Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Про чтение целыми словами и вообще, как все же учить ребенка читать

Взято от сюда: http://doshkola5.ru/

Меня часто спрашивают, что я думаю об обучении чтению целыми словами и почему я не использую этот метод в своих занятиях.

С чего начиналось

Давайте обратимся к истории. С XVI века в России использовали буквослагательный метод. Раньше буквы были аз, буки, веди… мало того, что буквы надо было выучить, их обозначение, так еще и то, как они называются. Учили названия букв, затем составляли из них слоги, заучивали их, читали по «складам». «Буки да аз, буки да аз». Что будет? — «ба-ба». Такой чисто механический способ. Дети мало что понимали, но запоминали. Недостатки этого метода: во-первых, не развивал детей умственно, они не понимали, что это такое, откуда, как из сочетания каких-то значков получались слова. И во-вторых, этот способ очень долгий (до двух лет), и таким же способом обучали письму. В итоге три — четыре года ходили в школу, чтобы получить основы грамоты.

Истоки метода Н. А. Зайцева

На смену этому методу в XIX веке появился слоговой. Стали не буквы изучать, а слоги показывать, как Зайцев на кубиках: слоги, слоги, слоги… Их надо выучить. Дети видят их на кубиках (карточках, таблицах) и запоминают, не понимают, но запоминают. С 3 лет дети, манипулируя кубиками, где нарисованы слоги, начинают их комбинировать, и, казалось бы, читать по слогам. Составил кубики с известными слогами и читает. Эффект хороший, в 3 года читает, раннее обучение! Зайцев ездит с семинарами, продает эти кубики с инструкциями, до сих пор есть детские сады, которые работают по этой методике. Но история отвергла этот метод, он не прижился.

Недостатки слогового метода обучения чтению

Почему? В чем недостатки? Он все равно механический! Да, он сокращал сроки, потому что из процесса обучения было исключено заучивание названий букв и составление из них слогов. Ученикам предлагалось выучивать сразу слоги. Но откуда взялись слоги дети тоже не знали! Слоги не отражают звукобуквенное письмо, поэтому, когда такие дети идут в школу и начинается звуковой анализ слова, то, что они складывали слоги –не помогает, у таких детей много ошибок при письме, они не слышат, как звlittle girl reading a bookучит слово. У нас письмо звукобуквенное, мы определяем по звучанию какую букву написать и пишем ее. Чем прозрачнее для человека звуковая ткань слова, тем грамотнее письмо. Поэтому на смену слоговому методу пришел звуковой-аналитико-синтетический метод. Начинается с разложения слов на слоги, звуки — это анализ, а потом соединения их — синтез. Более развивающий метод, более понятный детям.

Метод целых слов

Широко используется родителями, заимствован из Америки. Дается картинка, под картинкой слово. Детям показывают это и они запоминают начертание слова и постепенно начинают читать. Казалось бы – красота! Родители в восторге, ребенок уже не «быкает», не «мыкает» слоги, а читает сразу слово или даже фразу из знакомых слов. Но дети заучивают слова! Они не в состоянии прочитать незнакомое слово!

Почему этот метод до сих пор используется в Америке и является там оправданным?

Потому что у них написание слов и их произношение не совпадает. Да, у нас не совпадает тоже, но не до такой степени. Там действительно нужно запоминать как пишется слово. Вспомните как вы изучали английскую грамматику, сколько там правил чтения? Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста не в состоянии их усвоить, и поэтому чтение слов надо запомнить. К тому же в английском языке много коротких слов, гораздо больше, чем в русском. Этот метод оправдан для английского языка, и дети, изучая его как иностранный, в раннем возрасте тоже учатся так читать.

Но он не подходит для русского языка и поэтому еще в 35 году прошлого века был отвергнут, как не соответствующий природе русского языка и дающий плохие результаты в обучении. Дети делали очень много ошибок при письме: пропускали буквы, искажали слова (в английском языке нет изменения слов по роду и спряжению, а в русском слова должны менять окончание).

То же с Японским языком – иероглиф обозначает слово, поэтому у них обучение на словах и заканчивается, а мы должны знакомиться с буквами и звуками. И в связи с этим, применяя японский Шичида метод обучения детей, я опускаю занятия по обучению чтению методом целых слов.

Пишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу, делитесь своим опытом обучения чтению.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Про чтение целыми словами и вообще, как все же учить ребенка читать
Взято от сюда: http://doshkola5.ru/
Меня часто спрашивают, что я думаю об обучении чтению целыми словами и почему я не использую этот метод в своих занятиях.
С чего начиналось
Давайте обратимся к истории. С XVI века в России использовали буквослагательный метод. Раньше буквы были аз, буки, веди… мало того, что буквы надо было выучить, их обозначение, так еще и то, как они называются. Читать полностью
 

Комментарии

uva
7 февраля 2016 года
0
Lana85 пишет:
У нас письмо звукобуквенное, мы определяем по звучанию какую букву написать и пишем ее
Это не так. В слове "молоко" нет ни одного повторяющегося гласного звука, но пишем там одну и ту же букву, а не "мылако". Слова "Даш" и "дашь" звучат одинаково, и согласный "ш" там одинаково твердый, однако во втором мы пишем мягкий знак. Я молчу уже о словах с непроизносимыми согласными и банальными безударными гласными.
Celin
7 февраля 2016 года
0
У меня сын никак не хотел читать, сколько я ни объясняла м-а, м-у. Не шло у нас . Пошли на подготовительные и там учили их читать, зазубривая слоги, многократные повторения. Две недели учили слоги с н (на, ну, ни и т. д)+ короткие слова, потом с другими согласными и пошло у нас чтение. Просто в русском языке много длинных слов и деление на слоги облегчает их прочтение. А целиком дети учатся читать, когда уже хорошо осваивают все слоги и сочетания букв.
Lana85 (автор поста)
10 февраля 2016 года
0
вот! А не наоборот) чтение целыми словами начинается с пеленок - сразу словами, а не так как Вы пишите
Celin
10 февраля 2016 года
0
С пеленок не стала заморачиваться с обучением чтению. Все равно дети рано или поздно начинают читать, независимо от того, когда и как их обучали.
Lana85 (автор поста)
11 февраля 2016 года
0
поддерживаю!
NataliFox
7 февраля 2016 года
0
Я с года показывала сыну карточки со словами. Он их запоминал моментально. К двум годам я сделала карточки со слогами. К трем годам он совершенно не говорил, но зато читал. Я так считаю, что все методы хороши на определенном этапе. Сначала сын запоминал целые слова, потом слоги. После трех мы начали учиться читать послогово. Т.е. я уже объясняла сыну как складываются слоги, слова. Здесь уже включается логическое мышление. Пошло это дело у нас легче легкого. Благодаря чтению, сын начал говорить. До сих пор сложные слова я ему пишу, чтобы он понял как они правильно произносятся.
В частных садах обычно используют систему Зайцева. На мой взгляд очень хорошая методика.
К тому же дети разные. Кому-то одна методика хороша, кому-то - другая.
Lana85 (автор поста)
10 февраля 2016 года
+1
Вы вообщем мама-героиня!
NataliFox
10 февраля 2016 года
0
засмущали
virginia007
7 февраля 2016 года
0
А я с ребенком начала заниматься по букварю Жуковой. После трех занятий моя Юляка уже слова короткие читала без особого труда, через 5 занятий маленькие предложения. Очень советую.
Lana85 (автор поста)
10 февраля 2016 года
0
судя по тому, что я видела и по отзывам - самый лучший букварь! Я его давно заприметила, жду, когда дочка подрастет и будет интерес к этому
ya ofchinka
7 февраля 2016 года
0
Я за Жукову, проверенно и мной на старшей дочери и многими моими знакомыми. Читать дети начинают быстро и плавно. А со второй попробовала Зайцева, так до сих пор борюсь с тем как отрывисто она читает.
Mifkadosha
8 февраля 2016 года
0
Так у Жуковой ведь тоже по слогам! Все слова разбиты на слоги. В чем разница тогда с Зайцевым?
ya ofchinka
8 февраля 2016 года
0
Да у Жуковой тоже слоги, но их именно учат читать, соединять буквы плавно. Знаменитая дорожка




А у Зайцева учатся сразу слоги, механически на мой взгляд.
Mifkadosha
8 февраля 2016 года
0
А я думала Вы говорите о соединении слогов в слова, а не букв в слоги...

Мой сын тоже любит этих бегущих человечков. С ними все пошло. Я их на все другие сама наделала и сейчас на стадии читания слов находимся.
Lana85 (автор поста)
10 февраля 2016 года
0
В ответ на комментарий ya ofchinka
Я за Жукову, проверенно и мной на старшей дочери и многими моими знакомыми. Читать дети начинают быстро и плавно. А со второй попробовала Зайцева, так до сих пор борюсь с тем как отрывисто она читает.

↑   Перейти к этому комментарию
плюсуюсь!
Светланка И
8 февраля 2016 года
0
А у нас Жукова у старшего не пошла вообще. И методики новые, как описано, тоже ему никак не нравились. Потом я нашла у мамы свой первый советский букварь. Вот по нему он сразу читать начал. К каждому ребёнку свой подход нужен
Lana85 (автор поста)
10 февраля 2016 года
0
Советский - это еще круче, чем Жукова! )) Жукова - тот же принцип, просто букварь логопедический, там звуки распоожены в порядке легкости произношения.
иринаарбекова
8 февраля 2016 года
+1
Все зависит от детей. Старшую в 3 года учила читать по Жуковой и подобным методикам, шло очень трудно, рядом сидел средненький, которому на тот момент еще не было 2-х, так он схватывал моментом. В 2,5 он уже читал, а она читала только от того, что не хотела от него отставать, да и намного медленнее.
Сейчас младшему 2,5, хотела разориться на УМНИЦУ, но жаба давит. У меня есть много карточек со словами, так он только на картинки смотрит, а слова по боку. Ставлю иногда мультик карточки Домана, там смотрит и читает с интересом. Параллельно купила два Букваря очень интересных, но он даже заглядывать не хочет. Это при том, что все буквы мы знаем с года.

Этот сундучок просто потрясающий.
Но простые слова уже читает. МАМА, ПАПА, ГУСЬ, КОТ. Уже без картинок.

Еще вот эта потрясающая книжка у нас очень хорошо пошла. Поскольку буквы мы все давно знаем, то ищем их с удовольствием и составляем слова. Вчера сам МОРЖ прочитал. Там на картинке несколько слов на М (морж, медведь, море), но составляешь только одно.
А вот такая же книга с цифрами и фигурами у нас вообще не пошла, редко достаем.
Я применяю разные методики. Еще мне нравится сайт ГАЛКА-ИГРАЛКА.Там советуют подписывать рисунки и читать, мы тоже так делаем.
Lana85 (автор поста)
10 февраля 2016 года
0
Галка-игралка основана на методике чтения целыми словами
иринаарбекова
11 февраля 2016 года
0
Я и написала, что пробую разные методики, пойдет это хорошо, нет, возьмем другое.
В Галке-игралке больше использую игры. Там они простые (доступные) моему малышу нравится.
Lana85 (автор поста)
11 февраля 2016 года
0
а мне наоборот Галка-игралка не нравится, кажется слишком примитивным все. Хотя, отзывы слышала положительные, каждому свое))
иринаарбекова
11 февраля 2016 года
0
На первый взгляд примитивные. Но вот у меня сынок гиперактивный. Посадить почитать или порисовать было очень трудно, у него всегда свое на первом месте. Карандаш, кисточку все вырывает, сам малюет. Научить чему-то очень трудно. Особенно после старших детей, которые были как пластилин, что хочешь то и лепи. Они любую игру на ура воспринимали. Разница у них была 1,3, все спрашивали не трудно ли мне, а я не понимала этого вопроса, мне было и не трудно и интересно. И вот родился мой "монстрик", очень умный, но трудно воспитываемый, и я поняла, что дети разные.
Так вот после простых Галкиных игр с их подходом, через песни, через вовлечение других игрушек, он начал очень хорошо играть (я сама была удивлена) и даже стал спокойнее.
Может быть Вы и сами умеете с ребенком разыгрывать спектакли и все время придумывать разные игры, тогда Вам это и не нужно, а мне это очень помогло, я начала придумывать свои игры. Я не покупала базу игр, а участвовала в бесплатных вебсеминарах, где давались задания, читались лекции и ты должен был отчитаться. Опыт разных мамочек, которые показывали свои работы, сколько вариантов одной и той же игры можно придумать.



Это парочка наших игр.
dardasit
8 февраля 2016 года
+1
Я учила своих читать на английском. В школе их обучают по системе "запоминания всего слова", как в статье. Но оказалось, что ни одному из моих сыновей (да и много других детей) , этот метод не подошел. И я стала обучать их по такой системе :
-есть буква, у буквы есть имя
-в каждой букве живет звук, иногда несколько звуков
-буквы-звуки начали собирать в слоги
-слоги в слова
За месяц мои дети начинали читать
И да, в английском очень много правил, но умея говорить , дети уже с полуслова догадывались как именно правильно прочитать .
Lana85 (автор поста)
10 февраля 2016 года
0
как раз и том речь, что запоминание целыми слова - далеко не для всех, а вот как Вы - это уже понятней))
Марина Шестакова
8 февраля 2016 года
0
Я сына научила читать перед школой по Жуковой, сейчас учим дочку по тому же букварю, считаю, кубики Зайцева просто зазубриванием слов, действительно - не знакомые слова дети, которых обучают по кубикам, прочитать не могут.
Lana85 (автор поста)
10 февраля 2016 года
0
согласна!!

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам