Вопрос:
Мышка
,
17 января 2010 года
Здравствуйте, Мария Владимировна! Мальчику четвертый год. С августа ходит в садик. Теперь стало очень сложно с ним справляться. На все вопросы и просьбы слышу "нет", "не могу". Совместная деятельность осуществляется ТОЛЬКО по его желанию. Если я хочу с ним позаниматься, то он просто уходит или начинает истерть если я настаиваю. Это продолжается уже несколько месяцев. Мама теперь нужна ребенку как исполнитель его желаний "нарисуй это", "подай мне эту игрушку", "давай танцевать" и т.д.
Что с ним происходит? И как найти с малышом общий язык?
Ответ:
Здравствуйте, Мышка!
Как раньше выстраивалось Ваше взаимодействие с ребенком? Он был самостоятельным или больше желал взаимных игр с Вами? Как реагировал на Ваши просьбы? Может быть поисходящее лишь закономерное развитие характера ребенка? Или раньше все было совсем иначе, и он изменился кардинально? Если так, то возможно, нужно обратить внимание на психологический климат в семье. Как выстраиваются Ваши отношения с мужем? Как, в каких тонах Вы чаще всего общаетесь друг с другом? Ответьте, пожалуйста, более подробно на эти вопросы, тогда можно будет точнее проанализировать происходящее.
Комментарии:
Задайте свой вопрос этому специалисту
Часть проблемы Вы сумели проанализировать самостоятельно. И пришли, во многом, к правильным выводам. Да, вполне возможно, что поведение сына поменялось в связи с вашим выходом на работу, а также в связи с Вашей раздражительностью. Кстати, с раздражительностью нужно работать. Ребенок чувствует Ваше напряжение и старается что-то предпринять, что, по его мнению, может изменить ситуацию. Часто это приводит к поведению, которое взрослым кажется "неправильным", неадекватным, мешающим. А проблема-то кроется в нас самих.
Чтобы попытаться решить Ваши проблемы, Вам нужно, для начала, сразу и насовсем отказаться от физических наказаний (даже шлепков по попе). Если в поведении сына Вас что-то не устраивает в данный конкретный момент, выразите свои чувства. Скажите сыну, что Вам неприятно (вы раздражаетесь, сердитесь, злитесь и т.д), когда он делает то-то и то-то. Причем делайте акцент на том, что Вас раздражает поступок, а не ребенок.
Поинтересуйтесь у сына, чем бы он хотел с Вами заниматься вместе (читать, рисовать, играть, ...), если в ответ услышите "ничем", то можете предложить просто посидеть рядом, если и на это малыш реагирует отказом, приласкайте его, поцелуйте, скжите что-нибудь ласковое и оставьте играть одного. Мне понятно Ваше желание заниматься с ребенком по развивающим книгам, но многим детям это надоедает, и не нужно настаивать на таких занятиях. Не хочет - не надо. Займитесь тем, что он хочет. Вам важно найти контакт с ребенком. Если Вы будете уделять сыну достаточно внимания, поверьте, от отсутствия развивающих занятий он не пострадает. Вы ведь не лишаете его игрушек и творческих материалов? Ребенок вполне может взять из всего многообразия то, что ему нравится. И это не менее способствует гармоничному развитию, чем развивающие занятия. Учите своего ребенка выражать свои чувства и мысли, проговаривайте сами, что думаете, и пусть малыш учится этому у Вас. Объясняйте, что Вам приятно и неприятно, почему. Тем самым Вы помогаете развить у ребенка эмпатию, сочувствие и доброжелательность.
Чтобы преодолеть раздражительность от усталости, попробуйте следующую технику. На это потребуется несколько минут. Сядьте поудобнее, можно закрыть глаза, и представьте, что с каждым вдохом Ваша спина наполняется воздухом и становится легкой, а с каждым выдохом из области крестца выходит темный дымок раздражительности. Подышите так несколько минут (иногда достаточно минуты), пока не почувствуете, что Вам стало легче и напряжение ушло. Такую практику можно проводить каждый раз, когда возникла необходимость.