЛЮ!»

Положите малыша на животик, подложив свою руку под его грудь. Другой взрослый может расположиться напротив малыша. Побуждайте его приподнимать головку и находить взглядом другого взрослого, который должен общаться с ребенком; обмениваться с ним взглядами, улыбаться и рассказывать ему веселую считалочку:

Катилась торба
С великого горба,
В этой торбе:
Хлеб, соль, вода, пшеница.
С кем желаешь поделиться,
Выбирай поскорей,
Не задерживай добрых людей.
Три копейки — по рублю,
Выбирай, кого люблю!

Взрослые могут поменяться местами и, если малыш не устал, продолжить игру.

«СОН И СОНИХА»

Удобно лягте на диван или кровать. Положите кроху к себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Поглаживая малыша по спинке, читайте ему стишок, постепенно переходя от громкой речи к шепоту и наоборот:

Ходит сон по лавочке
В голубой рубашечке.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее засыпай!
А Сониха — по другой,
Сарафанец голубой.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее засыпай!

«КУПИ НОВЫЙ БАШМАЧОК»

Положите малыша на спинку на большое махровое полотенце. Погладьте ступни малыша, а потом перебирайте и поглаживайте каждый пальчик на его ножках, приговаривая:

Скрип, скрип, скрипачок,
Купи новый башмачок:
Кошке Машке,
Коту Николашке,
Коровке Дашке,
Бычку Ивашке,
Кобылке Нениле,
Мерину Гавриле,
Утке Анютке,
Селезню Васютке,
Кочету Никите,
Курице Улите!

Обхватив ножки малыша руками в области голеностопного сустава, легко потопайте ими по полотенцу, а потом сделайте несколько легких скользящих движений ступнями ног малыша по поверхности полотенца и еще раз прочитайте потешку малышу. Выполняя эти простые приемы, неотрывно смотрите на малыша и улыбайтесь ему, повторяя этот забавный стишок.

Мир младенца пока ограничен руками матери. Руки матери — прочная опора, надежная защита, источник внешних впечатлений и приятных ощущений.

«ТОПОТУШКИ»

Лежащему на спинке малышу положите в ноги яркий мяч. Дотрагивайтесь мячом до ножек ребенка, приговаривая:

Топ-топ, топотушки!
Пляшут лапки,
Пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что лежишь?
Пляши и ты!

«ЩИ ДА КВАС»

Когда вы кормите малыша, то в паузах между сосанием ласково приговаривайте:

Щи да квас для тебя у нас.
Ешь, Тарас (или другое имя),
Будешь выше нас!

Проговаривайте вслух все события дня, планируйте основные моменты жизни малыша, подводите итог этих событий. Таким естественным образом вы включаете ребенка в общение и в повседневную жизнь семьи.

«ДАДИМ ДЕТКЕ КАШИ»

Чтобы во время кормления малыш дольше длительно смотрел на вас, накиньте себе на плечи яркую косынку или наденьте яркие бусы. В паузах между сосанием приговаривайте:

Дадим Ване
(или другое имя) каши
В красной чаше,
Хлеба краюшку,
Меда кадушку,
Пышки, лепешки,
Куриные ножки!

Поглаживайте ручки малыша во время кормления, говоря ему при этом нежные слова. Когда малыш закончит есть, подержите его у себя на коленях или вертикально на руках, еще раз читая потешку.

«РАСТИ»

Опуская малыша в ванночку с водой, приговаривайте:

Расти, казак,
Пригож, богат,
Силен, смышлен,
Красотою наделен!
Кыши-кыши,
Расти, дочка, выше.
Расти, дочка, выше,
До хором, до крыши.

«УТОЧКИ»

Покачивайте малыша на поверхности воды, напевая:

Уточки, уточки
Плавали, плавали,
Полетели, полетели,
На головушку сели.

Такая игра в воде поможет малышу расслабиться и сделает процесс купания более приятным.

«ГЛАЗКИ—УГОЛЬ»

После купания, вытирая и одевая малыша, приговаривайте:

Глазки — уголь,
Нос — картошка,
Щечки —
булочки у нас

Стимулируем положительные эмоции

Помните! Малыш заранее настраивается на определенное время игры и общения.

«АХ ТЫ, ДЕТОЧКА»

Возьмите малыша на руки, легко покачайте его из стороны в сторону. Добейтесь того, чтобы малыш начал на вас смотреть, после этого напевно произносите слова пестушки:

Ах ты, деточка,
Золотая веточка,
Сладкая конфеточка!

Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, потормошите его за грудку, улыбнитесь ему, нежно и ласково поговорите с ним, повторяя ласковые слова.

Во время игры учитесь выражать свои чувства и эмоции ясно и понятно для маленького ребенка.

«ОЙ, КАЧИ, КАЧИ, КАЧИ»

Положите малыша на спинку на диван или кровать, подложите свои руки под его тело. Медленно, в ритме пестушки, покачивайте его из стороны в сторону или вперед-назад, слегка приподнимая его голову на своих руках. Напевая песенку, улыбайтесь ему, смотрите в глазки:

Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки!
Ой, качи, качи, качи,
К нам приедут торгачи,
Станут Вову
(или другое имя) покупать,
Мы не будем продавать,
Вову (или другое имя)
мы не отдадим,
Вова (или другое имя)
нужен нам самим.

Во время общения и игры все свое внимание уделяйте только малышу, не отвлекаясь на посторонние дела, телефонные звонки и просмотры телевизионных программ. Такое поведение убедит кроху в вашей надежности и заинтересованности им как личностью.

«МИЛЕНЬКИЙ ДРУЖОК»

Положите малыша себе на грудь. Слегка покачивайте его из стороны в сторону, придерживая его в области спины. Улыбайтесь ему, подуйте на шейку, на лобик. А потом почитайте стишок:

Миленький дружок,
Ты — пшеничный пирожок,
Ты — лазоревый цветок!
Да малиновый душок!
Далеко в поле цветешь
Да к нам в гости нейдешь.

Повторите стишок и игровые приемы несколько раз.

Привносим в общение новизну и остроту ощущений

«ГЛЯНЬ — БАРАНКИ, КАЛАЧИ!»

Возьмите малыша на руки в позу, которая называется «в люльке». Слегка пританцовывая, покачайте малыша на руках и приговаривайте:

Ай, качи-качи-качи!
Глянь — баранки, калачи!
Глянь — баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи —
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися
Ба-ра-а-а-а-ночки!

При последних словах выдержите паузу и начните сначала.

Организуя игру, обязательно предупреждайте малыша о том, что вы будете делать, так как дети не любят внезапности и неожиданности.

«ВАНЬКА-КОМАРОК»

Возьмите малыша так, чтобы ваши ладони и большие пальцы обхватили верхнюю часть его туловища. Повернув малыша на бок, поднимите его в вертикальное положение. Слегка наклоняйте его головку то вправо, то влево, возвращаясь в исходное положение. Наблюдая за крохой, вы поймете, насколько его можно наклонять, чтобы ему это нравилось. Можно наклонять малыша то вперед, то назад. Главное, чтобы игра доставляла ему радость. Для создания особой атмосферы читайте стишок:

Ванька, Ванька-комарок!
Улети на свой дворок!
Там твой дедушка
Кушает репушку,
Там твоя бабушка
Кушает оладушки.
Тебя ожидают,
Кусочки доедают!

«ТРИ-ТА-ТА»

Положите малыша боком на свою руку, прижимая его спинку к своему телу. Легко покачайте его в ритме пестушки:

Три-та-та, три-та-та!
Поймал дедушка кота,
А бабушка — кошку
За левую ножку.

Переложите его на другую руку и вновь покачайте, читая пестушку.

«ПАВУШКА ЛЕТАЛА»

Возьмите лежащего на животе малыша на руки и поднимите его. Держите его достаточно крепко перед собой. В таком положении удобно смотреть друг на друга и общаться. Не отводя взгляда от ребенка, медленно поднимайте его над головой. Находясь в таком положении, он максимально активно двигает головкой, телом и ножками. Вначале эта игра может длиться несколько секунд, а потом все дольше и дольше. Поднимая малыша, не забывайте приговаривать:

Павушка летала,
Перышки роняла.
Кому это перышко?
Родимому Вовушке
(или другое имя).
На что ему перышко?
Шапочку пушить!
На что шапочка?
Дедушке дарить!

«СКОК!»

Возьмите малыша на руки. Одну свою руку подложите ему под шею и голову, другой придерживайте его ягодицы. Ребенок будет в позе, которая называется «на весу». В ритме потешки поднимайте и опускайте его:

Качики-качки
На серой собачке!
Зацепились за пенек
И стояли весь денек.
Скок! Скок! Скок!

При последних словах поцелуйте животик малыша и шумно выдохните: «Скок! Скок! Скок!» Если малышу понравилась игра, повторите ее несколько раз.

Игра для малыша — это очень тяжелая работа. После каждой игры давайте ему возможность отдохнуть, расслабиться.

«ЕДЕТ ВАНЯ»

Возьмите малыша на руки в позу, которая называется «в люльке», сядьте на большой гимнастический мяч. Слегка попрыгайте вместе с малышом на мяче, приговаривая:

Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня в тележке
Щелкает орешки.

«ШЛА КОЗА ПО МОСТИКУ»

Положите малыша животиком на большой гимнастический мяч, легко покачайте его вперед-назад, придерживая ножки:

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила!

При последних словах поцелуйте малыша, выдержите паузу и начните раскачивать его вновь.

Развиваем совместное внимание

«БУБЕНЧИКИ»

Расположите малыша у себя на коленях. Для игры вам понадобятся бубенцы. Позвените ими справа или слева от ребенка так, чтобы он мог их видеть. Дайте звуку затихнуть. Посмотрите на ребенка: прислушивается ли он к звучанию бубенцов. Позвените еще раз и, после того как малыш успокоится, а звук бубенцов угаснет, покажите их ребенку, читая при этом стишок:

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!


«ФОНАРИК»

Расположите ребенка у себя на коленях в позе, которая называется «на спине». Вам понадобится новогодний фонарик, сделанный из фольги.
Привлеките внимание малыша к яркой игрушке, поместив ее в его поле зрения. Перемещайте фонарик то вправо, то влево, то вверх, то вниз, приближая и удаляя его от лица ребенка.

Подбирайте игры для малыша так, чтобы чередовались спокойные и активные игры.

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГРЕМУШКОЙ»

Сядьте на пол так, чтобы ваша спина имела хорошую опору. Расположите ребенка у себя на коленях в позе «на спине», чтобы ваши лица были обращены друг к другу. Для игры вам понадобится яркая погремушка. Поместите погремушку между собой и малышом. Привлеките его внимание: покачивайте, потряхивайте погремушкой так, чтобы она начала издавать характерный звук. Погладьте ручки малыша, вложив в них погремушку, дайте ему возможность познакомиться с новой игрушкой, потрогать и ощупать ее. В этот момент с ласковой интонацией произнесите слова: «Это погремушка. Она звенит». Далее начинайте медленно перемещать игрушку из стороны в сторону, то вверх, то вниз. Каждый раз, когда малыш сумеет проследить за ее движением, передвигайте игрушку, изменяя направление.

«НЕВАЛЯШКА ТАНЦУЕТ»

Положите малыша на животик на диван. Сами лягте напротив или рядом с ребенком. Поставьте перед ним неваляшку и слегка подталкивайте, покачивайте ее, вызывая мелодичный, приятный звук. Отстраните свою руку, дав малышу возможность понаблюдать за неваляшкой и попытаться поймать ее ручкой. Подвиньте игрушку к малышу так, чтобы он мог потрогать, ощупать ее рукой, толкнуть. В тот момент, когда неваляшка будет покачиваться, произнесите ласковым голосом слова: «Ах, как куколка Ляля поет! Ах, как Ляля танцует! Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!»

Будьте чутки к состоянию ребенка. Наблюдайте за ним во время игры, подмечайте, что он делает ручками и ножками, куда он смотрит, что выражает его лицо, какие он издает звуки.

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ КУКЛА»

Положите малыша на животик. Наденьте куклу бибабо себе на руку, привлеките к ней внимание малыша. Пусть он понаблюдает за ней. Потом кукла может его погладить. Снова привлеките внимание крохи к игрушке.

«ЗЕРКАЛО»

Восприятие отраженного в зеркале — важное условие для развития вашего малыша. Возьмите кроху на руки и поднесите его к зеркалу. Обратите его внимание на отражение в зеркале. Поиграйте с ним: показывайте ему его отражение и, отворачивая его от зеркала, говорите: «Ой! Нет Саши (или другое имя)». И вновь подносите его к зеркалу, восклицая: «Вот, вот Саша (или другое имя)!» Вначале малыш будет внимательно наблюдать за своим отражением, а потом начнет улыбаться сам себе.

Стимулируем речевое развитие

«ЗНАЙ НАПЕРЕД»

Положите малыша на спинку на кровать, диван или пеленальный стол. Возьмите кусочек ватки или мягкую косметическую кисточку. Пощекочите его за ушками, по шейке, приговаривая:

Знай наперед:
Здесь водица —
Холодненькая,
Здесь — тепленькая,
А здесь — горяченькая,
Здесь — кипяток, кипяток!


Повторите игровые действия, читая стишок, щекоча малыша в области запястья, локтя и подмышек. Если игра ему понравится, то он может выразить это звуками гуления. Поговорите с ним на его языке и вновь повторите игру.

«СВЕТ-СВЕТЛЯЧОК»


Потрите кулачки малыша друг о друга, а когда пальчики ненадолго раскроются, вложите свои большие пальцы в его ладошку, читая стишок:

Свет-светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин молока
И кусок пирога!

Если во время игры у малыша появилось желание «поговорить» с вами, продолжите игру, повторяя звуки гуления.

Помните! Малыш почувствует себя в безопасности, защищенным и любимым, если вы научитесь угадывать его желания, понимать смысл его поведения и реагировать на него так, как хотелось бы ему.

«АГУ-АГУ!»

Положите малыша себе на грудь так, чтобы ваши лица были обращены друг к другу. Пощелкайте языком, привлекая внимание малыша к вашему лицу, пофыркайте и тихо начните напевать песенку со слогами: «Агу-гу, агы-гы, кх-кх...» Выдержите паузу и вновь повторите свое приглашение к «разговору».

«БАБА ТЕСТО МЕСИЛА»

Перебирайте пальчики малыша, поглаживайте его ручки, растирайте каждый пальчик. Такая игра с пальчиками малыша позволяет стимулировать его гуление.

У бабы Фроси
Пяток внучат.
Все каши просят.
Все криком кричат.
Акулька в люльке,
Аленка в пеленке,
Аринка на перинке,
Степан на печке,
Иван на крылечке.
Баба тесто месила,
Кашу варила,
Молоко топила,
Внучат кормила.
Как каши наелись,
Молока напились,
Бабе поклонились,
Угомонились!

«ПРИГЛАШЕНИЕ»

Положите малыша на левое плечо так, чтобы он мог смотреть вперед. Придерживайте его двумя руками. Пусть другой взрослый обратится к малышу, напевно, с разными интонациями произнося звуки гуления, делая паузы. После ответных звуков ребенка взрослый вновь произносит различные звуки. Переложите кроху на правое плечо. Ведь когда мы меняем его положение в пространстве, меняется и направление его взгляда. Вновь повторите игру с приглашением к общению.

«ПЕРЕКЛИЧКА»

Положите малыша на пол на животик, а сами расположитесь напротив него. Позовите его по имени, потом напевно, с различными интонациями произнесите гласные звуки: а, у, и, о, а также их сочетания: агы-гы, агу-гу и т. д. Чередуйте громкую интонированную речь с шепотом и беззвучным артикулированием звуков. Не забывайте делать паузы, приглашая ребенка присоединиться к вам.

«ГУЛЬКИ»

Играйте с пальчиками малыша, перебирая, поглаживая их, прижимая подушечки его пальчиков к своим. Незатейливый стишок, обращенный к малышу, и приятные ощущения от поглаживания пальчиков позволят стимулировать звуковую активность ребенка:

Гульки, вы, гульки,
Соломенны ножки,
Куда вы летали?
К Ванюше в гости.
Что Ваня делает?
В лесу гуляет.
Его потешают:
Гуси в гусли,
Утки в дудки,
Чечетки в трещотки,
Перепелки в сапелки,
Чайки в балалайки,
Свиристели в свирели,
Синицы в скрипицы,
Кукушки в свистушки,
Скворцы в бубенцы,
Рябчики в органчики!

Перед сном

Для современных родителей укладывание младенца на сон всего лишь режимный момент. В лучшем случае мама сидит рядом, трясет кроватку и думает о своих «важных» делах, которые ей нужно успеть сделать, пока малыш будет спать. В худшем случае она уходит, оставляя ребенка засыпать в одиночестве. Некоторые мамы, прочитав о пользе музыки, ставят крохе аудиокассету с колыбельными песнями. А ведь ценность колыбельной песни заключается именно в ее «живом» исполнении, цель которого не просто успокоить, убаюкать, расслабить малыша, помочь ему заснуть, а дать ощущение любви и защищенности.
В первые месяцы жизни малыша, когда происходит знакомство с близкими людьми, колыбельные песни способствуют формированию чувства взаимного доверия между ним и окружающими взрослыми. В начале своего жизненного пути кроха прислушивается к голосам своих родных, «выбирая» среди них исполнителей колыбельных песен. И, как правило, больше всего в этом качестве ему нравится мама (даже если ее вокальные данные самые заурядные). Определившись с любимым голосом, младенец не останавливается на этом. Он пытается доступными средствами поведать маме о своих музыкальных предпочтениях: услышав одну мелодию, начинает беспокойно ворочаться, кряхтеть (может даже расплакаться) или затихает, успокаивается, если слышит любимую. Колыбельная песня, которую поет взрослый, должна нравиться ему самому. Младенцы очень чувствительны к интонациям и воспринимают только пение, идущее от души. А вот текст песни не имеет значения для маленького ребенка.
Укладывание ребенка на сон нельзя проводить в спешке, отвлекаясь на разговоры. Во время подготовки ко сну вся обстановка должна способствовать успокоению малыша и взрослого: неторопливые движения, негромкие звуки, мягкие прикосновения, знакомые запахи. Затем наступает самое главное — убаюкивание: ласковый голос, напевающий спокойную незамысловатую колыбельную песенку с монотонным ритмом, мерное покачивание или поглаживание ребенка в такт песне. А если малышу только месяц или два и он часто засыпает сразу после кормления у маминой груди, стоит ли тогда петь колыбельную песню? Да, стоит! Напевание колыбельной песенки полезно не только ребенку, но и самой маме: склонившись над своим драгоценным созданием, она испытывает необыкновенный прилив нежности, что придает ее чувствам особую остроту. К тому же колыбельная помогает ей расслабиться и снять напряжение, отдохнуть рядом с малышом, особенно если он беспокойный.

* * *

Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки.
Летят гули вон, вон.
Несут детке сон, сон.
Будут гули ворковать,
Будет детка крепко спать.


* * *

Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок,
Вышла маменька,
Закрыла ставенку.
Баю-бай,
Засыпай.

***

Первые три месяца для малыша и для вас прошли под знаком погружения в атмосферу общения. Вы учились откликаться на все проявления дискомфорта у малыша, учились успокаивать его, приспосабливаться к нему в процессе ухода: при смене пеленок, кормлении и купании, ношении на руках. Вы учились наблюдать за малышом во время игры, понимать смысл его поведения: что он делает ручками и ножками, куда он смотрит, что выражает его лицо, какие он издает звуки. Вы пытались размышлять о его поведении и обдумывать его действия. Вы были главным инициатором общения: смотрели ему в глаза, призывая к диалогу; улыбались ему, ожидая ответной улыбки; обращались к нему в надежде услышать звуки гуления. Приспосабливались вы, взрослые, и приспосабливался ваш малыш. Он начал выделять вас взглядом, отвечать вам улыбкой, длительно прислушиваться к вашей речи и поворачивать голову в вашу сторону, он привыкал к вашим рукам, реагируя движениями захвата или отталкивания. Вы вместе начали двигаться по пути достижения единства в действиях и желаниях.

Психологический портрет ребенка с первых дней жизни до 3 месяцев

В заботах и хлопотах пролетели первые три месяца жизни малыша. В каждом из этих месяцев в психологическом портрете ребенка происходили изменения.
За первый месяц малыш научился:
* медленно следить за движущимся лицом взрослого;
* медленно следить за движущейся игрушкой;
* прислушиваться к голосу взрослого; к бытовым звукам и звукам игрушки;
* улыбаться мимолетной улыбкой в ответ на разговор с ним; издавать отдельные звуки: кх, гх, гы, агы, гу, агу и др.;
* на короткое время (не более 5 секунд) удерживать головку, лежа на животе.
К двум месяцам он уже может:
* лежа на спине, смотреть на лицо взрослого, на неподвижную игрушку;
* поворачивать голову на голос взрослого, на звук бытовых предметов или звук погремушки;
* быстро отвечать улыбкой на обращенные к нему слова; издавать повторные звуки: кх-кх, гы-гы, гу-гу, агу-агу и др.;
* лежа на животе, поднимать и дольше (до 10 секунд) удерживать головку.
К трем месяцам малыш научился:
* сосредоточенно смотреть в лицо взрослого, находясь у него на руках в вертикальном положении;
* сосредоточенно смотреть на игрушку, находясь на руках у взрослого в вертикальном положении;
* поворачивать голову в сторону говорящего взрослого;
* поворачивать голову в сторону звучащей игрушки;
* гулить, произнося подряд несколько звуков: агы-гы гы, агу-гу-гу, кх-кх-гы и др.; в ответ на обращения взрослого демонстрировать «комплекс оживления»;
* наталкиваться руками на игрушки, низко висящие над грудью; лежать на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв головку.


Баенская Е. Р. Научитесь общаться с младенцем
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам С первых дней жизни до 3 месяцев
  Создаем атмосферу общения
Новорожденный еще не умеет радоваться вашему появлению, его взгляд только кратковременно останавливается на вашем лице, его кряхтение, причмокивание и крик адресованы всем и никому конкретно. Но вы, вслушиваясь в его вздохи и звуки, ловя его взгляд, отвечаете на все его сигналы так, как будто он обращается только к вам. Читать полностью
 

Комментарии

Waleriya
15 февраля 2011 года
+1
полезная статья, интересно почитать. Спасибо! Захомячила, дочитаю при возможности до конца
jane80
8 апреля 2011 года
0
здорово! много интеесного!
Amarena
11 июля 2011 года
0
Благодарствую! Будем опробовать на сыне!
Танюшинка
25 сентября 2011 года
0
спасибо огромное за материал!
ageka
4 февраля 2012 года
0
очень интересная статья и как раз вовремя.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам