Славянские куклы обереги - Куклы женской судьбы
Мое увлечение и познание народной куклы началось для меня в очень трудное время. И именно эти милые куколки обереги помогли остаться мне на земле, жить дальше любить, быть матерью. Они меня спасли от многих глупостей. А сейчас при помощи этих замечательных знаний наших предков я делаю жизнь лучше легче интереснее и счастливее и себе и своим родным и близким и своим друзьям и знакомым. Конечно, познавание шло да и идет по крупицам. Перенимать опыт я начала у нас в Новосибирске от мастериц а потом, когда душа запросила и глубокого смысла и глубокого понимания стала обучаться и у мастериц по всей России, по крупинкам собирая их знания. Потом пришло желание еще и систематизировать как то эти знания. Основой для систематизаций я взяла куклы Женской судьбы. Куклы оказались очень мощными и очень психотерапевтическими. Мастер класс по этим куклам я прошла у Берстеневой (Макишвили) Елены Вениаминовны. Когда делала эти куклы отслеживала свое состояние, что то совпадало уже в тех возрастных состояниях, которые уже пройдены в жизни, а что то было впервые, но обо всем по - порядку.
Итак, возрастных состояний женщин 7 штук. Семь этапов в жизни – и это очень символично. Цифра семь вообще очень значима в славянстве. Магия семерки живет в нашей речи: "семь раз отрежь...", "семеро с ложкой" и т. д. Наконец, каждодневное слово "семья" звучит как древнее заклинание: "я" - в центре мироздания, "я" должен повториться семь раз - тогда будет семья. Так же цифру семь можно разнести на цифру три – а именно три мира мир Прави (мир Богов), мир Яви (там, где мы сейчас находимся) и мир Нави (мир предков) и на цифру четыре – это стороны света.
1. Первая кукла из цикла «Куклы женской судьбы» - кукла "КрАсота" (ударение на А).
Свадебная обрядовая кукла Тульской губернии, Плавского района. Такую куклу делала сама невеста, за неделю до свадьбы, показывая своё умение и навыки в рукоделии. Нарядная, статная, достойная, образ Княгини!
Основной цвет – красный. На голове заплетается коса. Платка и рук нет. Символизирует расцвет красоты, пору девичества, когда девушка готова к замужеству. Такую куклу выставляли в окно – знак, чтоб засылали сватов. Потом ставили в центр свадебного каравая. В свадебном каравае вырезалось отверстие, и ставилась она в его центр. Каравай пекла мать невесты. Его ставили на большой поднос в центр стола с яствами, вокруг рукоделия сшитые невестой: пояса, кружево, ленты. Каждому доставался кусочек каравая. Гости желали молодым добра, КрАсота впитывала его, получала положительную энергию. После пира кукла оставалась невесте и хранилась в сундуке. В горе отдавала хозяйке своё тепло! Цвет наряда - красный! Цвет перехода - умирания в одном мире и рождения в другом. Когда невеста сидит за столом её образ бесплотный. В ночь жених переносит её через порог, снимает фату и девушка становиться женщиной!
Из энциклопедии «Мужики и бабы» что есть девичья красота?
ДЕВИЧЬЯ КРАСОТА (ВОЛЯ, ДЕВЬЯ КРАСА, КРОСТА, ПОКРАСА). Символическое понятие, которое в традиционной культуре связывалось с девушками, достигшими брачного возраста. Наделенность Девичьей красой относилась, по народным представле¬ниям, к периоду «невещенья», «красования» девушки, то есть от момента наступления физиологической зрелости до вступления в брак. Однако само понятие «Девичья красота» актуализи¬ровалось не во время девичества, а в период расставания с красотой, когда девушка выбывала из круга подруг, про¬щалась с родительским домом, то есть с момента просватания, одного из начальных этапов свадебного обряда.
Определение «Девичья красота» концентрирует все многообразие осо¬бенностей, отличающих статус совершеннолетней девушки от всех других половозрастных групп общины. Об этом сви-детельствуют различающиеся в каждой локальной тради¬ции обряды расставания с Девичьей красотой, сопровождавшие их песни и причитания, а также мифопоэтические представления, ко¬торые легли в основу материальных воплощений Д. к. в сва¬дебных ритуалах.
Основной характеристикой девушки, «носящей девичью красоту», являлась ее зрелость в широком смысле. На уровне физического развития проявлением зрелости счита¬лись соответствующие возрасту рост и сила. Не случайно, если девушку не хотели отдавать за нежеланного жениха, поводом для отказа во время сватовства служила ее «молодость». Родители говорили сватам, что их дочь еще «молода», «не доросла».
2. Вторая куколка - Материнство
Это молодая женщина, она недавно вышла замуж и ждет ребенка (большой живот). В животе-скрутке - самые настоящие малыши, еще не родившиеся. Руки - это просто свисающие концы платка. Цвета одежды неяркие, спокойные – женщина притихла. Умиротворение.
У куколки довольно большая голова, потому что под платком у неё рогатая "кика", "кичка". Рога связаны с культом плодородия и носились только женщинами детородного возраста. Чем моложе женщина, чем сильнее ее детородная функция и выше ее рожки – иногда их высота доходила до полуметра. Куколка находилась на виду, пока женщина не родила, а затем пряталась в сундук. Если беременность протекала хорошо, куколку передавали из поколения в поколение. Куклу давали детям в игру, чтобы образ материнства проникал в их сознание. В её животике находятся 2 младенчика – мальчик и девочка. В традиции в животик вкладывали до 8 младенчиков, т. к. многодетной считалась мать, у которой более 8 детей. Внутреннее устройство животика куклы повторяет устройство женского организма: матка, плацента, эмбрион, пуповина.
Обратимся к терминологии. Что есть чадородие?
ЧАДОРОДИЕ. Способность женщины рожать детей, воспринималась в народе как Божья милость. В детях видели основное бо¬гатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием ее жизни. Деторожде¬ние осмыслялось, с одной стороны, как способ самовоспро¬изводства коллектива родственников, а с другой — опре¬деляло статус «полноценного» человека, как женщины, так и мужчины. Общественное мнение гласило: «У здорового человека дети должны быть у всякого, а то какой же это человек, который детю не имеет».
Самое распространенное пожелание молодоженам на свадьбе звучало так: «Дай Бог вам, Иван Иванович, богатеть, а вам, Марья Ивановна, спереди горбатеть». Повсеместно для пожелания потомства во время свадебного ритуала мо¬лодых осыпали зерном и хмелем (символизирующими пло¬дородие); в Псковской губ. новобрачных секли гороховыми плетями после венчания. Перед венчанием невеста грызла церковный замок или ключ со словами: «Мне брюхатеть, а тебе прихоти носить». Характер некоторых обрядовых действий позволяет видеть в них имитацию родов: во Вла¬димирской губ. в первый день после свадьбы соседки при-носили молодой в коробе ребенка пяти лет (диалектное выражение: «ходить коробом» означает быть беремен¬ной); на Русском Севере сваха пропускала под подолом не¬весты пирог с рыбой, который тут же съедался молодыми. В Нижегородской губ. молодых из-за свадебного стола выво¬дили с той же стороны, с какой они зашли, чтобы избежать кругового обхода стола, иначе «молодая не будет родить».
3. Мамушка – нянюшка с одним младенцем
Рождение первого ребенка. Женщина в цвету, наряд красочный. Руки из платка (завязывается узелки на концах – она умеет постоять за себя).
Кукла яркая, нарядная, изображает женщину, которая недавно родила и вышла показаться людям, похвалиться ребенком.
Такую "Закрутку с младенцем" делали почти во всех уездах Тульской губернии. Куколка - оберег на благополучие. Образ молодой женщины с младенцем на руках. Бытовало поверье: "Если утром встретишь женщину с ребенком - весь день будет удачным, а дело по которому идешь сладится".
К Закрутке было особое отношение, она излучала добро и радость материнства, благополучие и любовь. Дарили её в следующих случаях: женщине, у которой только что родился ребенок, на новоселье, на свадьбу, на рождение новой семьи, особо почетным гостям, когда хотели показать уважение. Когда путник собирался в дальнюю дорогу, ему давали маленькую "Закрутку с младенцем", чтобы с ним ничего худого не случилось, и он благополучно вернулся домой. В этом случае к кукле привязывали узелок с золой родного очага (сильным оберегом в пути, залогом возвращения).
4. Мамушка - нянюшка с двумя младенцами
На этом этапе исчезает подчеркнутая грудь красного цвета, цвета одежды становятся приглушенными. Зрелость, покой, защита (обернута дополнительным платком вокруг тела). Платок - покров, мама готова в случае невзгод или непогоды укутать деток, накрыть их своим покровом.
И опять подчеркну народную мудрость. На данном этапе нахожусь сама. Нескорою бывает очень сложно мой скажем так уже не молодой возраст, маленькие детки, их болезни, капризы да много всяких трудностей, но передо мной всегда стоит куколка – оберег Мамушка с двумя младенцами и обращаюсь к ней за помощью и капризы детские сходят на нет, проблемки решаются, а самое главное что чувствую я как сила материнская приходит ко мне. Очень уж мне эта куколка в последнее время помогает.
5. Мамушка, у которой детки вместо рук.
Глубокий смысл этой куклы - подросшие дети олицетворяют руки матери в этом мире (на уровне сердца). Это уже зрелая женщина, грудь у нее темнее красной ( бордовая) и восьмеркой. Дети - продолжение рук, мальчик и девочка. Обязательны одинаковые цвета в одежде мамы и детей, что говорит о родстве.
6. Кукла Дочки-матери, мама с подросшими детьми
Которые, пока привязаны к маме (к поясу), но уже спускаются вниз. Грядет время, когда детей придется отпустить в мир. Появляется грудь красного цвета – последний всплеск женской поры («45 - баба ягодка опять»). Это тоже зрелая женщина с подросшими дочками, в центе побольше, по бокам поменьше, дети уже подросли и готовы оторваться от матери. Девочки - куколки кувадки.
7. Кукла Бабушка-нянюшка
которая заботливыми руками обнимает, поддерживает внуков, передает им свою мудрость (одни руки с внучкой, как у Ведучки; руки заплетены косичкой). У этой куклы нет груди, вместо нее – малыши-внуки. Ее жизнь теперь продолжается в них. Тона одежды неяркие, мрачноватые. Платок повязывается домиком (гробиком).
Опять хочу обратится к терминологии. И посмотреть, а что же вообще такое старуха. Итак Женщины, перешедшие в категорию старухи, спали отдельно от стариков, вместе с внуками. При встрече старые женщины первыми здоровались со стариками, а молодежь и взрос¬лое население «сами вперед кланялись» старикам и старухам. Назы¬вали старух бабушкой, с прибавлением имени (например, бабушка Ульяна). Старухи, сдавшие большину (переставшие быть Большухами в семье), переставали участвовать в хозяйст-венной деятельности, ходить на жатву, стряпать, в доме они становились няньками, спутницами внуков во время сбора грибов и ягод. Занимаясь детьми, они уже не распоряжались хозяйством, не могли угощать прохожих, не ставили квашню, не пекли хлебов, в их ведении была лишь вы¬печка просфор для причащения.
Ну, вот вам и стопроцентные совпадения описания старухи и куклы Бабушки - нянюшки.
Итак, возрастных состояний женщин 7 штук. Семь этапов в жизни – и это очень символично. Цифра семь вообще очень значима в славянстве. Магия семерки живет в нашей речи: "семь раз отрежь...", "семеро с ложкой" и т. д. Наконец, каждодневное слово "семья" звучит как древнее заклинание: "я" - в центре мироздания, "я" должен повториться семь раз - тогда будет семья. Так же цифру семь можно разнести на цифру три – а именно три мира мир Прави (мир Богов), мир Яви (там, где мы сейчас находимся) и мир Нави (мир предков) и на цифру четыре – это стороны света.
1. Первая кукла из цикла «Куклы женской судьбы» - кукла "КрАсота" (ударение на А).
- Поделиться

Свадебная обрядовая кукла Тульской губернии, Плавского района. Такую куклу делала сама невеста, за неделю до свадьбы, показывая своё умение и навыки в рукоделии. Нарядная, статная, достойная, образ Княгини!
Основной цвет – красный. На голове заплетается коса. Платка и рук нет. Символизирует расцвет красоты, пору девичества, когда девушка готова к замужеству. Такую куклу выставляли в окно – знак, чтоб засылали сватов. Потом ставили в центр свадебного каравая. В свадебном каравае вырезалось отверстие, и ставилась она в его центр. Каравай пекла мать невесты. Его ставили на большой поднос в центр стола с яствами, вокруг рукоделия сшитые невестой: пояса, кружево, ленты. Каждому доставался кусочек каравая. Гости желали молодым добра, КрАсота впитывала его, получала положительную энергию. После пира кукла оставалась невесте и хранилась в сундуке. В горе отдавала хозяйке своё тепло! Цвет наряда - красный! Цвет перехода - умирания в одном мире и рождения в другом. Когда невеста сидит за столом её образ бесплотный. В ночь жених переносит её через порог, снимает фату и девушка становиться женщиной!
Из энциклопедии «Мужики и бабы» что есть девичья красота?
ДЕВИЧЬЯ КРАСОТА (ВОЛЯ, ДЕВЬЯ КРАСА, КРОСТА, ПОКРАСА). Символическое понятие, которое в традиционной культуре связывалось с девушками, достигшими брачного возраста. Наделенность Девичьей красой относилась, по народным представле¬ниям, к периоду «невещенья», «красования» девушки, то есть от момента наступления физиологической зрелости до вступления в брак. Однако само понятие «Девичья красота» актуализи¬ровалось не во время девичества, а в период расставания с красотой, когда девушка выбывала из круга подруг, про¬щалась с родительским домом, то есть с момента просватания, одного из начальных этапов свадебного обряда.
Определение «Девичья красота» концентрирует все многообразие осо¬бенностей, отличающих статус совершеннолетней девушки от всех других половозрастных групп общины. Об этом сви-детельствуют различающиеся в каждой локальной тради¬ции обряды расставания с Девичьей красотой, сопровождавшие их песни и причитания, а также мифопоэтические представления, ко¬торые легли в основу материальных воплощений Д. к. в сва¬дебных ритуалах.
Основной характеристикой девушки, «носящей девичью красоту», являлась ее зрелость в широком смысле. На уровне физического развития проявлением зрелости счита¬лись соответствующие возрасту рост и сила. Не случайно, если девушку не хотели отдавать за нежеланного жениха, поводом для отказа во время сватовства служила ее «молодость». Родители говорили сватам, что их дочь еще «молода», «не доросла».
2. Вторая куколка - Материнство
- Поделиться

Это молодая женщина, она недавно вышла замуж и ждет ребенка (большой живот). В животе-скрутке - самые настоящие малыши, еще не родившиеся. Руки - это просто свисающие концы платка. Цвета одежды неяркие, спокойные – женщина притихла. Умиротворение.
У куколки довольно большая голова, потому что под платком у неё рогатая "кика", "кичка". Рога связаны с культом плодородия и носились только женщинами детородного возраста. Чем моложе женщина, чем сильнее ее детородная функция и выше ее рожки – иногда их высота доходила до полуметра. Куколка находилась на виду, пока женщина не родила, а затем пряталась в сундук. Если беременность протекала хорошо, куколку передавали из поколения в поколение. Куклу давали детям в игру, чтобы образ материнства проникал в их сознание. В её животике находятся 2 младенчика – мальчик и девочка. В традиции в животик вкладывали до 8 младенчиков, т. к. многодетной считалась мать, у которой более 8 детей. Внутреннее устройство животика куклы повторяет устройство женского организма: матка, плацента, эмбрион, пуповина.
Обратимся к терминологии. Что есть чадородие?
ЧАДОРОДИЕ. Способность женщины рожать детей, воспринималась в народе как Божья милость. В детях видели основное бо¬гатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием ее жизни. Деторожде¬ние осмыслялось, с одной стороны, как способ самовоспро¬изводства коллектива родственников, а с другой — опре¬деляло статус «полноценного» человека, как женщины, так и мужчины. Общественное мнение гласило: «У здорового человека дети должны быть у всякого, а то какой же это человек, который детю не имеет».
Самое распространенное пожелание молодоженам на свадьбе звучало так: «Дай Бог вам, Иван Иванович, богатеть, а вам, Марья Ивановна, спереди горбатеть». Повсеместно для пожелания потомства во время свадебного ритуала мо¬лодых осыпали зерном и хмелем (символизирующими пло¬дородие); в Псковской губ. новобрачных секли гороховыми плетями после венчания. Перед венчанием невеста грызла церковный замок или ключ со словами: «Мне брюхатеть, а тебе прихоти носить». Характер некоторых обрядовых действий позволяет видеть в них имитацию родов: во Вла¬димирской губ. в первый день после свадьбы соседки при-носили молодой в коробе ребенка пяти лет (диалектное выражение: «ходить коробом» означает быть беремен¬ной); на Русском Севере сваха пропускала под подолом не¬весты пирог с рыбой, который тут же съедался молодыми. В Нижегородской губ. молодых из-за свадебного стола выво¬дили с той же стороны, с какой они зашли, чтобы избежать кругового обхода стола, иначе «молодая не будет родить».
3. Мамушка – нянюшка с одним младенцем
- Поделиться

Рождение первого ребенка. Женщина в цвету, наряд красочный. Руки из платка (завязывается узелки на концах – она умеет постоять за себя).
Кукла яркая, нарядная, изображает женщину, которая недавно родила и вышла показаться людям, похвалиться ребенком.
Такую "Закрутку с младенцем" делали почти во всех уездах Тульской губернии. Куколка - оберег на благополучие. Образ молодой женщины с младенцем на руках. Бытовало поверье: "Если утром встретишь женщину с ребенком - весь день будет удачным, а дело по которому идешь сладится".
К Закрутке было особое отношение, она излучала добро и радость материнства, благополучие и любовь. Дарили её в следующих случаях: женщине, у которой только что родился ребенок, на новоселье, на свадьбу, на рождение новой семьи, особо почетным гостям, когда хотели показать уважение. Когда путник собирался в дальнюю дорогу, ему давали маленькую "Закрутку с младенцем", чтобы с ним ничего худого не случилось, и он благополучно вернулся домой. В этом случае к кукле привязывали узелок с золой родного очага (сильным оберегом в пути, залогом возвращения).
4. Мамушка - нянюшка с двумя младенцами
- Поделиться

На этом этапе исчезает подчеркнутая грудь красного цвета, цвета одежды становятся приглушенными. Зрелость, покой, защита (обернута дополнительным платком вокруг тела). Платок - покров, мама готова в случае невзгод или непогоды укутать деток, накрыть их своим покровом.
И опять подчеркну народную мудрость. На данном этапе нахожусь сама. Нескорою бывает очень сложно мой скажем так уже не молодой возраст, маленькие детки, их болезни, капризы да много всяких трудностей, но передо мной всегда стоит куколка – оберег Мамушка с двумя младенцами и обращаюсь к ней за помощью и капризы детские сходят на нет, проблемки решаются, а самое главное что чувствую я как сила материнская приходит ко мне. Очень уж мне эта куколка в последнее время помогает.
5. Мамушка, у которой детки вместо рук.
- Поделиться

Глубокий смысл этой куклы - подросшие дети олицетворяют руки матери в этом мире (на уровне сердца). Это уже зрелая женщина, грудь у нее темнее красной ( бордовая) и восьмеркой. Дети - продолжение рук, мальчик и девочка. Обязательны одинаковые цвета в одежде мамы и детей, что говорит о родстве.
6. Кукла Дочки-матери, мама с подросшими детьми
- Поделиться

Которые, пока привязаны к маме (к поясу), но уже спускаются вниз. Грядет время, когда детей придется отпустить в мир. Появляется грудь красного цвета – последний всплеск женской поры («45 - баба ягодка опять»). Это тоже зрелая женщина с подросшими дочками, в центе побольше, по бокам поменьше, дети уже подросли и готовы оторваться от матери. Девочки - куколки кувадки.
7. Кукла Бабушка-нянюшка
- Поделиться

которая заботливыми руками обнимает, поддерживает внуков, передает им свою мудрость (одни руки с внучкой, как у Ведучки; руки заплетены косичкой). У этой куклы нет груди, вместо нее – малыши-внуки. Ее жизнь теперь продолжается в них. Тона одежды неяркие, мрачноватые. Платок повязывается домиком (гробиком).
Опять хочу обратится к терминологии. И посмотреть, а что же вообще такое старуха. Итак Женщины, перешедшие в категорию старухи, спали отдельно от стариков, вместе с внуками. При встрече старые женщины первыми здоровались со стариками, а молодежь и взрос¬лое население «сами вперед кланялись» старикам и старухам. Назы¬вали старух бабушкой, с прибавлением имени (например, бабушка Ульяна). Старухи, сдавшие большину (переставшие быть Большухами в семье), переставали участвовать в хозяйст-венной деятельности, ходить на жатву, стряпать, в доме они становились няньками, спутницами внуков во время сбора грибов и ягод. Занимаясь детьми, они уже не распоряжались хозяйством, не могли угощать прохожих, не ставили квашню, не пекли хлебов, в их ведении была лишь вы¬печка просфор для причащения.
Ну, вот вам и стопроцентные совпадения описания старухи и куклы Бабушки - нянюшки.
Комментарии
у меня есть кукла "девка-баба", перевертыш, типа такой. очень люблю ее
я не умею
Поучительно для нашей молодежи
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: