Как воспитать осознанность у ребенка?
Без наказаний в той или иной форме, наверное, не обходится ни один родитель – ведь нужно как-то донести до детей, что вести себя определенным образом нельзя. Но как сделать так, чтобы наказание приводило не к озлоблению, а к пониманию?
Приведем пример подхода, который применял всемирно известный психотерапевт Милтон Эриксон к воспитанию своих 8 детей.
Однажды в воскресенье мы всей семьей сидели и читали газету. Кристи подошла к матери, схватила газету, скомкала ее и бросила на пол. Мать сказала: «Кристи, это не очень красиво выглядело, подбери газету и верни ее матери. И извинись».
«Я не обязана», сказала Кристи.
Каждый из нас сказал Кристи то же самое и получил такой же ответ. Тогда я сказал Бетти взять Кристину и отвести ее в спальню. Я улегся на кровать, а Бетти положила ее рядом со мной. Кристи с презрением смотрела на меня. Она начала выкарабкиваться, но я схватил ее за лодыжку.
«Отпусти!» – сказала она.
«Я не обязан», ответил я.
Борьба продолжалась четыре часа. Она брыкалась и боролась. Очень скоро ей удалось высвободить одну лодыжку, но я ухватил ее за вторую. Борьба была отчаянной – это было похоже на молчаливую схватку двух гигантов. К концу четвертого часа она поняла, что проиграла и сказала: «Я подберу газету и отдам ее маме».
Вот тогда и настал главный момент. Я сказал: «Ты не обязана».
Тогда она, подумав получше, сказала: «Я подберу газету и отдам ее маме. Я извинюсь перед мамой».
«Ты не обязана», вновь сказал я. Ей пришлось основательно задуматься и полностью включиться в понимание.
"Я подниму газету, я отдам ее маме, я хочу ее поднять, я хочу попросить прощения".
«Хорошо», сказал я.
После такого приема Эриксон на долгие годы забыл, что такое наказывать детей, ведь они поняли меру своей ответственности и могли выбирать свое поведение осознанно.
Приведем пример подхода, который применял всемирно известный психотерапевт Милтон Эриксон к воспитанию своих 8 детей.
Однажды в воскресенье мы всей семьей сидели и читали газету. Кристи подошла к матери, схватила газету, скомкала ее и бросила на пол. Мать сказала: «Кристи, это не очень красиво выглядело, подбери газету и верни ее матери. И извинись».
«Я не обязана», сказала Кристи.
Каждый из нас сказал Кристи то же самое и получил такой же ответ. Тогда я сказал Бетти взять Кристину и отвести ее в спальню. Я улегся на кровать, а Бетти положила ее рядом со мной. Кристи с презрением смотрела на меня. Она начала выкарабкиваться, но я схватил ее за лодыжку.
«Отпусти!» – сказала она.
«Я не обязан», ответил я.
Борьба продолжалась четыре часа. Она брыкалась и боролась. Очень скоро ей удалось высвободить одну лодыжку, но я ухватил ее за вторую. Борьба была отчаянной – это было похоже на молчаливую схватку двух гигантов. К концу четвертого часа она поняла, что проиграла и сказала: «Я подберу газету и отдам ее маме».
Вот тогда и настал главный момент. Я сказал: «Ты не обязана».
Тогда она, подумав получше, сказала: «Я подберу газету и отдам ее маме. Я извинюсь перед мамой».
«Ты не обязана», вновь сказал я. Ей пришлось основательно задуматься и полностью включиться в понимание.
"Я подниму газету, я отдам ее маме, я хочу ее поднять, я хочу попросить прощения".
«Хорошо», сказал я.
После такого приема Эриксон на долгие годы забыл, что такое наказывать детей, ведь они поняли меру своей ответственности и могли выбирать свое поведение осознанно.
Комментарии
Молодец Эриксон.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: