Дистанционное обучение
Возникнув о конце прошлого века, дистанционное обучение в современном мире все прочнее укрепляет свои позиции. Активным использованием Интернет-технологий и разработкой дистанционных курсов уже сегодня занимается множество вузов, и с каждым годом их число будет все увеличиваться. Какие методы используются при получении высшего образования через Интернет? Каковы преимущества и недостатки такого обучения?
Методы дистанционного образования
Существует два метода предоставления образовательных услуг через Интернет: сетевая технология и собственно дистанционная технология. При специализации вуза на первом способе дистанционного обучения каждый студент «прикрепляется» к преподавателю, в чьи задачи входит помощь в составлении индивидуального плана занятий по выбранной специальности и контроль его выполнения. Связь с преподавателем поддерживается с помощью электронной почты или по телефону.
Процесс обучения предусматривает не только самостоятельные занятия, но и участие в сетевых семинарах и конференциях, онлайн-дискуссии с сокурсниками и преподавателем. Сдача экзаменов и зачетов, за исключением госэкзамена и защиты диплома, также
происходит дистанционно, посредством переписки по е-мейлу или напрямую через Интернет.
Собственно дистанционная технология отличается широким использованием телевидения и спутниковых каналов. Лекции, семинары, тестирование, онлайн-консультации при помощи ультрасовременных средств связи повышают интерактивность дистанционного образования и создают эффект живого общения. Так, студенты,
проходящие тот или иной курс, могут время от времени в течение определенного часа обсуждать изучаемый материал. В остальном этот вид дистанционного образования похож на более традиционный сетевой метод.
Преимущества дистанционного образования
Говоря о достоинствах методов дистанционного образования, одним из главных плюсов стоит назвать их высокую технологичность. Обучение производится с помощью новейших программных и технических средств, что в разы повышает его эффективность. Распространение скоростного доступа в Интернет и развитие Интернет-сетей, применение мультимедиа технологий позволяет визуализировать учебную информацию и построить образовательный процесс таким образом, чтобы студент активно взаимодействовал с обучающей системой, тем самым быстрее усваивая нужный материал.
К тому же при дистанционном обучении исчезает субъективный фактор оценки и уменьшается нервозность обучаемых во время проверки знаний, что позволяет студентам добиться более высоких баллов при сдаче зачетов и экзаменов. И если сейчас результаты дистанционного обучения не уступают результатам аудиторных занятий, то через несколько лет, по мнению многих преподавателей, «дистанционка» заметно вырвется вперед.
Другое преимущество дистанционного образования – возможность не ограничивать себя в выборе вуза и учиться, не покидая пределов родных стен. В первую очередь, этим могут воспользоваться студенты из глубинки, желающие получить высшее образование в университетах Москвы или Санкт-Петербурга, а то и за рубежом. Это достоинство
дистанционного обучения сполна оценят и те, кто по каким-либо причинам не может выходить из дома (инвалиды, женщины с маленькими детьми и т. д.). Получение высшего образования через Интернет можно успешно совмещать с основной деятельностью, день проводя на работе, а занятиям посвящая вечера и выходные дни.
В дистанционном образовании полностью отсутствуют какие-либо формальные ограничения для приема студентов. Достаточно подыскать в Интернете интересующий учебный курс, пройти регистрацию на сайте и заплатить за обучение при помощи банковского перевода. Можно даже одновременно учиться в нескольких местах по одному и тому же курсу или получать образование сразу по двум специальностям. При этом стоимость такого учебного курса обычно ниже стоимости традиционного обучения, в том числе, и за счет снижения стоимости на организацию самого образовательного процесса.
В процессе обучения студенты могут сами составлять график и расписание занятий, а также список изучаемых предметов. Точно так же самостоятельно можно определять темп и глубину обучения, пропуская отдельные разделы или возвращаясь по несколько раз к одному и тому же материалу.
Наконец, как свидетельствует практика, студенты, обучающиеся дистанционно, становятся более самостоятельными и ответственными, что повышает их конкурентоспособность на рынке труда.
Недостатки дистанционного обучения
Одним из главных препятствий на пути к получению высшего образования дистанционным методом может стать необходимость в хорошей технической оснащенности. У студента, как минимум, должен быть достаточно мощный персональный компьютер с выходом в Интернет, что пока доступно не для всех.
К еще одной отрицательной стороне дистанционного обучения принято относить отсутствие личного общения с преподавателем и другими студентами, а также недостаток практических занятий. С другой стороны, этот пробел при желании можно частично восполнить с помощью переписки по электронной почте, использования программ видео-конференций и средств icq.
Еще один минус – отсутствие постоянного контроля над студентами, что в случае недостаточно сильной мотивации приводит к снижению успеваемости. Впрочем, если решение получить высшее образование дистанционно является взвешенным и обдуманным шагом взрослого человека, готового платить за обучение самостоятельно заработанные деньги, то этот недостаток можно смело снимать со счетов.
Что касается прогнозов дальнейшего развития дистанционного обучения в системе отечественного высшего образования, то они достаточно оптимистичны. По мере развития Интернет технологий и совершенствования методик дистанционного обучения к этой форме организации учебного процесса будут прибегать все больше вузов, что позволит сделать образование еще более доступным для всех желающих его получить.
Методы дистанционного образования
Существует два метода предоставления образовательных услуг через Интернет: сетевая технология и собственно дистанционная технология. При специализации вуза на первом способе дистанционного обучения каждый студент «прикрепляется» к преподавателю, в чьи задачи входит помощь в составлении индивидуального плана занятий по выбранной специальности и контроль его выполнения. Связь с преподавателем поддерживается с помощью электронной почты или по телефону.
Процесс обучения предусматривает не только самостоятельные занятия, но и участие в сетевых семинарах и конференциях, онлайн-дискуссии с сокурсниками и преподавателем. Сдача экзаменов и зачетов, за исключением госэкзамена и защиты диплома, также
происходит дистанционно, посредством переписки по е-мейлу или напрямую через Интернет.
Собственно дистанционная технология отличается широким использованием телевидения и спутниковых каналов. Лекции, семинары, тестирование, онлайн-консультации при помощи ультрасовременных средств связи повышают интерактивность дистанционного образования и создают эффект живого общения. Так, студенты,
проходящие тот или иной курс, могут время от времени в течение определенного часа обсуждать изучаемый материал. В остальном этот вид дистанционного образования похож на более традиционный сетевой метод.
Преимущества дистанционного образования
Говоря о достоинствах методов дистанционного образования, одним из главных плюсов стоит назвать их высокую технологичность. Обучение производится с помощью новейших программных и технических средств, что в разы повышает его эффективность. Распространение скоростного доступа в Интернет и развитие Интернет-сетей, применение мультимедиа технологий позволяет визуализировать учебную информацию и построить образовательный процесс таким образом, чтобы студент активно взаимодействовал с обучающей системой, тем самым быстрее усваивая нужный материал.
К тому же при дистанционном обучении исчезает субъективный фактор оценки и уменьшается нервозность обучаемых во время проверки знаний, что позволяет студентам добиться более высоких баллов при сдаче зачетов и экзаменов. И если сейчас результаты дистанционного обучения не уступают результатам аудиторных занятий, то через несколько лет, по мнению многих преподавателей, «дистанционка» заметно вырвется вперед.
Другое преимущество дистанционного образования – возможность не ограничивать себя в выборе вуза и учиться, не покидая пределов родных стен. В первую очередь, этим могут воспользоваться студенты из глубинки, желающие получить высшее образование в университетах Москвы или Санкт-Петербурга, а то и за рубежом. Это достоинство
дистанционного обучения сполна оценят и те, кто по каким-либо причинам не может выходить из дома (инвалиды, женщины с маленькими детьми и т. д.). Получение высшего образования через Интернет можно успешно совмещать с основной деятельностью, день проводя на работе, а занятиям посвящая вечера и выходные дни.
В дистанционном образовании полностью отсутствуют какие-либо формальные ограничения для приема студентов. Достаточно подыскать в Интернете интересующий учебный курс, пройти регистрацию на сайте и заплатить за обучение при помощи банковского перевода. Можно даже одновременно учиться в нескольких местах по одному и тому же курсу или получать образование сразу по двум специальностям. При этом стоимость такого учебного курса обычно ниже стоимости традиционного обучения, в том числе, и за счет снижения стоимости на организацию самого образовательного процесса.
В процессе обучения студенты могут сами составлять график и расписание занятий, а также список изучаемых предметов. Точно так же самостоятельно можно определять темп и глубину обучения, пропуская отдельные разделы или возвращаясь по несколько раз к одному и тому же материалу.
Наконец, как свидетельствует практика, студенты, обучающиеся дистанционно, становятся более самостоятельными и ответственными, что повышает их конкурентоспособность на рынке труда.
Недостатки дистанционного обучения
Одним из главных препятствий на пути к получению высшего образования дистанционным методом может стать необходимость в хорошей технической оснащенности. У студента, как минимум, должен быть достаточно мощный персональный компьютер с выходом в Интернет, что пока доступно не для всех.
К еще одной отрицательной стороне дистанционного обучения принято относить отсутствие личного общения с преподавателем и другими студентами, а также недостаток практических занятий. С другой стороны, этот пробел при желании можно частично восполнить с помощью переписки по электронной почте, использования программ видео-конференций и средств icq.
Еще один минус – отсутствие постоянного контроля над студентами, что в случае недостаточно сильной мотивации приводит к снижению успеваемости. Впрочем, если решение получить высшее образование дистанционно является взвешенным и обдуманным шагом взрослого человека, готового платить за обучение самостоятельно заработанные деньги, то этот недостаток можно смело снимать со счетов.
Что касается прогнозов дальнейшего развития дистанционного обучения в системе отечественного высшего образования, то они достаточно оптимистичны. По мере развития Интернет технологий и совершенствования методик дистанционного обучения к этой форме организации учебного процесса будут прибегать все больше вузов, что позволит сделать образование еще более доступным для всех желающих его получить.
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: