Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

КОЛЛЕКТИВНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ

КОЛЛЕКТИВНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ Японцы, пожалуй, один из самых дисциплинированных и трудолюбивых народов на земле. Тем не менее именно японское воспитание считается образцом лояльности: «ребенок до пяти лет – король», утверждают родители и психологи Страны восходящего солнца. Так как же из маленьких «монархов», обладающих почти неограниченной властью, вырастают такие сознательные и ответственные взрослые?

Современная японская семья обычно состоит из трех человек: папы, мамы и ребенка. Среднестатистический отец, как правило, усердно трудится всю неделю и общается с чадом лишь по выходным, зато мать, на время отказавшись от карьеры, занимается исключительно малышом – в ясли детей отдают крайне редко, т. к. окружающим такой поступок может показаться безответственным.

Японская мама прекрасно знает, что впереди у ее крохи – жизнь, главной движущей силой которой будет чувство долга, поэтому на первых порах она старается подарить своему ребенку максимум беззаботности. Пусть наслаждается, пока можно. Родительница раз за разом терпеливо предупреждает детку о различных опасностях, без устали повторяет правила поведения и ни на миг не оставляет карапуза без присмотра. Она учится мастерить развивающие игрушки и готовить необыкновенно красивые и полезные блюда, старается разобраться во всевозможных малышачьих хобби и непременно поддерживает увлечения своего чада, какими бы чудными они ни казались. В случае конфликта именно мать чувствует себя «во всем виноватой» и пытается как можно скорее помириться с юным самураем, чтобы, не дай бог, не подавить его волю и максимально усилить эмоциональный контакт.

Однако при всей своей огромной любви к малышу японка обычно весьма объективно оценивает его способности и совершенно не склонна захваливать ребенка.

БЕЗНАКАЗАННЫЕ, НО ПОСЛУШНЫЕ

Наказывать ребятишек в привычном для нас смысле этого слова у жителей Страны восходящего солнца не принято. И несмотря на это даже по уголовной статистике видно, что борьба с нежелательным поведением здесь ведется куда успешнее, чем в России. Криминологи и психологи уверены: секрет успеха кроется в том, что родители с рождения культивируют в детях чувство стыда: этот внутренний регулятор, как выяснилось, предотвращает проступки гораздо эффективнее, чем угрозы и карательные меры. Формируют это самое чувство различными способами. Если малыш нашкодит, мама, не повышая голоса, очень мягко даст ему понять, как она огорчена из-за плохого поведения. Ребенку, который находится в необычайно тесном эмоциональном контакте с матерью, естественно, становится неловко даже от невинного замечания – еще бы, ведь он расстроил самого любимого и близкого человека.

Для детей постарше – в саду и начальной школе – выработана своя система усмирения. Воспитатели и учителя всячески поощряют коллективную работу и постоянное взаимодействие со сверстниками.

Плохое же поведение неизбежно становится причиной отчуждения от детской компании, а значит, волей-неволей ребенку придется научиться вести себя так, как того требуют взрослые. Кроме того, отныне малышу может быть стыдно за свои шалости не только перед родителями, но и перед педагогами. В угол неслуха, конечно, не поставят и при всем честном народе не отшлепают, но зато посмотрят так выразительно, что мало не покажется. У подобного метода, безусловно, есть и минусы: чувствуя постоянное давление, к средней школе некоторые дети становятся весьма скованными и тревожными. Ребята боятся высказывать мнение, идущее вразрез с коллективным, не умеют делиться своими психологическими проблемами и всеми силами пытаются соответствовать социальным нормам.

МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА
Япония действительно маленькая – в квартире или в доме обычной семьи толком нет места для игрушек. Именно небольшая жилплощадь и объясняет пристрастие японцев к гаджетам: завел ребенку «Нинтендо» – и вот тебе целый мир на диване! И все-таки у детей есть масса альтернатив сидению в четырех стенах.
• Отлично развита система детских площадок. Территория может быть оборудована совсем примитивно – деревянные качели да песочница, но при этом ее обязательно как следует украсят: посадят там и сям цветочки или устроят крошечный прудик.
• Распространено устройство детских комнат при крупных торговых центрах. Это не унылые помещения с шариками, куда можно сдать ребенка на полчасика, а специальные заведения – часто с клубом для мам и разнообразными развлекательными сооружениями (горки, лесенки, игровые автоматы) и развивающими программами (кружки иностранных языков, рисования, музыки и т. д.).
• Бани и горячие источники (онсен) – еще один вариант для выходов в свет с ребенком. Места для полноценной ванной в японской квартире может просто не найтись, зато в онсене будет и бассейн, и джакузи, и аттракционы, и кафе с травяными чаями.
• В Японии хватает музеев, зоопарков и заповедных природных зон. А для деток, которым по причине тесноты отказано в заведении домашнего питомца, существуют так называемые дома кошек – тут карапуз может вдоволь потискать усатого-полосатого.
• По выходным, когда папам в кои-то веки не нужно уходить на свою бесконечную работу, японские семьи отправляются в парки. Все наряжаются, берут с собой красиво упакованный обед, заходят в храм, любуются цветущей сакурой (или другой растительностью) и фотографируются.

ЗА РАННЕЕ РАЗВИТИЕ
К идее раннего развития японцы относятся с большим энтузиазмом: здесь тоже хватает педагогов, пропагандирующих идеи Вальдорфа или Монтессори. Но есть, конечно, и местные разработки. Так, в 50-х годах прошлого века в Японии вышла революционная для своего времени книга Масару Ибука «После трех уже поздно»: ее автор утверждал, что в раннем возрасте не только закладываются основы личности, но и формируется базовый багаж знаний. Дети до 3 лет прекрасно обучаются, и поэтому родителям следует всеми способами стимулировать этот процесс. На практике это означает следующее: у вас дома должно быть буквально все, что может потребоваться «ученику» в ползунках: кисти и краски, книги и игры, настоящие музыкальные инструменты и т. д. Стоит малявке проявить к чему-либо интерес, радуйтесь и немедленно подсовывайте ему желаемые «пособия». Еще одна чисто японская методика – раннее обучение музыке по теории Шиничи Сузуки. Суть метода заключается в следующем: с самого рождения нужно окружить младенца гармоничными звуками и показывать ему, с помощью каких инструментов можно воспроизвести ту или иную мелодию. Когда ребенок начнет музицировать самостоятельно, задача родителей – всячески поощрять и нахваливать его, не обращая внимания на неудачи.

Если следовать всем инструкциям, то уже в 2-3 года карапуз будет уверенно играть на скрипке, флейте, фортепиано и т. д.

ПОЛЕЗНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Оригами – искусство складывать объемные фигуры из бумаги. Схемы поделок можно найти на сайтах: www.all–origami.ru, www.origamis.ru.
Кусудама – складывание разнообразных бумажных шаров (отличная идея для оригинальных елочных украшений!). Ищите инструкции и примеры на сайте: www.kusuda.ru.
Кумихимо – плетение шнуров-косичек, из которых можно сделать фенечки и украшения для мобильника. Схемы есть на сайте: www.fene4ki.ru/kumihimo.html.
Фуросики – из тряпочки прямоугольной формы можно свернуть сумку для покупок или, например симпатичную упаковку для подарка: www.myfuroshiki.ru.

САД ДЕТЕЙ

Интерес японцев к раннему развитию объясняется вполне прагматическими причинами: с самого рождения малыша мама и папа начинают тщательно продумывать его карьерный путь. Хороший садик гарантирует поступление в хорошую школу, оттуда, соответственно, прямая дорога в самый лучший университет, а затем – и на самую прекрасную работу. Исходя из всего вышесказанного, становится совершенно очевидна основная задача, стоящая перед японскими родителями: они должны как следует подготовить карапуза к поступлению в «правильное» дошкольное учреждение.
Детские сады посещают примерно 90% японских детей в возрасте 4-5 лет. Существуют элитные садики – цена обучения здесь, конечно, кусается, зато поступление в сильную школу ребенку гарантировано. Для менее обеспеченных японцев есть муниципальные – относительно дешевые – заведения, и ходят туда в основном дети работающих мам.

Но поступлением в выбранное ДОУ дело не заканчивается. Матери активно участвуют в детсадовской жизни: готовят завтраки, делают своими руками разнообразные пособия и внимательно изучают записи воспитателей о состоянии здоровья детишек, их настроении и пройденных уроках. Как правило, дважды в месяц в каждом саду устраивается собрание или встреча женского клуба: там родительницы могут поставить себе какую– нибудь дополнительную задачу, скажем облагородить территорию клумбами или установить в каждой игровой комнате аквариумы с золотыми рыбками.

Группы в японских детских садах немаленькие – по 30 и более детишек. Педагоги считают, что в большом коллективе ребенку будет проще найти себе друзей и освоить азы правильного поведения в обществе. Воспитатели предпочитают не вмешиваться в малышовые ссоры, но при этом учат своих подопечных анализировать возникающие конфликты и находить компромиссы.

РАВНЕНИЕ НА ВОСТОК, ИЛИ ЧТО ЯПОНЦУ ХОРОШО, ТО И РУССКОМУ НЕПЛОХО!
• Не наказывайте ребенка (тем более – физически) в случае возникновения конфликта, а постарайтесь понять, чем был продиктован его поступок.
• Объясняйте малышу, как мирно разрешать проблемы с ровесниками, поощряйте коллективные игры. Хотя бы раз в неделю выбирайтесь всей семьей на природу.
• Старайтесь питаться не только полезной и вкусной, но и красивой едой. Не зацикливайтесь на оценках или похвалах в адрес вашего малыша, а обратите внимание на сам процесс учебы или овладения каким-либо навыком. Все должно быть в удовольствие! Находите хорошее в сомнительном. На ТВ предостаточно образовательных программ, а в Рунете – полезных сайтов, да и «безумные» детские игры бывают подчас весьма полезными.
• Ищите помощи коллектива. Объединяйтесь с другими родителями, чтобы вместе устраивать для детей праздники или наводить порядок во дворе.
• Сплачивайте свое семейство совместными мероприятиями. Даже занудную прополку бабушкиных грядок можно превратить в образовательный проект.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Как и у нас, в Японии школьное образование является бесплатным и обязательным, а обучение начинается с 6 лет. Классы традиционно большие – по 30-40 человек, а учительница – одна на всех. Набор изучаемых предметов тоже почти идентичен российскому: родной язык, математика, основы научных знаний, труд, музыка и традиционная «физ-ра». Но на этом все совпадения заканчиваются и начинаются различия. Организация. Первый звонок звучит для первоклашек в апреле, а не в сентябре. Учебный год делится на три части. Самые долгие каникулы – летние – длятся всего месяц. В начальной школе японцы проводят целых 6 лет.

Базовый принцип. Педагоги стремятся в первую очередь воспитать в малышах усердие и научить их самодисциплине. Ведь именно от того, насколько сильно развиты в ребенке эти качества, и зависят его академические успехи.

А вот природные способности детки, считают учителя, не так уж и важны. Учиться почетно. Первые несколько недель тратятся на то, чтобы приучить первоклашек к школьной дисциплине. Детям объясняют, как правильно вставать, кланяться и раскладывать на столе все необходимое. Карапузы регулярно участвуют в уборке класса и двора и периодически накрывают столы для ланча. Таким образом ученикам прививают уважение к школе.

Телевизор – это хорошо! Почти во всех школах на уроках смотрят телевизор: для каждого класса «началки» национальный телеканал ежегодно готовит цикл передач о науке, обществе и этике, а в книжных магазинах продаются полные расшифровки сюжетов с методическими примечаниями.

Семья и школа. Отправив ребенка в первый класс, японская мама не расслабляется: фактически теперь она работает репетитором, помогая детке справиться с объемными заданиями (одних иероглифов за 6 лет нужно выучить больше тысячи). Ответственные матери практически поголовно вступают в Ассоциацию учителей и родителей, ходят на собрания этой организации и платят ежегодные взносы. К каникулам Ассоциация публикует рекомендации для мам и пап: во сколько ребенок должен вставать и ложиться, какое домашнее задание ему следует выполнить первым, а какое – последним. В начале каждого учебного года педагоги в обязательном порядке приходят к своим ученикам в гости и оценивают домашнюю обстановку, родители же, в свою очередь, имеют полное право проинспектировать состояние классов.

ЯПОНСКИЙ ПЕРЕКУС
Словом «обэнто» называют одновременно порцию еды, упакованную в коробку (например, школьный ланч), и сам контейнер. Состав обэнто традиционен: 4 части риса, 3 части мяса или рыбы, 2 части овощей и 1 часть солений. Проявить творчество можно разве что в способе уложить все это добро в коробочку – что и делают без устали японские мамочки. Вот, любуйтесь и вдохновляйтесь:
www.happy-littlebento.blogspot.com,
www.lunchinabox.net,
www.bentolunch.net.

Прочитать другие статьи Mamas&Papas и подписаться на журнал, вы можете здесь: http://www.mamaspapas.ru
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам КОЛЛЕКТИВНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ
  Японцы, пожалуй, один из самых дисциплинированных и трудолюбивых народов на земле. Тем не менее именно японское воспитание считается образцом лояльности: «ребенок до пяти лет – король», утверждают родители и психологи Страны восходящего солнца. Так как же из маленьких «монархов», обладающих почти неограниченной властью, вырастают такие сознательные и ответственные взрослые? Читать полностью
 

Статьи в этой рубрике:

Комментарии

italianka
5 июня 2013 года
0
Нарния пишет:
Не наказывайте ребенка (тем более – физически) в случае возникновения конфликта, а постарайтесь понять, чем был продиктован его поступок.
• Объясняйте малышу, как мирно разрешать проблемы с ровесниками, поощряйте коллективные игры. Хотя бы раз в неделю выбирайтесь всей семьей на природу.
• Старайтесь питаться не только полезной и вкусной, но и красивой едой. Не зацикливайтесь на оценках или похвалах в адрес вашего малыша, а обратите внимание на сам процесс учебы или овладения каким-либо навыком. Все должно быть в удовольствие! Находите хорошее в сомнительном. На ТВ предостаточно образовательных программ, а в Рунете – полезных сайтов, да и «безумные» детские игры бывают подчас весьма полезными.
• Ищите помощи коллектива. Объединяйтесь с другими родителями, чтобы вместе устраивать для детей праздники или наводить порядок во дворе.
• Сплачивайте свое семейство совместными мероприятиями. Даже занудную прополку бабушкиных грядок можно превратить в образовательный проект.
писала, писала, в оконцовке всё стёрла...осталось только это
Lenutsa
5 июня 2013 года
0
Нарния пишет:
По выходным, когда папам в кои-то веки не нужно уходить на свою бесконечную работу, японские семьи отправляются в парки. Все наряжаются, берут с собой красиво упакованный обед, заходят в храм, любуются цветущей сакурой (или другой растительностью) и фотографируются.
Даже фильм документальный видела, где именно по выходным работающие японцы одеваются как можно проще.
...Cтолько депресняка в японских мультиках о подростках...
lenok566
5 июня 2013 года
+1
Какая замечательная статья, реально описывающая принцип воспитания детей!!!
Есть конечно и свои минусы в этой системе. В обычных школах очень часто учат работать в коллективе, как частички одного механизма, не задавая лишних вопросов, но именно из-за этого многие уже взрослые люди абсолютно не могут сами поставить задачу, а могут только выполнять приказы и следовать инструкциям (даже если они совершенно бессмысленны ), совсем не проявляют сами инициативу. Меня это до сих пор иногда ШОКИРУЕТ...Поэтому многие крупные фирмы "разбавляют" японский дисциплинированный персонал, иностранными мозгами.
Сейчас правда постепенно и японская система меняется, пересматриваются приоритеты, но все это делается медленно.
Chyochyo
5 июня 2013 года
+1
lenok566 пишет:
Меня это до сих пор иногда ШОКИРУЕТ..
ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСНА
lenok566
5 июня 2013 года
0
тоже везет на такие ситуации?
Chyochyo
6 июня 2013 года
+1
Иногда возникает мысль о том, что у японцев на каждое действие написана четкая инструкция как и что делать. Просишь сделать как-то иначе, ответ: " а мы ТАК НЕ ДЕЛАЕМ" и отступления от этих правил не добиться.
lenok566
6 июня 2013 года
0
у меня тоже такое чувство...
из недавнего...
на работе спрашиваю почему это делать нельзя?
ответ - нельзя!
опять спрашиваю почему, мне опять - нельзя.
подходит тенче я у него спрашиваю почему нельзя, а тетка на меня жалуется - Ну вот я ей объясняю, что нельзя, а она (т.е. я) не понимает
Так я и не добилась ответа, почему же так делать нельзя... Потому что они не знают ПОЧЕМУ?!, а просто так в инструкции написано , причем логики в этом запрете вообще нет, а они об этом вообще не задумываются...
Chyochyo
6 июня 2013 года
+1
Так часто бывает. В некоторых ситуациях это может и хорошо, а в некоторых просто УЖоооС
lenok566
6 июня 2013 года
0
зато они ответственные работники!!!
sh24ka
5 июня 2013 года
0
Ставила плюс- но вроде минуснула)) извините, и если можно исправьте) отдельное спасибо за ссылки- утащила в избранное
Sun Lady
5 июня 2013 года
0
интересно
Танечка Волга
5 июня 2013 года
0
Очень интересно!
Lubov_ru
6 июня 2013 года
0
спасибо,очень интересно!
natulek30
6 июня 2013 года
0
• Не наказывайте ребенка (тем более – физически) в случае возникновения конфликта, а постарайтесь понять, чем был продиктован его поступок.
• Объясняйте малышу, как мирно разрешать проблемы с ровесниками, поощряйте коллективные игры. Хотя бы раз в неделю выбирайтесь всей семьей на природу.
• Старайтесь питаться не только полезной и вкусной, но и красивой едой. Не зацикливайтесь на оценках или похвалах в адрес вашего малыша, а обратите внимание на сам процесс учебы или овладения каким-либо навыком. Все должно быть в удовольствие! Находите хорошее в сомнительном. На ТВ предостаточно образовательных программ, а в Рунете – полезных сайтов, да и «безумные» детские игры бывают подчас весьма полезными.
• Ищите помощи коллектива. Объединяйтесь с другими родителями, чтобы вместе устраивать для детей праздники или наводить порядок во дворе.
• Сплачивайте свое семейство совместными мероприятиями. Даже занудную прополку бабушкиных грядок можно превратить в образовательный проект.
Между прочим, меня именно так родители и воспитывали. Отличается моё воспитание только тем, что меня никуда не готовили, т.е. не подбирали мне садик, школу и пр.. Ну, может, ещё мои родители не так уж красиво оформляли пищу, но тоже старались.
Сама я хоть и не приверженец ребёнка- "короля", но со мной родители именно так и обращались. Мне можно было всё и никогда не было никакого наказания, меня даже не ругали, а только мама принимала такой огорчённый вид, что мне становилось так неудобно, что я сделала то-то или то-то, что больше уже не хотелось делать что-либо подобное. Ой, а если б я папу огорчила, то вообще бы была готова провалиться сквозь землю, уж очень он меня любил.
мужнинажена
7 июня 2013 года
0
пардон,а не до трех король-то?потом вроде лет пять-выполняет самую грязную и тяжелую работу по дому, потом еще сколько-то лет чего-то там...склероз замучил. почему-то все помнят только про "короля",а система воспитания там уж больно сложная, ступенчатая...
нат-ка бес
9 июня 2013 года
0
нет, до 5 лет - король, с 5 лет до 12 - раб, а с 12 лет или с 14 - друг
мужнинажена
10 июня 2013 года
+2
не суть важно, просто вспомнилась знакомая, слава богу видимся редко, которая типа по японской системе воспитывала отпрыска, так вот ни японией ни системой там и не пахло - просто ребенок делал все, что вздумается, мог например в автобусе чужой тетке ногами юбку измарать или в собак камнями кидаться или еду выплевывал на пол - на все мама говорила, что ребенок у нее гений и воспитывается по японской системе, где мол ребенок царь-король-император и делает, что хочет, а ребеночек между делом уже в третьем классе и такое поведение для него норма, что будет дальше, мне страшно представить...таким вот макаром некоторые японскую систему воспитания понимают. и ведь не одна она такая, это ж вроде как модно, а понимает каждый как хочет
нат-ка бес
10 июня 2013 года
0
в том-то и дело, что надо знать границы при таком воспитании
Татьяна Лисина
8 июня 2013 года
0
Спасибо большое за статью, было очень познавательно. Вроде наши соседи, а знаю о них мало. К ним, к сожалению, довольно трудно и дорого слетать, не то что в Корею, а уж о Китае и речи нет, до него 4 часа на машине...
EVA777
8 июня 2013 года
0
Хорошо написано, легко!
Lodoss
15 июня 2013 года
0

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам