Про опасные игры
Как известно, "в каждом маленьком ребенке, и мальчишке, и девчонке, есть по двести грамм взрывчатки, или даже полкило...". Дети так или иначе тянутся к приключениям, опасностям, и т. п. Запретить это полностью не получится "без потерь" - тут (при полных запретах) возможны два варианта: либо ребенок действительно "в клетке на привязи" и потом, вырвавшись из-под маминой юбки, "отрывается", либо у него убивается всякая любознательность и инициатива, и он восполняет нехватку впечатлений совсем нежелательными методами, самый безобидный из них - виртуальная реальность (чтение запоем - сюда же).
Так вот, между "запретить все и посадить на цепь" и "дети могут все, что угодно, все равно у них есть врожденное чувство самосохранения" должна быть какая-то золотая середина.
Я основные идеи по этому поводу изложу так, чтобы не было кривотолков.
1. Первое -
чувство опасности, риска, приключений вполне нормальное, вопрос в том - откуда ребенок получает все эти эмоции. Подавлять какие-либо эмоциональные состояния - дело неблагодарное, неизвестно откуда потом это все вылезет (а главное, как я уже говорила - какими методами). Я вижу это так же, как с любой потенциальной опасностью - мы же не прячем от малыша горячие предметы и не изолируем его от бытовых вещей, а учим, что такое "горячо" в доступной ему мере (не дадим забежать в костер, а вот потрогать пальчиком горячий хлеб или прихватку - пожалуйста). Чувство самосохранения действительно существует, это не самообман родителей, но главное - его не подавить. Родители дают младенца на руки подержать всем, кому не лень - потом учат, что "с чужимим дядями не разговаривают" - где логика? Какое может остаться чувство самосохранения, если его с самого начала разрушали? Полная изоляция от "опасностей" в младенчестве и раннем детстве уничтожают это самое чувство самосохранения на корню. Ребенок, ползая и начиная ходить, должен ударяться, падать, опрокидывать на себя что-то (не кипяток, да? и не бытовую химию или ящик гвоздей, а вот пустая корзина или стопка полотенец вполне сойдут - иначе как он поймет, что не за любой предмет можно потянуть на себя?). Так же разрушительны и постоянные запреты - если ребенка вообще не учат владеть ситуацией, а все делают за него. Ребенок должен уметь видеть опасность, и предпринимать какие-то действия для ее устранения. Понятное дело, что обучение этому начинается не в 18 лет, а несколько раньше. Например, когда ребенок учится бегать-лазать-прыгать. Тогда родители могут либо истерично орать "не ходи туда! там бух! уйди оттуда! сейчас ты свалишься! тут высоко! это страшно!" и т. п., либо учить ребенка рассчитывать свои силы и оценивать ситуацию. Если ребенок постоянно надеется на помощь мамы, держащей за штаны, он не будет правильно ставить ножки на спортивных снарядах и ощущать собственный вес, координировать движения и т. п. Можно позволить ребенку упасть в безопасных условиях (с первой ступеньки лестницы, а не с трехметровой высоты)- так, чтобы он понял, что вообще при несоблюдении некоторой техники безопасности можно упасть. Это вместо того, чтобы его никуда не пускать, и поднимать на лестницу, сажать до школьного возраста на качельки, и т. д.
2. Второе, на мой взгляд, важное - учить видеть потенциальную опасность (опять же, без паранойи и склонности видеть за каждым углом смертельную опасность). Тут лучше позволить один раз кувырнуться дома с края кровати и запомнить предупреждение "осторожно, край!", чем потом кувырнется где-то на улицы, оступившись на краю чего-то другого. И здесь для меня важно, что бывают опасные ситуации (надо проехать по горному серпантину осторожно - другой дороги нет, а поднимаемся на эту гору) от сознательного "выброса адреналина" т. е. создания для себя этих опасных ситуаций (перебежать "на спор" перед машиной). Вот профилактикой второго и должны заниматься родители до того возраста, когда дети уйдут одни на улицу.
3. Я думаю - особо "экстремальные" дети вырастают либо там, где они "как трава", сами по себе, либо там, где они наконец вырвались из-под гиперопеки.
4. Как мне лично кажется, здесь хорошо подходит правило "не умеешь победить - возглавь!". Пусть ребенок ходит в горы с родителями, или в поход, или на байдарках, или в пещеры лазает (последнее мы особенно любим, и дома играем в пещеры и археологические раскопки. И приключения, и со страховкой, и совместная деятельность, и новые впечатления, и положительные эмоции. Кроме того, что это просто интересно, это очень сплачивает семью. Я не призываю заниматься всеми известными экстремальными видами спорта, но для детей действительно плачевно, если они раз в году на летних каникулах видят какие-то активные действия, а все остальное время "сидят дома".
5. Ответственность за свои действия закладывается не тогда, когда дети уже могут гулять одни, без присмотра родителей, а с самого начала выполнения этих самых действий, то есть - в раннем детстве.
6. Дети, которые вызывающе совершают всякие слишком опасные действия, обычно стараются таким путем привлечь внимание. Опять же - к кому вопрос? К родителям. Плюс к этому - задолго до того, как ребенок начинает совершать опасные действия ради пустого бахвальства или "на спор", родители могли научить его адекватно самовыражаться и не повторять за толпой.
7. Увы, от этого правила не уйти ни в какой теме - мы не можем организовать ребенку идеальные условия, особенно в городе. И при этом ему придется как-то повзрослеть, научиться одному ездить в транспорте, бегать без поддержки мамы и т. п.
8. После детства настанет взрослая жизнь. в ней так или иначе происходят какие-то опасные ситуации (они у каждого свои), и ребенку придется с ними справляться - без нас. без учебника, без инструкции, без помощи (иногда и такое случается).
Отдельно хочу сказать о возрасте. В том возрасте, когда я боюсь оставить ребенка дома одного, он еще не может уехать один на велосипедах с друзьями. Еще один важный момент - улица опасна по определению, а дом - безопасен для сознания ребенка. Внутренний мир - внешний, чужой. Поэтому во внешнем как раз включаются определенные защитные механизмы, если мы их не заглушили до этого.
www.soznatelno.ru/avtor/ozerova/271-2009-12-20-12-22-36.html
Так вот, между "запретить все и посадить на цепь" и "дети могут все, что угодно, все равно у них есть врожденное чувство самосохранения" должна быть какая-то золотая середина.
Я основные идеи по этому поводу изложу так, чтобы не было кривотолков.
1. Первое -
чувство опасности, риска, приключений вполне нормальное, вопрос в том - откуда ребенок получает все эти эмоции. Подавлять какие-либо эмоциональные состояния - дело неблагодарное, неизвестно откуда потом это все вылезет (а главное, как я уже говорила - какими методами). Я вижу это так же, как с любой потенциальной опасностью - мы же не прячем от малыша горячие предметы и не изолируем его от бытовых вещей, а учим, что такое "горячо" в доступной ему мере (не дадим забежать в костер, а вот потрогать пальчиком горячий хлеб или прихватку - пожалуйста). Чувство самосохранения действительно существует, это не самообман родителей, но главное - его не подавить. Родители дают младенца на руки подержать всем, кому не лень - потом учат, что "с чужимим дядями не разговаривают" - где логика? Какое может остаться чувство самосохранения, если его с самого начала разрушали? Полная изоляция от "опасностей" в младенчестве и раннем детстве уничтожают это самое чувство самосохранения на корню. Ребенок, ползая и начиная ходить, должен ударяться, падать, опрокидывать на себя что-то (не кипяток, да? и не бытовую химию или ящик гвоздей, а вот пустая корзина или стопка полотенец вполне сойдут - иначе как он поймет, что не за любой предмет можно потянуть на себя?). Так же разрушительны и постоянные запреты - если ребенка вообще не учат владеть ситуацией, а все делают за него. Ребенок должен уметь видеть опасность, и предпринимать какие-то действия для ее устранения. Понятное дело, что обучение этому начинается не в 18 лет, а несколько раньше. Например, когда ребенок учится бегать-лазать-прыгать. Тогда родители могут либо истерично орать "не ходи туда! там бух! уйди оттуда! сейчас ты свалишься! тут высоко! это страшно!" и т. п., либо учить ребенка рассчитывать свои силы и оценивать ситуацию. Если ребенок постоянно надеется на помощь мамы, держащей за штаны, он не будет правильно ставить ножки на спортивных снарядах и ощущать собственный вес, координировать движения и т. п. Можно позволить ребенку упасть в безопасных условиях (с первой ступеньки лестницы, а не с трехметровой высоты)- так, чтобы он понял, что вообще при несоблюдении некоторой техники безопасности можно упасть. Это вместо того, чтобы его никуда не пускать, и поднимать на лестницу, сажать до школьного возраста на качельки, и т. д.
2. Второе, на мой взгляд, важное - учить видеть потенциальную опасность (опять же, без паранойи и склонности видеть за каждым углом смертельную опасность). Тут лучше позволить один раз кувырнуться дома с края кровати и запомнить предупреждение "осторожно, край!", чем потом кувырнется где-то на улицы, оступившись на краю чего-то другого. И здесь для меня важно, что бывают опасные ситуации (надо проехать по горному серпантину осторожно - другой дороги нет, а поднимаемся на эту гору) от сознательного "выброса адреналина" т. е. создания для себя этих опасных ситуаций (перебежать "на спор" перед машиной). Вот профилактикой второго и должны заниматься родители до того возраста, когда дети уйдут одни на улицу.
3. Я думаю - особо "экстремальные" дети вырастают либо там, где они "как трава", сами по себе, либо там, где они наконец вырвались из-под гиперопеки.
4. Как мне лично кажется, здесь хорошо подходит правило "не умеешь победить - возглавь!". Пусть ребенок ходит в горы с родителями, или в поход, или на байдарках, или в пещеры лазает (последнее мы особенно любим, и дома играем в пещеры и археологические раскопки. И приключения, и со страховкой, и совместная деятельность, и новые впечатления, и положительные эмоции. Кроме того, что это просто интересно, это очень сплачивает семью. Я не призываю заниматься всеми известными экстремальными видами спорта, но для детей действительно плачевно, если они раз в году на летних каникулах видят какие-то активные действия, а все остальное время "сидят дома".
5. Ответственность за свои действия закладывается не тогда, когда дети уже могут гулять одни, без присмотра родителей, а с самого начала выполнения этих самых действий, то есть - в раннем детстве.
6. Дети, которые вызывающе совершают всякие слишком опасные действия, обычно стараются таким путем привлечь внимание. Опять же - к кому вопрос? К родителям. Плюс к этому - задолго до того, как ребенок начинает совершать опасные действия ради пустого бахвальства или "на спор", родители могли научить его адекватно самовыражаться и не повторять за толпой.
7. Увы, от этого правила не уйти ни в какой теме - мы не можем организовать ребенку идеальные условия, особенно в городе. И при этом ему придется как-то повзрослеть, научиться одному ездить в транспорте, бегать без поддержки мамы и т. п.
8. После детства настанет взрослая жизнь. в ней так или иначе происходят какие-то опасные ситуации (они у каждого свои), и ребенку придется с ними справляться - без нас. без учебника, без инструкции, без помощи (иногда и такое случается).
Отдельно хочу сказать о возрасте. В том возрасте, когда я боюсь оставить ребенка дома одного, он еще не может уехать один на велосипедах с друзьями. Еще один важный момент - улица опасна по определению, а дом - безопасен для сознания ребенка. Внутренний мир - внешний, чужой. Поэтому во внешнем как раз включаются определенные защитные механизмы, если мы их не заглушили до этого.
www.soznatelno.ru/avtor/ozerova/271-2009-12-20-12-22-36.html
Комментарии
я с детьми веду себя абсолютно спокойно, если они и лезут к утюгу, спокойно говорю, что это горячо...ну а если они не понимают и прикасаются....то тогда ПОНИМАЮТ, что это ГОРЯЧО.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: