Глава 2. Как подготовить ребенка к посещению детского сада.
Ребенок идет в детский сад!
Очень много вопросов возникает у родителей в этот период.
В ходе нашей подготовки к детскому саду я опиралась и на то, что написано в интернете и придумывала что-то свое (возможно, изобретала велосипед).
Сейчас, моя дочка уже третий месяц посещает детский сад, адаптация проходит достаточно хорошо (сравниваю с адаптацией старшего сына), я решила суммировать все свои знания и написать про то, что помогает мне и моей дочке облегчить адаптацию.
Я не стану повторяться про социально бытовые навыки, об этом я писала в главе № 1.https://www.stranamam.ru/article/4376114/
Тут же я хочу рассказать именно о психологической подготовке к детскому саду.
Итак, весной мне дали путевку в детский и сад и у меня было почти 5 месяцев на психологическую подготовку себя и Никуси к этому важному событию.
1. Я стала, с особым вниманием относится к контактам дочки с детьми на площадке, и других местах. Всякое желание познакомиться, обменяться игрушками, обязательно поддерживались , хвалила дочь за любое стремление к контакту с другими (и детьми, и мамами, и бабушками у подъезда).
Это было особенно важно именно в условиях нашей достаточно закрытой семьи. Мы живем своим мирком, к нам фактически не ходят гости, ребенок рос без участия бабушек и дедушек (очень редкие встречи). Мы ни с кем ее не оставляли. А тут нам повезло, сначала на пару дней приехала моя мама, и мы оставили с ней Никусю. Потом приехала моя подруга, и Никуся стала проводить много времени с ней, гуляла, оставалась на несколько часов. Так что этот пробел в воспитании, мы по возможности наверстали за 4 месяца.
2. Теперь каждый раз, проходя мимо сада, я говорила Нике, что это садик, что туда ходят детки. И только когда Ника, сама изъявила желание, тоже пойти туда (ее манили маленькие домики на участках, она их называла «хочу в конулу (конуру)», я стала говорить, ей, что скоро и Ника пойдет в детский сад.
Тут хочу отметить очень важный нюанс, не нужно представлять ребенку детский сад в чересчур радужном свете, что там ждет ребенка сплошной праздник!!! Тут важно просто очень четко обозначать привлекательные для ребенка моменты. Для Ники это было: много игрушек, домик на площадке.
Многие мамы совершают ошибку, говоря деткам: «Там будет много ребяток, ты будешь с ними играть!». И ребенок идет в группу с уверенностью, что только он ее перешагнет, с ним станут играть. Этого не случится, по-крайней мере сразу. Мало того, что дети еще малы, чтоб сходу организовать не только свой досуг, но еще и привлечь к этому кого-то другого, так тут еще и стрессовая ситуация в которой изначально надо как-то адаптироваться и только потом сняв тревогу они смогут пойти на контакт.
Если для вашего малыша очень значимо наличие большого количества детей, лучше просто говорить: «В детском саду будет много ребяток».
3. Я стала специально выискивать детскую литературу, где звучит тема детского сада: стихи, рассказы, песенки и сюда же мультфильмы. (Заинтересованным могу написать стихи которые читали мы) Тут важен в целом позитивный настрой, но как я уже говорила, без перекосов в сплошной праздник и без невыполнимых обещаний.
4. Постарайтесь по-максимуму приблизить распорядок дня ребенка к садовскому режиму.
5. Сказка про дочку (сына) идущего в детский сад. Это уже чисто мое сочинительство.
Перерыв все, что возможно в поисках подходящих психологических сказок, помогающих подготовить ребенка к детскому саду я не нашла ни чего, что зацепило бы мою дочку. Сказки ей не воспринимались, они ее не трогали , и были не интересны. Тогда я стала сама сочинять сказки для ее, и про неё.
И вы сможете сочинять такие сказки для своего малыша. На что хочу обратить Ваше внимание, что самое страшное для ребенка в приходе в детский сад? А тоже, что и для любого человека- НЕИЗВЕСТНОСТЬ! Поэтому сказка- это возможность сделать тайное- явным. В ходе сказки мы по порядку рассказываем ребенку, что с ним будет происходить в детском саду (распорядок дня).
Второй самый страшный страх ребенка, что мама не заберет его, с помощью сказки мы показываем ребенку, что мама обязательно за ним придет и самое главное – когда это случиться.
Начинаем с коротких сказок, постепенно увеличивая повествование новыми подробностями, новыми режимными моментами сада.
Итак, я знала, что первую неделю дочь будет ходить на 2 часа, поэтому сказка охватывает именно этот промежуток жизни (до сада и в саду).
«Рано утром Нику разбудила мама: «Доченька пора вставать!» Ника сладко потянулась в своей кроватке. Потом встала, и сразу пошла на горшочек, цыпленок на горшочке пожелал Нике, доброго утра. (в этой части описываем как проходит утро ребенка, что принято в вашей семье).
Потом Никуся пошла в ванну и умыла сонные глазки, после чего пошла на кухню. На ее маленьком столике стояла чашка с молоком. «Мамочка, а где же кашка?»- спросила Ника.
«А кашу ты сегодня будешь кушать в саду вместе с другими ребятками»- ответила мама.
Ника выпила молочко, и вместе с мамой выбрала свое любимое платьишко, ей очень хотелось пойти красивой в детский сад. (Это важный момент, непосредственно когда собираетесь в детский сад, давайте возможность выбора одежды, можно предложить 2 наряда и пусть ребенок выберет какой именно он сегодня хочет одеть)
Никуся и мама оделись и вышли на улицу. Детский сад уже ждал Нику, в его окнах горел свет. «Доброе утро, детский сад»- сказала Ника. (Это наш ежедневный ритуал здороваться с садом когда входим на его территорию).
Мама с Никой вошли в небольшую комнату, это была раздевалка. Воспитатель показала Нике ее ящичек. Ника разделась, одела новые красивые сандалики. «Ну, все малыш, иди в группу, познакомься с игрушками, а потом мама придет за тобой!». Ника зашла в группу и увидела, ребяток и игрушки. Ника пошла играть с игрушками (для начала не нужно налегать на детальное описание этой части, потом, уже зная любимые игрушки в детском саду, уже можно говорить именно о них).
Потом воспитатель пригласила всех деток сесть за столы. Начался завтрак. Ника с удовольствием съела кашку и сказала, спасибо.
Потом все пошли в туалет, у каждого был свой горшочек. После туалета можно было опять играть в игрушки. Никуся так заигралась, что не заметила как пришла мама. Мама стояла в дверях и улыбалась. «Мамочка пришла»- Никуся побежала к маме. В раздевалке Ника рассказала маме, как прошел ее первый день в детском саду».
Эта сказка была рассчитана, что ребенка я забираю в 10 00, еще до прогулки. Уже в процессе адаптации к детскому саду содержание пополнялось согласно режиму, как детки одевались на прогулку, и как мама пришла забирать с прогулки (вторую неделю мы ходили до 11 00).
Хочу повторить, что сказка должна быть про ВАШЕГО ребенка, вы знаете его особенности , его пристрастия (в еде например, у нас утром молоко, а у вас возможно какао).
Когда рассказывать сказку?
Лучше всего ежедневно процессе подготовки к детскому саду и в процессе адаптации (чтобы водить новые режимные моменты).
Рассказывать не обязательно сидя в кресле обнявшись, я частенько рассказывала просто на прогулке, идя куда-то, так сказать по-пути.
Постепенно когда, ребенок уже знает содержание, привлекать его к рассказу. « А Ника ответила….», «В детском саду в окнах горел….»
Необязательно каждый раз повторять сказку слово в слово, пусть будут вариации, главное распорядок дня, на который сможет ориентироваться ребенок в детском саду.
6. Для кормящих грудью.
За несколько месяцев до детского сада, сведите все только к ночным кормлениям. Совершенно ненужно стараться прекращать кормление полностью, все-таки мамино молоко это дополнительная защита иммунитета, и что еще более важно сам процесс, это помощь ребенку справится с новым стрессом.
Я сделала именно так, в мае мы перешли только на ночные прикладывания к груди, в сентябре в этом уже устоявшемся режиме пошли в сад.
Вот это основные пункты, на которые ориентировалась я. Возможно что-то упустила, задавайте вопросы буду дополнять.
Самое основное для нас была сказка! И с помощью сказок, мы решали и проблемы уже походу адаптации, но это в следующей главе.
Спасибо, за внимание!
Детский психолог Елена Желуденко.
Очень много вопросов возникает у родителей в этот период.
В ходе нашей подготовки к детскому саду я опиралась и на то, что написано в интернете и придумывала что-то свое (возможно, изобретала велосипед).
Сейчас, моя дочка уже третий месяц посещает детский сад, адаптация проходит достаточно хорошо (сравниваю с адаптацией старшего сына), я решила суммировать все свои знания и написать про то, что помогает мне и моей дочке облегчить адаптацию.
Я не стану повторяться про социально бытовые навыки, об этом я писала в главе № 1.https://www.stranamam.ru/article/4376114/
Тут же я хочу рассказать именно о психологической подготовке к детскому саду.
Итак, весной мне дали путевку в детский и сад и у меня было почти 5 месяцев на психологическую подготовку себя и Никуси к этому важному событию.
1. Я стала, с особым вниманием относится к контактам дочки с детьми на площадке, и других местах. Всякое желание познакомиться, обменяться игрушками, обязательно поддерживались , хвалила дочь за любое стремление к контакту с другими (и детьми, и мамами, и бабушками у подъезда).
Это было особенно важно именно в условиях нашей достаточно закрытой семьи. Мы живем своим мирком, к нам фактически не ходят гости, ребенок рос без участия бабушек и дедушек (очень редкие встречи). Мы ни с кем ее не оставляли. А тут нам повезло, сначала на пару дней приехала моя мама, и мы оставили с ней Никусю. Потом приехала моя подруга, и Никуся стала проводить много времени с ней, гуляла, оставалась на несколько часов. Так что этот пробел в воспитании, мы по возможности наверстали за 4 месяца.
2. Теперь каждый раз, проходя мимо сада, я говорила Нике, что это садик, что туда ходят детки. И только когда Ника, сама изъявила желание, тоже пойти туда (ее манили маленькие домики на участках, она их называла «хочу в конулу (конуру)», я стала говорить, ей, что скоро и Ника пойдет в детский сад.
Тут хочу отметить очень важный нюанс, не нужно представлять ребенку детский сад в чересчур радужном свете, что там ждет ребенка сплошной праздник!!! Тут важно просто очень четко обозначать привлекательные для ребенка моменты. Для Ники это было: много игрушек, домик на площадке.
Многие мамы совершают ошибку, говоря деткам: «Там будет много ребяток, ты будешь с ними играть!». И ребенок идет в группу с уверенностью, что только он ее перешагнет, с ним станут играть. Этого не случится, по-крайней мере сразу. Мало того, что дети еще малы, чтоб сходу организовать не только свой досуг, но еще и привлечь к этому кого-то другого, так тут еще и стрессовая ситуация в которой изначально надо как-то адаптироваться и только потом сняв тревогу они смогут пойти на контакт.
Если для вашего малыша очень значимо наличие большого количества детей, лучше просто говорить: «В детском саду будет много ребяток».
3. Я стала специально выискивать детскую литературу, где звучит тема детского сада: стихи, рассказы, песенки и сюда же мультфильмы. (Заинтересованным могу написать стихи которые читали мы) Тут важен в целом позитивный настрой, но как я уже говорила, без перекосов в сплошной праздник и без невыполнимых обещаний.
4. Постарайтесь по-максимуму приблизить распорядок дня ребенка к садовскому режиму.
5. Сказка про дочку (сына) идущего в детский сад. Это уже чисто мое сочинительство.
Перерыв все, что возможно в поисках подходящих психологических сказок, помогающих подготовить ребенка к детскому саду я не нашла ни чего, что зацепило бы мою дочку. Сказки ей не воспринимались, они ее не трогали , и были не интересны. Тогда я стала сама сочинять сказки для ее, и про неё.
И вы сможете сочинять такие сказки для своего малыша. На что хочу обратить Ваше внимание, что самое страшное для ребенка в приходе в детский сад? А тоже, что и для любого человека- НЕИЗВЕСТНОСТЬ! Поэтому сказка- это возможность сделать тайное- явным. В ходе сказки мы по порядку рассказываем ребенку, что с ним будет происходить в детском саду (распорядок дня).
Второй самый страшный страх ребенка, что мама не заберет его, с помощью сказки мы показываем ребенку, что мама обязательно за ним придет и самое главное – когда это случиться.
Начинаем с коротких сказок, постепенно увеличивая повествование новыми подробностями, новыми режимными моментами сада.
Итак, я знала, что первую неделю дочь будет ходить на 2 часа, поэтому сказка охватывает именно этот промежуток жизни (до сада и в саду).
«Рано утром Нику разбудила мама: «Доченька пора вставать!» Ника сладко потянулась в своей кроватке. Потом встала, и сразу пошла на горшочек, цыпленок на горшочке пожелал Нике, доброго утра. (в этой части описываем как проходит утро ребенка, что принято в вашей семье).
Потом Никуся пошла в ванну и умыла сонные глазки, после чего пошла на кухню. На ее маленьком столике стояла чашка с молоком. «Мамочка, а где же кашка?»- спросила Ника.
«А кашу ты сегодня будешь кушать в саду вместе с другими ребятками»- ответила мама.
Ника выпила молочко, и вместе с мамой выбрала свое любимое платьишко, ей очень хотелось пойти красивой в детский сад. (Это важный момент, непосредственно когда собираетесь в детский сад, давайте возможность выбора одежды, можно предложить 2 наряда и пусть ребенок выберет какой именно он сегодня хочет одеть)
Никуся и мама оделись и вышли на улицу. Детский сад уже ждал Нику, в его окнах горел свет. «Доброе утро, детский сад»- сказала Ника. (Это наш ежедневный ритуал здороваться с садом когда входим на его территорию).
Мама с Никой вошли в небольшую комнату, это была раздевалка. Воспитатель показала Нике ее ящичек. Ника разделась, одела новые красивые сандалики. «Ну, все малыш, иди в группу, познакомься с игрушками, а потом мама придет за тобой!». Ника зашла в группу и увидела, ребяток и игрушки. Ника пошла играть с игрушками (для начала не нужно налегать на детальное описание этой части, потом, уже зная любимые игрушки в детском саду, уже можно говорить именно о них).
Потом воспитатель пригласила всех деток сесть за столы. Начался завтрак. Ника с удовольствием съела кашку и сказала, спасибо.
Потом все пошли в туалет, у каждого был свой горшочек. После туалета можно было опять играть в игрушки. Никуся так заигралась, что не заметила как пришла мама. Мама стояла в дверях и улыбалась. «Мамочка пришла»- Никуся побежала к маме. В раздевалке Ника рассказала маме, как прошел ее первый день в детском саду».
Эта сказка была рассчитана, что ребенка я забираю в 10 00, еще до прогулки. Уже в процессе адаптации к детскому саду содержание пополнялось согласно режиму, как детки одевались на прогулку, и как мама пришла забирать с прогулки (вторую неделю мы ходили до 11 00).
Хочу повторить, что сказка должна быть про ВАШЕГО ребенка, вы знаете его особенности , его пристрастия (в еде например, у нас утром молоко, а у вас возможно какао).
Когда рассказывать сказку?
Лучше всего ежедневно процессе подготовки к детскому саду и в процессе адаптации (чтобы водить новые режимные моменты).
Рассказывать не обязательно сидя в кресле обнявшись, я частенько рассказывала просто на прогулке, идя куда-то, так сказать по-пути.
Постепенно когда, ребенок уже знает содержание, привлекать его к рассказу. « А Ника ответила….», «В детском саду в окнах горел….»
Необязательно каждый раз повторять сказку слово в слово, пусть будут вариации, главное распорядок дня, на который сможет ориентироваться ребенок в детском саду.
6. Для кормящих грудью.
За несколько месяцев до детского сада, сведите все только к ночным кормлениям. Совершенно ненужно стараться прекращать кормление полностью, все-таки мамино молоко это дополнительная защита иммунитета, и что еще более важно сам процесс, это помощь ребенку справится с новым стрессом.
Я сделала именно так, в мае мы перешли только на ночные прикладывания к груди, в сентябре в этом уже устоявшемся режиме пошли в сад.
Вот это основные пункты, на которые ориентировалась я. Возможно что-то упустила, задавайте вопросы буду дополнять.
Самое основное для нас была сказка! И с помощью сказок, мы решали и проблемы уже походу адаптации, но это в следующей главе.
Спасибо, за внимание!
Детский психолог Елена Желуденко.
Комментарии
А с какие еще взрослыми у него есть общение?
↑ Перейти к этому комментарию
А дочь интересно в сад ходила ." В садик хочешь" "Неттт"."А в огородек??" "ДААА".вот так мы и ходили
о.это они любят
о.это они любят
↑ Перейти к этому комментарию
очень хорошо. ))
У Вас куча времени))
И дикий малыш, будет меняться вот увидите) Я свою тоже считала дикой, к чужим не идет, с детьми не играет... Изменения буквально к 2г 3 мес начали появляться...
так что возможно, вам пока просто расти))
как вариант, можете начать ходить в детские клубы... Я не очень рекомендую идти в развивающие центры, где занятия - по плану... Лучше в центры Монтессори, там есть и время для групповой игры с мамами, а основное время ребенок сам выбирает себе занятие. Это более мягкий вариант адаптации ребенка к детскому коллективу.
Может что-то из этого Вам поможет:
↑ Перейти к этому комментарию
Центр игровой поддержки ребенка (сокращенно ЦИПР) - это новая форма дошкольного образования.
Задачей ЦИПР является подготовка детей раннего возраста (от 6 месяцев до 3 лет) к детскому саду. Занятия проходят вместе с мамой (или папой). Здесь важным моментом является процесс социализации и развития ребенка посредством различных игр и упражнений.
Общие правила приема в ЦИПР
первичная постановка ребенка на учет в районную комиссию по комплектованию, заявление родителей (законных представителей), на основе договора, заключенного между родителем и дошкольным учреждением, при условии предоставлении справки о состоянии здоровья ребенка и его родителя (законного представителя) из поликлиники, не противоречащим присутствию в детском саду.
В ЦИПР организуются лектории, семинары-практикумы для родителей специалистами по вопросам, связанным с использованием игровых средств обучения для детей раннего возраста.
Внимание! Занятия бесплатны!
Узнайте есть ли такие группы в вашем городе.
А дочь интересно в сад ходила ." В садик хочешь" "Неттт"."А в огородек??" "ДААА".вот так мы и ходили
↑ Перейти к этому комментарию
А есть возможость водить ребенка на неполный день?
Жаль, что мальчик усвоил, что если не мешать маме (вести себя тихо, то мама вполне может работать вместе с ним). И что он ходит в садик, чтоб не скучать дома... ТОесть еслиб он не скучал, то вполне мог бы и дома сидеть вместе с собакой... Попробуйте посочинять сказки! Возьмите в сюжет, "фразу", что детей нельзя оставлять дома одних, и на помощь родителям (которым необходимо работать) приходят детские сады... И крутите и постепенно раскручивайте этот сюжет..
Например, в одном городе жила семья: папа- кенгуру, мама-кунгуру, большой сын и маленький кенгуренок... И вот когда малышу исполнилось 3,5 года, мама- кенгуру получила письмо с работы, что время ее отпуска закончилось и ее работа ее ждет. Что же делать с маленьким кенгуренком, он же так любит играть с мамой? Тогда папа кенгуру, сказал, что видел объявление, что маленьких кенгурят принимают в волшебный детский сад.... Ну и дальше ваша фантазия....
А на счет того, что он усвоил, что мешает работать.... так мы как раз и не хотели, чтобы он ТАК это воспринял... просто ему действительно и дома хорошо, да и на работе ему куча внимания от работников и придумать зачем ему ходить в садик мы лучше не смогли... Мы видим как он реагирует на деток, он с удовольствием знакомится, играется, даже на работе, если заходит семья с детьми он моментом мчит знакомиться, ему нравится поговорить, побегать. Вот мы и делали акцент на то, что на работе все мы заняты, он скучает (разговоров про оставаться одному у нас и нет, просто для собачек не придумали садиков вот они и скучают одни дома, пока все на работе и в школе), а в садике много деток и там ему будет веселее. Правда видимо мы сами настроили его на то, что он придет и с порогу будет весело... Действительно не учли момент, что весело будет не сразу, хотя, опять таки, воспитательница говорила, что он хорошо ладит с детьми, общительный, на занятиях активный. Да, мы можем и на неполный день водить, нам в принципе-то и необходимости в садик ходить острой такой и нет! Мне хотелось именно чтобы он общался с детьми, ровесниками, а то он все время в обществе взрослых семь нянек на одну ляльку, так сказать, Он бы ходил, если бы с мамой..., а самому он не хочет, воспринимает это как проявление нелюбви с моей стороны. Может походить в мини клуб? Где занятия с мамами....
Пока буду сочинять сказки
Моему уже 4 . Только подошла очередь в садик. Вот все готово, буквально на днях уже собираемся.
Вопрос почему детям по старше сложнее? Какие происходят наложения?
Я видела разных деток, которые пришли в сад после 4-5 лет. И адаптация зависела именно от от перечисленных параметров...
Спасибо за подробный ответ!
Не.. нашему дома скучно и тесно. не знает куда энергию девать. Вечером с ума сходим уже) Лето хоть провели с двоюродной родней, 3 деток , было весело.
Я больше тревожусь о предстоящих простудах...
А про сказки я что-то забыла(только готовые читали), буду и их теперь использовать.
Я знаю одну мамочку, её малыш устраивает истерику каждое утро чтобы не идти в садик, она же обвиняет его и силой тащит туда, чтобы пойти на работу((( Я спрашивала её про воспитателей, режим и питание, а она и не в курсе((( ужас какой((( Отдала в садик и забыла(((никакой ответственности(((
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: