Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

О благодарности Богу в утренних и вечерних молитвах: Маргарита Родина

Http://www.pravoslavie.ru/105176.html
Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите:
ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

(1 Сол. 5: 16–18)

Слова апостольского послания к Фессалоникийцам, а также близкое к ним по содержанию обращение к Колоссянам: Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4: 2), – являются, по мысли святителя Феофана Затворника, указанием апостола Павла на «характеристические черты истинно христианской жизни в каждом христианине»[1]. При этом, как указывает святитель Иоанн Златоуст, благодарность является тем важным качеством, которое приближает нас к Богу[2].

Потому-то святая Церковь словами Священного Писания, словами молитв и песнопений учит нас этой добродетели, говорит о необходимости возрастать в ней, показывает примеры настоящего и искреннего благодарения Богу.

«От сна востав, благодарю Тя…»

Уже самый свой день, по примеру пророка и псалмопевца Давида, христианин должен начинать с благодарственного обращения к Богу. И действительно, в утреннее молитвенное правило входит именно благодарственная по своей сути молитва ко Пресвятой Троице:

«От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице, яко (слав. «ибо, поскольку») многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати и славословити державу Твою».

В этой молитве соединяется радость славословия, возносимого человеколюбивому Богу («ради Твоея благости и долготерпения»), и благодарность за милосердие Его к молящемуся – ленивому (то есть не радеющему о совершении добрых дел) и грешному, преступившему установленные заповеди. Эти снисхождение и любовь Божии к человеку закономерно приводят его к необходимости отблагодарить благодетеля – проявить свою признательность Ему, воздать Ему хвалу, прославить.

В этой молитве можно видеть и отмеченное промышление Божие о человеке, которого Он, «в нечаянии (слав. «отчаяние, растерянность; неожиданность»[3]) лежащего воздвигл еси». Восставил для того, чтобы (слав. «во еже») тот имел возможность «утреневати и славословити державу Твою».

«Благодарением укрепляется вера…»

Возносимое славословие и утреннее припадание к Богу необходимо нам, поскольку таково удивительное качество добродетели благодарения: она служит помощью нам в нашем пути ко спасению: «Благодарением укрепляется вера, открываются глубокие таинства христианства, вводится в душу обширное и ясное богопознание действием благодатного мира и духовного утешения, которые бывают непременным последствием благодарения»[4].

Святитель Иоанн Златоуст также отмечает: «Если мы, вспоминая о благодеянии людей, загораемся к ним большей любовью, то тем более, непрестанно вспоминая о благодеяниях к нам Господа, будем усердны к заповедям Его. Потому и апостол Павел говорит: всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол. 3: 15). Память о благодеянии Божием и непрестанное благодарение – самое лучшее средство сохранить доброе расположение к себе»[5]. Подтверждением тому служат слова молитвы:

«И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати всесвятое имя Твое».

«Славяще Тя, хвалим, благословим, благодарим, поем
и величаем Твое благосердие…»

Затем уже не от имени одного молящегося, но от лица многих прибегающих к Господу и благодарящих Его за многие милости говорится о благодарности Богу в молитве утреннего правила, составленной святителем Василием Великим:

«Благодарим Тя, якo не погубил еси нас со беззаконьми нашими, но человеколюбствовал еси обычно, и в нечаянии лежащия ны воздвигл еси, во еже славословити державу Твою».

С благодарением вновь оказывается связана хвала и благословение-славословие, приносимые Богу:

«Отверзи наша уста, и исполни я Твоего хваления, яко да возможем непоколеблемо пети же и исповедатися (слав. «славить, возвещать славу») Тебе, во всех, и от всех славимому Богу»[6].

При этом святитель Феофан Затворник замечает: «Благословлять Господа – значит благое о Нем изрекать слово. В сем смысле это то же, что и хвалить Господа. Но обычно благословлять есть благодарить. Богоблагодарение есть вид молитвы, отличный от богохваления. Сие последнее возбуждается созерцанием Божественных совершенств и великих дел Божиих, а первое – сознанием и чувством Божиих благодеяний нам и всем»[7].

Чувство благодарности, то самое сознание Божиих благодеяний, упомянутых святителем Феофаном, с которыми обращается молящийся к Богу, пронизывает каждую молитву.

За что же мы призываемся благодарить Бога?

За принесенные за нас искупительные страдания («но ущедри мя, распныйся волею»; «Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех»).
За промышление о нас («Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю»).
За милосердие, долготерпение, благодеяния – сохранение от всякого зла («многою Твоею благостию и великими щедротами Твоими дал еси мне, рабу Твоему, мимошедшее время нощи сея без напасти прейти от всякаго зла противна»; «многий в щедротах и неизреченный в милости», то есть несказанно щедро подающий милости).

В этом, по слову святителя Феофана Затворника, проявляется «существо утренней молитвы – благодарить Бога за сон и укрепление и молить Его, чтобы помог весь день делать дела во славу Его»[8].

«Тебе, Бога, хвалим, Тебе, Господа, исповедуем…»

Вечерние молитвы, основное содержание которых посвящено исповеданию совершенного в предстоящий день, также, указывая на благодеяния Божии, подводят молящегося к необходимому для него благодарению Создателя: «Существо вечерней молитвы есть благодарить Бога за день и за все, что встречено в продолжение его и приятного, и неприятного»[9].

Молящийся благодарит Господа за то, что Он во все минуты прошедшего дня был для него Промыслителем и Попечителем («Боже вечный и Царю всякаго создания»), по милости Которого благополучно завершился день («сподобивый мя даже в час сей доспети», то есть сподобивший, удостоивший меня дожить до этого часа).

В одной из вечерних молитв молящийся с благодарностью и надеждой на помощь призывается обратиться ко Христу, евангельскому Доброму Пастырю, неотлучно пребывающему со Своей паствой:

«Вседержителю, Слово Отчее, Сам совершен сый, Иисусе Христе, многаго ради милосердия Твоего никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай. Иисусе, добрый Пастырю Твоих овец, не предаждь мене крамоле змиине, и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть».

При этом прошение о сохранении от всякого зла в предстоящую ночь завершается обращением с просьбой затем принести о том благодарение:

«мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя во время подобно (то есть в подобающее, подходящее[10] на то время) на Твое славословие».

Переходя от молитвы к молитве, можно видеть, что всякая просьба о помиловании, снисхождении, прощении завершается указанием на необходимость затем отблагодарить Бога, основанную на твердой вере в Его милосердие:

«да с миром лягу, усну и почию, блудный, грешный и окаянный аз, и поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое, со Отцем, и Единородным Его Сыном, ныне и присно и во веки».

Благодарность и необходимость «познать свою бедность»

Понимание величия милости Божией заставляет человека усомниться в возможности хотя бы в малой степени выразить благодарность, достойную ниспосланных щедрот, равноценную им:

«Что Ти принесу, или что Тивоздам, великодаровитый (слав. «щедро, обильно ниспосылающий дары») Безсмертный Царю, щедре (слав. «милостивый») и Человеколюбче Господи, яко (здесь слав. «за то, что») ленящася мене на Твое угождение, и ничтоже благо сотворша, привел еси на конец мимошедшаго дне сего, обращение и спасение души моей строя?»

В этих словах как раз и проявляется понимаемое и переживаемое человеком, в душевной расслабленности не стремящимся в полной мере потрудиться об угождении Богу совершением добрых дел, его недостоинство принять оказанные ему милости.

Укрепление же в этом чувстве избавляет человека от одной из самых опасных страстей – гордости, неоправданной уверенности в своих силах и возможности самому, без Бога, обрести всё необходимое. Так, на деле оказывается, что даже для славословия Господа должна быть испрошена Его на то помощь. Потому в кратком прошении вечерней молитвы Иоанна Златоустаго говорится: «Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое».

Благодарность научает также любви Божией и готовности всегда поступать по воле Его:

«Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою».

На это обращает внимание святитель Феофан Затворник: «Итак, развивай в мыслях обилие милостей Божиих, явленных в творении, промышлении и особенно в искуплении, доведи до сознания, что ты милостями этими всесторонне объят: что ни движение, то милость; что меньше дышишь, нежели получаешь милостей, что миг больше, нежели расстояние милости от милости, или что ты стоишь в них неисходно. Когда потом приведешь на мысль, что все это незаслуженно, что не только малой какой не достоин ты милости, но что, напротив, не милости, а постоянных казней стоишь одних, тогда дух не может остаться бесчувственным, не согреться теплотою любви Божией и не отозваться благодарностью»[11].

За эти обильные милости Божии и учит человека благодарить Бога Святая Церковь в своих молитвах. Оглядываясь на обстоятельства прошедшего дня, молящийся призывается с благодарностью увидеть милости Божии:

– в благополучном завершении дня;

– в проявляющемся во всем попечении Божием о Своем творении – устроении Им спасения души Своего создания, наставлении (слав. «обращение») его на путь добродетельной жизни: «Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему (слав. «не хотяй» – особая форма причастия: не хотящий, не желающий смерти грешного, но имеющий попечение о том, чтобы обратиться, то есть исполниться добрых чувств и остаться живым)»;

– в добровольно понесенных за человеческий род страданиях. Вочеловечение Спасителя и последующее за ним искупление грехов является венцом любви Божией к человеку, справедливо именующему себя окаянным, то есть «несчастным, жалким»[12], бедствующим: «Иже мене ради окаяннаго в тленную плоть оболкийся», «во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата».

И снова, испрашивая милости, молящийся обещает употребить их во благо – вознести необходимую для себя хвалу Богу и тем самым укрепиться в добродетели:

«И посли ми Ангела мирна, хранителя и наставника души и телу моему, да избавит мя от враг моих; да востав со одра моего, принесу Ти благодарственныя мольбы. Ей, Господи, услыши мя грешнаго и убогаго раба Твоего, изволением и совестию; даруй ми воставшу словесем Твоим поучитися, и уныние бесовское далече от мене отгнано быти сотвори Твоими Ангелы; да благословлю имя Твое святое, и прославлю, и славлю Пречистую Богородицу Марию».

Можно видеть, что всякая молитва учит нас не только благодарить Бога, но и понимать само существо благодарения, которое, по слову святителя Феофана Затворника, «есть радостное чувство величия милости Божией к нам недостойным», «чувство милости незаслуженной»[13].

От осознания своего недостоинства («Вем (слав. «знаю», от ведати – «знать») убо, Господи, яко недостоин есмь человеколюбия Твоего, но достоин есмь всякаго осуждения и муки»), чувства «беды вокруг себя»[14] рождается упование и предание человеком себя в руки Божии:

«даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива. Ей, Господи мой, утешение мое, <…> исторгни мя от окаянства, и утешение подаждь души моей окаянней. Всади в сердце мое творити Твоя повеления, и оставити лукавая деяния, и получити блаженства Твоя: на Тя бо, Господи, уповах, спаси мя».

«Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет» (Пс. 31: 10)

Действительное упование на Бога происходит, по слову святителя Феофана Затворника, именно от благодарности. Как апостол Павел неслучайно поставляет рядом чувство радости и благодарности, так и святитель подчеркивает радостное существо благодарности. Более того, сохранение этого радостного чувства и в скорбях, принятие с равной благодарностью и приятного, и неприятного из того, что происходит в нашей жизни, или даже принятие самих скорбей как блага приводит человека в особое состояние, называемое святителем благодушием, которое есть «радостное или благодарное приятие скорбей и бед всякого рода»[15].

Это чувство оказывается связанным также со смирением и действительным осознанием своей греховности и происходящей из этого чувства благодарности: «к сим возникающим чувствам должно приложить еще ясное сознание того, что мы стоим не только таких, но и несравненно больших бед, что и жизнь следовало бы отнять, а не только какое-нибудь благо. И то убеждение уже значительно умалит болезнь сердца, что мы заслужили несравненно больше, а посылается нам меньше; когда же еще увидим и благо от скорбей, то примем их с распростертыми объятиями. А это и есть благодушие»[16].


Совершенствуясь в добродетели благодарения, человек приобретает христианское терпение – «постоянное благодушие при продолжающихся скорбных обстоятельствах», «продолжающееся благодушие», «непрестанное благодушие»[17]. В свою очередь такое несение скорбей «с радостью и веселием духа» приводит к довольству своим состоянием и всем своим – «последнему пределу богоугодных расположений в отношении к своей участи, устрояемой Богом»[18]. При этом, как отмечает святитель Феофан Затворник, и это чувство оказывается основанным на благодарности: «Оно имеет непосредственное отношение к подающей руке при том же чувстве незаслужения блага и заслужения всякого наказания»[19].

Внимательное чтение молитв, размышление о сказанном в них дает возможность душе приблизиться к пониманию евангельских слов Спасителя и учения святых апостолов. Исполнение апостольского заповедания: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Сол. 5: 16–18) – приводит к великому приобретению – «быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6: 6).

В благодарении Богу, Им заповеданном нам в словах апостола, заключена, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «существенная душевная польза». Святитель также называет благодарение «невидимым подвигом»: «Подвиг этот напомнит нам забытого нами Бога; подвиг этот откроет нам сокрывшееся от нас величие Бога, откроет неизреченные и неисчислимые благодеяния Его к человекам вообще и к каждому человеку в частности; подвиг этот насадит в нас живую веру в Бога, подвиг этот даст нам Бога, Которого нет у нас, Которого отняли у нас наша холодность к Нему, наше невнимание»[20].

Маргарита Родина

19 июля 2017 г.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам О благодарности Богу в утренних и вечерних молитвах: Маргарита Родина
Http://www.pravoslavie.ru/105176.html
Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите:
ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
(1 Сол. 5: 16–18)
Слова апостольского послания к Фессалоникийцам, а также близкое к ним по содержанию обращение к Колоссянам: Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. Читать полностью
 

Комментарии

tamila-2015
19 июля 2017 года
0
valesir57 (автор поста)
19 июля 2017 года
0
)))

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам