Игорь Шпиленок. Автор фотокниг о дикой природе.
История увлечения фотографией у Игоря Шпиленка - фотографа-анималиста, основателя заповедника "Брянский лес", особенная. Она похожа на сказку, которой убаюкивают малышей для купания в чудесных снах... Детская нефальшивая эмоция послужила фундаментом для постоянного стремления фиксировать и охранять беспорочные, неисчерпаемые красоты природы. Благодаря постоянному взаимодействию с природой, развивать самого себя, свое тело, чувства, ум, сознание и душу.
- Игорь, расскажите эту историю...
- Все мы родом из детства... Мысль начать фотографировать природу пришла мне в 13 лет, когда в своих странствиях по весеннему Брянскому лесу я обнаружил удивительную поляну с сотнями подснежников. Мне показалось несправедливым, что эту красоту вижу только я один из нескольких миллиардов людей, живущих на земле. Две недели я уговаривал бабушку купить мне камеру, но когда с новенькой "Сменой-8М" вернулся на поляну, понял, что опоздал. На месте цветов выросла высокая летняя трава. Целый год я ждал следующей весны и одновременно учился фотографии, тратя на это все доступные мне материальные ресурсы. 25 апреля 1974 года я вернулся на поляну и не поверил своим глазам. На месте куртин подснежников чернела перевернутая гусеницами тракторов почва, громоздились штабеля свежесрубленной древесины. Это было одно из самых сильных отроческих потрясений, определивших мою будущую жизнь. С тех пор фотокамера - мой сильнейший и верный союзник в борьбе за спасение Брянского леса - того места, где я родился, живу и надеюсь умереть.
- Сейчас фотография не только увлечение, но и инструмент воздействия?
- При помощи фотографии (публикуя статьи в газетах и журналах, организуя фотовыставки) я нашел союзников, вместе с которыми добился организации заповедника "Брянский лес" и 1 сентября 1987 года стал его первым директором, проработав в этой должности десять лет. За это время мне и моим соратникам удалось создать в Брянском лесу еще 12 охраняемых природных территорий, на которых запрещены рубки леса, мелиорация и другие разрушительные виды хозяйственной деятельности. Теперь почти 20 процентов Брянского леса изъято из хозяйственного использования. Годы залечивают раны, нанесенные людьми Брянскому лесу, и на моей поляне опять цветут сотни подснежников - им теперь ничего не угрожает.
Позже я почувствовал, что могу оставить бюрократическую сторону моей деятельности, и ушел с поста директора заповедника, чтобы профессионально заняться фотографией. Теперь мои приоритеты - доносить до людей красоту дикой природы, будить их для природоохранных инициатив, самому находясь гуще природоохранных событий. А география моих нынешних фотоэкспедиций расширилась до всей заповедной России.
- Когда узнала, что Вы живете в заповеднике, честно говоря, позавидовала. Не знаю ни одного человека, который может похвастать подобной пропиской. Расскажите про особенности такого обитания.
- В современной России 75 процентов населения это горожане. Очень жалко, но большинство из них живут в параллельном мире с дикой природой. И жизнь многих людей, особенно занятых людей, делающих политику и делающих деньги, почти не соприкасается с дикой природой. Или соприкасается в уродливой форме, например, в виде вертолетных охот... У большинства жителей городов-гигантов просто нет опыта общения с нетронутой природой. А между тем, все ключевые решения по природопользованию, по преобразованию дикой природы: где и сколько рубить лесов, где перегораживать реки; где качать нефть; где создавать заповедники и национальные парки готовятся и принимаются в мегаполисах. Чаще всего этим занимаются люди, не представляющие, что такое дикая природа, не имеющие личного опыта общения с ней. Правдивая природная фотография призвана быть мостом между современным урбанизированным миром и дикой природой.
- Знаю, что Брянский лес не единственный заповедник, который вы облюбовали как родной дом.
- Вообще-то я сейчас в заповеднике "Брянский лес" в отпуске на зиму, а работаю в Кроноцком заповеднике на Камчатке инспектором по охране заповедника. Семья сейчас со мной. Но когда я в заповеднике Кроноцкий, семья живет в Петропавловске-Камчатском. В самом Кроноцком заповеднике слишком суровые и опасные условия для маленьких детей.
На Камчатку я поехал на две недели, поснимать Кроноцкий заповедник, но уже пятый год не могу заставить себя вернуться в родной Брянский лес. И семья моя уже перебралась сюда, и в Кроноцком заповеднике я уже не заезжий фотограф, а инспектор охраны природы. Что меня не отпускает в нагретый и обустроенный дом в Брянском лесу? Здесь, в Кроноцком заповеднике, я оказался в первозданном прошлом человечества, в прошлом, по которому мы все тоскуем. Человек здесь мало чего успел разрушить. Меня здесь окружают неиспорченные электрическими линиями и автодорогами драматические ландшафты.
Звери порой здесь не знают, что человек царь природы и не уступают тропы, а рыбы, идущей на нерест, может быть так много, что в ручье нельзя искупаться. Порой приходится неделями, а то и месяцами жить в самых труднодоступных местах. И ты видишь то, что не дано другим, видишь то, что никогда не повторится. Например, весной 2007 года я приехал Долину гейзеров снимать тему о медведях на вулканах, а пришлось стать хроникером драматического изменения ландшафта заповедника, когда 3 июня сошел самый большой в историческое время на Камчатке грязевой сель и в одночасье исчезли половина российских гейзеров. Гигантские камни остановились всего в полуметре от домов, где находились люди.
- Что же Вы чувствовали, когда воочию видели редчайшее волнение природы?
- Каменно-грязевой поток снес все живое на протяжении двух километров. Когда видишь, что берег реки, на котором совсем недавно ты провел многие десятки счастливых часов с камерой на штативе в ожидании извержения гейзеров, похоронен под пятидесятиметровым слоем камней и горячей глины, хорошо понимаешь зыбкость человеческой жизни! Теперь 3 июня для меня и моих коллег является вторым днем рождения. А вот более 20 крупных и средних гейзеров остались только на фотографиях, и мне пришлось быть последним, кто их снимал.
- Невероятно драматическая история, но ваши снимки скорее не фотографа-хроникера, а иллюстратора детских сказок. Почему Вы снимаете только природу и ее обитателей, а если в кадр попадает человек, то непременно в родстве с перечисленными персонажами?
Фотография для меня не является самоцелью. В первую очередь это мощный инструмент в главном деле моей жизни - охране дикой природы. Именно дикой, поэтому главная и единственная тема моего творчества - российские особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, заказники.
В России 101 государственный заповедник, 40 национальных парков и тысячи заказников. Я тесно интегрирован в эту жизнь, работал на всех должностях от директора заповедника до рядового инспектора охраны природы, более половины своей жизни провел непосредственно в дикой природе. Поэтому человек у меня попадает в кадр, когда он соприкасается с первозданной природой, например, если он работает для сохранения заповедника, спасения редких видов животных или растений. Это также может быть браконьер, турист. А вне этого контекста я снимаю только семью и друзей для домашнего альбома.
- В какие минуты природа особенно благодарна объективу?
- Я наблюдаю самые интересные моменты на границах состояний природы. На стыке ночи и утра. На смене сезона. На смене погоды.
Например, сумерки, утренние или вечерние - мое любимое время суток. Это не только чудный свет, это время наибольшей активности животных.
Раньше в сумерках снимать было непросто. После появления Nikon D3 для меня наступил словно новый этап в творчестве. Эта камера дает великолепный рисунок на запредельных значениях чувствительности. В сочетании с моими двумя любимыми светосильными объективами AF-S NIKKOR 50mm 1:1,4G и AF-S NIKKOR 300mm 1:2,8G ED удается делать совершенно невозможные ранее снимки.
- Кстати, есть ли у Вас какие-то технические или иные уловки для придания характера фотографии?
- Секрет один - как можно больше времени находиться рядом с объектом съемки, как можно больше знать о них - тогда тебе удается увидеть больше, чем другим.
Терпеть разлуку с родными, непогоду, иногда голод. Это возможно только тогда, когда у тебя есть эмоции, отношение к снимаемому, когда ты мотивирован.
- Люди прихорашиваются перед съемкой и вообще ведут себя, как будто на них смотрит любимый человек. Не пытались ли Вы снимать брачные периоды у животных? На сколько их кокетство передает снимок?
- Брачный сезон в природе - это пик расцвета жизни! Цветы у растений, брачные игры животных. Природа не экономит на размножении и можно снять самые эмоциональные моменты. Я снимал любовные игры аистов, журавлей, куликов, лис, медведей и всегда удивлялся, как они в своих проявлениях страсти похожи на людей!
- Знаю, что Вы придумали свое ноу-хау для съемки животных.
- Я не езжу на съемки на один-два дня. Мой подход - поселиться в лесной избушке (или палатке) на несколько недель, а иногда и месяцев. Стать частью ландшафта. В Брянском лесу я прожил на лесном кордоне 10 лет, да и теперь живу в заброшенной деревне Чухраи, где кроме моей семьи осталось 6 жителей. Первые дни все живое разбегается от чужака. Постепенно животные перестают тебя бояться. Однажды я пять месяцев провел в избушке на берегу Тихого океана в Кроноцком заповеднике. Поселился в октябре. Первые две недели я видел зверей только на большом расстоянии. Первыми меня перестали бояться местные лисы и медведи, потом росомахи и соболи. Появились возможности снимать их взаимодействие между собой.
По утрам я часто жарил яичницу с беконом или пек оладьи. Этот запах был наркотическим для всех лис в округе. Они подходили вплотную к занесенному снегом окну кухоньки и с вожделением втягивали ароматные струи. За право стоять у окошка и нюхать происходили драки. Снимать можно было прямо из окна.
Но многие виды животных не доверяют человеку. Таких приходится снимать из скрадка. Это особая тема.
- А в чем ее особый характер?
- Многие тысячи лет человек-охотник преследует диких животных, чтобы отобрать у них жизнь. И теперь страх четвероногих перед двуногими живет на инстинктивном уровне. Животные, в которых инстинкт страха не развился, исчезли с лица планеты.
Любой фотограф, начинающий снимать диких животных, сталкивается со множеством трудностей и разочарований. Любой зайчишка, утка или кулик старается не подпустить человека ближе расстояния ружейного выстрела, то есть на 70 - 100 метров. Животные получаются на снимке слишком мелкими, чаще всего убегающими в смертельном страхе.
Чтобы фотографировать ту же утку или зайца в полный кадр даже с помощью длиннофокусного объектива, надо оказаться в трех-пяти метрах от него. Нереально? Если бы было нереально, не существовало бы множества замечательных фотографий, показывающих самые сокровенные моменты из жизни животных. Грамотно устроенный скрадок - вот что может помочь приблизиться к осторожным зверям и птицам на любое расстояние.
- А что может служить таким скрадком?
- Скрадком может служить все, что способно скрыть фигуру человека и ее движения: маленькая палатка, шалаш, яма, большое дупло, завал деревьев, даже куча хвороста - все зависит от конкретной ситуации.
Скрадок может быть сделан из любого местного материала, привычного для животных: соломы, сена, травы, веток, старых досок. Отличным скрадком может быть яма, выкопанная в твердом грунте и обложенная по периметру бруствером из дерна и накрытая сверху любым доступным материалом: досками, брезентом, сучьями. В зимнее время в многоснежных местах хорошо строить скрадки из снега, по типу эскимосского иглу. Иногда достаточно вырыть в глубоком снегу яму и перекрыть ее аркой из снежных пластин. Из таких укрытий я снимал белоплечих орланов и лебедей, лис и росомах на Камчатке. Это мой любимый тип скрадков. Снежные кирпичи и пластины обладают замечательной тепло и звукоизоляцией. Приходилось мне делать скрадки из нарезанного бензопилой льда (для съемки выдр), но они не такие удобные, как из снега.
Если проявить фантазию, в скрадки можно превратить многие привычные вещи. Например, автомобиль. Животные быстро привыкают к неподвижно стоящему автомобилю. Несколько лет назад я оборудовал комфортабельный скрадок на колесах - военный фургон на базе вездехода ГАЗ - 66. Из такого скрадка я снимал рыбалку черных аистов на Брянщине, зубров и оленей в национальном парке "Орловское Полесье", осторожных сайгаков и журавлей красавок и хищных птиц в степях Калмыкии. В этом скрадке даже работал холодильник, где хранился изрядный запас пива и не только.
Скрадком является даже мой большой дом в брянской деревушке Чухраи. Несколько лет назад я приволок с лесосеки корявый ствол дуба, вкопал его рядом с домом и установил на нем гнездовую платформу для белых аистов. Красивые птицы выстроили на ней большое гнездо. Теперь я могу с чердака дома снимать птиц на очень близком расстоянии, никак не беспокоя их.
Но самый добротный скрадок останется бесполезным, если у вас не окажется терпения долгими часами, порой сутками, сидеть в нем без движения.
- Думаю, оборудование тоже является частью ваших секретов.
- С оборудованием я прошел типичный путь людей моего поколения: Смена-8М, Зенит-Е. В студенческие годы мне удалось купить Фотоснайпер - кто помнит - с 300мм объективом Таир-3. В начале восьмидесятых я работал лесником с зарплатой 75 рублей, и чтобы купить свой первый Никон, пришлось заняться разведением быков. Сейчас в моем арсенале Nikon D3 и Nikon D300. Никогда у меня не было столько свободы, как с этими камерами, способными вытерпеть тот образ жизни, который я веду. На них следы не только от потертостей, падений, но даже от укусов любопытных медвежат.
- В вашей семье есть те, которых Вы «заразили» любовью к фотографии?
- В своей семье я заложил прочные "никоновские" традиции. Мой брат Николай, тоже профессиональный фотограф-натуралист снимает аппаратурой Nikon. "Никоны" у жены и у трех из четырех сыновей - у младшего, пятилетнего Макара, камера пока игрушечная, а вот
восьмилетний Андрей, снимавший пару лет мыльницей, на Новый год получил новенький Nikon D3000 с двумя объективами. Задачу он поставил себе амбициозную - победить в детской категории конкурса "Золотая черепаха". Наверное, и победит, ведь он и с мыльницей до полуфинала доходил.
Беседовала Елена Цветкова http://www.nikon.ru/ru_RU/local_content/Travels/10-Shpilenok.page
- Поделиться

- Игорь, расскажите эту историю...
- Все мы родом из детства... Мысль начать фотографировать природу пришла мне в 13 лет, когда в своих странствиях по весеннему Брянскому лесу я обнаружил удивительную поляну с сотнями подснежников. Мне показалось несправедливым, что эту красоту вижу только я один из нескольких миллиардов людей, живущих на земле. Две недели я уговаривал бабушку купить мне камеру, но когда с новенькой "Сменой-8М" вернулся на поляну, понял, что опоздал. На месте цветов выросла высокая летняя трава. Целый год я ждал следующей весны и одновременно учился фотографии, тратя на это все доступные мне материальные ресурсы. 25 апреля 1974 года я вернулся на поляну и не поверил своим глазам. На месте куртин подснежников чернела перевернутая гусеницами тракторов почва, громоздились штабеля свежесрубленной древесины. Это было одно из самых сильных отроческих потрясений, определивших мою будущую жизнь. С тех пор фотокамера - мой сильнейший и верный союзник в борьбе за спасение Брянского леса - того места, где я родился, живу и надеюсь умереть.
- Поделиться

- Сейчас фотография не только увлечение, но и инструмент воздействия?
- При помощи фотографии (публикуя статьи в газетах и журналах, организуя фотовыставки) я нашел союзников, вместе с которыми добился организации заповедника "Брянский лес" и 1 сентября 1987 года стал его первым директором, проработав в этой должности десять лет. За это время мне и моим соратникам удалось создать в Брянском лесу еще 12 охраняемых природных территорий, на которых запрещены рубки леса, мелиорация и другие разрушительные виды хозяйственной деятельности. Теперь почти 20 процентов Брянского леса изъято из хозяйственного использования. Годы залечивают раны, нанесенные людьми Брянскому лесу, и на моей поляне опять цветут сотни подснежников - им теперь ничего не угрожает.
Позже я почувствовал, что могу оставить бюрократическую сторону моей деятельности, и ушел с поста директора заповедника, чтобы профессионально заняться фотографией. Теперь мои приоритеты - доносить до людей красоту дикой природы, будить их для природоохранных инициатив, самому находясь гуще природоохранных событий. А география моих нынешних фотоэкспедиций расширилась до всей заповедной России.
- Поделиться

- Когда узнала, что Вы живете в заповеднике, честно говоря, позавидовала. Не знаю ни одного человека, который может похвастать подобной пропиской. Расскажите про особенности такого обитания.
- В современной России 75 процентов населения это горожане. Очень жалко, но большинство из них живут в параллельном мире с дикой природой. И жизнь многих людей, особенно занятых людей, делающих политику и делающих деньги, почти не соприкасается с дикой природой. Или соприкасается в уродливой форме, например, в виде вертолетных охот... У большинства жителей городов-гигантов просто нет опыта общения с нетронутой природой. А между тем, все ключевые решения по природопользованию, по преобразованию дикой природы: где и сколько рубить лесов, где перегораживать реки; где качать нефть; где создавать заповедники и национальные парки готовятся и принимаются в мегаполисах. Чаще всего этим занимаются люди, не представляющие, что такое дикая природа, не имеющие личного опыта общения с ней. Правдивая природная фотография призвана быть мостом между современным урбанизированным миром и дикой природой.
- Поделиться

- Знаю, что Брянский лес не единственный заповедник, который вы облюбовали как родной дом.
- Вообще-то я сейчас в заповеднике "Брянский лес" в отпуске на зиму, а работаю в Кроноцком заповеднике на Камчатке инспектором по охране заповедника. Семья сейчас со мной. Но когда я в заповеднике Кроноцкий, семья живет в Петропавловске-Камчатском. В самом Кроноцком заповеднике слишком суровые и опасные условия для маленьких детей.
На Камчатку я поехал на две недели, поснимать Кроноцкий заповедник, но уже пятый год не могу заставить себя вернуться в родной Брянский лес. И семья моя уже перебралась сюда, и в Кроноцком заповеднике я уже не заезжий фотограф, а инспектор охраны природы. Что меня не отпускает в нагретый и обустроенный дом в Брянском лесу? Здесь, в Кроноцком заповеднике, я оказался в первозданном прошлом человечества, в прошлом, по которому мы все тоскуем. Человек здесь мало чего успел разрушить. Меня здесь окружают неиспорченные электрическими линиями и автодорогами драматические ландшафты.
Звери порой здесь не знают, что человек царь природы и не уступают тропы, а рыбы, идущей на нерест, может быть так много, что в ручье нельзя искупаться. Порой приходится неделями, а то и месяцами жить в самых труднодоступных местах. И ты видишь то, что не дано другим, видишь то, что никогда не повторится. Например, весной 2007 года я приехал Долину гейзеров снимать тему о медведях на вулканах, а пришлось стать хроникером драматического изменения ландшафта заповедника, когда 3 июня сошел самый большой в историческое время на Камчатке грязевой сель и в одночасье исчезли половина российских гейзеров. Гигантские камни остановились всего в полуметре от домов, где находились люди.
- Поделиться

- Что же Вы чувствовали, когда воочию видели редчайшее волнение природы?
- Каменно-грязевой поток снес все живое на протяжении двух километров. Когда видишь, что берег реки, на котором совсем недавно ты провел многие десятки счастливых часов с камерой на штативе в ожидании извержения гейзеров, похоронен под пятидесятиметровым слоем камней и горячей глины, хорошо понимаешь зыбкость человеческой жизни! Теперь 3 июня для меня и моих коллег является вторым днем рождения. А вот более 20 крупных и средних гейзеров остались только на фотографиях, и мне пришлось быть последним, кто их снимал.
- Поделиться

- Невероятно драматическая история, но ваши снимки скорее не фотографа-хроникера, а иллюстратора детских сказок. Почему Вы снимаете только природу и ее обитателей, а если в кадр попадает человек, то непременно в родстве с перечисленными персонажами?
Фотография для меня не является самоцелью. В первую очередь это мощный инструмент в главном деле моей жизни - охране дикой природы. Именно дикой, поэтому главная и единственная тема моего творчества - российские особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, заказники.
В России 101 государственный заповедник, 40 национальных парков и тысячи заказников. Я тесно интегрирован в эту жизнь, работал на всех должностях от директора заповедника до рядового инспектора охраны природы, более половины своей жизни провел непосредственно в дикой природе. Поэтому человек у меня попадает в кадр, когда он соприкасается с первозданной природой, например, если он работает для сохранения заповедника, спасения редких видов животных или растений. Это также может быть браконьер, турист. А вне этого контекста я снимаю только семью и друзей для домашнего альбома.
- Поделиться

- В какие минуты природа особенно благодарна объективу?
- Я наблюдаю самые интересные моменты на границах состояний природы. На стыке ночи и утра. На смене сезона. На смене погоды.
Например, сумерки, утренние или вечерние - мое любимое время суток. Это не только чудный свет, это время наибольшей активности животных.
Раньше в сумерках снимать было непросто. После появления Nikon D3 для меня наступил словно новый этап в творчестве. Эта камера дает великолепный рисунок на запредельных значениях чувствительности. В сочетании с моими двумя любимыми светосильными объективами AF-S NIKKOR 50mm 1:1,4G и AF-S NIKKOR 300mm 1:2,8G ED удается делать совершенно невозможные ранее снимки.
- Поделиться

- Кстати, есть ли у Вас какие-то технические или иные уловки для придания характера фотографии?
- Секрет один - как можно больше времени находиться рядом с объектом съемки, как можно больше знать о них - тогда тебе удается увидеть больше, чем другим.
Терпеть разлуку с родными, непогоду, иногда голод. Это возможно только тогда, когда у тебя есть эмоции, отношение к снимаемому, когда ты мотивирован.
- Поделиться

- Люди прихорашиваются перед съемкой и вообще ведут себя, как будто на них смотрит любимый человек. Не пытались ли Вы снимать брачные периоды у животных? На сколько их кокетство передает снимок?
- Брачный сезон в природе - это пик расцвета жизни! Цветы у растений, брачные игры животных. Природа не экономит на размножении и можно снять самые эмоциональные моменты. Я снимал любовные игры аистов, журавлей, куликов, лис, медведей и всегда удивлялся, как они в своих проявлениях страсти похожи на людей!
- Поделиться

- Знаю, что Вы придумали свое ноу-хау для съемки животных.
- Я не езжу на съемки на один-два дня. Мой подход - поселиться в лесной избушке (или палатке) на несколько недель, а иногда и месяцев. Стать частью ландшафта. В Брянском лесу я прожил на лесном кордоне 10 лет, да и теперь живу в заброшенной деревне Чухраи, где кроме моей семьи осталось 6 жителей. Первые дни все живое разбегается от чужака. Постепенно животные перестают тебя бояться. Однажды я пять месяцев провел в избушке на берегу Тихого океана в Кроноцком заповеднике. Поселился в октябре. Первые две недели я видел зверей только на большом расстоянии. Первыми меня перестали бояться местные лисы и медведи, потом росомахи и соболи. Появились возможности снимать их взаимодействие между собой.
- Поделиться

По утрам я часто жарил яичницу с беконом или пек оладьи. Этот запах был наркотическим для всех лис в округе. Они подходили вплотную к занесенному снегом окну кухоньки и с вожделением втягивали ароматные струи. За право стоять у окошка и нюхать происходили драки. Снимать можно было прямо из окна.
Но многие виды животных не доверяют человеку. Таких приходится снимать из скрадка. Это особая тема.
- Поделиться

- А в чем ее особый характер?
- Многие тысячи лет человек-охотник преследует диких животных, чтобы отобрать у них жизнь. И теперь страх четвероногих перед двуногими живет на инстинктивном уровне. Животные, в которых инстинкт страха не развился, исчезли с лица планеты.
Любой фотограф, начинающий снимать диких животных, сталкивается со множеством трудностей и разочарований. Любой зайчишка, утка или кулик старается не подпустить человека ближе расстояния ружейного выстрела, то есть на 70 - 100 метров. Животные получаются на снимке слишком мелкими, чаще всего убегающими в смертельном страхе.
- Поделиться

Чтобы фотографировать ту же утку или зайца в полный кадр даже с помощью длиннофокусного объектива, надо оказаться в трех-пяти метрах от него. Нереально? Если бы было нереально, не существовало бы множества замечательных фотографий, показывающих самые сокровенные моменты из жизни животных. Грамотно устроенный скрадок - вот что может помочь приблизиться к осторожным зверям и птицам на любое расстояние.
- Поделиться

- А что может служить таким скрадком?
- Скрадком может служить все, что способно скрыть фигуру человека и ее движения: маленькая палатка, шалаш, яма, большое дупло, завал деревьев, даже куча хвороста - все зависит от конкретной ситуации.
Скрадок может быть сделан из любого местного материала, привычного для животных: соломы, сена, травы, веток, старых досок. Отличным скрадком может быть яма, выкопанная в твердом грунте и обложенная по периметру бруствером из дерна и накрытая сверху любым доступным материалом: досками, брезентом, сучьями. В зимнее время в многоснежных местах хорошо строить скрадки из снега, по типу эскимосского иглу. Иногда достаточно вырыть в глубоком снегу яму и перекрыть ее аркой из снежных пластин. Из таких укрытий я снимал белоплечих орланов и лебедей, лис и росомах на Камчатке. Это мой любимый тип скрадков. Снежные кирпичи и пластины обладают замечательной тепло и звукоизоляцией. Приходилось мне делать скрадки из нарезанного бензопилой льда (для съемки выдр), но они не такие удобные, как из снега.
- Поделиться

Если проявить фантазию, в скрадки можно превратить многие привычные вещи. Например, автомобиль. Животные быстро привыкают к неподвижно стоящему автомобилю. Несколько лет назад я оборудовал комфортабельный скрадок на колесах - военный фургон на базе вездехода ГАЗ - 66. Из такого скрадка я снимал рыбалку черных аистов на Брянщине, зубров и оленей в национальном парке "Орловское Полесье", осторожных сайгаков и журавлей красавок и хищных птиц в степях Калмыкии. В этом скрадке даже работал холодильник, где хранился изрядный запас пива и не только.
- Поделиться

Скрадком является даже мой большой дом в брянской деревушке Чухраи. Несколько лет назад я приволок с лесосеки корявый ствол дуба, вкопал его рядом с домом и установил на нем гнездовую платформу для белых аистов. Красивые птицы выстроили на ней большое гнездо. Теперь я могу с чердака дома снимать птиц на очень близком расстоянии, никак не беспокоя их.
Но самый добротный скрадок останется бесполезным, если у вас не окажется терпения долгими часами, порой сутками, сидеть в нем без движения.
- Поделиться

- Думаю, оборудование тоже является частью ваших секретов.
- С оборудованием я прошел типичный путь людей моего поколения: Смена-8М, Зенит-Е. В студенческие годы мне удалось купить Фотоснайпер - кто помнит - с 300мм объективом Таир-3. В начале восьмидесятых я работал лесником с зарплатой 75 рублей, и чтобы купить свой первый Никон, пришлось заняться разведением быков. Сейчас в моем арсенале Nikon D3 и Nikon D300. Никогда у меня не было столько свободы, как с этими камерами, способными вытерпеть тот образ жизни, который я веду. На них следы не только от потертостей, падений, но даже от укусов любопытных медвежат.
- Поделиться

- В вашей семье есть те, которых Вы «заразили» любовью к фотографии?
- В своей семье я заложил прочные "никоновские" традиции. Мой брат Николай, тоже профессиональный фотограф-натуралист снимает аппаратурой Nikon. "Никоны" у жены и у трех из четырех сыновей - у младшего, пятилетнего Макара, камера пока игрушечная, а вот
восьмилетний Андрей, снимавший пару лет мыльницей, на Новый год получил новенький Nikon D3000 с двумя объективами. Задачу он поставил себе амбициозную - победить в детской категории конкурса "Золотая черепаха". Наверное, и победит, ведь он и с мыльницей до полуфинала доходил.
- Поделиться

- Поделиться

Беседовала Елена Цветкова http://www.nikon.ru/ru_RU/local_content/Travels/10-Shpilenok.page
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
мне приходилось встречаться с дикими зверями. мало конечно. большинство были просто любопытными. даже поговорить можно. слухают))) а вот за камерой полезешь- сразу одни глаза из-за кустов торчат
не поняла почему сравнили с иллюстрациями к детским сказкам. ничего похожего. гармония природы и сказка для жителей мегаполисов и больших и маленьких
\\ща прям все дружно побежали покупать Никоны
\\а вообще в соперничестве Никон\Кэнон до смешного доходит. как только на ремешке полоска другого цвета, сразу фу-фуу, беее. а ведь есть и гораздо хуже аппараты
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: