Клиповое мышление
На страницах газет нам часто приходится сталкиваться с таким понятием, как клиповое мышление. Именно на него сетуют известные педагоги и политики: «проблемы с обучением и восприятием информации у молодых людей связаны с клиповым мышлением». Что за мышление это такое и почему оно создает столько проблем подросткам и молодым людям? Попробуем разобраться в этом.
Слово «clip», от которого и произошел этот термин, в переводе с английского языка означает какой-либо фрагмент текста, отрывок из фильма или вырезку из газеты. Практически все современные музыкальные клипы не несут в себе никакой смысловой нагрузки, они просто составлены из нескольких слабо связанных между собой образов. По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой событий. Обладатель клипового мышления не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в его мыслях надолго, он уже размылся, а его место тут же занял новый.
Все сериалы и современные мультфильмы снимаются с расчетом на клипового потребителя, сцены идут небольшими блоками, сменяя друг друга без всякой логической и информационной связи. СМИ с детства приучают нас именно к такому клиповому мышлению: мы смотрим новости, которые между собой не связаны, затем рекламу, ролики которой не имеют друг к другу никакого отношения, переключаем каналы, на которых идут совершенно разные передачи и, в результате, не даём себе возможности даже на минуту задуматься о полученной информации. Другой информационный поток уже ждет своей очереди, чтобы стереть старый и помешать человеку стать целостным.
Клиповое мышление не присуще человеку с самого рождения, оно вырабатывается при таком способе потребления информации и отрицательно влияет на успеваемость подростков и детей. Старшеклассники не способны анализировать учебный материал, они стремительно забывают то, чему их обучали совсем недавно и не способны осилить произведения классической литературы.
Для борьбы с клиповым мышлением, в некоторых странах даже стали разрабатывать специальные тренинги, на которых учат концентрации внимания и способам анализа поступающей информации. В нашей стране не каждый может позволить себе такие тренинги, но бороться с клиповым мышлением можно и нужно с помощью книг. Замечательно помогают в этом произведения классиков или современных философов – Бодрийяр, Лиотар, Фуко, Барт, Мамардашвили, а вот большинство современной литературы, увы, написано «клиповым языком». Книги помогут выработать умение анализировать, в то время как большая часть информации в СМИ и интернет-изданиях подается клипово и не задерживается надолго в мыслях и воображении читателей. Мир – не мозаика и не фрагмент музыкального клипа, мир – это объединение всего живого в одну общую картину.
Слово «clip», от которого и произошел этот термин, в переводе с английского языка означает какой-либо фрагмент текста, отрывок из фильма или вырезку из газеты. Практически все современные музыкальные клипы не несут в себе никакой смысловой нагрузки, они просто составлены из нескольких слабо связанных между собой образов. По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой событий. Обладатель клипового мышления не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в его мыслях надолго, он уже размылся, а его место тут же занял новый.
Все сериалы и современные мультфильмы снимаются с расчетом на клипового потребителя, сцены идут небольшими блоками, сменяя друг друга без всякой логической и информационной связи. СМИ с детства приучают нас именно к такому клиповому мышлению: мы смотрим новости, которые между собой не связаны, затем рекламу, ролики которой не имеют друг к другу никакого отношения, переключаем каналы, на которых идут совершенно разные передачи и, в результате, не даём себе возможности даже на минуту задуматься о полученной информации. Другой информационный поток уже ждет своей очереди, чтобы стереть старый и помешать человеку стать целостным.
Клиповое мышление не присуще человеку с самого рождения, оно вырабатывается при таком способе потребления информации и отрицательно влияет на успеваемость подростков и детей. Старшеклассники не способны анализировать учебный материал, они стремительно забывают то, чему их обучали совсем недавно и не способны осилить произведения классической литературы.
Для борьбы с клиповым мышлением, в некоторых странах даже стали разрабатывать специальные тренинги, на которых учат концентрации внимания и способам анализа поступающей информации. В нашей стране не каждый может позволить себе такие тренинги, но бороться с клиповым мышлением можно и нужно с помощью книг. Замечательно помогают в этом произведения классиков или современных философов – Бодрийяр, Лиотар, Фуко, Барт, Мамардашвили, а вот большинство современной литературы, увы, написано «клиповым языком». Книги помогут выработать умение анализировать, в то время как большая часть информации в СМИ и интернет-изданиях подается клипово и не задерживается надолго в мыслях и воображении читателей. Мир – не мозаика и не фрагмент музыкального клипа, мир – это объединение всего живого в одну общую картину.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: