Материнский подвиг
Вся наша жизнь-это цепочка событий.
Все началось с того, что я приняла за правило каждое утро заглядывать в календарь истории- какие события произошли в этот день, кто родился...
16 апреля было учреждено звание Героя Советского Союза и мне стало любопытно сколько их было, кем они были и за что удостоились этого высшего звания https://www.stranamam.ru/post/7587719/
Потом мне подумалось, что героями стали целые города https://www.stranamam.ru/post/7589457/ и в каждом городе устанавливали памятную стеллу. Так я стала читать о памятниках и монументах https://www.stranamam.ru/post/7593553/ https://www.stranamam.ru/post/7590391/
И вот я наткнулась на фото Невского мемориала
и вспомнила песню "Журавли" поискала информацию о памятникам с журавлями- символом памяти https://www.stranamam.ru/post/7595642/
и в этих поисках я нашла несколько памятников, истории которых меня тронули и шокировали, читая о которых я плакала.
История семьи Газдановых
Трагедия семьи Володичкиных

Семья Степановых
Низкий поклон матерям и отцам!
Вечная память павшим!
Все началось с того, что я приняла за правило каждое утро заглядывать в календарь истории- какие события произошли в этот день, кто родился...
16 апреля было учреждено звание Героя Советского Союза и мне стало любопытно сколько их было, кем они были и за что удостоились этого высшего звания https://www.stranamam.ru/post/7587719/
Потом мне подумалось, что героями стали целые города https://www.stranamam.ru/post/7589457/ и в каждом городе устанавливали памятную стеллу. Так я стала читать о памятниках и монументах https://www.stranamam.ru/post/7593553/ https://www.stranamam.ru/post/7590391/
И вот я наткнулась на фото Невского мемориала
- Поделиться

и вспомнила песню "Журавли" поискала информацию о памятникам с журавлями- символом памяти https://www.stranamam.ru/post/7595642/
и в этих поисках я нашла несколько памятников, истории которых меня тронули и шокировали, читая о которых я плакала.
История семьи Газдановых
Семь братьев Газдановых:
Магомед, Дзарахмат, Хаджисмел, Махарбек, Созрыко, Шамиль, и Хасанбек из селения Дзуарикау
пали смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны (1941-1945)
“В 1963 г. здесь у села Дзуарикау сооружен памятник семи братьям Газдановым, уроженцам этого селения, отдавшим жизнь за Родину на различных фронтах Великой Отечественной войны: Хаджисмел и Магомет погибли под Севастополем, Дзарахмат — под Новороссийском, Хасанбек — в Белоруссии, Созрико — в Киеве, Махарбек — под Москвой, Шамиль — в канун Дня Победы был смертельно ранен у стен Берлина”.
“Война идет жестокая, но если бы Вы знали, какие люди воюют рядом со мной! — писал Дзарахмат из-под Новороссийска родителям. — Они пройдут сквозь любой огонь и победят врага, пусть даже он будет в десять раз сильнее, чем сейчас”.
В Северной Осетии символом памяти героев ВОВ братьев Газдановых стали обелиск и танец
Великая победа дается лишь ценой великих потерь. Мы можем победить лишь сплотившись. В сорок первом это понимали все. В семье Газдановых было семеро братьев и каждый, услышав о мобилизации, не задумываясь ушел на фронт, и не один из них не вернулся домой. Последняя похоронка пришла уже из Берлина. Прошли годы, но подвиг и самоотверженность никогда не будут забыты
Осетинский танец «Семь косарей» символизирует время великой Победы и великих потерь. Семь Косарей – это семь братьев Газдановых до войны. А после войны невесты бойцов надели траур — ни один из отважных красноармейцев так и не вернулся домой, в родное осетинское село Дзуарикау.
Мила Доева, дочь Дзарахмата Газданова, говорит: «Они идут по старшинству – Махомат, Дзарахмат, Хаджисмел, Махорбек, Созрико, Шамиль и Хасанбек».
Мила Доева — дочь одного из братьев – Дзарахмата. Он ушел на фронт в 41-ом. Лихого наездника сразу приняли в кавалерийский полк. «Война идет жестокая, но если бы вы знали, какие люди воюют рядом со мной!» — писал Дзарахмат. Потомки Дзарахмата часто собираются все вместе – еще раз просмотреть фотографии. В этой семье хранят все, что осталось от семерых братьев – письма, наградные листы, вырезки из газет.
Жанна Кудзиева, внучка Дзарахмата Газданова, рассказывает: «Во всем Советском Союзе было 9 братьев Ивановых и 7 братьев Газдановых, которые ушли на войну и не вернулись. Когда младший из братьев Газдановых уходил на войну, ему было 17 лет. Он даже дорогу до города не знал, у него даже обуви не было.
6 внуков и тринадцать правнуков Дзарахмата Газданова. Он единственный из братьев, кто успел жениться перед тем как уйти на фронт. Мила Дзарахматовна говорит, что так и не смогла выяснить – узнал ли ее отец о рождении дочери.
Мила Доева, дочь Дзарахмата Газданова, рассказывает: «Своего отца я не знаю, я родилась уже после того, как он ушел на фронт. Последнее письмо было из Новороссийска, где он спрашивал — кто родился? Не могу говорить... Слезы... И вот одна из наших родственниц написала ему, что родилась девочка. Мы не знаем, получил он это письмо, или нет...».
Газдановы получали похоронки одну за другой. Хаджисмел и Магомед погибли под Севастополем, Дзарахмат – в Новороссийске, Созрико – в Киеве, Махарбек под Москвой, Хасанбек – в Белоруссии, Шамиль был смертельно ранен в канун Дня Победы – у стен Берлина.
Семь раз приходили старейшины Дзуарикау к этому двору с печальной вестью. По осетинским обычаям вся село надело траур, когда пришло извещение о гибели младшего из братьев. Последнюю похоронку отцу семерых сыновей так и успели отдать. Увидев, что старейшины направляются к дому Газдановых, он умер держа маленькую внучку Милу на руках».
Не вынесла смерти детей и мать. Она умерла, когда пришла третья похоронка. Сельчане рассказывают, как Тассо Газданова каждое утро выходила на дорогу, по которой уходили ее сыновья. Она ждала писем, которые так редко доходили до маленького осетинского села в предгорьях Большого Кавказа.
Мила Газданова, дочь Дзарахмата Газданова, рассказывает: «Она днями сидела и смотрела на солнце, вечерами на луну и разговаривала — и с солнцем и с луной... Просила — если вы обогреваете моих сыновей, помогите им, пожалуйста, вернуться домой. Вот так она не дожила и не узнала, что все семеро погибли...».
В сельской школе есть небольшой музей. Здесь хранятся семь черкесок братьев. И макет дома Газдановых. Его почти полностью разрушили немцы во время оккупации.
Умархан Черджиев, друг братьев Газдановых, говорит: «У них дом большой был, метров 25, а может и больше. И когда ребят забрали в армию, прямо посередине двора упала бомба, и дом на две части развалился...».
Над черной скалой взметнулись в небо семь белых журавлей. Это семь братьев Газдановых. Стоит их седая мать Тассо. Шершавой рукой она гладит немую скалу. Здесь застыли в вечном полете семь ее отважных сыновей. К этому памятнику каждый год приезжают сотни туристов. Здесь их встречает Мила Газданова, чтобы еще раз рассказать людям — о великой Победе и великий потерях.
Трагедия семьи Володичкиных

- Поделиться

Самарская область. Город Кинель. Посёлок Алексеевка - Мемориал семьи Володичкиных. Стела из розового и серого гранита (11,5 м), 9 журавлей из бронзы клином уходят в небо. В воздушной арке — бронзовая скульптуре матери Прасковья Еремеевна Володичкина (1874—1943)
До Великой Отечественной Войны в посёлке Алексеевка жила семья Володичкиных: глава семейства Павел Васильевич Володичкин, его жена Прасковья Еремеевна Володичкина(1874-1943) и девять сыновей — Александр, Андрей, Пётр, Иван, Василий, Михаил, Константин, Фёдор и Николай. Павел Васильевич умер в 1935 году. Когда началась война, все девять сыновей Володичкиных отправились на фронт.
Пятеро из них — Николай, Андрей, Фёдор, Михаил, Александр — погибли в 1941 — 1943 годах, Василий — в январе 1945 года. Пётр, Иван и Константин вернулись после победы в село с тяжёлыми полученными во время войны ранами, которые вскоре свели их в могилы. Их мать, Прасковья Еремеевна, не дождалась возвращения своих троих последних сыновей — её сердце не выдержало потерь. С младшим своим сыном, Николаем, она даже не попрощалась перед его отправкой на войну. Он заканчивал действительную службу в Забайкалье, его уже ждали домой, но он отправился на фронт, не посетив родной деревни. Проезжая родные места он только выкинул из окна теплушки свёрнутую трубочкой записку:
Мама, родная мама. Не тужи, не горюй. Не переживай. Едем на фронт. Разобьём фашистов и все вернёмся к тебе. Жди. Твой Колька.
Семья Степановых

Степановы жили на хуторе 1-го Мая (ныне хутор Ольховский) Тимашёвского района Краснодарского края. Родила Епистиния Фёдоровна пятнадцать детей.
Епистинии Федоровне Степановой выпало на долю проводить на лихие дороги войны всех своих сыновей. Домой вернулся лишь один. Девять раз выходила она за калитку, держась за вещмешок сына. Дорога из хутора 1-е Мая, что на Кубани, шла сначала полем, а потом забирала чуть в гору, и тогда человек в солдатской шинели был отчетливо виден. Так и запомнила Епистиния Федоровна своих сыновей—уходящими.
Александр, Николай, Василий, Филипп, Федор, Иван, Илья, Павел и еще младший Александр — все они, кроме старшего Александра, погибшего в гражданскую войну, и Федора, павшего в бою с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол, были призваны на Великую Отечественную. С матерью осталась дочка Валя. А Николай, единственный, кто вернулся с фронта, умер после войны от последствий фронтовых ранений.
... Все военные годы мать жила весточками от детей. И сыновья не забывали мать. «Скоро возвратимся в родные места. Заверяю вас, что буду бить оголтелую сволочь за родную Кубань, за весь советский народ, до последнего дыхания буду верен военной присяге, пока в моей груди бьется сердце... Мы закончим, тогда приедем. Если будет счастье»,— писал младший Саша, Мизинчик, так называли его братья. Он последним из сыновей ушел на войну.
А потом писем не стало. Их не было от Павла, Филиппа, Ильи, Ивана... Так, в неизвестности, не проходящей тревоге и ожидании, пришел 1943 год — год тяжких испытаний.
В 1943 году погиб Саша. Ему было двадцать. После окончания военного училища младший лейтенант Александр Степанов воевал на Украине. При форсировании Днепра у села Селище все бойцы его подразделения погибли. Тогда он, командир, один оставшийся в живых, зажав гранату в руке, вышел навстречу гитлеровцам... Посмертно Александр Степанов удостоен звания Героя Советского Союза.http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=15558
На Курской дуге погиб Илья. Под Днепропетровском сложил голову партизанский разведчик Василий Степанов. На белорусской земле могила Ивана. Пропал без вести один из защитников Брестской крепости, Павел Степанов. В фашистском концлагере Форелькруз замучен Филипп...http://www.npstoik.ru/museum/room_memorial/museum_1004/filipp.htm
Мать не сразу получила похоронки. Не надевала траурного черного платка, верила, что живы дети, только не могут подать весточки. Но шли дни, месяцы, а они не отозвались. Мать ждала писем от сыновей, а получила извещения об их гибели. Глубокие раны сердцу наносила каждая такая весть...
На Кубани, в станице Днепровской, недавно открыт музей. Он носит имя братьев Степановых. В народе его называют еще музеем русской матери. После войны собрала здесь мать всех своих сыновей. Вещи, которые в нем хранятся, трудно назвать музейным словом «экспонаты». Каждый предмет говорит о материнской любви и сыновней нежности. Здесь собрано все, что берегла мать: скрипка Василия, тетрадка со стихами Ивана, горсть земли с могилы Саши... Обращения к матери полны сыновней любви и заботы: «Много думаю о вас, живу мысленно с вами, родная мама. Часто вспоминаю свой родной дом, свою семью».
После войны о семье Степановых узнала вся страна. О русской Матери написана книга, создан музей ее имени. И еще есть фильм. Он снят при жизни Епистинии Федоровны, когда она шагнула на свой девятый десяток. Его показывают на маленьком экране в музее. Фильм документальный. В нем нет ярких режиссерских находок и броских приемов оператора. Его героиня — уже очень немолодая женщина в белом платке, повязанном аккуратно, по-деревенски. Она говорит негромко, и каждому, кто слушает ее, кажется, что только к нему обращено ее слово. Тихо рассказывает она о тех годах, когда рядом росли дети. Вся она в том далеком счастливом времени, и разглаживаются ее морщинки, и светлым становится взгляд, а рука, кажется, так и ищет мягковолосую голову сына, чтобы приласкать...
Всем, кто слушает ее, верится в хорошее, и хочется, чтобы ничего не случилось с ее дорогими мальчиками.
А потом голос матери прерывается, и тогда становится трудно смотреть на экран из-за нахлынувших слез, трудно слушать женщину и невозможно справиться с волнением. Звучит живой ее голос: «Все сыны идут, а моих нет и нет...» Молчит экран, и плачут люди в зале. Никто не может ответить матери, где могилы Павла, Филиппа, Василия. Некуда ей прийти выплакать свою боль, негде посадить белоствольную березку—символ русской земли и русской души. Только одну сыновнюю могилу видела она—памятник младшему Саше на Украине.
В музее семьи Степановых много книг. Стоят на полке «А зори здесь тихие...» Бориса Васильева, «Белый Бим Черное ухо» Гавриила Троепольского, «Горячий снег» Юрия Бондарева... Они открыты на первой странице: «В музей семьи Степановых—со скорбью и солдатской памятью о павших. Юрий Бондарев»; «Дарю эту книгу в память о девяти братьях Степановых, отдавших жизнь за Родину в Великой Отечественной войне. Их героизм был проявлением любви к человеку, проявлением чести, искренности и правды. Девять сынов Е. Ф. Степановой навечно останутся в памяти потомков вместе с их матерью-героиней, славной дочерью своей Родины. Гавриил Троепольский».
... Смотришь на фотографию Епистинии Федоровны в музее и видишь добрую, усталую, мудрую, с каким-то просветленным взглядом женщину. Не осталось снимков ее в молодости. Тот, что в музее, сделан уже в преклонном возрасте. Эта фотография передает то состояние души Матери, которое возвышает ее над страданиями.
Много в своей жизни получила писем Епистиния Федоровна. После войны ей писали совсем незнакомые люди. Каждый из писавших находил единственно верные слова, которые были так необходимы ей. Одно из них — от молодого солдата Владимира Лебеденко. «Разрешите мне,—писал он,—считать Ваших сыновей братьями, а Вас мамой... Дорогая Епистиния Федоровна, было у Вас девять сыновей, а теперь их станет еще больше». И сердце ее в таких вот строках обретало новые силы.
Негромкую жизнь прожила Епистиния Федоровна. Большую часть из отпущенных ей лет провела в ожидании сыновей. Умерла 7 февраля 1969 года. Солдатскую мать похоронили в станице Днепровской Тимашёвского района Краснодарского края со всеми воинскими почестями. К ее могиле идут и идут люди. Зимой и летом на ней цветы. Имя матери объединило девять других имен. Все вместе они — семья Степановых. Склоняют люди головы перед обелиском, на котором высечено: "Доблестно жившие, Смерть сокрушившие Память о вас Никогда не умрет!"
памятник Е. Ф. Степановой
Род Степановых не оборвался. У Епистинии Фёдоровны на 2010 год были 44 внука и правнука.
Низкий поклон матерям и отцам!
Вечная память павшим!
Комментарии
Низкий поклон матерям и отцам!
Вечная память павшим!
полдня читала об этих семьях.не могла не написать
Вечная память павшим!
моя бабуля умерла,когда мне было 10 лет,поэтому так мало
даже не знаю.
в любом случае,спасбо Вам огромное за такой пост!!!!
у меня еще сохранились письма моего деда с фронта,он тоже пропал без вести-читая,просто слезы сами собой..как они это выдержали..просто немыслимо...
так же я думаю и с нашими родственнниками..
и еще вот тут: http://www.obd-memorial.ru/html/index.html
Мы там находили информацию и когда в армию шел, и где был ранен, и чем наградили, и что без вести пропал.
Хотя даже точный год рождения не знали
Это боль и печаль, за детей и родителей! И большая гордость, за то, что были герои, которые погибли за свою родину! Скорбим и помним!
Вот что надо читать солдатам и офицерам в армии на занятиях по общественно-политической подготовке, а не ту лабуду, которую сейчас доводят...
p.s.у меня на работе тоже календарь праздников висит
Низкий поклон матерям!!!
Как горько нам стоять у обелисков
И видеть там скорбящих матерей,
Мы головы свои склоняем низко,
Земной поклон за ваших сыновей.
Считайте нас своими сыновьями,
Считайте нас своими дочерьми.
Детей своих вы в битвах потеряли,
И все мы стали вашими детьми.
Шумят под ветром сосны вековые,
Горят цветы невянущим огнём.
Вам, матерям героев всей России,
Свою любовь и нежность отдаём.
Наследники великой этой славы,
Её мы чтим и бережно храним.
Героями гордимся мы по праву
И стать на них похожими хотим.
Как горько нам стоять у обелисков
И видеть там скорбящих матерей,
Мы головы свои склоняем низко,
Земной поклон за ваших сыновей.
Кондрашенко Л.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: