Что и как фотографировать зимой в холодную и снежную погоду!
У нас сейчас суровые декабрьские морозы - минус 27 на градуснике. И тема разговора - соответствующая, актуальная: Что и как фотографировать зимой в холодную и снежную погоду?
Что тут, казалось бы, сложного – зима сама по себе красива. Но, тем не менее, съемка в зимнюю погоду таит в себе как технические, так и сюжетные трудности, которые мы сегодня постараемся разрешить.
УХОД ЗА ТЕХНИКОЙ
Батарейки, аккумуляторы
Ресурс аккумулятора камеры быстро истощается в условиях мороза. Чтобы съемка не закончилась сразу после начала, зарядите запасной аккумулятор. Кроме того, старайтесь хранить аккумуляторы ближе к телу, например, во внутреннем кармане куртки. Вполне возможно, что после часа под курткой даже разряженного на морозе аккумулятора еще хватит на несколько кадров.
Не включайте камеру, зайдя с улицы в помещение
Резкая смена температуры губительна для фототехники. По возвращении домой не включайте камеру несколько часов, дайте ей нагреться. Перед входом в теплое помещение заверните фотоаппарат (и другое оборудование) в герметичный пластиковый пакет, чтобы обеспечить защиту от конденсации. Влага соберется на пакете, а не на камере и объективе.
Используйте защитный чехол и ультрафиолетовый фильтр.
Ультрафиолетовый фильтр
Для защиты камеры от снега и влажного воздуха используйте специальный фирменный чехол, а также возьмите с собой пластиковые пакеты для аккумуляторов, вспышки и другого оборудования, которое чувствительно к влаге. Дешевой альтернативой фирменным боксам служит обычная пищевая пленка, которой можно обернуть камеру.
Для защиты объектива применяется ультрафиолетовый защитный фильтр. С его помощью можно закрыть от попадания снега передний оптический элемент.
Не забудьте тепло одеться
На прогулке с фотоаппаратом легче замерзнуть, чем во время похода в магазин. Поэтому одеться нужно с расчетом на то, что домой вы не вернетесь в течение последующих нескольких часов. Желательно даже взять с собой запасную пару перчаток и теплых носков.
Наденьте несколько тонких слоев одежды, так вы дольше сохраните тепло. Обувь, безусловно, должна быть теплой и удобной. Возьмите с собой термос с горячим чаем или супом. Кофе и алкоголь не стоит брать, они имеют обратный эффект. Если на улице очень холодно, вам понадобятся специальное химическое средство для согревания рук, которым обычно пользуются лыжники. В обувь можно положить специальные термо-стельки. В теплых варежках неудобно нажимать на маленькие кнопочки на камере, к сожалению. Поэтому вам также нужно взять с собой либо перчатки и варежки, либо варежки-митенки.
ПАРАМЕТРЫ СЪЕМКИ
Ошибки экспонометра
Белый снег обычно занимает практически всю площадь кадра, чем вводит в заблуждение встроенный экспонометр. Это приводит к тому, что снежный покров на фотографиях получается не белым, а серым. Таким образом, если вы предпочитаете снимать в автоматических и полуавтоматических режимах, увеличьте компенсацию экспозиции (+1, +2), чтобы фотографии не получались излишне темными. Режим замера экспозиции должен быть «Центровзвешенным» («Оценочным»).
(примечание для новичков и тех, кто просто забыл:читаем инструкцию к фотоаппарату, там про экспозицию - что это и с чем ее едят - должно быть понятно рассказано, а также смотрим статьи здесь - https://www.stranamam.ru/post/741387/ и здесь - https://www.stranamam.ru/post/741411/
)
Чтобы точно определить компенсацию экспозиции для правильных параметров (она может быть как +1, так и +2, в зависимости от камеры), оцените гистограмму фотографии. Если снега в кадре много, график должен быть расположен в правой части поля гистограммы:

(Правильная экспозиция. Гистограмма находится преимущественно в правой части графика, но не обрывается, а плавно сходит вниз к краю графика.)
…но при этом не быть зажатым к правому краю (обрыв графика справа говорит о пересветах).

(Гистограмма резко прерывается справа, что говорит о наличии пересветов (в небе).)
Съемка в ручном режиме
При длинной выдержке падающий снег на фотографиях будет размыт и похож на полосы, что можно использовать для достижения творческого эффекта. При выдержке более 1 секунды полосы будут очень длинными, либо снега будет вовсе не видно, в зависимости от фона и времени дня.

(Здесь длинная выдержка использована для размытия водоема. Съемка велась со штатива.)
Чтобы снежинки были круглыми, а не размытыми, лучше выбрать выдержку 1/250 секунды. Если снег падает очень быстро, или на улице ветрено, выдержка должна быть не длиннее 1/500. Это также позволит снимать с рук, а не носить с собой штатив в не очень подходящую для него погоду.
Коррекция баланса белого
Баланс белого – еще одна проблема при съемке в снежную погоду. В автоматическом режиме баланса белого фотографии могут приобретать синеватый оттенок. Чтобы этого избежать, переведите баланс белого в режим «Пасмурно» или «Тень». Кроме того, обязательно снимайте в RAW для удобства последующей обработки.
(примечание: если умеете и такие параметры есть в вашей камере - выставляйте балан белого вручную или задавайте необходимую цветовую температуру
)
Выбор объектива
Фокусное расстояние сильно влияет на присутствие зимы на фотографиях. При использовании длиннофокусных объективов (телевиков), снег заметен сильнее:
(Длиннофокусный объектив. Видна пелена падающего снега.)
При съемке широкоугольным объективом падающий снег будет меньше заметен, поскольку фотографу нужно подойти к объекту съемки ближе, и расстояние между фотоаппаратом и снимаемым сюжетом сократится.
Таким образом, лучше снять один и тот же сюжет на разных фокусных расстояниях, а затем выбрать тот кадр, который вам больше понравится. И не забудьте сделать несколько дублей одного и того же кадра – крупная снежинка может закрыть собой нужный элемент композиции.
Лучше всего для съемки в снежную погоду подходят зум-объективы, которые исключают необходимость смены оптики в полевых условиях. Ни один фотолюбитель не рискнет менять объектив под падающим снегом, а искать для этого помещение бесполезно – при резкой смене температур может произойти конденсация.
Композиция и сюжет
Снег – огромное преимущество для фотографов-пейзажистов. Он скрывает все отвлекающие детали, включая камни, грязь, траву и т. д. Падающий снег скрывает перегруженный фон или делает его менее заметным. Объекты переднего плана снег может выделить, хотя в привычных условиях они прячутся среди других предметов или неконтрастны.

(Здесь, например, снег справа и слева от дороги отлично отделяет ее от общего плана, создавая перспективу. В дождливую погоду или осенью такого эффекта достичь вряд ли получится.)
Во время снегопада фотографии получаются объемнее, чем в обычную пасмурную погоду, поскольку пелена снега создает тональную перспективу от темных цветов на переднем плане к светлым на заднем плане. Мокрый снег также обладает особыми свойствами – он делает цвета более контрастными, сильнее выделяет камни и скалы, стволы деревьев.
В ясную погоду лучше всего снимать в первые часы после восхода, когда деревья покрыты кристаллами снега. Когда солнце поднимается выше, они могут растаять даже в морозную погоду. Кроме того, утром и перед закатом, когда солнце находится низко, свет более мягкий и не создает контрастных теней, а также создает на снегу интересный, оранжево-розовый отблеск.
Формы
Если земля полностью покрыта снегом, сюжет, на первый взгляд, может показаться монотонным. Чтобы разнообразить его, включите в кадр интересные предметы, животных, людей, стволы деревьев.

(Пейзаж оживили лыжники.)

(Скамейка сделала сцену более интересной.)
Хорошо работают различные ритмы (повторы предметов, последовательности и перспективы), а также игра с тенями.
(примечание: про ритмы Муша уже однажды рассказывала тут - https://www.stranamam.ru/post/721654/
)
Если на заднем плане нет ничего интересного, попробуйте снимать на широком угле, обращая внимание на предметы и элементы, которые могут выглядывать из-под снега.
В конце концов, если вам нечем зацепить внимание зрителя — попробуйте сменить ракурс и снять сюжет из нижней точки
(примечание:что касается ракурса и точки съемки - https://www.stranamam.ru/post/732013/
).
Отражения
Другой способ разнообразить сюжет – найти отражения. Это могут быть как предметы, отраженные в замерзшем водоеме, так и поверхность снега, блестящая на солнце. Лед хорошо отражает солнечный свет.

(Отражение освещенных верхушек гор в замерзшем водоеме.)
Люди
Будет лучше, если пейзаж оживит фигура человека. Необязательно снимать людей крупным планом, достаточно включить в сюжет некрупную фигуру, и фотография станет интереснее.

(Не менее интересны следы людей (и не только людей) на выпавшем снегу.)
Вместо заключения
Безусловно, все советы хороши, но во время съемки нужно не забывать о собственном творческом потенциале и искать ритмы и пейзажи в чем-то уникальные и еще никем не снятые, а не повторять то, что опубликовано на фотосайтах. Это, пожалуй, главная составляющая любой фотографии, снятой не только зимой.
Удачных Вам зимних и снежных снимков!!!
(Статья подготовлена с использованием материалов si-foto.com, takefoto.ru, fotokto.ru и собственных материалов.)
Что тут, казалось бы, сложного – зима сама по себе красива. Но, тем не менее, съемка в зимнюю погоду таит в себе как технические, так и сюжетные трудности, которые мы сегодня постараемся разрешить.
УХОД ЗА ТЕХНИКОЙ
Батарейки, аккумуляторы
Ресурс аккумулятора камеры быстро истощается в условиях мороза. Чтобы съемка не закончилась сразу после начала, зарядите запасной аккумулятор. Кроме того, старайтесь хранить аккумуляторы ближе к телу, например, во внутреннем кармане куртки. Вполне возможно, что после часа под курткой даже разряженного на морозе аккумулятора еще хватит на несколько кадров.
Не включайте камеру, зайдя с улицы в помещение
Резкая смена температуры губительна для фототехники. По возвращении домой не включайте камеру несколько часов, дайте ей нагреться. Перед входом в теплое помещение заверните фотоаппарат (и другое оборудование) в герметичный пластиковый пакет, чтобы обеспечить защиту от конденсации. Влага соберется на пакете, а не на камере и объективе.
Используйте защитный чехол и ультрафиолетовый фильтр.
Ультрафиолетовый фильтр
Для защиты камеры от снега и влажного воздуха используйте специальный фирменный чехол, а также возьмите с собой пластиковые пакеты для аккумуляторов, вспышки и другого оборудования, которое чувствительно к влаге. Дешевой альтернативой фирменным боксам служит обычная пищевая пленка, которой можно обернуть камеру.
Для защиты объектива применяется ультрафиолетовый защитный фильтр. С его помощью можно закрыть от попадания снега передний оптический элемент.
Не забудьте тепло одеться
На прогулке с фотоаппаратом легче замерзнуть, чем во время похода в магазин. Поэтому одеться нужно с расчетом на то, что домой вы не вернетесь в течение последующих нескольких часов. Желательно даже взять с собой запасную пару перчаток и теплых носков.
Наденьте несколько тонких слоев одежды, так вы дольше сохраните тепло. Обувь, безусловно, должна быть теплой и удобной. Возьмите с собой термос с горячим чаем или супом. Кофе и алкоголь не стоит брать, они имеют обратный эффект. Если на улице очень холодно, вам понадобятся специальное химическое средство для согревания рук, которым обычно пользуются лыжники. В обувь можно положить специальные термо-стельки. В теплых варежках неудобно нажимать на маленькие кнопочки на камере, к сожалению. Поэтому вам также нужно взять с собой либо перчатки и варежки, либо варежки-митенки.
ПАРАМЕТРЫ СЪЕМКИ
Ошибки экспонометра
Белый снег обычно занимает практически всю площадь кадра, чем вводит в заблуждение встроенный экспонометр. Это приводит к тому, что снежный покров на фотографиях получается не белым, а серым. Таким образом, если вы предпочитаете снимать в автоматических и полуавтоматических режимах, увеличьте компенсацию экспозиции (+1, +2), чтобы фотографии не получались излишне темными. Режим замера экспозиции должен быть «Центровзвешенным» («Оценочным»).
(примечание для новичков и тех, кто просто забыл:читаем инструкцию к фотоаппарату, там про экспозицию - что это и с чем ее едят - должно быть понятно рассказано, а также смотрим статьи здесь - https://www.stranamam.ru/post/741387/ и здесь - https://www.stranamam.ru/post/741411/

Чтобы точно определить компенсацию экспозиции для правильных параметров (она может быть как +1, так и +2, в зависимости от камеры), оцените гистограмму фотографии. Если снега в кадре много, график должен быть расположен в правой части поля гистограммы:

(Правильная экспозиция. Гистограмма находится преимущественно в правой части графика, но не обрывается, а плавно сходит вниз к краю графика.)
…но при этом не быть зажатым к правому краю (обрыв графика справа говорит о пересветах).

(Гистограмма резко прерывается справа, что говорит о наличии пересветов (в небе).)
Съемка в ручном режиме
При длинной выдержке падающий снег на фотографиях будет размыт и похож на полосы, что можно использовать для достижения творческого эффекта. При выдержке более 1 секунды полосы будут очень длинными, либо снега будет вовсе не видно, в зависимости от фона и времени дня.

(Здесь длинная выдержка использована для размытия водоема. Съемка велась со штатива.)
Чтобы снежинки были круглыми, а не размытыми, лучше выбрать выдержку 1/250 секунды. Если снег падает очень быстро, или на улице ветрено, выдержка должна быть не длиннее 1/500. Это также позволит снимать с рук, а не носить с собой штатив в не очень подходящую для него погоду.
Коррекция баланса белого
Баланс белого – еще одна проблема при съемке в снежную погоду. В автоматическом режиме баланса белого фотографии могут приобретать синеватый оттенок. Чтобы этого избежать, переведите баланс белого в режим «Пасмурно» или «Тень». Кроме того, обязательно снимайте в RAW для удобства последующей обработки.
(примечание: если умеете и такие параметры есть в вашей камере - выставляйте балан белого вручную или задавайте необходимую цветовую температуру

Выбор объектива
Фокусное расстояние сильно влияет на присутствие зимы на фотографиях. При использовании длиннофокусных объективов (телевиков), снег заметен сильнее:
- Поделиться

(Длиннофокусный объектив. Видна пелена падающего снега.)
При съемке широкоугольным объективом падающий снег будет меньше заметен, поскольку фотографу нужно подойти к объекту съемки ближе, и расстояние между фотоаппаратом и снимаемым сюжетом сократится.
Таким образом, лучше снять один и тот же сюжет на разных фокусных расстояниях, а затем выбрать тот кадр, который вам больше понравится. И не забудьте сделать несколько дублей одного и того же кадра – крупная снежинка может закрыть собой нужный элемент композиции.
Лучше всего для съемки в снежную погоду подходят зум-объективы, которые исключают необходимость смены оптики в полевых условиях. Ни один фотолюбитель не рискнет менять объектив под падающим снегом, а искать для этого помещение бесполезно – при резкой смене температур может произойти конденсация.
Композиция и сюжет
Снег – огромное преимущество для фотографов-пейзажистов. Он скрывает все отвлекающие детали, включая камни, грязь, траву и т. д. Падающий снег скрывает перегруженный фон или делает его менее заметным. Объекты переднего плана снег может выделить, хотя в привычных условиях они прячутся среди других предметов или неконтрастны.

(Здесь, например, снег справа и слева от дороги отлично отделяет ее от общего плана, создавая перспективу. В дождливую погоду или осенью такого эффекта достичь вряд ли получится.)
Во время снегопада фотографии получаются объемнее, чем в обычную пасмурную погоду, поскольку пелена снега создает тональную перспективу от темных цветов на переднем плане к светлым на заднем плане. Мокрый снег также обладает особыми свойствами – он делает цвета более контрастными, сильнее выделяет камни и скалы, стволы деревьев.

- Поделиться

В ясную погоду лучше всего снимать в первые часы после восхода, когда деревья покрыты кристаллами снега. Когда солнце поднимается выше, они могут растаять даже в морозную погоду. Кроме того, утром и перед закатом, когда солнце находится низко, свет более мягкий и не создает контрастных теней, а также создает на снегу интересный, оранжево-розовый отблеск.

- Поделиться

- Поделиться

Формы
Если земля полностью покрыта снегом, сюжет, на первый взгляд, может показаться монотонным. Чтобы разнообразить его, включите в кадр интересные предметы, животных, людей, стволы деревьев.

(Пейзаж оживили лыжники.)

(Скамейка сделала сцену более интересной.)
Хорошо работают различные ритмы (повторы предметов, последовательности и перспективы), а также игра с тенями.
(примечание: про ритмы Муша уже однажды рассказывала тут - https://www.stranamam.ru/post/721654/


Если на заднем плане нет ничего интересного, попробуйте снимать на широком угле, обращая внимание на предметы и элементы, которые могут выглядывать из-под снега.


В конце концов, если вам нечем зацепить внимание зрителя — попробуйте сменить ракурс и снять сюжет из нижней точки
(примечание:что касается ракурса и точки съемки - https://www.stranamam.ru/post/732013/


Отражения
Другой способ разнообразить сюжет – найти отражения. Это могут быть как предметы, отраженные в замерзшем водоеме, так и поверхность снега, блестящая на солнце. Лед хорошо отражает солнечный свет.

(Отражение освещенных верхушек гор в замерзшем водоеме.)
Люди
Будет лучше, если пейзаж оживит фигура человека. Необязательно снимать людей крупным планом, достаточно включить в сюжет некрупную фигуру, и фотография станет интереснее.

(Не менее интересны следы людей (и не только людей) на выпавшем снегу.)
Вместо заключения
Безусловно, все советы хороши, но во время съемки нужно не забывать о собственном творческом потенциале и искать ритмы и пейзажи в чем-то уникальные и еще никем не снятые, а не повторять то, что опубликовано на фотосайтах. Это, пожалуй, главная составляющая любой фотографии, снятой не только зимой.
Удачных Вам зимних и снежных снимков!!!

(Статья подготовлена с использованием материалов si-foto.com, takefoto.ru, fotokto.ru и собственных материалов.)
+61 |
![]() |
33 комментария |
Комментарии
исправить это на фото невозможно, если глаза закрыты...
старайтесь снимать днем, когда много естественного света от окна - свет единственный помощник против смазанных кадров...
пока не могу найти, недавно где-то видела запись об этом..
бывало очень надо...
использовать разумно
Я недавно подписалась на бесплатные уроки, там есть информация, но Вы рассказали намного больше, подробнее.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: