Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Консультации психолога

Вопрос:
Светлана Петровна , 18 февраля 2010 года
Здравствуйте, уважаемый психолог! Помогите пожалуйста советом, что делать? Моему сыну 14 лет, воспитываю одна, есть бабушка с дедушкой, которые избаловали его с самого детства.Когда он был в младших классах, он учился хорошо, но чем старше, тем хуже становилась успеваемость. Сейчас он в 8 классе, совершенно не хочет учиться, почти по всем предметам тройки, есть и двойки, учеба совершенно его не интересует, только целыми днями сидит за компьютером до 12 ночи играет в сетевые игры, на мои замечания не реагирует, огрызается, дерется со мной. С друзьями не общается, никуда не ходит.Что делать? Он совершенно забросил учебу.Бабушка с дедушкой молчат или говорят, что это ваши проблемы (живем от них отдельно).С марта решила интернет отключить. Может начнет наконец то учиться. Помогите, что мне с ним делать- нормальное слово не понимает, криком - все только хуже и назло делает. Я в отчаянии!


Ответ:

Зуева Мария Владимировна
семейный психолог, педагог-психолог
Здравствуйте, Светлана Петровна!
Пока у меня больше к Вам вопросов, чем ответов. Вы пишете, что бабушка и дедушка избаловали мальчика. Что это значит? Как случилось, что влияние бабушки и дедушки оказалось сильнее, чем Ваше? Какие у Вас отношения с отцом ребенка (жив ли он, давно ли Вы не живете вместе, в каких отношениях находитесь, общается ли он с сыном, если да, то как часто, что говорит сын об отце)? Что касается успеваемости, в какой момент стало происходить ее снижение? При переходе из младшей школы в старшую? Как Вы реагировали на снижение успеваемости? Какие интересы помимо компьютера есть (или были) у Вашего сына? В какой момент Вы заметили, что сын неотрывно сидит за компьютером? Каковы были Ваши реакции? В каком виде сейчас Вы делаете ему замечания (что именно Вы говорите, в каком тоне)? Есть ли ситуации в которых сын идет с Вами на контакт самостоятельно? Как Вы общаетесь в течение дня? Разговариваете ли? О чем? Есть ли у Вас общие темы для бесед?
Понимаю, что вопросов много, но если Вы хотите разобраться в ситуации, то ответить на них необходимо, тогда будет возможность провести анализ, и разработать рекомендации.
Сразу, помимо всего прочего, очень рекомендую Вам найти и почитать следующие книги: Кэмпбелл Росс "Как любить своего подростка", Владимир Исаевич Круковер "Воспитание подростка". Здесь Вы найдете массу очень полезной информации, как для понимания причин возникновения проблем с Вашим сыном, так и для налаживания Ваших отношений.



Комментарии:


Светлана Петровна , 20 февраля 2010 года (автор вопроса)
Уважаемая, Мария Владимировна, спасибо за отклик, попробую вам разложить по полочкам. Во-первых, с мужем я развелась, когда Роме было 3 года, после чего переехала к родителям их города в деревню. Муж сначала навещал сына, но со временем все реже и реже. Сейчас практически раз в 1,5-2 года. Замуж я не выходила больше, жили все вчетвером в одном доме. С родителями было тяжело жить (они у меня строго воспитывали в детстве, но внуку разрешалось многое, не наказывали, не ругали, получалось, что если я за провинность ребенка наказывала, то он бежал на защиту к бабушке). Родители меня всегда ругали при ребенке, говорили что я плохая мать. В итоге уже с четырех лет Рома вставал на ту линию, где было ему выгодней. Снимала отдельную квартиру несколько лет, пока наконец -то родители не купили жилье барачного типа (на лучшее жилье денег не хватило). С облегчением вдохнула, наконец-то, какое -никакое , но свое жилье. Рома на тот момент пошел в 5 класс, компьютер уже был у нас как год, так я купила его для учебы (училась заочно по своей медицинской специальности), заодно конечно и сыну для учебы. Когда Роме было лет 10, я его отдала по его желанию в музыкальную школу класс аккордеон, проучился года три, бросил, сначала учился хорошо, потом стал опускаться по успеваемости все ниже и ниже, пропускал уроки сольфеджио, музыкальные произведения не учил или учил спустя рукава, хотя, как говорил его учитель (заслуженный учитель республики и директор муз.школы), способности у Ромы были хорошие, и если бы не его лень, он мог бы учиться очень хорошо. Однако, Рома мотивировал свое нежелание учитсья в музыкальной школе тем, что якобы он не успевает с основной учебой. Да и бабушка всегда вставала на линию внука. В школе Рома по всем предметам учился не ровно, мог получить пятерку и тут же тройку или двойку. Учителя все в один голос утверждали, что ребенок способный, но ужасно ленивый, схватывает на лету, память отменная, по гуманитарным предметам особенно учился легко. Но опять же, например, историю в старших классах стал вести другой учитель, и успеваемость резко упала. Как говорит классная руководительница, у Ромы все кругом виноваты, но только не он, найдет куча причин, что ему мешает сделать что-то или выучить какой то урок. До седьмого класса я проверяла домашние уроки по алгебре и русскому языку когда была не на смене, устные предметы он мне иногда пересказывал. С седьмого класса, я ему сказала, что пора учиться самостоятельно. Если что то не понятно, подойди к учителю, он объяснит, а я уже так не могу правильно объяснить тему или формулу, так как для меня алгебра стала уже сложной,хотя в школе я училась на четверки и пятерки, по всем точным наукам у меня были отличные оценки. На счет компьютера, когда не было интернета, он играл в игры на дисках, но не целый день, общался с одноклассниками, был у него закадычный друг не разлей вода, летом катался и на велосипеде или просто играли в футбол с друзьями, ходили на Волгу купаться. Когда полтора года назад у нас в поселке была возможность провести недорогой интернет, я решила провести, ведь очень много можно было интересного и с пользой для учебы найти на просторах инета. Однако ребенок подсел на сетевые игры. Если в летние каникулы я не так категорически запрещала сидеть за компом, хотя тоже была не в восторге, но в учебное время я была против. Роме каждый раз повторяла, что нужно сначала сделать уроки (учеба прежде всего, что не за горами ЕГЭ, нужно определиться с дальнейшей учебой, кем ты хочешь стать, на что Рома отвечает: "Дворником!"), погулять на свежем воздухе, сходить куда нибудь с друзьям погулять, не плохо бы записаться в спортивную школу (Армия на носу!). Объясняю ему, что за компьютером нужно проводить не более пару часов. Но все тщетно. Начиная с 8 класса, он просто подсел конкретно. С прошлого сентября его перевели в другой класс (по результатам учебы перевели в более сильный класс), с друзьями перестал общаться, новых не завел, хотя все они друг друга знают, так как ходили вместе с некоторыми еще в детском саду. Разговаривала со школьным психологом, обещала поговорить с ребенком, провести тест, хотя Рома скептически только ухмыляется и улыбается. Его жизненный девиз:"Нафиг, пофиг!", "Зачем учиться, если в 2012 году будет конец света!". Пробовала разговаривать с его отцом, чтобы как то на сына подействовал, но он только отмазался, что ладно, позвоню, поговорю с ним. Но так с ним и не беседовал. У него уже давно другая семья и дочь. Сын ему не интересен был всегда, с самого рождения он не участвовал в его воспитании, ведь еще в роддоме он с сожалением сказал, что мечтал о дочке, а я ему родила сына... Ваши пожелания учту и обязательно возьму в библиотеке книги, которые Вы мне посоветовали прочитать, может мне они помогут в дальнейшем воспитании моего сына. Спасибо!
  Отвечает Зуева Мария Владимировна:
Здравствуйте, Светлана Петровна!
Спасибо, что подробно ответили на вопросы. Теперь ситуация мне вполне ясна. Ваш сын находится в периоде подросткового возраста, который не прост сам по себе и очень противоречив. Ребенок взрослеет, но при этом пока остается ребенком и нуждается в любви и внимании. Да, возможно, в прошлом было допущено много ошибок в воспитании, и уход отца тоже оказал влияние на формирование ребенка. Однако, сейчас мы имеем человека с его желаниями, потребностями, характером. Давайте будем теперь исходить из того, что мы имеем. Анализируя весь прошлый опыт, нужно начать налаживать отношения с сыном сейчас. Начните говорить с сыном. Интересуйтесь тем, как он провел свой день, что он делал, что было интересно, а что нет. Поначалу, если раньше вы об этом не говорили, подобные беседы могут быть короткими и не очень информативными, постепенно, когда сын поймет, что Вы проявляете неподдельный интерес к его жизни, контакт начнет налаживаться. Попросите его, чтобы он рассказал Вам о сетевых играх, мотивируйте это тем, что Вы хотите понять, что это такое, какую роль он играет в играх, и почему это так его интересует. При этом, не критикуйте, не высказывайте негативных оценок, относительно игр и ролей, Вам важен контакт с сыном на этой почве. Подтвердите, что игры - это интересно. Объясните сыну, что Вы не против его игр, что понимаете его интерес, но также скажите, что Вас беспокоит то, что играм уделяется почти все свободное время. Попробуйте договориться с сыном, как со взрослым человеком (можете так и сказать ему), что Вы согласны на его игры, если он будет уделять достаточно времени учебе. Договоритесь, что если это не будет выполнено, то Вы отключите интернет, и, возможно, уберете компьютер. Это решение должно быть серьезным и последовательным, то есть если сын не выполнит Ваш договор, Вы должны будете выполнить свое обещание. Скажите, что Вам не хочется лишать сына его увлечения, Вы понимате его интерес, но учеба - это не менее важно, и поведение взрослого человека - это понимание своей ответственности. Договоритесь также, что весь контроль за уроками и учебой он будет вести сам (собственно, Вы уже способстсвовали развитию самоконтроля, и это очень хорошо). Всегда говорите сыну, что каждый человек делает выбор в своей жизни самостоятельно. Если он отвечает Вам, что хочет быть дворником, то отнеситесь к этому серьезно. Будь дворником, это твое право, но тогда начинай практиковаться сейчас (раз учиться для этого не надо, бери метлу, и начинай подметать). Очень важно помнить, что сын нуждается в Вашей любви. Даже если Вы уберете компьютер против его воли, пусть он понимает, что вы при этом любите его, и выполняете лишь обязательства вашего договора. Как еще проявлять любовь? Во взгляде, в прикосновениях (не нужно думать, что подросток не нуждается в объятиях, ласках, прикосновениях), в словах. Говорите сыну чаще, что любите его любым, независимо не от чего. Что он всегда может положиться на Вас, Вы всегда готовы его выслушать и понять (и это должно быть так, потому что, если сын придет к Вам, но не получит понимания, то контакт пропадет и все придется начинать заново). Посмотрите, как Ваши действия повлияют на поведение сына. Вам важно поддерживать контакт с ребенком, стараться его понять, не критиковать, но высказывать свои чувства, относительно его поступков. Общайтесь, как со взрослым, формируйте чувство ответственности на самом элементарном уровне, и сами будьте примером.
Светлана Петровна , 23 февраля 2010 года (автор вопроса)
Большое спасибо, Мария Владимировна, что Вы поддержали меня добрым словом и советом! Очень благодарна Вашему отзыву на мою семейную проблему. Надеюсь, что все удалится в нашей семье и мы найдем общий язык друг с другом. Еще раз спасибо за помощь!
  Отвечает Зуева Мария Владимировна:
Рада Вам помочь, надеюсь, рекомендации окажутся полезными. Будут возникать еще вопросы - пишите, попробуем разобраться вместе.





Задайте свой вопрос этому специалисту

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам