Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Болезни школьников: ищем корень проблемы.

Болезни школьников: ищем корень проблемы. Итак, вчера мы затронули актуальную в преддверие нового учебного года проблему – здоровье школьников и его зависимость от учебы и нагрузок. Но к чему же могут привести подобные нагрузки, если ребенок учится по шесть-семь уроков ежедневно и шесть дней в неделю, а затем еще и ходит на дополнительные кружки и секции? Дети – это еще очень нежные и хрупкие создания, неадекватные нагрузки для них опасны.

Перегрузка – что плохого?

По исследованиям школьных врачей и физиологов в начальной школе с первого по третий класс около трети детей в той или иной мере страдают от проблем с нервной системой и клинически выраженных неврозов, которые формируются в результате перегрузок во время школьных занятий. Среди школьников в средних и старших классах этот процент увеличивается еще почти на треть – и уже до 70% учеников проявляют признаки неврозов и различных сдвигов в функционировании нервной системы.

Причем, выявлена зависимость между степенью интенсивности программы школы и образцовой показательностью ее и заболеваниями детей. В школах с изучением многих дополнительных предметов, факультативами и сильной программой – процент болеющих хроническими заболеваниями детей выше. При этом заболевания, которые дети получили в школе в результате такого активного обучения, зачастую переходят в хроническую патологию и остаются с человеком на долгие уже не школьные годы.

Кроме того, врачи отмечают проявление большинства хронических заболеваний к возрасту девятого-одиннадцатого классов, и эти патологии уже переходят во взрослую жизнь упоминанием о школе. К ним относят проблемы со зрением, вплоть до постоянного ношения очков, а также заболевания пищеварительной системы. Это объясняется просто – организм накапливает проблемы, а в переходном возрасте, когда происходят гормональные всплески и накладываются экзамены и стрессы, он дает сбои. Годами накопленные проблемы резко и бурно обостряются, что может привести ребенка даже на больничную койку. Но не только телесные болезни усугубляются в этом возрасте, но и психологические проблемы – они отмечаются у 25% учеников.

Как проявляются перегрузки в школе.


Есть несколько типичных проявлений со стороны здоровья, которые будут указывать на признаки перегрузки, а вовсе не на "непослушность" или капризность вашего ребенка. Задача родителей – вовремя распознать эти сигналы и принять меры по устранению проблем, которые возникают в результате перегрузки организма в результате школьных нагрузок. Если вовремя не понять этих сигналов и не принять превентивных мер, ребенок может начать постоянно болеть и хандрить, а посещение больницы и поликлиники может не выявить истинной причины резкого скачка заболеваемости. Именно родители должны вовремя заметить связь учебы и нагрузок с проблемами в здоровье, именно они видят малыша ежедневно. Но что нужно выявлять?

Первый признак повышенных нагрузок – снижение веса ребенка, что требует проведения коррекционных мероприятий в питании школьника и организации большего количества отдыха от уроков и домашних заданий. В учебном году вес контролировать у ребенка нужно ежедневно.

Другой характерный признак чрезмерных нагрузок – постоянно плохое настроение, депрессивное состояние, повышенная утомляемость, потеря интереса к учебе, постоянная слабость (чего ранее за ребенком не отмечалось), до начала учебы.

Еще одним важным показателем является снижение аппетита вплоть до его полного отсутствия. Если ребенок отказывается от своих любимых лакомств, которые ел ранее с удовольствием, не хочет есть обед, который раньше всегда съедал полностью – нужно беспокоиться. Внимательно посмотрите – сколько часов в день ребенок занят уроками и не мало ли он гуляет.

Важно замечать за ребенком различные навязчивые движения и привычки. Если он вдруг начал грызть ногти, ручки, карандаши, теребить себя за уши, волосы или производить другие повторяющиеся ритуалы – это первый признак стресса. А уж проявления скрипа зубами по ночам, постоянные синяки под глазами, заикание и дергающееся веко – это уже признаки глубокого стресса. Тут нужно не ругаться, а серьезно помогать малышу – дать ему хорошо выспаться, снизить интенсивность нагрузок, сходить к психологу и даже подумать о смене школы на более «легкую». Расспросите учителя о поведении ребенка на уроках – если ребенок плохо слушает уроки, отвечает невнятно или невпопад, конфликтует и задирается с детьми, либо он вялый и не проявляет инициативы, нет интереса к занятиям – нужно тревожиться. Это могут быть первые признаки переутомления и постоянного недосыпа.

Одним из признаков стресса и сильно завышенных нагрузок в школе является повышение уровня артериального давления. Этот симптом чутко реагирует на уровень стрессовых гормонов. Для ребенка нормальным давлением является 80-100 на 60-70 мм.рт.ст. Если до возраста в 14-15 лет уровень давления ребенка повышен хотя бы до 115 мм.рт.ст, это сигнал тревоги и повышенных нагрузок на тело. Также важно наличие того факта, что ребенок постоянно не может заснуть в положенное время, хотя ложится он позднее, чем ему положено. А вот в дневное время ребенок младших классов прикладывается спать, хотя ранее он от дневного сна отказался сам.

Обратите внимание, как малыш садится за уроки, если он долго перебирает тетрадки, копается в портфеле, постоянно встает и садится что-то забывает – это признак рассеянности внимания из-за утомления. Он может постоянно отвлекаться при приготовлении уроков, вертеться, отвечает на вопросы невпопад или долго думает. А еще дети, которые подвержены стрессу и перегрузкам, начинают чаще болеть из-за снижения иммунитета, и тогда они не вылезают с больничных, что еще больше осложняет учебу – нужно наверстывать упущенное.

Я ничего не могу успеть!

Зачастую дети школьного возраста находятся в постоянном стрессе из-за того, что ничего не могут вовремя успеть, и это раздражает родителей. На вопросы родителей, «почему ты это не сделал» вечный ответ «я не успел». Знакомая картинка? Но часто в этой картинке виноваты сами родители – детям для полноценных сборов и раскачки необходим интервал времени в 15-20 минут, и нужно всегда выделять им этот интервал, они не могут собираться в суматохе и спешке как взрослые (оно и взрослым тоже полезно использовать это правило). Но следовать этому правилу не всегда возможно – перемены между уроками маленькие, школьная нагрузка не дает такой роскоши как 20 минут перерывов. Ребенка постоянно подгоняют, он многое упускает из виду.

В результате такого вынужденного втискивания в жесткие временные рамки дети как минимум десять лет своей жизни вынуждены жить в вечной спешке, максимально уплотняя свой день и полноценно не отдыхая. А родители добавляют «масла в огонь», прибавляя к школе танцы, иностранный язык и спорт. Мало того, что сегодня первоклашки делают в школе то, что мы делали в пятом классе, так их жизнь еще и уплотняют и добавляют новые нагрузки. А это прямое нарушение гигиенических и санитарных норм, которое инициируют родители в погоне за престижем и достижениями, и молчаливо поддерживают педагоги. Многие родители еще и говорят – «нужно его максимально загрузить, чтобы не было времени на глупости», автоматически снимая с себя ответственность за надзор и воспитание детей. А потом удивляемся – откуда у ребенка в пятнадцать лет язва желудка?

Почему болит голова?

Одной из самых частых жалоб среди мамочек школьников в младших классах, с которыми они идут к педиатру, является головная боль у детей. Причем спрашивают мамы, как правило, «что им можно давать от головы», а не «откуда это взялось и как устранить». И, как вы уже догадались, основной причиной головной боли является перенапряжение. И головные боли даже называются термином «головная боль напряжения».

Пересмотрите критически нагрузку на ребенка – сколько дополнительных кружков он посещает? Три? Уберите два из них. Один? Откажитесь от дополнительных занятий совсем. Если ребенок испытывает головные боли при учебе в элитной, сильной гимназии с углубленным изучением предметов и многими дополнительными факультативами, может лучше будет перейти в обычную школу и сохранить здоровье?

Важно отказаться от просиживаний за компьютером в интернете, заняться физическими упражнениями, прогулками, выездами на природу. Если в школе ребенку тяжело, в середине недели ему нужен разгрузочный день – в среду или четверг необходимо отказаться от посещений кружков и просто погулять, но не сидеть дома перед телевизором. Любой внимательный и разумный учитель не будет против подобных разгрузок. Но не стоит расхолаживать ребенка и устраивать такие дни часто, иначе ребенок станет манипулировать своим самочувствием и прогуливать школу.

Признаками того, что ребенок отдохнул и снял стресс, будет являться:

- укладывание на ночной сон вовремя, быстрое засыпание, а на утро пробуждение бодрым и отдохнувшим.
- все занятия и уроки закончены за два часа до сна, а это время посвящено прогулке, спокойным играм, чтению книжек.
- отсутствие головных болей, выравнивание настроения, улыбка на лице ребенка.

Завтра мы продолжим разговор о школьных болезнях детей.



Болезни школьников - что может быть? https://www.stranamam.ru/article/6085462/

Здоровье школьников - почему оно портится? https://www.stranamam.ru/article/6072087/
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Болезни школьников: ищем корень проблемы.
  Итак, вчера мы затронули актуальную в преддверие нового учебного года проблему – здоровье школьников и его зависимость от учебы и нагрузок. Но к чему же могут привести подобные нагрузки, если ребенок учится по шесть-семь уроков ежедневно и шесть дней в неделю, а затем еще и ходит на дополнительные кружки и секции? Читать полностью
 

Статьи в этой рубрике:

Последние читатели:



Комментарии

Sincerita
6 августа 2013 года
+2
Нагрузки сейчас большие в школе, программы перегружены ненужной информацией. Кружки обязывают посещать. У сына СДВГ - очень сложно, тяжело сидеть на уроках, стресс оень сильный был последние месяцы, все сгрыз, что можно(( На переменах отдыхают мало, время перемены уходит на переодевания на физкультуру, подготовку к рисованию и тд. Сократили все дополнительные званятия до минимума, все равно времени не хватает. Но нам необходимо заниматься дополнительно, поскольку еще есть проблемы с моторикой, необходимо развивать речь и тп. В следующем году вторая смена, жду с ужасом, когда гулять, когда играть?!
yejiha
6 августа 2013 года
+1
от у нас то же самое,с ужасом жду сентября
Barcellona
6 августа 2013 года
+2
у моего сына весь год были "заеды" в углах рта. Пропьём витамин В - проходит. Сейчас на каникулах - не было. С питанием всё нормально. Могло ли это быть спровоцировано повышенными психическими нагрузками? а ведь сын был в нулёвке. Что в этом году будет, даже думать боюсь.
Nnataha
7 августа 2013 года
+2
Почему МЫ граммотные в этих вопросах? А правительство местное - НЕТ. Говорят с экранов - рожай!!!Денег заработаешь!В руки не получи,одеть,обуть не получится!Кружки все платные!!!!!Частные уроки ещё дороже!!!!У наших детей не то что "заеды",отслоение мозгов и сплошное программирование играми и мультиками импортными.И что делать когда тебя детё в 9 лет перестает понимать?
Галина Доброва
7 августа 2013 года
+1
Никуда от этих нагрузок не денешься, просто надо приспосабливаться как то, время правильно планировать и я вот, например, за плохие отметки мозг моей Марусе не выношу, если вижу, что она старалась, но так уж вышло, просто лишние эмоциональные нагрузки ни к чему, наоборот - разбираем в чём проблема, решаем её, всё это стараюсь делать на положительных эмоциях.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам