Как накормить ребёнка? (простыми словами о трудном)

* Мы в этой статье говорим о детях нормального здоровья находящихся в нормальных условиях, а не о детях имеющих заболевания, отклонения в развитии, или переживающих стресс, акклиматизацию и т. п.
У ребенка, который постоянно отвлекается от еды, бегает и скачет и нуждается в понуканиях, напоминаниях или поощрениях за каждую ложку нарушен пищевой интерес – инстинктивный механизм, который входит в комплекс пищевого рефлекса. Часто можно слышать от родителей – «ну ребенку же скучно есть!» Не бывает такого. Питание – основа жизни, природа предусмотрела массу механизмов которые делают процесс питания интересным и приносящим удовольствие на всех этапах. Здоровому, правильно работающему и голодному организму интересно есть всегда. «Не интересно» ребенку становится тогда, когда цепочка пищевого рефлекса нарушена.
Причиной этого нарушения в большинстве случаев является повышенный интерес родителя к питанию ребенка, к тому сколько и когда он поел. Обеспокоенная семья уделяет очень много внимания и берет под свой контроль весь процесс питания начиная с того что решает за ребенка голоден ли он заканчивая принятием решения о том достаточно ли он уже сыт. У малыша не остается никакого пространства для изучения своих ощущений, потребностей, для обучения правильно понимать сигналы своего тела и строить свой самоконтроль. А ведь этому тоже надо учиться. Не давая ребенку учиться самостоятельно регулировать процесс своего питания, мы поступаем так же неразумно, как если бы учили его плавать держа все время в круге и наплечниках. Он держится на воде благодаря внешним плавсредствам, сам не прилагая усилий и не понимая, не чувствуя того, что происходит. Отпустить его плавать без круга? Дык утонет же! Но разумно ли ожидать, что пребывая все время в кругу он научится когда-нибудь плыть сам? И если мы все детство заставляли его надевать круг или жилет кого следует винить, что наш двадцатилетний красавец не умеет плавать?
Насильным кормлением (а это не только убеждение и угрозы, но и уговоры, мультики за едой, сказки, песнями которые отвлекают ребенка в то время, пока взрослый вкладывает в него очередную ложку) или неправильным, не подходящим ребенку режимом дня взрослые ломают естественный механизм саморегуляции и пищевой интерес. Организм ребенка должен говорить ему «ешь\не ешь», когда эту функцию активно и бескомпромиссно берет на себя мама организм выключает механизм регуляции пищевого поведения за ненадобностью.
Для восстановления внутреннего баланса у ребенка родитель должен научиться ему доверять с одной стороны и ввести определенную дисциплину с другой.
Главное что тут надо понять – бессмысленно и даже вредно* кормить не голодного ребенка. Ребенок должен чувствовать некую потребность, дискомфорт, желание - чувствовать нехватку еды в организме =) Под действием этого чувства ОН должен понять, принять решение о том, что ЕМУ нужно поесть. Без этого получается, что ему-то ничего не нужно, это МАМЕ нужно что б он ел, но набивать пузо приходится почему то малышу… вот незадача.
(* Вредно не только с поведенческой точки зрения, но и с чисто органической – процесс переваривания и усвоения пищи не голодным организмом в разы более энергозатратен и КПД его гораздо ниже, чем при усвоении пищи тогда, когда она нужна – когда есть чувство голода. У мамы, когда она впихивает еще одну ложечку задача чтоб ребенок получил ещё калорий и витами0нов. Но большая часть полученных калорий уйдет на переработку этой самой ложечки. Оно того не стоит.
Под дисциплиной в питании понимаются два аспекта – режим питания и поведение за столом. И то и другое нужно для настройки оптимальной работы организма, но второе приносит пользу и в культурном и воспитательном плане. Посмотрите внимательно подходит ребенку выбранный вами режим. Возможно имеет смысл сдвинуть кормление по времени или поменять местами приемы пищи (многим детям проще обедать после дневного сна, а не до, как принято в нашей традиции).
Вопреки распространенному мнению не всем людям подходит режим при котором самое калорийное блюдо это завтрак. Возможно, вашему ребенку будет удобнее есть легкий завтрак и плотный ужин.
Поведение ребенка за столом регулируйте не уговорами, угрозами или гипнозом мультиками\сказками\песнями, а принципом «кто не ест – тот не голодный» и действуйте сообразно этому – заканчивайте трапезу и убирайте со стола, потому что сытого кормить без толку. Доверьте ребенку самому определять голоден он или нет, если он отказывается от еды после нескольких ложек значит в данный момент он не хочет есть, у него нет интереса к еде. Если ребенок быстро насыщается и теряет интерес к еде и при этом пока что его организм не научился прогнозировать и посылать сигнал, что надо еще немного покушать впрок – поиграйте с расписанием, чтоб сделать кормления чаще, введите второй завтрак, вечернее чаепитие.
Будьте последовательны в действиях, предупреждайте ребенка о том, что если он выходит из-за стола\играет\шалит обед заканчивается, и действительно убирайте со стола до следующего приема пищи. Делайте определенные скидки на возраст, но не будьте чересчур лояльны и избегайте многословных объяснений. Уговров же не должно быть вовсе. Как и порицания за то сколько ребенок поел. Если вы убрали со стола недоеденную тарелку это не должно быть наказанием за то что малыш играл вместо еды, это должно быть реакцией на то, что он не голодный и не более того.
Не надо ставить ребенку жестких рамок по количеству съеденного – сколько съел, столько и молодец =)
Если ребенок уже имеет нарушение пищевого поведения, то до тех пор пока не вернется нормальный аппетит уберите все перекусы и минимизируйте сладкое и жирное во время обычных приемов пищи. Ребенку нужно отладить внутренние механизмы, а высококалорийная еда только тормозит этот процесс.
Если ребенок уже знаком со сладким, то без жестких требований родителя «что б было съедено все до последней ложки» малыш может попытаться развести старших на то что б вместо супа кушать печеньки. Бороться с этим можно двумя способами (может и больше, но у меня в арсенале для вас приготовлено два на выбор =)) - либо обозначить сладкое «десертом», который идет исключительно после, а не вместо нормальной еды и давать его если ребенок поел «прилично». Это версия на тему «до последней ложки», но более лояльная и дающая ребенку возможность выбора, а родителю место для маневра. Только родителю нельзя манипулировать этим «прилично», как только родитель начинает мухлевать со своими же методами вся идея летит коту под хвост. Это касается любых воспитательных моментов.
Второй вариант – сделать сладости одним из приемов пищи, отдельным от остальных. И на вопрос «Мама хочу печеньку, а не кашу» смело отвечать «На завтрак у нас сегодня кашка, а печеньки мы кушаем в полдник».
Выдавать сладости как награду за «чистую тарелку» - неверный ход, ребенок будет кушать ради конфеты, а не ради того что б быть сытым и усилия по возвращению ему механизма саморегуляции пойдут туда же, куда и воспитательные идеи при родительских манипуляциях.
В завершение надо сказать, что есть дети с разными темпами, одни едят быстро, другие – медленно и это нормально для них. Хотя если родитель сам есть быстро его может просто бесить флегматичное ковыряние чада в тарелке. Если ваша ситуация как раз из таких – пейте валерьянку =)) признайте, закрепите за ребенком определенное время на трапезу, позвольте ему самому решить противна ли ему холодная каша или нет и расслабьтесь, займитесь чем-нибудь пока ребёнок ест своим комфортным темпом. Злиться на то что другой человек не похож на вас – глупо и опасно.
Терпение, последовательность, доброжелательность и доверие родителя к ребенку, вот то что нужно, чтоб избавиться от проблем с кормлением.
Источник http://tehhi-karamir.livejournal.com/247676.html?thre..
Комментарии
Обычно дети - есть проекция родительских страхов.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
кстати ест она как здоровый физически работающий мужик! Мои порции как минимум в два раза меньше
↑ Перейти к этому комментарию
Дело не только в том что дают ребёнку, но и как.
Время завтрака: дают или кашу или омлет или ещё что-то. Не ест? Отлично, все убирается и не даются перекусы. Проголодался (а утро ещё не закончилось) - предлагаем вновь кашу. Не ест? Отлично! Все убираем. Время обеда? - предлагаем суп (кашу, конечно, в таком случае придётся утилизировать) и т.д.
↑ Перейти к этому комментарию
Подруга без каши утро не представляет-язва желудка.
Есть страны, где дети в садах бутеры едят и горячее вообще редко-что, все с гастритами?
Растет внук, неужели и его родители так же будут относиться к кормлению ребенка? Жду этого с опасением.....
Надеюсь, что в Вашем случае возможно по-другому.
.....ОН должен понять, принять решение о том, что ЕМУ нужно поесть...
Он его принимает и понимает, но есть желает не то что перед ним лежит, а то что ему хочется...
......минимизируйте сладкое и жирное во время обычных приемов пищи....
Жирное у нас не едят, а то что касается сладкого, то это редкость в его рационе...Сладкое это атрибут праздника и то дозировано....
Нам три года, еда наша самая большая проблема...Сегодня я это ем, завтра категорически нет, что то новое в рацион ввести, об этом нет и речи, выплюнет...Стараемся не акцентировать, не настаиваем, с песнями-плясками не кормим...Хочешь ешь, не хочешь свободен...Но душа не на месте...
Душа она такая, вечно ей что-то не так.
Душу свою успокоить могу, но не знаю вправе ли...Для меня самой нет ничего вкуснее куска хлеба белого со сливочным маслом...Я обожаю белый хлеб! Купив батон непременно откушу...
Интересно любовь к белому хлебу передается на генетическом уровне?
Сыну 2,7 ,малоежка с рождения.Но пока был маленький ел очень часто,первые 6 месяцев каждый час грамм по 30-40.Пыталась кормить реже и больше,ни к чему хорошему не привело,только к рвоте.Приняла все как есть и кормила столько сколько ел и тогда,когда просил.
Сейчас ест 3 раза в день,с 2мя перекусами (после дневного сна и перед ночным сном).Чаще кормлю просто по времени,приучен к определенному режиму.Но при этом если просит раньше так же даю кушать или если отказывается на данный момент обедать переношу минут на 20-30 на попозже.
Проблемы возникают сейчас в саду,воспитатель уговаривает завтракать,заставляет кушать второе в обед.
Уже предупредила,что ребенок встает очень рано в 5.30-6.00 утра и завтракает дома,не дотянет он до 8.30-9.00,чтобы завтракать в саду.Предложили согласился,пусть ест,отказался-не трогайте его.То же с обедом...............поел суп и оставьте в покое мальчишку,хватает ему одного супа и дома не ест второе.
Но особо не прислушиваются,должен кушать как все и столько сколько едят все.
Ребёнок, в любом случае, САМ себе не враг - ест то, в чем есть потребность.
↑ Перейти к этому комментарию
Кефир, скажем, можно давать вечером. Не ограничивая.
Честно.
Тут надо для себя решить в какой Вы позиции: во Взрослой (и тогда Вы не едите данные продукты ПЕРЕД ребёнком) или остаётесь в Детской и тогда не удивляйтесь поведения ребёнка.
↑ Перейти к этому комментарию
По Вашим словам мне показалось, что бабушка обладает бОльшим авторитетом перед ребёнком, чем Вы.
И ходить рекомендую Вам, дочке специалист не требуется.
Вот специалист из Питера
http://maklik.stranamam.ru/
Напишите ей.
Очень редко бывает такое, что ребенок не ест целый день. Реально, только воду пьет. Такое бывает только летом в жару, когда и взрослым совершенно не хочется кушать.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: