Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Ах, эта…..!

Ах, эта…..! «Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала…» - именно эта песня мне всегда вспоминается, когда я вижу пышное торжество, ну, или слышу его.
Да, свадьбу видно и слышно издалека. Трудно найти более красочный и веселый обряд, в котором столько радости и ликования. Это не случайно, потому что празднуется торжество любви, начало новой семьи. Однако в наше время, как это ни грустно, свадьбу используют не совсем по назначению; конечно, ну как не похвастаться своими финансами и не выстроить праздничный кортеж из лимузинов, или купить невесте шикарное платье за …дцать тысяч (и, скорее всего, не рублей), в котором она случайно, опьянев «от радости», упадет в фонтан?
А вот русскими крестьянами брак во все времена рассматривался как «богоугодное дело», и частенько поговаривали, что «холостой мужик - знать, непутевый». Также считалось, что не женятся только те, кто «худого рода» или неполноценные. Женщина без мужа не имела самостоятельной ценности, поэтому самую плохую партию всегда предпочитали девичеству. Необходимость заведения семьи объяснялась тем, что «мужику без бабы хозяйство не завести», но большую роль играл и экономический расчет. Так «у девушки среднего состояния в приданое входило до 10 и более рубах, до 10 будничных сарафанов (холщовых и ситцевых), 10 кусков белого холста (в куске 22 аршина), 7 кусков цветного холста (пестряди), постель, до 50 полотенец (на подарки), скатерть, полог для перевозки зерна, мешок для муки и т.д.». То есть самые необходимые вещи (особенно, наверное, мешок для муки).
Интересно, что в период матриархата нормальным явлением было самопросватывание девушек. В патриархальном же обществе все изменилось. Здесь уже активное начало принадлежало жениху, а невесте - ритуальное «нежелание» выходить замуж.
В традиционной свадьбе у каждого своя роль, каждый день - особый, в каждой песне - свой смысл. Повсеместно была распространена композиция свадебного обряда, который состоял из трех частей: предсвадебного цикла (сватовства, рукобитья и девишника), дня свадьбы и послесвадебного цикла (второго, третьего дней, хлибинов и отводин).
Сватовство (сговорки’)
Когда сваха договорится с родными невесты, на каких условиях они ее отдают, с каким приданым, - уговариваются также, в какое время приходить в дом невесты для «сговорок». Да, раньше об этом договаривалась только сваха, в отличие от нашего времени, когда «осчастливленные» родители частенько видят своих зятей и невесток незадолго перед знаменательным днем.
Сговорки, или пропивание всегда проходили в доме невесты. В роли сватов выступали ближайшие родственники. Сватов отправляли в дом невесты с напутственными словами: «Идите с Богом, в добрый час». Придя к невесте, они начинали речь, обращенную к главе семейства: «Мы пришли к вам с добрым словом, со сватаньем…» или: «Говорят, у вас телка продажная есть, а у нас покупатель имеется. Не отдадите ли?» (вот наверно было приятно девушке слышать!).
Родители невесты должны были отвечать, что не хотят отдавать: «Больно молода еще!». Сваты же продолжали настаивать. Если же родители не хотели отдавать дочь, то, грубо не отказывая, они отговаривались: «Пусть невеста ума наберется». Если родители были согласны, то, спрося согласие дочери, объявляли сватам решение. После того сразу же назначался день рукобитья, а сваты получали от девушки задаток: платок или несколько рублей серебром (ну, наверно для того, чтоб даже от сбежавшей невесты иметь свою выгоду). Потом все садятся за стол и начинают «пропивать» девушку в буквальном смысле этого слова. Причем, сама она не празднует с ними, а сидит за печкой и воет, как это странно ни звучит, причитает и плачет. До самого венца ее не заставляют делать никакого дела: каждый день после сговорок она должна садиться за стол и причитать. А подруги почти все время у сговоренки шьют приданое: белье и платья.
Рукобитье
За сватовством следовало рукобитье, это первое пирование у невесты. Все садятся за стол, покрытый скатертью, на которой на тарелке стоит пирог-сгибень и соль. Отец невесты зажигает свечу перед образом, и все в избе встают, а двери запирают на крючок: соблюдается примета, чтобы посторонний не пришел и не сглазил худым глазом важного дела. Но все не так просто, с этим пирогом связан очень сложный обряд: трижды обведя им вокруг скрепленных рук невесты и жениха, его разламывали, а половины отдавали отцам брачующихся.
После излома пирога сватовья меряют, чья половина более - правая (жениха) или левая (невесты). Есть приметы: если которая половина больше, то у того больше силы, счастья, здоровья, долголетия и богатства. Переломленный пирог должен храниться у жениха и невесты до дня брака, а после венчания новобрачные должны съесть его, прежде всего; но есть пирог надо жениху - невестину половину, а невесте - женихов (этот пирог, скорее всего, проверял здоровье и крепость зубов, ведь попробуй-ка, укуси большой сухарь! А может именно отсюда и пошли «кириешки»).
С этого времени договор о браке считался заключенным, а его нарушение было бесчестьем и порицалось всеми. Так в 1716 году кузнецкий пашенный крестьянин Иван Климов жаловался уездным властям, что «он высватал за своего сына Прокопия у пашенного же крестьянина у Семена Беляева дочь его Софью при свидетелях и при них он, Иван, с Семеном по рукам бил, а после того, он, Семен, просватанную дочь выдал воровски замуж за крестьянина Омельяна Иванова».
До девишника жених часто посещал невесту. В одних местах она, встречая жениха, прикрывала лицо платком и причитала. А где-то угощала его чаем, сидела за столом, а жених приносил подарки и закуски, гостинцы: орехи, пряники и конфеты. Такие посещения назывались «побывашки», «поцелуи» и «проведки».
Девишник
Накануне венчания в доме невесты справлялся девишник. По описаниям обрядов в 19 веке, на него собирались все родственники невесты и жених с родителями и родственниками. Раньше жениха приезжала сваха с сундуком или коробом, в котором находились разные подарки невесте, гостинцы для невесты и подруг. Как видно, это далеко не современные девишники, куда приглашаются только подруги невесты, а звездой вечера становится подарок - стриптизер.
Гостей встречали особыми величальными песнями, а затем начиналась трапеза. После ужина у невесты все гости приглашались в дом жениха. Пока не было молодого и гостей, у невесты проходили девичьи игры, но вскоре гости снова собирались и трапеза продолжалась за полночь.
Нужно сказать, что и здесь невеста не освобождалась от своей обязанности - причитать,
обращаясь то к подругам, то к свахе, и даже к «красоте», положенной на стол перед ней (это была повязка из парчи, с позументами и лентами, которую носили девушки в праздничное время на гуляньях и хороводах).
Еще перед венчанием подруги водили молодую в баню, где ее мыли с причитаниями.
Так, жительница с. Карочарова, рассказывает: «… В баню ходили! Помоемся, подруги садятся на лавку рядом, а невеста кусок мыла как фуганет: кого мимо пропустит, в кого вперед заденет, тот значит выйдет скоро замуж».

День брака
Перед венчанием накануне в доме жениха собирали свадебный поезд, это очень похоже на современную подготовку свадебных машин. Важная роль отводилась дружке, который должен был знать все традиции свадебного обряда и заговоры, ограждающие молодых от колдовства и порчи.
Утром рано к невесте приходили девицы-подруги, чтобы собрать ее к венцу, а в доме в это время готовились к брачному пиру. Предохраняли от лихих людей, порчи и болезней невесту так: натирали ноги или всыпали в чулки «колотина», в платье втыкали безголовые булавки, безухие иглы, осыпали хмелем, обвертывали тело мережками. А жениху клали ему в карман ножик (невесте - ножницы). Подруги невесты, собрав молодую к венцу, усаживали ее на лавку, на которой постилалась шуба кверху волосом: сидеть на волосе шубы - жить богато, а также - чтоб злые люди молодых не испортили.
При появлении жениха подруги предлагали ему выкупить девичью красу (дивью косу) или место рядом с невестой. Если у невесты был младший брат или сестра, то главными «продавцами» выступали они. Невесту сажали спиной к двери, а перед ней устанавливали зеркало, в которое выкупающим было видно ее отражение. А когда речь заходила о выкупе, жениху показывали отражение девушки в зеркале.
Благополучно выкупив невесту, устраивали небольшую трапезу, а потом отправлялись в церковь, причем молодые ехали порознь. Из церкви они ехали уже в одних санях. У дома жениха их встречали отец и мать молодого с хлебом-солью и образами, благословляя: отец - иконой, а мать - караваем, который разламывали за общим столом. Затем новобрачных вводили в избу, усаживали на шубу (шерстью кверху) среди стола, и начиналось столование: все пили, ели, что называется до увалу. И тут выступает интересный факт: новобрачные не должны были ни пить, ни есть, а сидеть плотно за столом, рука с рукой, нога с ногой, чтобы кошка не пробежала (вот о чем надо задуматься не совсем трезвым невестам, падающим в фонтан!). Но и за столом они оставались недолго, вскоре дружка отводил их в приготовленное спальное помещение, а иногда в соседний дом. Когда новобрачные оставались одни, молодая разувала мужа, у которого в сапоге положены были деньги. Эти деньги она брала себе, благодарила мужа, который после укладывался на постель.
Молодая же, раздевшись, вскакивала через мужа к стене на постель и ложилась. Новобрачных укладывали в холодную спальню для того, чтобы дети у них были здоровыми и не боялись холода, а молодая скакала через мужа на брачное ложе для того, чтобы родить детей легко.
В начале 20 века первый день свадьбы составляли различные обряды: «блины» или одаривание молодых: невеста подносила гостям блины, а они благодарили ее за него, обычно деньгами (это сейчас молодожены считают чайные и кофейные сервизы).
После блинов молодые «подметали сор»: гости разбрасывали по полу солому и мешали ее с деньгами, а жених и невеста собирали всю солому в стожок и подметали под него деньги. Что тоже можно сравнить с современным «сором», последствиями которого становятся не только собранные деньги, но и порядком оттоптанные руки.
Второй день
Второй день после свадьбы начинался с бужения молодых. Без сомнений, самым важным был момент объявления «честности» невесты, и во многих местах бывала прилюдная демонстрация рубашки невесты или простыни с брачной постели. Также, знаком оповещения о непорочности служила красная лента, привязанная к горлышку бутылки, из которой жених угощал родителей невесты и гостей, или красная лента на дуге тройки, когда молодожены ехали в родной дом невесты.
Если случалось, что невеста не сохранила девственность до свадьбы, то к ее родителям отправляли гонцов, привязав к этой же дуге, но белый платок с дырой, чтобы вся округа узнавала о позоре. В Притомских деревнях о «нечестности» невесты говорили дырявые горшки, стаканы без дна или дырявые блины, подававшиеся родителям невесты. Если жених сам был виноват в нечестности невесты, то в таких случаях на брачную простынь капали кровь зарезанного петуха или голубя.
При выходе новобрачных их поздравляли и стучали, разбивая посуду. Потом их садили за стол, называемый «княжим», и возобновлялся пир, на котором хозяйкой считалась молодая. К обеду было принято ездить к теще на блины, и по дороге каждого встречного полагалось угощать выпивкой.
Вечером все опять возвращались в дом жениха. За столом гости часто обращались к новобрачным, говоря: «Горько, очень горько!» и спрашивая: «Нельзя ли подсластить?». Новобрачные должны были встать, поклониться, поцеловаться «крест накрест» и сказать: «Покушайте, теперь сладко!» (Интересно, откуда же пошла традиция считать во время поцелуя молодых? Видимо, слишком уж было не сладким кушанье.). Гость допивал из стакана или рюмки и говорил: «Вот теперь очень сладко», а потом подходил к молодым и целовал их.
Третий день
Третий день в разных местностях проводился по-разному. Так в Притомском округе с раннего утра молодым готовили баню, в которую они уже шли «принародно», а пока мылись, гости ждали их возле бани с шутками и смехом. После бани опять возобновлялось застолье, а затем молодые отправлялись гостевать к родственникам.
Хлибины (хлебины)
Этот обряд следует после традиционного третьего дня гуляний. В гости к теще, на хлибины (название от «хлебовать» - трапезовать) молодые отправлялись опять со всей родней мужа. Собирались там и девушки, прежние подружки молодой. В доме тещи проводили ночь (и, если сохранили еще целомудрие накануне, то тут и была их первая брачная ночь).
Утром теща подавала зятю блины. На блины клалось полотенце или рубашка (подарок), при этом верхний блин, чтобы было удобнее, не был намазан маслом. Зять брал подарок, заворачивал в верхний блин деньги, и возвращал теще, говоря, что блин сухой. Иногда же и сама теща говорила, что «блины пекла, сарафан прожгла», и зять давал ей деньги «на сарафан», заворачивая их в блин, да еще дарил платок. Теща, получив подарок, тут же хватала блины и уволакивала назад: «Теща схватит фатку и блины унесет: «Вот тебе, зятинька, и поел блинов!»… Поэтому женихов учили: «Не зевай, сперва набери блинов!»».
Отводины
Спустя несколько дней молодые навещали родителей невесты (также это называлось отгостки, «к теще на блины»). С окончанием отводин свадьбу считают законченной.

Да, если отмечать свадьбу по-старинному, то финансы, наверное, что-нибудь нам и споют. Но все же в этих многочисленных обрядах есть своя прелесть.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Ах, эта…..!
  «Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала…» - именно эта песня мне всегда вспоминается, когда я вижу пышное торжество, ну, или слышу его.
Да, свадьбу видно и слышно издалека. Трудно найти более красочный и веселый обряд, в котором столько радости и ликования. Это не случайно, потому что празднуется торжество любви, начало новой семьи. Читать полностью
 

Статьи в этой рубрике:

Комментарии

mother_kira
22 декабря 2010 года
0
самое интересное, что во всех городах обычаи разные. а если еще и отдельные нации взять, во вооообще пипец иногда бывает
nata-ta
22 декабря 2010 года
0
это считается национальными русскими традициями..Но и то, я встречала очень много разных варинтов их, когда изучала русский фольклор.
mother_kira
22 декабря 2010 года
0
ага. я тоже одно время увлекалась им
Нателёк
22 декабря 2010 года
0
Еще одна кракозябра тут ходит .
Ты что, замуж собралась?
nata-ta
22 декабря 2010 года
+1
я? я давно и безнадежно замужем
Нателёк
22 декабря 2010 года
0
вот и я думаю... как так
damochkaKo
15 января 2011 года
0
А вообще, свое счастье (как и несчастье) мы творим сами. Особенно хорошо это получается у женщин.
Если кому-то надо подробностей - пишите, буду давать бесплатные консультации в построении счастья

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам