Май
Май - на Руси его называли травень, цветень, майник. Говорили про него так: «Май на порог весну приволок, леса наряжает, лето в гости ожидает» или «В мае все принарядится – там цветком, тут листком а где и травинкой.»
1мая – Козьма (Кузьма) Говорят, если этот день теплым выдавался, то вторая половина мая холодной была: « На Кузьму в рубашке пахать – в шубе сеять». А первая майская гроза, согласно поверьям, достаток намывала. Поэтому, заслышав громовые раскаты, молодежь на улицу спешила. Впрочем, не часто на Кузьму небо тучами затягивало, а если и налетала гроза, то надолго не задерживалась, уступая место теплу и солнце. И тогда пользуясь, случаем торопились хозяйки на свои огороды, что бы заняться посадкой моркови и свеклы. А если на Кузьму зацветали фиалки, то вдобавок к этому сеяли еще редис, петрушку, укроп, а кое – кто и лук высаживал. А мужчинам в это время на огороде строго – настрого запрещалось появляться, ведь всем тогда было известно: «Что мужик не посеет, то в цвет пойдет и плода не даст».
3 мая – Федор Неводник Власяничник. Этот день крайне важен для всех, кто занят рыбным промыслом. Потому что с этого дня якобы плотва начинает икру метать. И большим грехом считалось тревожить ее в это время. Еще на этот день на Руси в далекие времена посещали кладбища, «окликая родителей на погосте».
5 мая – Лука. Луковой страдой в народе называли день святого Луки, выходя на посадку всем миром. Ведь луком когда – то не грядки, а целые поля засаживали, потому что он был не только одним из основных продуктов питания, но еще и первым домашним доктором. «Лук – от семи недуг».
6 мая – Юрьев день, Егорий Вешний, Храбрый. Егорий и Юрий – имена, разницы которых наши предки не признавали. На Руси отмечается два Егория: один – холодный 9 декабря, а другой голодный – 6 мая. И действительно в это время приходилось нашим предкам пояса то затягивать. Зимние запасы кончались, а ранней весной пополнить их было нечем. Но так как Егорий считался покровителем скота, то к этому дню приурочивали первый выгон скота в поле на весеннею траву. Воспринимался он как большой праздник и обставлялся различными обрядами, приговорами и песнями. Сначала по старому обряду делали «соченое молоко» - что бы узнать, здоров ли скот. Для этого сметали по закромам конопляное или льняное семя, перемешивали, толкли в ступе и разводили водой. Животное, пившие это «молоко» считались больны и в стадо не пускалось. Остальных, наголодавшихся за зиму, но вполне здоровых, ребята - подпаски сгоняли со всех дворов в огромное стадо и отправлялись с ним на пастбище. Провожали их всей деревней, а скотину стегали вербой, специально припасённой на вербной неделе, для того что была она здоровой.
8 мая – Марк. « На Марка небо так ярко, что и бабам в избе жарко» - говорили, когда то крестьяне и молили святого о дожде. Ведь Марка в народе ключником звали, веря, что именно он владеет чудо ключами, отпирающими засовы небесной кладовой, где хранятся грозы, дожди и ливни. Так же с Марка наши предки узнавали свое будущее вслушиваясь в пение птиц. И по их мнению, пение соловья по утрам звучащее глухо, нестройно, означало скорую печаль, заливистое щелканье – радость, а если его песня звенела над землей колокольчиком, молодые к свадьбе готовились, а пожилые нечаянную, но очень веселую пирушку ожидали. Громкое ликующее пение скворца сулило удачу, тихое – грусть, а если заливался разными голосами, ждали перемен. Резкий, отрывистый свист филина предвещал радость, оханье – болезни, стоны – неудачи в делах, а громкий, захлёбывающий хохот сулил неприятности. Если аукала сова – ждали новостей, если жалобный крик – считался предвестником печали, а несмелое пищание этой серьезной птицы сулило радостное известие. Многие и по-разному гадали на кукушку, считая ее птицей вещей. Мало того что она сроки жизни предсказывала так еще с ее помощью можно было разбогатеть, есле услышав ее впервые, побрякать в кармане деньгами.
11 мая – Иасон и Сосипатр. Это пора первых майских заморозков – внучатых племенников зимы, от которых ничего хорошего ждать не приходится. Эти «забавники» могли играючи в одночасье все посеянное и посаженное погубить, так как они всегда появлялись внезапно, порой чуть позже ли раньше назначенного срока природой. И если это происходило на Иасона и Сосипатра то деревенские знахари, беря обетные ладанки, выходили на перекрестки дорог и ловили полуденный ветер, при помощи специального заговора заключался он в ладанку и знахарь мог ей на ноги больного поставить. Если этот день был солнечным и теплым, то заготовляли другое лекарство - березовый сок.
13 мая – Яков. Теплый вечер и звездная ночь сулили на Якова лето жаркое, но грозовое, а год урожайным. Кроме того, считалось, что в этот день бродят на чужбине тощие и заморенные, но не растерявшие еще своей силы коварные болезни. Поэтому в это день нужно было успеть еще скрутить, кто не успел себе весенних лихоманок, ну а если какая серьезная болезнь, то куколку на здоровье, Куянчика, а так же Княгиню в синем ( от женских болезней). По приданию, каждым недугом свой злобный дух руководил, принимая при этом вид хоть и не всегда приятный, но отнюдь не злодейский. Так например, лихорадки над землей бабочками порхали, оспа лягушкой оборачивалась, а корь ежом рядилась.
14 мая – Еремей – Запрягальник. За то в народе Еремея – запрягальником прозвали, что он самого нерадивого мог на работу из дом а прогнать: «На Еремея и ленивая соха в поле выезжает». Ведь согласно закону, с давних времен у хлеборобов принятому, « сей неделю после Егория и другу после Еремея», а не то упустишь время и не придется «ни молотить, ни веять».
15 мая – Борис и Глеб, соловьиный праздник. Много у этого дня примет было, торговцы и землепашцы его и вовсе своим считали и отмечали его ка к большой праздник. Еще в старину на этот день мужики отправлялись на «соловьиную охоту» надеясь поймать белого соловья.
16 мая – Мавра – Молочница. Вольно и сытно жилось в это время скоту. А вот людям приходилось пояса потуже затянуть, ведь зимние запасы хлеба и овощей к концу подходили, и пополнить их нечем было. Разве что молоко и молочные блюда. Но мужика, целый день в поле проработавшего, одним творогом и молоком не накормишь, ему без горячего обеда трудно обойтись. Вот тут то и выручала хозяек «луговая кладовая». Еще Мавру – Молочницу и Маврой зеленые щи называли. К середине мая и щавель и крапива подрастали и из них хорошие блюда получались. У моей бабули была целая тетрадка с рецептами из полезных трав и растений, чего там только нет блюда из мокрицы, крапивы, лопуха, лебеды, одуванчиков и многое другое.
18 мая – Ирина Рассадница. Обычно на этот день высаживали в грунт рассаду капусты и примечали как она пьет поливку : много – к сухому покосу, не вбирает поливку – покос будет мокрый. В старину хозяйки еще с вечера выносили на грядки горшок, доверху забитый крапивой, и ставили его вверх дном на среднею грядку, считая его верным оберегом, помогающим капусте расти и наливаться, а вредным насекомым подальше от грядок держаться.
19 мая – Иов Огуречник, Горошник, Росенник. На этот день большая роса и ясный день обещали быть хорошему урожаю огурцов. В этот же день высаживали проросшие семена огурцов в гряды, сеяли бобы и горох. Еще этот день был отмечен росами. А роса у крестьян была связана с многим: «Без росы и трава не растет», «Большая роса – к урожаю льна и конопли».
22 мая - Никола Весенний, Травный, Теплый. «Пришел бы Никола, а тепло будет», «До Николы крепись, хоть разопнись, с Николы живи не тужи». Никола Вешний праздник конюхов, и одно из главных событий дня – выгон лошадей в поле. «Никола Вешний лошадь откормит, осенний – на двор загонит». Никола Вешний считался покровителем лошадей, и потому в этот день совершали заговоры на лошадей что бы уберечь их от волков, медведей. Специально для этого дня пекли пироги с гречневой кашей, готовили подарки. А конюхи с пирогами и подарками уходили с лошадьми на луга и целую ночь пировали. А еще на Николу Вешнего заканчивалась посадка картофеля, которая была для наших предков вторым хлебом.
23 мая – Симон Зилот. Этот день на Руси считался благоприятным для искателей, зарытых в земле сокровищ.
24 мая – Мокий Мокрый. Этот день можно сравнить с чудесным барометром, определяющим погоду предстоящего лета. И согласно его показаниям «если небо прохудилось – летом будет дождик лица», потому что « На Мокия мокро – жди лета еще мокрей». Сухой солнечный Мокиев день предвещает жаркое и засушливое лето, но если с утра по земле туман стелется, а восход солнца багряным был, лето обещало быть грозовым и ливневым. Впрочем не только своими способностями погоду предсказывать был в народе этот день знаменит. В этот день по поверьям пробуждались русалки, фантастические существа, населяющие все водные источники. Русалки – существа одинаково хорошо чувствующие себя как в воде, так и на земле. Хотя в зимнею стужу и в осеннее ненастье они предпочитают находится в своих водяных чертогах, а вот летом особенно на кануне Троицы их дома не удержишь. С большим удовольствием странствуют русалки по берегам рек, качаются на ветвях деревьев, прогуливаются по близлежащим лесам, рощам и полям, катаются по ржи и гречихе и завивают березовые ветки пряжей, украденной у хозяйки, которая легла спать, не прибрав на ночь рукоделие. В русалочьи ночь (8-ю по Пасхе), а так же и в ночь перед Иваном Купало делаются русалки злобными особо опасными для человека.
25 мая – Епифан. Что бы узнать о погоде будущего лета, примечали: «если утро тна Епифана в красном сарафане (красная заря0, то лето будет сухое, пожарное». А прогноз на ближайшие дни помогал определить запах: «Если на Епифана аромат цветущей акации слышен далеко и привлекает пчел – к ветру». Ну а «если на пруду появились листья белой кувшинки – к окончанию заморозков».
26 мая – Лукерья Комарница. Появление первых комаров предвещало потепление, а если они начинали звенеть особенно громко и пронзительно, ждали скорого дождя: «Комары запищали – запасайся плащами». И еще: «Коли много комаров – готов много коробов», то есть запасайся тарой под грибы и ягоды.
27 мая - Сидор. В этот день ребятишки бегали встречать за околицу стрижей да ласточек, надеясь, что с ними из-за южных морей прилетят теплые ветры. Недаром же старики говорили: «Вот прилетят на Сидора стрижи и касатки – принесут с собой лето красное да дни ясные». А Сидор редко теплом баловал: «На Сидора еще сиверно, прошли Сидоры – прошли и сиверы (северные холодные ветры)».
28 мая – Пахом Бокогрей. «Пришёл Пахом запахло теплом». Это Знич – славянский дух вечного источника жизни – свой священный костер на земле разжег. На Пахома тепло – жди все лето теплое. Именно в это время любил затевать свои бесшабашные игры веселый славянский бог Ярило.
31 мая – Федот Овсяник. Весна как добрая хозяйка, уходя надолго, не могла оставить землю до конца не прибранной. Но мыслимое ли дело за таким огромным миром одной уследить. А у нее помощник был – Федот. Недаром же о нем говорили: «Придет Федот – последний дубовый листок развернет». «Пришел Федот – земля принялась за свой род. А судя по тому, как на дубу листья разворачиваются, судили какой будет урожай – «На дубу лист в пятак, знать, и яровому быть так».
Ну вот как то так! Судя по календарю работы было много у наших предков. Но я так думаю ч то и у нас не мало. У кого есть дача наверное меня поймут. Голова у меня шла кругом есле честно что и когда садить, морковь, горох, огурцы, капусту и прочее. А глядя на календарь предков все становится понятно как без спешки и соблюдая все последовательности сделать посадки, что бы собрать хороший урожай. Так что завтра на дачу!!!
1мая – Козьма (Кузьма) Говорят, если этот день теплым выдавался, то вторая половина мая холодной была: « На Кузьму в рубашке пахать – в шубе сеять». А первая майская гроза, согласно поверьям, достаток намывала. Поэтому, заслышав громовые раскаты, молодежь на улицу спешила. Впрочем, не часто на Кузьму небо тучами затягивало, а если и налетала гроза, то надолго не задерживалась, уступая место теплу и солнце. И тогда пользуясь, случаем торопились хозяйки на свои огороды, что бы заняться посадкой моркови и свеклы. А если на Кузьму зацветали фиалки, то вдобавок к этому сеяли еще редис, петрушку, укроп, а кое – кто и лук высаживал. А мужчинам в это время на огороде строго – настрого запрещалось появляться, ведь всем тогда было известно: «Что мужик не посеет, то в цвет пойдет и плода не даст».
3 мая – Федор Неводник Власяничник. Этот день крайне важен для всех, кто занят рыбным промыслом. Потому что с этого дня якобы плотва начинает икру метать. И большим грехом считалось тревожить ее в это время. Еще на этот день на Руси в далекие времена посещали кладбища, «окликая родителей на погосте».
5 мая – Лука. Луковой страдой в народе называли день святого Луки, выходя на посадку всем миром. Ведь луком когда – то не грядки, а целые поля засаживали, потому что он был не только одним из основных продуктов питания, но еще и первым домашним доктором. «Лук – от семи недуг».
6 мая – Юрьев день, Егорий Вешний, Храбрый. Егорий и Юрий – имена, разницы которых наши предки не признавали. На Руси отмечается два Егория: один – холодный 9 декабря, а другой голодный – 6 мая. И действительно в это время приходилось нашим предкам пояса то затягивать. Зимние запасы кончались, а ранней весной пополнить их было нечем. Но так как Егорий считался покровителем скота, то к этому дню приурочивали первый выгон скота в поле на весеннею траву. Воспринимался он как большой праздник и обставлялся различными обрядами, приговорами и песнями. Сначала по старому обряду делали «соченое молоко» - что бы узнать, здоров ли скот. Для этого сметали по закромам конопляное или льняное семя, перемешивали, толкли в ступе и разводили водой. Животное, пившие это «молоко» считались больны и в стадо не пускалось. Остальных, наголодавшихся за зиму, но вполне здоровых, ребята - подпаски сгоняли со всех дворов в огромное стадо и отправлялись с ним на пастбище. Провожали их всей деревней, а скотину стегали вербой, специально припасённой на вербной неделе, для того что была она здоровой.
8 мая – Марк. « На Марка небо так ярко, что и бабам в избе жарко» - говорили, когда то крестьяне и молили святого о дожде. Ведь Марка в народе ключником звали, веря, что именно он владеет чудо ключами, отпирающими засовы небесной кладовой, где хранятся грозы, дожди и ливни. Так же с Марка наши предки узнавали свое будущее вслушиваясь в пение птиц. И по их мнению, пение соловья по утрам звучащее глухо, нестройно, означало скорую печаль, заливистое щелканье – радость, а если его песня звенела над землей колокольчиком, молодые к свадьбе готовились, а пожилые нечаянную, но очень веселую пирушку ожидали. Громкое ликующее пение скворца сулило удачу, тихое – грусть, а если заливался разными голосами, ждали перемен. Резкий, отрывистый свист филина предвещал радость, оханье – болезни, стоны – неудачи в делах, а громкий, захлёбывающий хохот сулил неприятности. Если аукала сова – ждали новостей, если жалобный крик – считался предвестником печали, а несмелое пищание этой серьезной птицы сулило радостное известие. Многие и по-разному гадали на кукушку, считая ее птицей вещей. Мало того что она сроки жизни предсказывала так еще с ее помощью можно было разбогатеть, есле услышав ее впервые, побрякать в кармане деньгами.
11 мая – Иасон и Сосипатр. Это пора первых майских заморозков – внучатых племенников зимы, от которых ничего хорошего ждать не приходится. Эти «забавники» могли играючи в одночасье все посеянное и посаженное погубить, так как они всегда появлялись внезапно, порой чуть позже ли раньше назначенного срока природой. И если это происходило на Иасона и Сосипатра то деревенские знахари, беря обетные ладанки, выходили на перекрестки дорог и ловили полуденный ветер, при помощи специального заговора заключался он в ладанку и знахарь мог ей на ноги больного поставить. Если этот день был солнечным и теплым, то заготовляли другое лекарство - березовый сок.
13 мая – Яков. Теплый вечер и звездная ночь сулили на Якова лето жаркое, но грозовое, а год урожайным. Кроме того, считалось, что в этот день бродят на чужбине тощие и заморенные, но не растерявшие еще своей силы коварные болезни. Поэтому в это день нужно было успеть еще скрутить, кто не успел себе весенних лихоманок, ну а если какая серьезная болезнь, то куколку на здоровье, Куянчика, а так же Княгиню в синем ( от женских болезней). По приданию, каждым недугом свой злобный дух руководил, принимая при этом вид хоть и не всегда приятный, но отнюдь не злодейский. Так например, лихорадки над землей бабочками порхали, оспа лягушкой оборачивалась, а корь ежом рядилась.
14 мая – Еремей – Запрягальник. За то в народе Еремея – запрягальником прозвали, что он самого нерадивого мог на работу из дом а прогнать: «На Еремея и ленивая соха в поле выезжает». Ведь согласно закону, с давних времен у хлеборобов принятому, « сей неделю после Егория и другу после Еремея», а не то упустишь время и не придется «ни молотить, ни веять».
15 мая – Борис и Глеб, соловьиный праздник. Много у этого дня примет было, торговцы и землепашцы его и вовсе своим считали и отмечали его ка к большой праздник. Еще в старину на этот день мужики отправлялись на «соловьиную охоту» надеясь поймать белого соловья.
16 мая – Мавра – Молочница. Вольно и сытно жилось в это время скоту. А вот людям приходилось пояса потуже затянуть, ведь зимние запасы хлеба и овощей к концу подходили, и пополнить их нечем было. Разве что молоко и молочные блюда. Но мужика, целый день в поле проработавшего, одним творогом и молоком не накормишь, ему без горячего обеда трудно обойтись. Вот тут то и выручала хозяек «луговая кладовая». Еще Мавру – Молочницу и Маврой зеленые щи называли. К середине мая и щавель и крапива подрастали и из них хорошие блюда получались. У моей бабули была целая тетрадка с рецептами из полезных трав и растений, чего там только нет блюда из мокрицы, крапивы, лопуха, лебеды, одуванчиков и многое другое.
18 мая – Ирина Рассадница. Обычно на этот день высаживали в грунт рассаду капусты и примечали как она пьет поливку : много – к сухому покосу, не вбирает поливку – покос будет мокрый. В старину хозяйки еще с вечера выносили на грядки горшок, доверху забитый крапивой, и ставили его вверх дном на среднею грядку, считая его верным оберегом, помогающим капусте расти и наливаться, а вредным насекомым подальше от грядок держаться.
19 мая – Иов Огуречник, Горошник, Росенник. На этот день большая роса и ясный день обещали быть хорошему урожаю огурцов. В этот же день высаживали проросшие семена огурцов в гряды, сеяли бобы и горох. Еще этот день был отмечен росами. А роса у крестьян была связана с многим: «Без росы и трава не растет», «Большая роса – к урожаю льна и конопли».
22 мая - Никола Весенний, Травный, Теплый. «Пришел бы Никола, а тепло будет», «До Николы крепись, хоть разопнись, с Николы живи не тужи». Никола Вешний праздник конюхов, и одно из главных событий дня – выгон лошадей в поле. «Никола Вешний лошадь откормит, осенний – на двор загонит». Никола Вешний считался покровителем лошадей, и потому в этот день совершали заговоры на лошадей что бы уберечь их от волков, медведей. Специально для этого дня пекли пироги с гречневой кашей, готовили подарки. А конюхи с пирогами и подарками уходили с лошадьми на луга и целую ночь пировали. А еще на Николу Вешнего заканчивалась посадка картофеля, которая была для наших предков вторым хлебом.
23 мая – Симон Зилот. Этот день на Руси считался благоприятным для искателей, зарытых в земле сокровищ.
24 мая – Мокий Мокрый. Этот день можно сравнить с чудесным барометром, определяющим погоду предстоящего лета. И согласно его показаниям «если небо прохудилось – летом будет дождик лица», потому что « На Мокия мокро – жди лета еще мокрей». Сухой солнечный Мокиев день предвещает жаркое и засушливое лето, но если с утра по земле туман стелется, а восход солнца багряным был, лето обещало быть грозовым и ливневым. Впрочем не только своими способностями погоду предсказывать был в народе этот день знаменит. В этот день по поверьям пробуждались русалки, фантастические существа, населяющие все водные источники. Русалки – существа одинаково хорошо чувствующие себя как в воде, так и на земле. Хотя в зимнею стужу и в осеннее ненастье они предпочитают находится в своих водяных чертогах, а вот летом особенно на кануне Троицы их дома не удержишь. С большим удовольствием странствуют русалки по берегам рек, качаются на ветвях деревьев, прогуливаются по близлежащим лесам, рощам и полям, катаются по ржи и гречихе и завивают березовые ветки пряжей, украденной у хозяйки, которая легла спать, не прибрав на ночь рукоделие. В русалочьи ночь (8-ю по Пасхе), а так же и в ночь перед Иваном Купало делаются русалки злобными особо опасными для человека.
25 мая – Епифан. Что бы узнать о погоде будущего лета, примечали: «если утро тна Епифана в красном сарафане (красная заря0, то лето будет сухое, пожарное». А прогноз на ближайшие дни помогал определить запах: «Если на Епифана аромат цветущей акации слышен далеко и привлекает пчел – к ветру». Ну а «если на пруду появились листья белой кувшинки – к окончанию заморозков».
26 мая – Лукерья Комарница. Появление первых комаров предвещало потепление, а если они начинали звенеть особенно громко и пронзительно, ждали скорого дождя: «Комары запищали – запасайся плащами». И еще: «Коли много комаров – готов много коробов», то есть запасайся тарой под грибы и ягоды.
27 мая - Сидор. В этот день ребятишки бегали встречать за околицу стрижей да ласточек, надеясь, что с ними из-за южных морей прилетят теплые ветры. Недаром же старики говорили: «Вот прилетят на Сидора стрижи и касатки – принесут с собой лето красное да дни ясные». А Сидор редко теплом баловал: «На Сидора еще сиверно, прошли Сидоры – прошли и сиверы (северные холодные ветры)».
28 мая – Пахом Бокогрей. «Пришёл Пахом запахло теплом». Это Знич – славянский дух вечного источника жизни – свой священный костер на земле разжег. На Пахома тепло – жди все лето теплое. Именно в это время любил затевать свои бесшабашные игры веселый славянский бог Ярило.
31 мая – Федот Овсяник. Весна как добрая хозяйка, уходя надолго, не могла оставить землю до конца не прибранной. Но мыслимое ли дело за таким огромным миром одной уследить. А у нее помощник был – Федот. Недаром же о нем говорили: «Придет Федот – последний дубовый листок развернет». «Пришел Федот – земля принялась за свой род. А судя по тому, как на дубу листья разворачиваются, судили какой будет урожай – «На дубу лист в пятак, знать, и яровому быть так».
Ну вот как то так! Судя по календарю работы было много у наших предков. Но я так думаю ч то и у нас не мало. У кого есть дача наверное меня поймут. Голова у меня шла кругом есле честно что и когда садить, морковь, горох, огурцы, капусту и прочее. А глядя на календарь предков все становится понятно как без спешки и соблюдая все последовательности сделать посадки, что бы собрать хороший урожай. Так что завтра на дачу!!!

Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: