Вопрос:
Здравствуйте, хотела бы узнать Ваше мнение, как специалиста, по-поводу первого класса-во сколько все-таки лучше отдавать ребенка? Дочь самая младшая в группе, будущий год-выпускной, на 1-ое сентября 2013 г ей будет 6 лет 9 месяцев. Спасибо за ответ.
Ответ:
|
|
Здравствуйте, mini_maman!
Что касается возраста ребенка при поступлении в 1й класс, то здесь важен такой момент, как психологическая готовность к школе. Вот Вам информация об этом, почитайте, подумайте.
Мое личное мнение: не стоит торопиться, если ребенок пойдет в школу к 8 годам, он ничего не потеряет, а, учитывая современную наргузку, адаптироваться будет легче.
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяют ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей (он, дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). Ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных связях и умеет занять желаемое место, соответствующее своему социальному статусу среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но, прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в личностном развитии выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».
Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми шести, семилетнего возраста начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжающееся целенаправленное развитие личности ребенка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного освоения им в будущем собственно учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счета). Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность к школьному обучению. Она заключается в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в процессе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.
Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности – учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать различные виды учебной деятельности – письмо, чтение, счет, физкультуру, рисование и другие. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению, необходимые для успешного усвоения знаний, имеющих научный характер.
В период дошкольного детства в перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками, ребенок обучается рефлексии на других людей. В школе, в новых условиях жизни эти приобретенные рефлексивные способности оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с учителем и одноклассниками. В то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также контролем за вниманием, мнемоническими действиями, мысленным планированием и решением задач. Усвоение знаний становится единственной целью и выступает в чистом, не замаскированном виде игровой или продуктивной формой задания. Эти знания усваиваются детьми впрок, для будущего.
Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Учитель – это не просто взрослый, который вызывает у ребенка симпатию или антипатию, это реальный носитель общественных требований к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке, - не выражение личного отношения к ребенку, а объективная мера его знаний, выполнения им учебных обязанностей. Плохую оценку нельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием. Взаимоотношения между учащимися в классе тоже существенно отличаются от тех, которые складываются в группе детского сада. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка, успехи в учебе. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.
Ребенок дошкольного возраста живет в условиях своей семьи, где обращенные к нему требования сознательно или бессознательно коррелируются с его индивидуальными особенностями: семья обычно соотносит свои требования к поведению ребенка с его возможностями. В школе же у ребенка возникают совершенно новые отношения с обществом. Помимо того, что изменилось содержание жизни ребенка, что отношения с учителем не отличаются интимностью, сердечностью и той свободой, которая была в отношениях с воспитателем в детском саду, происходит еще и стандартизация условий жизни ребенка. Это выражается в том, что, поскольку в класс приходит много детей, учитель должен работать со всеми – это определяет неукоснительность требований со стороны учителя, в свою очередь, увеличивая психическую напряженность со стороны ребенка. До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, так как они принимались и учитывались близкими людьми. В школе же новые условия ставят ребенка в ситуацию необходимости преодоления трудностей стандартизации.
Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливается к стандартным условиям, – ведущей деятельностью становится учебная, ребенок учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.
Ребенку, поступающему в школу совершенно необходим тот комплекс качеств, который образует умение учиться. Итог дошкольного детства – предпосылки черт, достаточных для того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. Психологическая готовность – есть развитие этих предпосылок. Одной из них является желание стать школьником. Оно проявляется к концу дошкольного детства у большинства детей. Оно связано с кризисом развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как несоответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра, поскольку он психологически перерастает ее. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Однако одного желания недостаточно.
Готовность к обучению в школе, прежде всего, определяется анатомо-физиологическим и психическим развитием, значительной анатомо-физиологической перестройкой организма, которая обеспечивает включение ребенка в учебную деятельность и формирование ряда особенностей личности. В этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга ребенка. Он увеличивает свою массу, особенно сильно развиваются большие полушария, в первую очередь лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы. Происходят изменения и в протекании нервных процессов – торможения и возбуждения: увеличивается возможность тормозных реакций. Это составляет физиологическую предпосылку для формирования ряда волевых качеств дошкольника: повышается способность подчиняться требованиям, проявлять самостоятельность, сдерживать импульсивные действия, сознательно удерживаться от нежелательных поступков.
Однако следует учитывать и слабые стороны в анатомии и физиологии детей дошкольного возраста. Ряд исследователей отмечают быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях. Всякое перенапряжение опасно для ребенка, что обязывает учителя и родителей следить за соблюдением его режима.
Костно-мышечный аппарат детей до 10 лет отличается сравнительно большой гибкостью, поэтому в младшем школьном возрасте встречаются случаи искривления позвоночника как следствия неправильной посадки. Это неблагоприятно влияет на рост и формирование грудной клетки, уменьшает жизненную емкость легких, что затрудняет развитие организма в целом. Злоупотребление упражнениями в письме или других видах деятельности, в которых участвует рука, влечет за собой искривление ее костей. В дошкольном возрасте идет и медленное развитие мелких мышц, поэтому действия, требующие точности, для младшего школьника представляют трудность. Такие анатомо-физиологические особенности детей, поступающих в школу, требуют пристального внимания родителей и учителей.
Однако определяют готовность ребенка к школьному обучению в первую очередь его психические особенности. Важным аспектом в этой области является достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типической чертой, отличающей семилетних детей, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.
Что касается произвольности познавательной деятельности, то она, хотя и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу еще не достигает полного развития: ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.п. Обучение в начальной школе учитывает эти особенности детей и строится так, что требования произвольности их познавательной деятельности возрастают постепенно, по мере того, как в самом процессе учения происходит ее совершенствование.
Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс необходим известный запас знаний об окружающем мире, – о предметах и их свойствах, о явлениях окружающей среды, о людях, их труде и других сторонах социальной жизни, о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлений.
Известно, что образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний и что при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности. Такие представления и являются наиболее ценным приобретением, которое поможет ребенку перейти в школе к усвоению научных знаний. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок ознакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнет их выделять, отличать живое от неживого, растения от животных, природное от созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью, усвоение систем научных понятий – дело будущего.
Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, - грамотой, счетом, решением арифметических задач.
Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем значительная часть детей, поступающих в первый класс, умеет читать, а счетом в той или иной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны, о количественных отношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоение понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.
Что же касается навыков чтения, счета, решения задач, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, что он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать. Так же обстоит дело и со счетом – он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, и бесполезным или даже вредным, если усвоен механически.
Решающее значение в усвоении школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка. Общее положительное отношение к школе и учению, к положению ученика, его правам и обязанностям недостаточно для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он знакомится на уроках, если его не привлекает сам процесс познания.
Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделяли достаточного внимания. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность , у которых отсутствуют желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующий ребенка игровой или житейской ситуацией.
Уровень развития познавательной деятельности, который может быть достигнут детьми к концу дошкольного возраста и который достаточен для успешного обучения в начальной школе, включает в себя, кроме произвольного управления этой деятельностью, еще и определенные качества восприятия и мышления ребенка.
Ребенок, поступающий в школу должен уметь планомерно обследовать предметы и явления, выделять их разнообразные свойства. Ему необходимо владеть достаточно полным, точным и расчлененным восприятием, так как учение в начальной школе в значительной мере основано на выполняемой под руководством учителя собственной работе детей с различным материалом. В процессе такой работы происходит выделение существенных свойств вещей. Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка во времени и пространстве, так как буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей, знания направлений пространства. Представление о времени и чувство времени – важное условие организованной работы ученика в классе.
Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе, систематическое усвоение знаний к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Поскольку переход к системе школьного обучения – это переход к усвоению научных понятий, то ребенок должен перейти от реактивной программы к программе школьных предметов (Л.С. Выготский). В этом контексте очень важным становится тот момент, что для усвоения основ научного мышления ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной, то есть должен быть осуществлен переход от эгоцентризма к децентрации (Ж. Пиаже), что в свою очередь, позволит перейти от дооперациональной формы мышления к операциональной, являющейся основной для усвоения научных знаний.
Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи – овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет или явление, передать ход своей мысли, объяснить правило.
Наконец, психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Об этих качествах уже говорилось выше, однако, следует отметить, что наиболее важными из них являются умение общаться, и в особенности общаться в группе. Также сюда входит принятие своей новой социальной позиции школьника, имеющего круг прав и обязанностей; развитие мотивационной сферы, в частности наличие желания пойти в школу, основываясь не на внешней стороне школьной жизни, а на возможности получения новых знаний. Таким образом, система мотивов ребенка уже должна быть иерархично структурирована. В вопросах истоков мотивации для ребенка важно переживание динамичности своего «Я», которое может быть выражено в рефлексивной формуле «Я меняюсь, оставаясь самим собой, и это меня радует». Если какие-либо причины блокируют это переживание, то мотивация резко снижается. Еще одним важным моментом личностной готовности является наличие развитой «Я – концепции» и концепции другого человека, что позволит сохранить целостность границ «Я» и правильно воспринять обусловленное отношение к себе. Если у ребенка присутствует негативный образ себя, то недостаток самодоверия ведет к снижению успеваемости даже у очень способных и развитых детей. В свою очередь успехи и неудачи ребенка влияют на его образ себя, самодоверие и понимание, также его успехи оценят другие люди. Под влиянием окружающих у ребенка создается представление о себе, содержание же его «Я – концепции» будет определять поведение, успехи, желание взаимодействия, уровень притязаний.
Не менее важным моментом является достаточный уровень развития эмоциональной сферы, в особенности – эмоциональной устойчивости, которая поможет ребенку более успешно справляться с возросшим напряжением.
Если говорить о подготовке ребенка к школе, то основное место здесь занимает организация игры и продуктивных видов деятельности. Именно в этих видах деятельности впервые возникают общественные мотивы поведения, складывается иерархия мотивов, формируются и совершенствуются действия восприятия и мышления, развиваются социальные навыки взаимоотношений. Конечно, это происходит не само собой, а при постоянном руководстве со стороны взрослых, которые передают подрастающему поколению опыт общественного поведения, сообщают необходимые знания и вырабатывают нужные навыки. Некоторые качества могут быть сформированы только в процессе систематического обучения дошкольника на занятиях – это элементарные умения в области учебной деятельности, достаточный уровень произвольности познавательных процессов.
В психологической подготовке детей к школе немалую роль играет воспитательная работа, которая ведется в старшей и подготовительной группах детского сада. В этом случае дети получают обобщенные и систематизированные знания. Их обучают ориентироваться в новых областях действительности (количественных отношениях вещей, в звуковой материи языка), организуют овладение навыками на этой широкой основе. В процессе такого обучения у детей вырабатываются те элементы теоретического подхода к действительности, которые дадут им возможность усваивать любые знания. Организованность и чувство времени вырабатывается у ребенка при помощи точного режима дня, его соблюдения.
Большое значение в процессе подготовки ребенка к школе занимает игра. Различные виды этой деятельности позволяют ребенку научиться многим необходимым качествам. Например в групповой игре со сверстниками ребенок обучается умению определять дистанцию, обозначать ее и сохранять. Именно в игре дети учатся кооперативности и терпению, то есть тем качествам, которые делают ребенка и учителя партнерами. В современной педагогике и психологии накоплен достаточно большой опыт социально-эмоционального обучения детей, существует система специально разработанных игр для создания условий проявления терпимости и кооперативности. В некоторой степени игра ребенка со сверстниками – это и своеобразная групповая психотерапия, где ребенок может хотя бы на время освободиться от страхов, злости, печали. Именно в этом контексте очень важным фактором является самостоятельная игра детей без участия взрослого. Детям жизненно необходимы такие ситуации, когда взрослый находится рядом с ними, но не вместе.
К концу середины детства ребенок уже обладает достаточной силой и энергией, которая позволяет ему идти к цели более адекватным путем, он знает ценность переживания чувства собственной силы, предприимчивости, он готов к экспериментированию над многими проявлениями жизни уже ради себя, а не для кого. Таким образом, он осваивает свое психологическое пространство и возможность жизни в нем. Его как бы переполняют чувства собственной умственной и физической силы. Однако ребенок не знает ей меры, поэтому взрослым надо обязательно пресекать агрессивное манипулирование и насилие со стороны ребенка. Нормальный ребенок в этом периоде жадно готов всему учиться, он кажется человеком без устойчивых интересов – ему интересно все, он готов к любому обучению, только для этого нужно мудрое руководство.
Сегодня практически во всех школах определяется уровень психологической готовности к школьному обучению. При этом каждый психолог в меру своей компетентности, теоретических предпочтений использует различный набор методических процедур, позволяющих получать данные о сформированности психологической готовности к школьному обучению. Весь комплекс методик направлен на качественную диагностику развития тех психических функций, которые занимают центральное место в общей картине психологической зрелости ребенка и его готовности к систематическому обучению. Выполнение каждого задания демонстрирует сформированность у ребенка не только того психического познавательного процесса, на диагностику которого оно направлено в первую очередь, но и ряда других, сопряженных с ним функций, уровень развития которых в значительной мере определяет качество решения экспериментальной задачи. Таким образом, все показанные ребенком результаты взаимно дополняют друг друга, что позволяет получить более полное представление о степени психологической зрелости ребенка старшего дошкольного возраста и на этом основании вести с ним коррекционную и развивающую работу.
Для того, чтобы составить общее представление об уровне развития готовности ребенка к школьному обучению можно использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йерасека (тест Я.Йерасека является модификацией теста А.Керна), он не требует продолжительного времени и специальных средств, может быть использован и для групповых и для индивидуальных обследований. Сам тест состоит из трех заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек. Йерасек ввел дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 20 вопросов). Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов, но следует помнить, что эта методика дает лишь предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школе. Также обследование общего уровня развития можно провести по системе Бинэ – Соколова. Система состоит из четырех субтестов, каждый из которых направлен на диагностику уровня развития различных познавательных процессов: мышления, образной и словесно логической памяти.
В связи с выделением в психологической готовности детей различных видов отношений, влияющих на развитие учебной деятельности, имеет смысл диагностировать детей через показатели психического развития, наиболее важные для успешного обучения в школе.
Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Сушкова в качестве такой диагностической процедуры предлагают комплекс методик, позволяющих охарактеризовать следующие механизмы:
1. Уровень развития предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов (методики «Графический диктант», «Образец и правила», «Цепочка действий»);
2. Уровень развития наглядно-образного мышления (в частности, наглядно-схематического), служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладение учебным материалом (методика «Лабиринт).
Все выделенные методики желательно проводить при групповом обследовании, так как они направлены на умение ребенка следовать указаниям взрослых, адресованных группе или классу. Учитывая тот факт, что дошкольник нередко впервые встречается с психологом лишь при поступлении в школу, можно предложить специальный тест для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, разработанных американским психологом Джеральдиной Чейпи, смогут сами приблизительно оценить уровень развития своих детей. Вопросы касаются разных сфер развития ребенка: оценка развития познания, оценка базового опыта ребенка, оценка языкового развития, оценка уровня эмоционального развития, оценка физического развития, зрительного анализа, зрительной памяти, зрительного восприятия, уровня слуховых способностей, оценка отношения к книгам.
За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии как познавательных процессов, так и социальных взаимоотношений, но она также и создает новые условия для успешного личностного развития ребенка.
Комментарии:
Задайте свой вопрос этому специалисту