Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Консультации психолога

Вопрос:
Мышка , 17 января 2010 года
Здравствуйте, Мария Владимировна! Мальчику четвертый год. С августа ходит в садик. Теперь стало очень сложно с ним справляться. На все вопросы и просьбы слышу "нет", "не могу". Совместная деятельность осуществляется ТОЛЬКО по его желанию. Если я хочу с ним позаниматься, то он просто уходит или начинает истерть если я настаиваю. Это продолжается уже несколько месяцев. Мама теперь нужна ребенку как исполнитель его желаний "нарисуй это", "подай мне эту игрушку", "давай танцевать" и т.д. Что с ним происходит? И как найти с малышом общий язык?


Ответ:

Зуева Мария Владимировна
семейный психолог, педагог-психолог
Здравствуйте, Мышка!
Как раньше выстраивалось Ваше взаимодействие с ребенком? Он был самостоятельным или больше желал взаимных игр с Вами? Как реагировал на Ваши просьбы? Может быть поисходящее лишь закономерное развитие характера ребенка? Или раньше все было совсем иначе, и он изменился кардинально? Если так, то возможно, нужно обратить внимание на психологический климат в семье. Как выстраиваются Ваши отношения с мужем? Как, в каких тонах Вы чаще всего общаетесь друг с другом? Ответьте, пожалуйста, более подробно на эти вопросы, тогда можно будет точнее проанализировать происходящее.



Комментарии:


Мышка , 24 января 2010 года (автор вопроса)
Здравствуйте, Мария Владимировна. Раньше он тоже был весьма самостоятелен в своих играх. Просто до сада было больше возможности пообщаться в течение дня, т.к. мы были дома вместе. Он то сам играл, то меня звал, то я что-то предлагала, а он принимал это или отторгал (это если по книгам заниматься). На просьбы реагировал тоже по разному. Обычно я на кухне, он рядом, тоже что-нибудь готовит понарошку, или ремонт где-нибудь делает. С мужем отношения спокойные и ровные. Я думаю, повлиял мой выход на работу. Я стала позже забирать ребенка из сада, стала более раздражительна из-за усталости. И вообще я слишком раздражительна бываю иногда. Могу и по попе настучать, если что-то не так. Стараюсь не использовать рукоприкладство, но иногда срываюсь. Может, поэтому ребенок и стал более агрессивным? Маме наверно надо как -то себя успокаивать, чтобы спокойно с ребенком общаться? Я чувствую, что я ему нужна, ему надо постоянно "за мамочкой!" Его даже хвостиком моим называют. Т.к. от меня дома не отходит. Может, я не те игры ему предлагаю? Обычно пытаюсь по умным книжкам с ним заниматься, а он как видит книгу, сразу в отказ. Еще пыталась водить его на развивающие занятия. Так там устраивает истерики, и другим детям мешает заниматься. Поэтому перестала водить. Извините за сумбур, просто для меня это животрепещущая тема
  Отвечает Зуева Мария Владимировна:
Здравствуйте, Мышка!
Часть проблемы Вы сумели проанализировать самостоятельно. И пришли, во многом, к правильным выводам. Да, вполне возможно, что поведение сына поменялось в связи с вашим выходом на работу, а также в связи с Вашей раздражительностью. Кстати, с раздражительностью нужно работать. Ребенок чувствует Ваше напряжение и старается что-то предпринять, что, по его мнению, может изменить ситуацию. Часто это приводит к поведению, которое взрослым кажется "неправильным", неадекватным, мешающим. А проблема-то кроется в нас самих.
Чтобы попытаться решить Ваши проблемы, Вам нужно, для начала, сразу и насовсем отказаться от физических наказаний (даже шлепков по попе). Если в поведении сына Вас что-то не устраивает в данный конкретный момент, выразите свои чувства. Скажите сыну, что Вам неприятно (вы раздражаетесь, сердитесь, злитесь и т.д), когда он делает то-то и то-то. Причем делайте акцент на том, что Вас раздражает поступок, а не ребенок.
Поинтересуйтесь у сына, чем бы он хотел с Вами заниматься вместе (читать, рисовать, играть, ...), если в ответ услышите "ничем", то можете предложить просто посидеть рядом, если и на это малыш реагирует отказом, приласкайте его, поцелуйте, скжите что-нибудь ласковое и оставьте играть одного. Мне понятно Ваше желание заниматься с ребенком по развивающим книгам, но многим детям это надоедает, и не нужно настаивать на таких занятиях. Не хочет - не надо. Займитесь тем, что он хочет. Вам важно найти контакт с ребенком. Если Вы будете уделять сыну достаточно внимания, поверьте, от отсутствия развивающих занятий он не пострадает. Вы ведь не лишаете его игрушек и творческих материалов? Ребенок вполне может взять из всего многообразия то, что ему нравится. И это не менее способствует гармоничному развитию, чем развивающие занятия. Учите своего ребенка выражать свои чувства и мысли, проговаривайте сами, что думаете, и пусть малыш учится этому у Вас. Объясняйте, что Вам приятно и неприятно, почему. Тем самым Вы помогаете развить у ребенка эмпатию, сочувствие и доброжелательность.
Чтобы преодолеть раздражительность от усталости, попробуйте следующую технику. На это потребуется несколько минут. Сядьте поудобнее, можно закрыть глаза, и представьте, что с каждым вдохом Ваша спина наполняется воздухом и становится легкой, а с каждым выдохом из области крестца выходит темный дымок раздражительности. Подышите так несколько минут (иногда достаточно минуты), пока не почувствуете, что Вам стало легче и напряжение ушло. Такую практику можно проводить каждый раз, когда возникла необходимость.
Мышка , 26 января 2010 года (автор вопроса)
Спасибо! Мария Владимировна, мне понравилась техника снятия усталости. Очень неожиданно. Не знаю, может я многого хочу. Но в нашем городе модно водить детей во всякие "развивающие" центры. Где с детьми занимаются по разным программам. Иногда очень даже интересным. Но моему ребенку это не доставляет удовольствия. Его надо реально заинтересовать чем-то, а это сделать может не каждый. И вот я думаю. А надо ли водить его туда, если он посещает детский сад? Достаточно ли того, что он получает в саду? И как узнать, в чем он отстает в развитии? На что особенно обращать внимание? Просто я очень хочу, чтобы у меня вырос умный и счастливый ребенок
  Отвечает Зуева Мария Владимировна:
Здравствуйте, Мышка!
Каждый родитель волнуется и переживает за своего ребенка - а как он развивается, а все ли я делаю правильно? Тем более, сегодня, когда очень МОДНО водить ребенка на развивающие занятия. Заметьте - модно! Не полезно, не правильно, а модно. Задумайтесь, все ли модное Вы примеряете на себя? И зачем Вам это надо? Ведь есть большая разница между понятиями мода и стиль. Можно быть модным, но не стильным, а можно быть стильным, и мода сразу теряет главенствующую роль. Будьте стильной в воспитании Вашего сына. Пусть Вашем стилем станет не тренировка интеллектуальных навыков ребенка, а его развитие как доброго, отзывчивого, творческого человека. В садике ребенок безусловно получает знания, дети, не посещающие детский сад, получают ровно те же знания дома, даже если их родители не педагоги и психологи и не знают, как нужно специально заниматься с ребенком. Такие родители, обычно, заботятся о детях и дарят им много своей любви и свободу выбора. В результате ребенок растет сильным, умеющим принимать решения, развивается его индивидуальность. Ваш сын интересуется чем-то, что не любят другие дети, и ему не нравится то, что нравится другим. Это замечательно. Это признаки индивидуальности личности. Ваша задача развивать эти особенности. Позвольте сыну выбирать то, что он хочет, получать удовольствие от деятельности. Это очень важно. Может быть со временем Вы найдете кружок или секцию, которые будут по душе Вашему мальчику, и пусть это будет не комплексный кружок, а узконаправленный, главное, чтобы ребенку это нравилось. И поверьте, что никакого отставания в развитии у него не будет, тем более, имея такую активную маму, как Вы. Просто не беспокойтесь за это, и не сравнивайте Вашего ребенка с другими, позвольте ему быть самим собой.
Мышка , 30 января 2010 года (автор вопроса)
Мария Владимировна, большое спасибо за Ваш ответ. Каждый день в развитии ребенка проявляется что-то новое. В последние несколько месяцев нам надо рисовать, желательно красками. К сожалению, не всегда есть время наложить ему краски в палитру, тогда предлагаю карандаши, пастэль. Но вот рисовать он должен сам, и один. А если находишься с ним рядом, тогда должна мама рисовать то, что закажет. Как правило это цыфры, буквы, облака или автобусы. Хотя я не являюсь мастером кисти, а сижу и рисую. Недавно мне принес несколько листов со словами "лошадка", "киска", "рыбка". И киска с рыбкой были весьма правдоподобны. Так что теперь всем хвалюсь,какой у нас ребенок- художник. Назрел очередной вопрос. Надо ли учить ребенка драться? В целях самообороны, конечно. Потому что дома у нас в этом смысле спокойно. Но в саду же драки наверняка есть. И как подготовить ребенка к тому, что в обществе есть насилие?
  Отвечает Зуева Мария Владимировна:
Здравствуйте, Мышка!
Хорошо, что у Вас все складывается с Вашим малышом.
Отвечаю на Ваши вопросы. Нужно учить ребенка давать отпор. Причем, в зависимости от ситуации. Если к нему не применяют физического воздействия, то и ему не стоит драться, а нужно лишь давать отпор словами и жестами. Если же есть физическое воздействие, давать сдачи НУЖНО. Но пусть эта сдача тоже будет адекватной, то есть на толчок пусть ответит толчком, на удар ударом. Но лучше всего научить сына технике айкидо, отдав его в группу по возрасту. Так как в айкидо учат обходить препятствие и противостоять нападению. Так что учите драться, и давать отпор, делая акцент на адекватность.
Понимание ребенком того, что в обществе есть насилие и несправедливость, преступления и зло, и еще много чего другого должно приходить постепенно. И лучше всего ситуативно. Наблюдали ситуацию несправедливости - объясните сыну. Видели, как кто-то дерется - снова объясните. Что бывают люди плохие и хорошие, что доверять людям нужно, но с незнакомыми уходить и разговаривать нельзя, если рядом нет папы и мамы. Тот, кто обижает других - плохой, ему нужно давать отпор, но самому обижать других нельзя. То есть в своих разговорах, в общении рассказывайте сыну о важных положительных человеческих качествах. Старайтесь их формировать. И рассказывайте об отрицательных. И объясняйте результаты присутствия у человека этих качеств. В целом же помните, что понять, что в мире есть насилие, ребенок сможет лишь через собственный опыт (наблюдаемый или реальный). Это как с огнем - бесполезно объяснять, что он горячий, тому, кто его никогда не видел. Пока сам не обожжется - не поймет.
Мышка , 1 февраля 2010 года (автор вопроса)
Это точно, я про огонь. Мой малыш уже обжигался о духовку и теперь четко знает, что трогать ее не стоит. Сегодня вышли в детский сад после болезни. Берет с собой игрушку в садик и целый день с ней не расстается. Это наверное напоминает ему о доме и видимо придает уверенности в саду. Спасибо Вам за ответы, Мария Владимировна. Очень приятно общаться с сочувствующим человеком, еще раз спасибо. Буду придумывать новые вопросы
  Отвечает Зуева Мария Владимировна:
Всегда рада помочь Вам чем могу, и поддержать.





Задайте свой вопрос этому специалисту

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам