Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Консультации психолога

Вопрос:
Alena_b , 2 марта 2010 года
Здравствуйте, Мария Владимировна! Моей дочери 9,5 лет, живём мы вдвоём+мои родители (Юлины бабушка и дедушка). Проблемы у нас следующие: 1. не играет с ребятишками - ни в школе, ни во вдоре; 2. если общается (что бывает ОЧЕНЬ редко), то старается выбрать детей младше её; 3. часто возбуждается (если что не по ней, кричит, психует, дёргается); 4. нужно, чтобы я или бабушка практически всегда были с ней в комнате. Одна не ляжет спать, не будет кушать. Сейчас стараемся иногда уходить из комнаты, когда кушает. Иначе болтает без перерыва, может ужинать минут 40-50. Может быть Вы посоветуете, литературу по возрастной психологии на наш возраст? Ещё говорят, что существуют тесты на приём информации и её переработку. Посоветуйте, пожалуйста, где взять такой тест?


Ответ:

Зуева Мария Владимировна
семейный психолог, педагог-психолог
Здравствуйте, Alena_b!
У меня к Вам несколько вопросов: В каких отношениях Вы и Ваша дочка с ее отцом? Жив ли он? Как случилось, что Вы воспитываете ребенка одна? С какого возраста Вы заметили, что дочка имеет сложности во взаимодействии со сверстниками? Почему дочке необходимо присутствие взрослого рядом? Она чего-то боится? Или она не говорит об этом? Как девочка ведет себя в обычное время? Общается с Вами? О чем Вы разговариваете? Чем она любит заниматься?
Из литературы рекомедную Вам почитать книгу Е.М. Вроно "Поймите своего ребенка". Думаю, в ней Вы найдете полезную информацию. Что касается тестов, то что именно Вы хотите узнать о своем ребенке? Ее особенность в восприятии информации? Или особенность внимания? Помните, что любой тест должен проводиться при соблюдении определеных условий. Вы можете поискать нужный Вам материал в литературе по психодиагностике. Например, можете посмотреть книгу Е.И. Рогова "Настольная книга практического психолога". Хочу также напомнить Вам, что самостоятельное использование некоторых методик на близких людях недопустимо и нежелательно. Если Вы хотите провести качественную диагностику, можете обратиться к школьному психологу, специалист сможет провести тест корректно, соблюдая условия, а также правильно его интерпретировать.



Комментарии:


Alena_b , 5 марта 2010 года (автор вопроса)
Здравствуйте, Мария Владимировна! Поздравляю Вас с наступающим праздником 8 марта!!! Отвечу на Ваши вопросы. Отец Юли жив, но он сразу сказал, что это не его ребёнок, ещё во время беременности... (на самом деле это его ребёнок!) Мы не общаемся, Юле сказала, что папа есть, но он не хочет с ней видеться. В школе говорит, что папы нету. Юля имеет сложности во взаимоотношениях с самого раннего детства, она никогда не любила "чужих" людей, неохотно играла с детьми. В детском саду осваивалась ОЧЕНЬ долго, но потом всё же стала понемногу играть выборочно. Группа была смешанная по возрасту, поэтому играла с маленькими ребятишками (и ещё, не драчливыми). Но последние года 2 это стало совсем невыносимо! И ведь уже второй класс! И ещё, не запоминает дорогу до школы: ездим с пересадкой, сначала 2 остановки на троллейбусе, потом 4 остановки на трамвае. Можно уже наверное запомнить!?! Она просто не говорит, почему мы должны быть рядом. Но боится, когда недалеко ремонт (т.е. шумно). Ещё боится волка (это из сказки и страшного мультика), боится что волк придёт домой. В театре прижимается, если боится кого-то на сцене. В обычное время любит читать, писАть, играть с куклой (как будто это маленький ребёнок). Постоянно спрашивает, во сколько месяцев начинают сидеть, ходить, говорить и т.п. Но НЕ ЗАПОМИНАЕТ ничего, по 100 раз на дню переспрашивает... Смотрит канал по телевизору "Мать и дитя". Постоянно что-то говорит, рассказывает, как прошёл день в школе, что кушали. Вместе стараемся обсуждать денежные вопросы, я рассказываю как провела день на работе. Играть одна не любит, я должна сидеть с ней и играть. Может минут 10 поиграть сама в мозаику, и то 5-7 раз подойдёт за это время. И ещё, может быть это важно, её бабушка и дедушка не выходят из дома (бабушка передвигается на инвалидной коляске, дедушка после инсульта и операций не выходит из дома). Я объясняю, что мы с тобой хозяйки, на нас все покупки, нужно деньги зарабатывать. У нас такое разделение в семье: я и дедушка зарабатывают деньги (дедушка работает дома), бабушка готовит, мы покупаем продукты, я помогаю готовить, убираюсь, Юля должна учиться. После каникул неохотно, с истерикой выходит в школу (ОРЁТ "Не пойду в школу"). Вечером говорит, и почему я не хотела идти, там столько всего сегодня узнала, тема интересная была... С уважением, Алёна
  Отвечает Зуева Мария Владимировна:
Здравствуйте, Алена! Спасибо за поздравления! В свою очередь поздравляю Вас с праздником!
Спасибо, что ответили на вопросы, теперь ситуация стала несколько понятней. На коммуникативные способности ребенка оказывают влияние многие факторы. Уход отца из семьи также мог наложить отпечаток на развитие девочки. В целом же можно сказать, что коммуникативные навыки формируются с раннего детства, и, видимо, где-то в этом возрасте мог произойти перекос. Может быть была чрезмерная опека, попытка (пусть подсознательная) привязать ребенка к себе, либо наоборот, девочке в какой-то момент уделялось мало внимания, недостаточно было рядом людей, с которыми ребенок учился бы общаться. В общем, о причинах можно говорить практически бесконечно. Нам важно сейчас разобраться с тем, как развить у девочки стремление к общению. Для начала, давайте разберемся с тем, насколько саму дочку напрягает то, что у нее нет друзей? Не напрягает совсем? Это неплохо. Однако, судя по тому, что девочке нужно, чтобы кто-то находился рядом, проблема все же существует. То есть потребность в коммуникации есть, но в среде сверстников она не реализуется. Что делать? В первую очередь, дома у ребенка должна быть комфортная обстановка, благоприятный психологический климат. Девочка должна видеть, что общение между членами семьи спокойное, уравновешенное, доставляет радость. Также приглашайте в дом других людей (пусть к Вам приходят друзья, знакомые), чтобы дочка видела Ваш пример общения с людьми. Читайте книжки о дружбе, сочиняйте истории, в которых дружба играет важную роль. Можно придумывать примерный сюжет и просить дочку самостоятельно закончить рассказ. Чтобы дочке было легче научиться взаимодействовать со сверстниками, Вы можете, по возможности, устраивать у Вас дома встречи детей, организовывать игры, в которых бы принимали участие все. Но при этом, не заставляйте дочку играть, пусть она сама изъявит желание, не давите на ребенка. Очень рекомендую также почитать книгу Алевтины Луговской "Если малышу трудно подружиться" (книга рассчитана, как на дошкольный, так и на младший школьный возраст, там даны очень хорошие рекомендации по развитию навыков общения у детей).
Теперь что касается того, что дочка не запоминает информацию. Может быть дело не в памяти, а в том, что таким способом ребенок привлекает Ваше внимание? Может быть таким способом она стремится к тому, чтобы Вы лишний раз поговорили с ней, заметили ее? Попробуйте немного больше времени уделять совместным занятиям, играм. Чаще прикасайтесь к дочке, обнимайте ее, просто лишний раз прикоснитесь, погладьте. Также всегда реагируйте на КАЖДЫЙ коммуникативынй посыл дочки. Это называется подтверждением. То есть любая реплика, любое слово, зов, обращеный к Вам должен быть Вами подтвержден (Вы должны что-то сказать, пусть даже просто "да"), ребенок должен вседа чувствовать, что он значим для Вас. Подтверждение - лучшее доказательство.
И поощряйте любое самостоятельное стремление дочки, не важно, будь то общение или самостоятельная игра. Скажите, как Вам приятно, что дочка сумела сама поиграть, заинтересовать себя, что это говорит о ее уме, способностях. Скажите, как Вам приятно, что она сегодня поиграла с кем-то (пусть недолго), что это замечательно - общаться и иметь друзей. В общем, расставляйте положительные акценты, но избегайте чрезмерности. Пусть Ваша похвала будет не наигранной, а искренней, идущей от души.
Наблюдайте за дочкой, вполне возможно, что с возрастом, и с Вашей помощью ее коммуникативные навыки станут более развитыми. Может быть она не будет очень общительной, пусть будет такой, как есть. Ваша девочка индивидуальна, поэтому никогда не сравнивайте ее с другими. Хвалите и любите свое дитя, и помните, что все дети разные, и Ваша дочка ничем не хуже других, просто ей нужно что-то иное, свое, не такое, как у всех.
Alena_b , 8 марта 2010 года (автор вопроса)
Спасибо огромное за подробный ответ! Значит, будем с дочей учиться дружить!
  Отвечает Зуева Мария Владимировна:
Всегда рада помочь. Будут возникать вопросы - пишите.





Задайте свой вопрос этому специалисту

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам