Первое заседание рабочей группы по анализу системы образования Беларуси состоялось в Копыле
Первое заседание рабочей группы, которая должна провести комплексный анализ системы образования Беларуси, состоялось на базе санаторного ясли-сада города Копыля.
На первом заседании рассматривались способы улучшения эффективности работы системы дошкольного образования. Одна из основных проблем в стране - нехватка мест в дошкольных садах. "Это означает, что в стране появляется много маленьких граждан. Нужно очень внимательно рассмотреть все ресурсы и найти возможности удовлетворить их всех", - сказал Анатолий Тозик. Особенно остро этот вопрос ощущают на себе жители столицы и областных центров. Стоят на очереди более 29 тыс. детей. Сверх установленных нормативов укомплектовано 565 учреждений дошкольного образования (14%).
Члены рабочей группы предлагают открыть семейные детские сады и дошкольные учреждения на дому. Сейчас эта форма дошкольного образования практически не развита (15 таких учреждений на всю республику). Анатолий Тозик предложил обсудить предложение о размещении дошкольных учреждений на первых этажах жилых домов. Еще с советских времен в республике функционируют 6 таких учреждений для 303 детей. В современной истории Беларуси не открыто ни одного. "Почему в советское время это было возможно, а сейчас нет? Что мешает?" - задал вопрос вице-премьер. Он обратил внимание и на возможность привлечения в сферу инициативных людей с соответствующим образованием и финансовыми возможностями, которые хотят оказывать услуги для дошкольников. В США, Великобритании или Чехии услуги для детей раннего возраста полностью в руках частного бизнеса.
Еще один важный аспект, который рассмотрели участники совещания - соблюдение сроков строительства и ввода в эксплуатацию учреждений дошкольного образования. Участники заседания обсуждали, как повлиять на застройщика, чтобы он был заинтересован вкладывать средства в строительство дошкольных учреждений в микрорайоне. За пять лет в стране должно было быть построено 156 детских садов, а построено 83. Вице-премьер подчеркнул, что есть все возможности для обеспечения жизнедеятельности системы, и специалисты должны научиться ими правильно распоряжаться.
На заседании также был обсужден вопрос об установлении оптимального возраста пребывания детей в дошкольном учреждении. В проекте Кодекса об образовании предлагается ограничить возраст до 6 лет. Исключение – дети, имеющие медицинские показания. «Мы обсудили возможность посещения дошкольного учреждения по желанию родителей детьми до 7 лет, которые не имеют таких медицинских показаний, но за полную стоимость. Ведь сегодня более 30 тысяч детей в возрасте 6 – 7 лет находятся в дошкольных учреждениях, из них только около 7 тыс. по медицинским показаниям. В результате в учреждениях образования возникают трудности с новым набором детей в группы и дополнительные расходы бюджета (500 млрд. рублей в год)», - рассказал вице-премьер.
Возник вопрос у членов рабочей группы и об обоснованности предоставления социальной гарантии на, фактически, бесплатное посещение дошкольного учреждения ребенком до трех лет в то время, как мама уже получает социальные гарантии от государства – находится в декретном отпуске и получает соответствующее пособие. Может быть, и для этих категорий детей сохранить возможность посещения дошкольного учреждения, но за полную стоимость?
Более 66 тыс. детей до трех лет посещают учреждения дошкольного образования. При этом, как правило, родитель находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, получает соответствующее пособие (1,9 – 2,2 млн. рублей) и оплачивает только питание в дошкольном учреждении (250 – 300 тыс. рублей). При этом бюджет несет необоснованную дополнительную нагрузку.
Были высказаны вопросы членами рабочей группы и о том, насколько целесообразно на данном этапе идти по пути Российской Федерации и разграничить понятия дошкольное образование и присмотр и уход? В России присмотр и уход – платная услуга. У нас такой необходимости нет?
Особые дебаты вызвал вопрос о том, что сегодня в дошкольных учреждениях выявлено большое количество детей, которые зачислены в детский сад, но его не посещают. В результате за ребенком сохраняется место в детском саду, а действительно нуждающимся выдать направление не предоставляется возможным. Как поступать с такой категорией детей: сохранять за ними место в дошкольном учреждении с обязательной оплатой даже за дни непосещений без уважительной причины или отчислять из дошкольного учреждения?
Сегодня работа попечительских советов и родительских комитетов направлена на привлечение финансовых ресурсов для учреждения дошкольного образования. При этом степень их реального влияния на принятие управленческих решений остается низкой. Как считают члены рабочей группы – на местах не обеспечивается четкое разграничение полномочий органов самоуправления и администрации, не отработан механизм эффективной координации взаимодействия. Отмечается недостаточная и несвоевременная информированность родителей о размерах и порядке использования средств попечительских советов. Это обусловливает нездоровое обсуждение этого вопроса в обществе (”поборы“ в учреждениях образования).
На заседании рабочей группы с докладом выступила начальник отдела дошкольного образования Министерства образования Альбина Давидович.
В частности было отмечено, что Министерством образования Республики Беларусь ведется целенаправленная работа по совершенствованию механизма финансирования учреждений образования (в том числе учреждений дошкольного образования) с применением норматива бюджетной обеспеченности расходов в расчете на одного обучающегося.
Напомним, что предложения по вопросам развития и совершенствования образования можно направлять на специальный почтовый адрес правительства Беларуси оbrazovanie@government.by и на портал www.adu.by (раздел "Инфолиния" ).
Пресс-центр Министерства образования
Комментарии: рабочая группа говорит, что надо ограничить возраст пребывания детей в детских садах до 6 лет, но действующий Кодекс уже его ограничивает до 5 лет 10 мес., а если есть медицинские показания, то продлевает на год. Неужели Тозик не в курсе?
По поводу непосещения ребенка детского сада и его отчисления из него действуют с 2013г. нормы того же Кодекса об образовании и 150-го постановления. Но в то время как Тозик просто обсуждал, об этом т. н. нововведении напомнили заведующим детского сада и строго определили контролировать непосещение и отчислять из сада, если ребенок отсутствовал там более 30 дней по неуважительным причинам либо более 6 мес. по уважительным причинам. Наша заведующая не знала о существовании таких законов и год назад, когда он вступил в силу в августе. Т. е год закон бездействовал, а теперь прижало, как только Тозик заговорил. Сегодня нам на родительском собрании озвучили эти уважительные причины. Теперь на все пропуски надо писать заяву.
А недавно прошел мониторинг посещаемости садов, так выявилось, что посещают меньшее количество дней, чем не посещают в общей сумме.
Минобр и Минздрав теперь будут завалены по самые уши дополнительной работой с документами по причинам отсутствия детей в детсадах, а также работой по их отчислению и восстановлению. Врачи будут загружены выдачей всевозможных справок. Визитов станет еще больше.
Вот куда все катится. Я сегодня вошла в родительский комитет, чтобы не только заботиться о нуждах детей, но и следить за такими вещами. Очень интересно взглянуть на систему изнутри. Ведь скоро старшему сыну в школу.
А то, что родительский комитет работает только на сбор средств, в т. ч. на праздники разные, на ремонты, это печально. Родители шутят при опоздании на родительское собрание: "Мы ничего не пропустили важного? Деньги уже сдали?". Сад не может даже обеспечить за счет средств бюджета свой персонал и детей, чтобы выполнять как минимум санитарные нормы!!!
Родители покупают весь арсенал гигиенических и чистяще-моющих средств и прибамбасов помимо всего прочего.
На первом заседании рассматривались способы улучшения эффективности работы системы дошкольного образования. Одна из основных проблем в стране - нехватка мест в дошкольных садах. "Это означает, что в стране появляется много маленьких граждан. Нужно очень внимательно рассмотреть все ресурсы и найти возможности удовлетворить их всех", - сказал Анатолий Тозик. Особенно остро этот вопрос ощущают на себе жители столицы и областных центров. Стоят на очереди более 29 тыс. детей. Сверх установленных нормативов укомплектовано 565 учреждений дошкольного образования (14%).
Члены рабочей группы предлагают открыть семейные детские сады и дошкольные учреждения на дому. Сейчас эта форма дошкольного образования практически не развита (15 таких учреждений на всю республику). Анатолий Тозик предложил обсудить предложение о размещении дошкольных учреждений на первых этажах жилых домов. Еще с советских времен в республике функционируют 6 таких учреждений для 303 детей. В современной истории Беларуси не открыто ни одного. "Почему в советское время это было возможно, а сейчас нет? Что мешает?" - задал вопрос вице-премьер. Он обратил внимание и на возможность привлечения в сферу инициативных людей с соответствующим образованием и финансовыми возможностями, которые хотят оказывать услуги для дошкольников. В США, Великобритании или Чехии услуги для детей раннего возраста полностью в руках частного бизнеса.
Еще один важный аспект, который рассмотрели участники совещания - соблюдение сроков строительства и ввода в эксплуатацию учреждений дошкольного образования. Участники заседания обсуждали, как повлиять на застройщика, чтобы он был заинтересован вкладывать средства в строительство дошкольных учреждений в микрорайоне. За пять лет в стране должно было быть построено 156 детских садов, а построено 83. Вице-премьер подчеркнул, что есть все возможности для обеспечения жизнедеятельности системы, и специалисты должны научиться ими правильно распоряжаться.
На заседании также был обсужден вопрос об установлении оптимального возраста пребывания детей в дошкольном учреждении. В проекте Кодекса об образовании предлагается ограничить возраст до 6 лет. Исключение – дети, имеющие медицинские показания. «Мы обсудили возможность посещения дошкольного учреждения по желанию родителей детьми до 7 лет, которые не имеют таких медицинских показаний, но за полную стоимость. Ведь сегодня более 30 тысяч детей в возрасте 6 – 7 лет находятся в дошкольных учреждениях, из них только около 7 тыс. по медицинским показаниям. В результате в учреждениях образования возникают трудности с новым набором детей в группы и дополнительные расходы бюджета (500 млрд. рублей в год)», - рассказал вице-премьер.
Возник вопрос у членов рабочей группы и об обоснованности предоставления социальной гарантии на, фактически, бесплатное посещение дошкольного учреждения ребенком до трех лет в то время, как мама уже получает социальные гарантии от государства – находится в декретном отпуске и получает соответствующее пособие. Может быть, и для этих категорий детей сохранить возможность посещения дошкольного учреждения, но за полную стоимость?
Более 66 тыс. детей до трех лет посещают учреждения дошкольного образования. При этом, как правило, родитель находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, получает соответствующее пособие (1,9 – 2,2 млн. рублей) и оплачивает только питание в дошкольном учреждении (250 – 300 тыс. рублей). При этом бюджет несет необоснованную дополнительную нагрузку.
Были высказаны вопросы членами рабочей группы и о том, насколько целесообразно на данном этапе идти по пути Российской Федерации и разграничить понятия дошкольное образование и присмотр и уход? В России присмотр и уход – платная услуга. У нас такой необходимости нет?
Особые дебаты вызвал вопрос о том, что сегодня в дошкольных учреждениях выявлено большое количество детей, которые зачислены в детский сад, но его не посещают. В результате за ребенком сохраняется место в детском саду, а действительно нуждающимся выдать направление не предоставляется возможным. Как поступать с такой категорией детей: сохранять за ними место в дошкольном учреждении с обязательной оплатой даже за дни непосещений без уважительной причины или отчислять из дошкольного учреждения?
Сегодня работа попечительских советов и родительских комитетов направлена на привлечение финансовых ресурсов для учреждения дошкольного образования. При этом степень их реального влияния на принятие управленческих решений остается низкой. Как считают члены рабочей группы – на местах не обеспечивается четкое разграничение полномочий органов самоуправления и администрации, не отработан механизм эффективной координации взаимодействия. Отмечается недостаточная и несвоевременная информированность родителей о размерах и порядке использования средств попечительских советов. Это обусловливает нездоровое обсуждение этого вопроса в обществе (”поборы“ в учреждениях образования).
На заседании рабочей группы с докладом выступила начальник отдела дошкольного образования Министерства образования Альбина Давидович.
В частности было отмечено, что Министерством образования Республики Беларусь ведется целенаправленная работа по совершенствованию механизма финансирования учреждений образования (в том числе учреждений дошкольного образования) с применением норматива бюджетной обеспеченности расходов в расчете на одного обучающегося.
Напомним, что предложения по вопросам развития и совершенствования образования можно направлять на специальный почтовый адрес правительства Беларуси оbrazovanie@government.by и на портал www.adu.by (раздел "Инфолиния" ).
Пресс-центр Министерства образования
Комментарии: рабочая группа говорит, что надо ограничить возраст пребывания детей в детских садах до 6 лет, но действующий Кодекс уже его ограничивает до 5 лет 10 мес., а если есть медицинские показания, то продлевает на год. Неужели Тозик не в курсе?

По поводу непосещения ребенка детского сада и его отчисления из него действуют с 2013г. нормы того же Кодекса об образовании и 150-го постановления. Но в то время как Тозик просто обсуждал, об этом т. н. нововведении напомнили заведующим детского сада и строго определили контролировать непосещение и отчислять из сада, если ребенок отсутствовал там более 30 дней по неуважительным причинам либо более 6 мес. по уважительным причинам. Наша заведующая не знала о существовании таких законов и год назад, когда он вступил в силу в августе. Т. е год закон бездействовал, а теперь прижало, как только Тозик заговорил. Сегодня нам на родительском собрании озвучили эти уважительные причины. Теперь на все пропуски надо писать заяву.



А то, что родительский комитет работает только на сбор средств, в т. ч. на праздники разные, на ремонты, это печально. Родители шутят при опоздании на родительское собрание: "Мы ничего не пропустили важного? Деньги уже сдали?". Сад не может даже обеспечить за счет средств бюджета свой персонал и детей, чтобы выполнять как минимум санитарные нормы!!!

Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
В Греции есть как государственные, так и частные дет.сады и школы, др.учеб.заведения.
Ценятся частные, т.е. платные, т.е. дорогие учеб.заведения больше. Дети в них в более надежных руках, не нуждаются в дополнительного репетиторства, прибывание и питание зависит от оплаты и договора между заведением и родителем или уставом этого заведения. Не все могут позволить себе сумму затрат на такие учеб.заведения услугами, поэтому, дети там из благоприятных семей. Рабочий персонал более квалифицированный, конечно.
Спасибо! Узнала много что
В Греции есть как государственные, так и частные дет.сады и школы, др.учеб.заведения.
Ценятся частные, т.е. платные, т.е. дорогие учеб.заведения больше. Дети в них в более надежных руках, не нуждаются в дополнительного репетиторства, прибывание и питание зависит от оплаты и договора между заведением и родителем или уставом этого заведения. Не все могут позволить себе сумму затрат на такие учеб.заведения услугами, поэтому, дети там из благоприятных семей. Рабочий персонал более квалифицированный, конечно.
Спасибо! Узнала много что
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: