Проективные методики.. тест кактус
Проективные методики исследования личности ребенка, методика «Кактус»
В психологии, особенно в детской больше внимание уделяется именно проективным методикам, рисуночным тестам. Почему? Ответ очевиден. Именно через рисунки ребенок показывает отношение к миру, свое место в нем, так ж развитие своего миропредставления и мировоззрения, свой уровень умственного развития. Все то, что не сможет выявить никакое наблюдение или беседа в силу именно возрастных детских особенностей. А рисование это своего рода игра, не требующая от ребенка каких то напряжений. Рисование это творчество, сложно найти ребенка, который не любил бы рисовать.
Даже не зная всех моментов, именно психологической трактовки рисунка, любой родитель может выяснить для себя что то важное, глядя на продукт деятельности своего чада. Именно поэтому очень важна совместная работы, игра с детьми, наблюдение за их деятельностью.
Но так же как и любой другой метод исследования личности рисунок не может быть 100% гарантом истины. Любые умозаключения необходимо строить исключительно после комплексного обследования личности. так же проективные методики имеют еще один весьма существенный нюанс. Здесь нет стандартизированных рамок, здесь исключительно индивидуальный подход к каждому рисунку, учитывая анамнез развития каждого индивиду, его прошлую жизнь.… так для кого то большое черное окно на чердаке дома символизирует психологическую травму, а для кого то исключительно значимое воспоминание об этом старом доме. Трактовать рисунки работа достаточно сложная, деликатная, поэтому делать это должен все же специалист. Но родителям всегда интересно знать, как же там развивается любимое чадо, что кроется в его головке, какие мысли тревожат?
Для поверхностного исследования эмоционально-личностной сферы ребенка отлично подходит рисуночный тест «кактус». Методика предназначена для детей в возрасте от 4 лет. Наибольший акцент делается на агрессию, ее проявления и тревожность, как средство защиты.
Для работы необходим лист а4, карандаш. Достаточно одного цвета. Использование разноцветных карандашей и попытка привлечь «Люшеровские трактовки» может быть обоснована только в случае реального знания методики. Родителям достаточно лишь простого карандаша.
Так же необходимо учитывать все те же моменты, которые применимы ко всем рисуночным тестам:
-положение на листе,
-нажим на карандаш,
— Характеристика линий,
-размер рисунка.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка. :
Агрессивность — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм — изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность — преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
Женственность — наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность — наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность — на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества — изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
Таким образом, рисуя кактус ребенок проецирует на этот рисунок себя. После рисования можно задавать вопросы, для уточнения некоторых моментов:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
проективные методики, тест «Кактус»проективные методики, тест «Кактус»
В психологии, особенно в детской больше внимание уделяется именно проективным методикам, рисуночным тестам. Почему? Ответ очевиден. Именно через рисунки ребенок показывает отношение к миру, свое место в нем, так ж развитие своего миропредставления и мировоззрения, свой уровень умственного развития. Все то, что не сможет выявить никакое наблюдение или беседа в силу именно возрастных детских особенностей. А рисование это своего рода игра, не требующая от ребенка каких то напряжений. Рисование это творчество, сложно найти ребенка, который не любил бы рисовать.
Даже не зная всех моментов, именно психологической трактовки рисунка, любой родитель может выяснить для себя что то важное, глядя на продукт деятельности своего чада. Именно поэтому очень важна совместная работы, игра с детьми, наблюдение за их деятельностью.
Но так же как и любой другой метод исследования личности рисунок не может быть 100% гарантом истины. Любые умозаключения необходимо строить исключительно после комплексного обследования личности. так же проективные методики имеют еще один весьма существенный нюанс. Здесь нет стандартизированных рамок, здесь исключительно индивидуальный подход к каждому рисунку, учитывая анамнез развития каждого индивиду, его прошлую жизнь.… так для кого то большое черное окно на чердаке дома символизирует психологическую травму, а для кого то исключительно значимое воспоминание об этом старом доме. Трактовать рисунки работа достаточно сложная, деликатная, поэтому делать это должен все же специалист. Но родителям всегда интересно знать, как же там развивается любимое чадо, что кроется в его головке, какие мысли тревожат?
Для поверхностного исследования эмоционально-личностной сферы ребенка отлично подходит рисуночный тест «кактус». Методика предназначена для детей в возрасте от 4 лет. Наибольший акцент делается на агрессию, ее проявления и тревожность, как средство защиты.
Для работы необходим лист а4, карандаш. Достаточно одного цвета. Использование разноцветных карандашей и попытка привлечь «Люшеровские трактовки» может быть обоснована только в случае реального знания методики. Родителям достаточно лишь простого карандаша.
Так же необходимо учитывать все те же моменты, которые применимы ко всем рисуночным тестам:
-положение на листе,
-нажим на карандаш,
— Характеристика линий,
-размер рисунка.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка. :
Агрессивность — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм — изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность — преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
Женственность — наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность — наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность — на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества — изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
Таким образом, рисуя кактус ребенок проецирует на этот рисунок себя. После рисования можно задавать вопросы, для уточнения некоторых моментов:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
проективные методики, тест «Кактус»проективные методики, тест «Кактус»
Комментарии
Одно интересно, если у ребенка уже сформирован образ кактуса (мама разводит определенный вид или иллюстрация в любимой книжке), скорее всего ребенок срисует кактус с него. В таком случае тест окажется неинформативным получается?
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: