Открытый урок русского языка в 4 классе. Тема: "Глаголом жги сердца людей..."
Урок разработан по программе "Начальная школа XXI века"
Открытый урок русского языка в 4 классе.
Тема: «Глаголом жги сердца людей..»
1. Организационный момент.
Учитель: Доброе утро уважаемые родители, гости. Ребята, к уроку готовы?
На протяжении нескольких уроков мы изучали тему «глагол». Мы провели небольшое исследование и узнали интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться.
2. Представление глагола как части речи.
Ученик 1: “На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.
Ученик 2: Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.
- Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.
Ученик 3: Именно в этом смысле употребил его Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении “Пророк”: “ И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей”.
Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”
Ученик 5: “Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.
Ученик 6: Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
Учитель: Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.”
3. Работа в тетрадях.
Учитель: Откройте, пожалуйста, ваши тетради. Запишите сегодняшнее число. Произнесите его орфографически. Классная работа.
Запишите, пожалуйста эпиграф к сегодняшнему уроку.
(“Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. Н. Греч)
Результат вашей работы на уроке я буду заносить в таблицу. И по итогам вам будет выставлены две отметки. Одна за работу на уроке, а другая – за письменную работу в тетрадях.
4. Актуализация знаний о глаголе.
Учитель: Давайте вспомним, что такое глагол. Проведём блиц-опрос. Встали. Каждому из вас будет задан вопрос. Ваша задача ответить и сесть на место.
1. Что такое глагол?
2. Что вы знаете о начальной форме глагола?
3. Как определить вид глагола?
4. Как определить спряжение глагола?
5. Сколько временных форм имеет глагол? Назовите их. Что обозначает каждое из них?
6. Какие наклонения глагола вы знаете?
7. Как изменяется глагол в настоящем и будущем времени? Как изменяется глагол в прошедшем времени?
5. Работа с текстом учебника
Учитель: Ребята, вы сказали о том, что слово глагол происходит от старославянского слова глаголить, что значит говорить. А кто научил вас говорить?
Дети: Мама
Учитель: Откройте учебник на странице 130. Найдите текст «Мама». Давайте прочитаем.
(Один ученик читает текст)
-Возьмите карандашики. Найдите в тексте глаголы и подчеркните их. Прочитайте только глаголы начальной формы, устно определяя спряжение.
Говорить (2 спр.), ходить (2 спр.), помнить (2 спр.)
6. Работа с пословицей.
Учитель: Глаголы используются как в литературной, так и в разговорной речи. Очень важное место глагол занимает в русском фольклоре, элементом которой является пословица. У каждого на столе лежит листок с пословицей.
1. Труд корм…т, лень порт…т.
2. Смелый наход…т, слабый теря…т.
3. Человек по делу узнае…ся.
4. Терпенье и труд всё перетрут.
5. Кто много видел и слышал, тот много зна…т.
6. Век живи, век учись.
7. Сяд…м рядком, поговорим ладком.
– Запишите свою пословицу в тетрадь. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Определите временную форму глагола.
– Сделаем общую таблицу и заполним её.
наст. вр. пр. вр. буд. вр.
находит видел сядем
кормит слышал поговорим
знает перетрут
портит
теряет
живи
учись
знается
Учитель: А теперь встали. Я сейчас прочитаю небольшое стихотворение. Ваша задача внимательно его прослушать и определить, в каком наклонении употреблены глаголы.
Если бы у меня были сапоги-скороходы,
Я бы бегал быстрее звука;
И не видели бы меня пешеходы,
Только слышали бы отзвуки стука.
Определить наклонение глаголов и сказать, что оно обозначает.
Прошедшее время –
Ещё не прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».
Настоящее время
Приходит теперь:
«Мы пишем имя»,
«Бегает зверь».
Будущее время
Ещё не пришло:
«После уроков
Пойдём мы в кино».
Учитель: Выполняйте действия, которые я вам буду говорить:
Сядьте тихо, полежите,
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь,
Сядьте ровно, улыбнитесь.
- В каком времени я произнесла глаголы?
7. Работа в рабочих тетрадях. Откройте, пожалуйста, рабочие тетради «Учусь писать без ошибок» Выполните задание на странице ….
8. Работа у доски с предложением.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, а для чего мы должны знать признаки глагола?
Не зря мы сами повторяли основные признаки глагола. Эти знания нам пригодятся для выполнения морфологического разбора глагола. Давайте освежим наши знания. А поможет нам в этом предложение.
(к доске вызывается один ученик, который записывает предложение под диктовку)
Доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает.
Учитель: Выполните устно синтаксический анализ предложения (по цели высказывания – повествовательное, по интонации невосклицательное, грамматическая основа – слово побеждает и спасает, распространённое, есть однородные сказуемые – побеждает и спасает)
Учитель: Следующий ученик разберёт это предложения по членам.
Доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает.
Учитель: Сколько глаголов в этом предложении? Назовите их. Вот мы и перешли к морфологическому разбору.
Сильный ученик на доске разбирает глагол побеждает, слабый (на задней доске) – спасает.
Побеждает – гл., н. ф. – побеждать, несов. в., 1 спр., изъявит. накл., наст. вр., 3 лицо, ед. ч.
Спасает – гл., н. ф. – спасать, несов. в., 1 спр., изъявит. накл., наст. вр., 3 лицо, ед. ч.
Проверка разбора глагола спасает.
9. Домашнее задание.
Никита и Света – с.51 Упр. 8
Остальные: с.68, Упр. 113
10. Подведение итога.
Учитель: Ребята, я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Вы меня сегодня все порадовали.
И я вправе наградить вас сегодня хорошими отметками. Наш урок подходит к концу и это не значит, что мы закончили изучение темы «Глагол». Впереди вас ждут уроки повторения и закрепления.
Открытый урок русского языка в 4 классе.
Тема: «Глаголом жги сердца людей..»
1. Организационный момент.
Учитель: Доброе утро уважаемые родители, гости. Ребята, к уроку готовы?
На протяжении нескольких уроков мы изучали тему «глагол». Мы провели небольшое исследование и узнали интересные истории о важнейшей в русском языке части речи, без которой ничего в мире не могло бы существовать и развиваться.
2. Представление глагола как части речи.
Ученик 1: “На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. Высказывание Николая Греча вы видите на доске в качестве эпиграфа на сегодняшнем уроке русского языка.
Ученик 2: Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.
- Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.
Ученик 3: Именно в этом смысле употребил его Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении “Пророк”: “ И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей”.
Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”
Ученик 5: “Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.
Ученик 6: Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
Учитель: Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы.”
3. Работа в тетрадях.
Учитель: Откройте, пожалуйста, ваши тетради. Запишите сегодняшнее число. Произнесите его орфографически. Классная работа.
Запишите, пожалуйста эпиграф к сегодняшнему уроку.
(“Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. Н. Греч)
Результат вашей работы на уроке я буду заносить в таблицу. И по итогам вам будет выставлены две отметки. Одна за работу на уроке, а другая – за письменную работу в тетрадях.
4. Актуализация знаний о глаголе.
Учитель: Давайте вспомним, что такое глагол. Проведём блиц-опрос. Встали. Каждому из вас будет задан вопрос. Ваша задача ответить и сесть на место.
1. Что такое глагол?
2. Что вы знаете о начальной форме глагола?
3. Как определить вид глагола?
4. Как определить спряжение глагола?
5. Сколько временных форм имеет глагол? Назовите их. Что обозначает каждое из них?
6. Какие наклонения глагола вы знаете?
7. Как изменяется глагол в настоящем и будущем времени? Как изменяется глагол в прошедшем времени?
5. Работа с текстом учебника
Учитель: Ребята, вы сказали о том, что слово глагол происходит от старославянского слова глаголить, что значит говорить. А кто научил вас говорить?
Дети: Мама
Учитель: Откройте учебник на странице 130. Найдите текст «Мама». Давайте прочитаем.
(Один ученик читает текст)
-Возьмите карандашики. Найдите в тексте глаголы и подчеркните их. Прочитайте только глаголы начальной формы, устно определяя спряжение.
Говорить (2 спр.), ходить (2 спр.), помнить (2 спр.)
6. Работа с пословицей.
Учитель: Глаголы используются как в литературной, так и в разговорной речи. Очень важное место глагол занимает в русском фольклоре, элементом которой является пословица. У каждого на столе лежит листок с пословицей.
1. Труд корм…т, лень порт…т.
2. Смелый наход…т, слабый теря…т.
3. Человек по делу узнае…ся.
4. Терпенье и труд всё перетрут.
5. Кто много видел и слышал, тот много зна…т.
6. Век живи, век учись.
7. Сяд…м рядком, поговорим ладком.
– Запишите свою пословицу в тетрадь. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Определите временную форму глагола.
– Сделаем общую таблицу и заполним её.
наст. вр. пр. вр. буд. вр.
находит видел сядем
кормит слышал поговорим
знает перетрут
портит
теряет
живи
учись
знается
Учитель: А теперь встали. Я сейчас прочитаю небольшое стихотворение. Ваша задача внимательно его прослушать и определить, в каком наклонении употреблены глаголы.
Если бы у меня были сапоги-скороходы,
Я бы бегал быстрее звука;
И не видели бы меня пешеходы,
Только слышали бы отзвуки стука.
Определить наклонение глаголов и сказать, что оно обозначает.
Прошедшее время –
Ещё не прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».
Настоящее время
Приходит теперь:
«Мы пишем имя»,
«Бегает зверь».
Будущее время
Ещё не пришло:
«После уроков
Пойдём мы в кино».
Учитель: Выполняйте действия, которые я вам буду говорить:
Сядьте тихо, полежите,
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь,
Сядьте ровно, улыбнитесь.
- В каком времени я произнесла глаголы?
7. Работа в рабочих тетрадях. Откройте, пожалуйста, рабочие тетради «Учусь писать без ошибок» Выполните задание на странице ….
8. Работа у доски с предложением.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, а для чего мы должны знать признаки глагола?
Не зря мы сами повторяли основные признаки глагола. Эти знания нам пригодятся для выполнения морфологического разбора глагола. Давайте освежим наши знания. А поможет нам в этом предложение.
(к доске вызывается один ученик, который записывает предложение под диктовку)
Доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает.
Учитель: Выполните устно синтаксический анализ предложения (по цели высказывания – повествовательное, по интонации невосклицательное, грамматическая основа – слово побеждает и спасает, распространённое, есть однородные сказуемые – побеждает и спасает)
Учитель: Следующий ученик разберёт это предложения по членам.
Доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает.
Учитель: Сколько глаголов в этом предложении? Назовите их. Вот мы и перешли к морфологическому разбору.
Сильный ученик на доске разбирает глагол побеждает, слабый (на задней доске) – спасает.
Побеждает – гл., н. ф. – побеждать, несов. в., 1 спр., изъявит. накл., наст. вр., 3 лицо, ед. ч.
Спасает – гл., н. ф. – спасать, несов. в., 1 спр., изъявит. накл., наст. вр., 3 лицо, ед. ч.
Проверка разбора глагола спасает.
9. Домашнее задание.
Никита и Света – с.51 Упр. 8
Остальные: с.68, Упр. 113
10. Подведение итога.
Учитель: Ребята, я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Вы меня сегодня все порадовали.
И я вправе наградить вас сегодня хорошими отметками. Наш урок подходит к концу и это не значит, что мы закончили изучение темы «Глагол». Впереди вас ждут уроки повторения и закрепления.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: