Женские инициации на Беларуси
По представлению белорусов, основные фазы жизненного цикла человека складывались из 5 частей, которым соответствовали следующие возрастные категории - дети, подростки, молодежь, взрослые, старики. Принципиальная значимость придавалась всему тому, что способствовало поэтапному "вживлению" ребёнка в мир его родителей, семьи, рода. Все, что происходило впервые, должно было моделировать разные аспекты жизни по принципу подобия.
Рождение
Первая ступенька начиналась с приходом дитя в мир.
Когда рождалась девочка, то над нею читали молитву "Песня Пресвятой Богородицы". Существовало поверье, что ребёнок изначально не имеет пола, и потому обычаем половой идентификации было перерезать пуповину девочки ножницами и перевязывать ее на предмете, который символизировал женское занятие - на веретене.
Якобы закрепляли пол дитя и символические действия с последом, после девочек его зарывали около печи. Таким образом происходило и присоединение новорожденного к отчему дому.
Важным компонентом обрядов, которые сопровождали начало человеческой жизни, были купания дитя. В этом ритуале, как и в других связанных с водой, была положена одна и та же идея - "стирание" или смывание предыдущей информации и ее перекодировка в связи с получением нового социального статуса. С момента рождения и до первых 40 дней жизни чадо будет проходить 3 этапа "стирания" информации и последовательного вживления в пространство семейного существования. Самым первым этапам "очеловечивания" новорожденного являлось первое купание - надо было смыть следы его недавней внутриутробной жизни. Бабка-повитуха омывала младенец, смывая с его все "нечеловеческое", поправляла носик, осматривала головку, формируя его вид. Магические действия, которые сопровождали первое купание дитя, содействовали положительному влиянию на его судьба и характер. Затем происходил следующий акт присоединения к сфере культуры - чадо одевали, пеленали в белые пеленки, только из старой родительской одежды, а сверху опоясывали красным поясом - оберегом от сглазов.
Следующим и довольно ответственным обрядом было первое ритуальное купание, которое проходила на 9 день после рождения. Оно было призвано продолжить процесс программирования более важных аспектов будущей жизни. При купании девчонки в воду ложили :
" Девять (или сорок) зёрен, чтобы она выросла здоровой и смогла родить ребёнка, продолжить свой род;
" Однокопеечную серебряную или медную монету, чтобы тем самым свести к минимуму протяженность и болезненность месячных;
" Добавляли свежее молоко, чтобы лицо был белым и чистым;
" Использовали разные лекарственные травы, собранные на Купалье (ромашки, чабрец, чистотел);
" Несколько (9) угольков, чтобы ни боялась сглазов;
" Под купель ложили гребешок, веретено, иголку, лен и т.д., чтобы девочка стола хорошей хозяйкой и рукодельницей
После первого ритуального купания девочки воду выливали под вишню, чтобы новорожденная была такой же стройной и красивой. На Полесье воду выливали за порог, чтобы в своё время вышла замуж - "пошла скорей из дому".
Крещение
С приходом христианства был введенный обряд крещения новорожденного, при полном или частичном погружении в святую купель, главным смыслам которого было становление на путь познания и приближения к Богу.
Параллельно с обрядом крестин в этот же день дома проводили народный ритуал посвящения чада в состав своей семьи. Чаще всего этот обряд исполнялся следующим образом: перед тем, как ехать в церковь, дитя купали, одевали во все белое, перевязывали красным поясом-оберегом и трижды по солнцу обносили вокруг стола, чтобы он любил родителей и родительский дом. На столе лежали хлеб-соль. Затем чадо передавали крестным родителям со словами: "Берите некрещенное, а привезите пасвячонае" или "Даём Вам рождённое, а нам принесите крещеное". Родители благословляли чадо хлебом-солью. Кум и кума целовали хлеб и трижды кланялись родителям. Перед тем, как выйти за порог, кум и кума обязательно присаживались на несколько мгновений - "чтобы дорога была хорошая". В дорогу кум и кума брали хлеб, соль, другие продукты, чтобы их крестник был всегда с хлебом и с солью. Пока в церкви крестили дитя, в доме готовился праздничный обед, который всегда завершался обрядом "Бабина каша". Кашу варила бабка-повитуха. Перед тем, как поставить ее на стол, она просила за нее выкуп. Гости начинали активно торговаться. Но последнее слово всегда было за кумами. Крестный отец должен был так поставить глиняный горшок на стол, чтобы тот раскололся на несколько частей. После этого каждый из присутствовавших брал по ложке вкусной и сладкой каши. Заканчивался обряд обменом подарками между крёстными и родителями крестника. А потом к всеобщей радости гостей кумы должны были трижды поцеловаться.
Одним из обрядов инициации можно считать и первый постриг ребёнка. Этот обряд сохранился еще со времен язычества, который обозначал в те времена момент перехода дитя от опеки матери к воспитанию отцом или племенем. Обряд необходимо было осуществить в тот день, когда чадо исполниться ровно год. В день рождения или назавтра мать, отец, а возможно, бабушка крестоподобно выстригали на затылке ребёнка несколько прядей волос, аккуратно складывали их в платок, перевязывали красной нитью и ложили за абразЫ (за икону в красном угле). Считалась, пока эти волосы находятся там, с дитем ничего ни случиться. Когда дочка выходила замуж, пряди волос вынимали из потаенного места и отдавали, чтобы дочка навсегда оставила отеческий дом, успешно вышла замуж.
В 3 года девчонке впервые давали веретено и прялку. Это было сакральное действие, и первой нитью, которую спряла дочка, мать опоясывала ее в день свадьбы, чтобы защитить от сглазов. На Смоленщине, когда девчонка выпрядывала первую нить, ту нить сжигали и пепел давали съесть девочке (своего рода "просвещение в домашние работницы").
Прядение ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому.
Обычно до 7 лет дети обоих полов ходили в одних сорочках, и мальчик от девочки отличался только длиною волос. Существовал обряд перехода от младенчества к детскому возрасту - первое одевание юбки.
Перед тем, как впервые одеть девочке юбку, в присутствия членов семьи сначала подстилалась старая юбка матери. Девочкам предлагали переодеться. Взрослые наблюдали при этом, как они одеваются. Верным признаком долгой жизни считали наибольшую упёртость дитяти при этом. Первую юбку, когда она была доношена, сжигали.
Из девочки в девушку
По окончанию подросткового возраста девочки получали полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. С достижением брачного возраста проводился обряд, связанный с первым одеванием на девушку понёвы (предшественницы юбки). Обряд исполнялся публично и, по-видимому, принадлежал к циклу празднований, связанных с совершеннолетием молодежи, с их переходам к категории взрослых участников общества. У смоленских белорусов девушка прыгала по скамейке со словами: "Хочу - скачу, хочу - нет, // Хочу - пойду, хочу - нет". Мать шла сзади с юбкой или понёвай в руках и произносила: "Вступи, вступи, мое дитятко, // в вечный хомут". Девушка прыгала со скамейки в эту юбку: "Хочу - скачу, хочу - нет, // Хочу - пойду, хочу - нет". И это означала, что ей уже пора замуж.
В некоторых регионах на Юрья, на Троицу и т.д. девчата брачного возраста собирались на поле, умывались росой, угощались молоком и т.д. Обряд кумовання, кумления тоже к этой темы пригодный будет
Это все про переход от девчонки к девушки. На троицко-сёмушные празднования березовые рощи становились местом духовной инициации девчат брачного возраста. В четверг троицкой недели, на Сямик, они собирались группам и кумились. э.зн. выбирали себе подруг на год, с которыми во время свадьбы они должны были распрощаться, что хорошо отбилось в обрядовых текстах. Девчата шли "завивать березки": пригибали верхушки двух близко стоящих деревьев и попарно сплетали их в венец, а затем исполняли обряд кумления - каждая со своей подругой проходила через созданною арку. Этот ритуал и символизировал смену социального статуса их участников.
К обрядам инициации принадлежит и катание девушек на качелях.
Состояние полета, достижение высшей точки в сочетании с падением коррелируется с изменением социовозрастного положения девушки, которая стремиться получить статус невесты и как бы проходит проверку на спелость. В калинковичском районе на Саракі при поочередном перепрыгивании-покачивании на доске произносили: "Кто сорок раз на доске подпрыгнет, дак замуж выйдет".
Женитьба
В исконной народной традиции жених и невеста одевали одежду белого (светлого) цвета, который символизировал переход молодоженов из одного состояния в другое, из юношества во взрослую семейную жизнь. Но одежда молодоженов включала и элементы (пояс, вышивка, прошва, украшения и т.д.), какие были выполнены и красным цветам, которым молодожены охраняли-экранировали себя от присутствующих.
Накануне самой свадьбы, в субботу вечерам, в доме невесты справляли "сборную субботу" ("девичий вечер", "паненски вечер", "венки", "сборный вечер"). Сборная суббота была своеобразной границей в характере жизни и социальном статусе девушки. Она прощалась со своей девической жизнью, со своими лучшими подругами, лишалась права присутствовать вместе с ними на гулянках добрачной молодежи. Вечером в субботу в доме невесты собирались ее подруги, они вили венки, готовили обрядовые украшения для жениха и невесты. Завивание венков происходило с позволения и благословения родителей и символизировало целомудренность девушки. В юго-западных районах Беларуси в сборную субботу "завивалиі елку" ("вілца"): ее украшали цветными цветками, свечками, игрушками, произведенными из соломы.
Обряд деления каравая практически завершал этап перехода молодоженов в другой социальный статус.
Теперь они уже становились мужем и женой, которым надо было продолжать род и обеспечить его благоустройство. Делили каравай крестные отцы молодожена. Середину или верхнюю часть его вырезали и оставляли молодоженам, затем одарялась семья молодоженов, начиная с родителей, а затем уже вся родня.
После дележки каравая к невесте подходила мать молодожена, снимала с нее фату (символ девушки) и повязывала 2 атрибуты женской участи: платочек и фартучек. Фату на несколько минут передавали старшей подружке невесты, а затем вешали на стену около икон.
Роды
Роды оформлялись в сложный многоэтапный обряд.
Комплекс действий во время самих родов направлялся на облегчение страданий роженицы и на более легкое появление ребёнка. В частности, по аналогии с родовыми путями женщины открывались окна, двери, заслонка, развязывались пояса, открывались замки. Во время родов стремились развязать все узелки на одежде роженицы, распустить ей волосы. Выбор места для родов предусматривал не только изоляцию роженицы от неугодных взглядов, но и ориентировались на "выделенные места" - баню, хлев, гумно. Постукивая ногами по полу, а метлой в потолок, переступая порог, обращались за содействием к домашнему духу и предкам вообще. Роженица считалась "нечистой", ведь еще 40 дней сохранялась ее связь с потусторонним другим миром. Чтобы ни навредить роженице, к неё ни допускали других беременных женщин и больных людей. Когда начинались роды, то стремились никому про это не говорить, чтобы ни наслать на роженицу лишние страдания.
Для облегчения родов около роженицы устанавливали зажженную громничную свечку и приговаривали "Пока свечка догорит, тут она и родит. Аминь". При родах роженица должна была снять с себя все золотые украшения, но обязательно оставить нательный крестик. Повсюду на Беларуси, чтобы отогнать злые силы от роженицы, повитуха ложила ей в кровать металлическую вещь или обвязывала ее красной нитью.
Смерть
Смена статуса индивиду происходит при использовании ритуальной функции воды. Омывать и одевать покойника приглашали взрослых людей: к женщине - женщин. Воду, которая обладала разрушительной энергией, выливали под печь, под угол дома, около забора, где никто ни ходил. Женщину одевали в чистое нательное белье, поверх которой одевали сорочку, юбку, шерстяную или льняную понева, кофту, передник. На голову женщине повязывали платок, повойник, надевали чепец или шапочку, сшитую с нового отбеленного холста. На ноги женщине обували чулки или носки с лаптями или ботинками. Повсюду на Беларуси существовал обычай ложить в гроб что-нибудь из вещей, в которых венчались, "чтобы покойнику было полегче лежать на том мире". Помимо того в гроб ложили полотенце, платочек, душистые травы, свечку или иконка, мелкие гроши "чтобы заплатить на том мире за место", некоторые другие любимые при жизни вещи покойника, реже - еду и воду. Мытую и одетую покойницу-женщину ложили на скамейку, которая находилась слева или напротив входа в дом. Сверху покойника покрывали белым холстом. На голову накладывали купленный в церкви венчик, на лоб и груди - стельки с лиом Иисуса Христа. Руки складывали и связывали крестообразно, в одну с их вкладывали восковой крестик и небольшая иконка, а во вторую - свечку.
Перед тем как закрыть гроб крышкой и забить ее гвоздями, родные целовали покойника в лоб, губы, лицо. Это был наиболее важный момент во всей похоронно-заупокойной обрядности; благодаря взаимодействию почти всех обрядовых кодов, происходил ритуальный переход покойника в мир предков. В особенности это очевидно в вербальном коде, когда живые высказывают разнообразные пожелания покойнику, чтобы он сообщил их ранее умершим родственникам. В скором времени после похорон, а то и сразу, на могилу устанавливали небольшой крест, на который вешали тканное полотенце или передник.
Рождение
Первая ступенька начиналась с приходом дитя в мир.
Когда рождалась девочка, то над нею читали молитву "Песня Пресвятой Богородицы". Существовало поверье, что ребёнок изначально не имеет пола, и потому обычаем половой идентификации было перерезать пуповину девочки ножницами и перевязывать ее на предмете, который символизировал женское занятие - на веретене.
Якобы закрепляли пол дитя и символические действия с последом, после девочек его зарывали около печи. Таким образом происходило и присоединение новорожденного к отчему дому.
Важным компонентом обрядов, которые сопровождали начало человеческой жизни, были купания дитя. В этом ритуале, как и в других связанных с водой, была положена одна и та же идея - "стирание" или смывание предыдущей информации и ее перекодировка в связи с получением нового социального статуса. С момента рождения и до первых 40 дней жизни чадо будет проходить 3 этапа "стирания" информации и последовательного вживления в пространство семейного существования. Самым первым этапам "очеловечивания" новорожденного являлось первое купание - надо было смыть следы его недавней внутриутробной жизни. Бабка-повитуха омывала младенец, смывая с его все "нечеловеческое", поправляла носик, осматривала головку, формируя его вид. Магические действия, которые сопровождали первое купание дитя, содействовали положительному влиянию на его судьба и характер. Затем происходил следующий акт присоединения к сфере культуры - чадо одевали, пеленали в белые пеленки, только из старой родительской одежды, а сверху опоясывали красным поясом - оберегом от сглазов.
Следующим и довольно ответственным обрядом было первое ритуальное купание, которое проходила на 9 день после рождения. Оно было призвано продолжить процесс программирования более важных аспектов будущей жизни. При купании девчонки в воду ложили :
" Девять (или сорок) зёрен, чтобы она выросла здоровой и смогла родить ребёнка, продолжить свой род;
" Однокопеечную серебряную или медную монету, чтобы тем самым свести к минимуму протяженность и болезненность месячных;
" Добавляли свежее молоко, чтобы лицо был белым и чистым;
" Использовали разные лекарственные травы, собранные на Купалье (ромашки, чабрец, чистотел);
" Несколько (9) угольков, чтобы ни боялась сглазов;
" Под купель ложили гребешок, веретено, иголку, лен и т.д., чтобы девочка стола хорошей хозяйкой и рукодельницей
После первого ритуального купания девочки воду выливали под вишню, чтобы новорожденная была такой же стройной и красивой. На Полесье воду выливали за порог, чтобы в своё время вышла замуж - "пошла скорей из дому".
Крещение
С приходом христианства был введенный обряд крещения новорожденного, при полном или частичном погружении в святую купель, главным смыслам которого было становление на путь познания и приближения к Богу.
Параллельно с обрядом крестин в этот же день дома проводили народный ритуал посвящения чада в состав своей семьи. Чаще всего этот обряд исполнялся следующим образом: перед тем, как ехать в церковь, дитя купали, одевали во все белое, перевязывали красным поясом-оберегом и трижды по солнцу обносили вокруг стола, чтобы он любил родителей и родительский дом. На столе лежали хлеб-соль. Затем чадо передавали крестным родителям со словами: "Берите некрещенное, а привезите пасвячонае" или "Даём Вам рождённое, а нам принесите крещеное". Родители благословляли чадо хлебом-солью. Кум и кума целовали хлеб и трижды кланялись родителям. Перед тем, как выйти за порог, кум и кума обязательно присаживались на несколько мгновений - "чтобы дорога была хорошая". В дорогу кум и кума брали хлеб, соль, другие продукты, чтобы их крестник был всегда с хлебом и с солью. Пока в церкви крестили дитя, в доме готовился праздничный обед, который всегда завершался обрядом "Бабина каша". Кашу варила бабка-повитуха. Перед тем, как поставить ее на стол, она просила за нее выкуп. Гости начинали активно торговаться. Но последнее слово всегда было за кумами. Крестный отец должен был так поставить глиняный горшок на стол, чтобы тот раскололся на несколько частей. После этого каждый из присутствовавших брал по ложке вкусной и сладкой каши. Заканчивался обряд обменом подарками между крёстными и родителями крестника. А потом к всеобщей радости гостей кумы должны были трижды поцеловаться.
Одним из обрядов инициации можно считать и первый постриг ребёнка. Этот обряд сохранился еще со времен язычества, который обозначал в те времена момент перехода дитя от опеки матери к воспитанию отцом или племенем. Обряд необходимо было осуществить в тот день, когда чадо исполниться ровно год. В день рождения или назавтра мать, отец, а возможно, бабушка крестоподобно выстригали на затылке ребёнка несколько прядей волос, аккуратно складывали их в платок, перевязывали красной нитью и ложили за абразЫ (за икону в красном угле). Считалась, пока эти волосы находятся там, с дитем ничего ни случиться. Когда дочка выходила замуж, пряди волос вынимали из потаенного места и отдавали, чтобы дочка навсегда оставила отеческий дом, успешно вышла замуж.
В 3 года девчонке впервые давали веретено и прялку. Это было сакральное действие, и первой нитью, которую спряла дочка, мать опоясывала ее в день свадьбы, чтобы защитить от сглазов. На Смоленщине, когда девчонка выпрядывала первую нить, ту нить сжигали и пепел давали съесть девочке (своего рода "просвещение в домашние работницы").
Прядение ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому.
Обычно до 7 лет дети обоих полов ходили в одних сорочках, и мальчик от девочки отличался только длиною волос. Существовал обряд перехода от младенчества к детскому возрасту - первое одевание юбки.
Перед тем, как впервые одеть девочке юбку, в присутствия членов семьи сначала подстилалась старая юбка матери. Девочкам предлагали переодеться. Взрослые наблюдали при этом, как они одеваются. Верным признаком долгой жизни считали наибольшую упёртость дитяти при этом. Первую юбку, когда она была доношена, сжигали.
Из девочки в девушку
По окончанию подросткового возраста девочки получали полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. С достижением брачного возраста проводился обряд, связанный с первым одеванием на девушку понёвы (предшественницы юбки). Обряд исполнялся публично и, по-видимому, принадлежал к циклу празднований, связанных с совершеннолетием молодежи, с их переходам к категории взрослых участников общества. У смоленских белорусов девушка прыгала по скамейке со словами: "Хочу - скачу, хочу - нет, // Хочу - пойду, хочу - нет". Мать шла сзади с юбкой или понёвай в руках и произносила: "Вступи, вступи, мое дитятко, // в вечный хомут". Девушка прыгала со скамейки в эту юбку: "Хочу - скачу, хочу - нет, // Хочу - пойду, хочу - нет". И это означала, что ей уже пора замуж.
В некоторых регионах на Юрья, на Троицу и т.д. девчата брачного возраста собирались на поле, умывались росой, угощались молоком и т.д. Обряд кумовання, кумления тоже к этой темы пригодный будет
Это все про переход от девчонки к девушки. На троицко-сёмушные празднования березовые рощи становились местом духовной инициации девчат брачного возраста. В четверг троицкой недели, на Сямик, они собирались группам и кумились. э.зн. выбирали себе подруг на год, с которыми во время свадьбы они должны были распрощаться, что хорошо отбилось в обрядовых текстах. Девчата шли "завивать березки": пригибали верхушки двух близко стоящих деревьев и попарно сплетали их в венец, а затем исполняли обряд кумления - каждая со своей подругой проходила через созданною арку. Этот ритуал и символизировал смену социального статуса их участников.
К обрядам инициации принадлежит и катание девушек на качелях.
Состояние полета, достижение высшей точки в сочетании с падением коррелируется с изменением социовозрастного положения девушки, которая стремиться получить статус невесты и как бы проходит проверку на спелость. В калинковичском районе на Саракі при поочередном перепрыгивании-покачивании на доске произносили: "Кто сорок раз на доске подпрыгнет, дак замуж выйдет".
Женитьба
В исконной народной традиции жених и невеста одевали одежду белого (светлого) цвета, который символизировал переход молодоженов из одного состояния в другое, из юношества во взрослую семейную жизнь. Но одежда молодоженов включала и элементы (пояс, вышивка, прошва, украшения и т.д.), какие были выполнены и красным цветам, которым молодожены охраняли-экранировали себя от присутствующих.
Накануне самой свадьбы, в субботу вечерам, в доме невесты справляли "сборную субботу" ("девичий вечер", "паненски вечер", "венки", "сборный вечер"). Сборная суббота была своеобразной границей в характере жизни и социальном статусе девушки. Она прощалась со своей девической жизнью, со своими лучшими подругами, лишалась права присутствовать вместе с ними на гулянках добрачной молодежи. Вечером в субботу в доме невесты собирались ее подруги, они вили венки, готовили обрядовые украшения для жениха и невесты. Завивание венков происходило с позволения и благословения родителей и символизировало целомудренность девушки. В юго-западных районах Беларуси в сборную субботу "завивалиі елку" ("вілца"): ее украшали цветными цветками, свечками, игрушками, произведенными из соломы.
Обряд деления каравая практически завершал этап перехода молодоженов в другой социальный статус.
Теперь они уже становились мужем и женой, которым надо было продолжать род и обеспечить его благоустройство. Делили каравай крестные отцы молодожена. Середину или верхнюю часть его вырезали и оставляли молодоженам, затем одарялась семья молодоженов, начиная с родителей, а затем уже вся родня.
После дележки каравая к невесте подходила мать молодожена, снимала с нее фату (символ девушки) и повязывала 2 атрибуты женской участи: платочек и фартучек. Фату на несколько минут передавали старшей подружке невесты, а затем вешали на стену около икон.
Роды
Роды оформлялись в сложный многоэтапный обряд.
Комплекс действий во время самих родов направлялся на облегчение страданий роженицы и на более легкое появление ребёнка. В частности, по аналогии с родовыми путями женщины открывались окна, двери, заслонка, развязывались пояса, открывались замки. Во время родов стремились развязать все узелки на одежде роженицы, распустить ей волосы. Выбор места для родов предусматривал не только изоляцию роженицы от неугодных взглядов, но и ориентировались на "выделенные места" - баню, хлев, гумно. Постукивая ногами по полу, а метлой в потолок, переступая порог, обращались за содействием к домашнему духу и предкам вообще. Роженица считалась "нечистой", ведь еще 40 дней сохранялась ее связь с потусторонним другим миром. Чтобы ни навредить роженице, к неё ни допускали других беременных женщин и больных людей. Когда начинались роды, то стремились никому про это не говорить, чтобы ни наслать на роженицу лишние страдания.
Для облегчения родов около роженицы устанавливали зажженную громничную свечку и приговаривали "Пока свечка догорит, тут она и родит. Аминь". При родах роженица должна была снять с себя все золотые украшения, но обязательно оставить нательный крестик. Повсюду на Беларуси, чтобы отогнать злые силы от роженицы, повитуха ложила ей в кровать металлическую вещь или обвязывала ее красной нитью.
Смерть
Смена статуса индивиду происходит при использовании ритуальной функции воды. Омывать и одевать покойника приглашали взрослых людей: к женщине - женщин. Воду, которая обладала разрушительной энергией, выливали под печь, под угол дома, около забора, где никто ни ходил. Женщину одевали в чистое нательное белье, поверх которой одевали сорочку, юбку, шерстяную или льняную понева, кофту, передник. На голову женщине повязывали платок, повойник, надевали чепец или шапочку, сшитую с нового отбеленного холста. На ноги женщине обували чулки или носки с лаптями или ботинками. Повсюду на Беларуси существовал обычай ложить в гроб что-нибудь из вещей, в которых венчались, "чтобы покойнику было полегче лежать на том мире". Помимо того в гроб ложили полотенце, платочек, душистые травы, свечку или иконка, мелкие гроши "чтобы заплатить на том мире за место", некоторые другие любимые при жизни вещи покойника, реже - еду и воду. Мытую и одетую покойницу-женщину ложили на скамейку, которая находилась слева или напротив входа в дом. Сверху покойника покрывали белым холстом. На голову накладывали купленный в церкви венчик, на лоб и груди - стельки с лиом Иисуса Христа. Руки складывали и связывали крестообразно, в одну с их вкладывали восковой крестик и небольшая иконка, а во вторую - свечку.
Перед тем как закрыть гроб крышкой и забить ее гвоздями, родные целовали покойника в лоб, губы, лицо. Это был наиболее важный момент во всей похоронно-заупокойной обрядности; благодаря взаимодействию почти всех обрядовых кодов, происходил ритуальный переход покойника в мир предков. В особенности это очевидно в вербальном коде, когда живые высказывают разнообразные пожелания покойнику, чтобы он сообщил их ранее умершим родственникам. В скором времени после похорон, а то и сразу, на могилу устанавливали небольшой крест, на который вешали тканное полотенце или передник.
Комментарии
(остальное потом прокомментирую - пора спать..)
↑ Перейти к этому комментарию
Есть вопросы - рубашку на детях до 7 лет опоясывали? Носили ли девочки какие-то украшения - бусы или обереги?
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: