Сладкая старость...

Все мы вышли на первом этаже, высвободившись из этого дымного облака. Я с дочкой повернула к выходу из билдинга, на свежий воздух летнего вечера. Старушка же направилась в фойе, которое заботливые хозяева многоэтажки обставили диванчиками и столиками с искусственными цветами, а так же устроили там нечто, похожее на нарисованный камин. Вся эта обстановка располагала к длинным беседам по вечерам и не только... Бабушки и дедушки, собираясь по вечерам в этом уютном фойе, играли в карты и весело обсуждали последние новости, политические партии, цены на продукты и тому подобное... Этим старичкам было от семидесяти и старше. И практически все они дымили непереставая, заполняя пространство вокруг себя едким запахом непонятных сигарет или сигар...
Эту картину я наблюдала каждый вечер, старички периодически всей компанией переходили на улицу, где так же для них были устроены удобные скамеечки, стоящие полукругом. Изо дня в день - карты, сигареты, разговоры... И не только по вечерам, но и днём, а бывало и утром... Когда кто-то из этих старичков умирал, никому из жителей нашего дома не было заметно, но лишь отдельные слухи о смерти кого-нибудь могли просочиться случайно...
Спокойная сладкая старость... О такой старости, может быть, мечтают старики в России, не знаю. Но сердце моё сжимается при виде этих стариков. Мне представляется как будто эти люди, прожившие долгую, и, быть может, нелёгкую жизнь, находятся в комнате ожидания. Они томятся, в ожидании своего часа, чтобы уйти... И уходят... Уходят из жизни земной в Вечность, не посвятив свою старость Богу. В полном забвении.
Священник Олег Стеняев пишет:
"Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем (Быт. 24, 1). Этими словами Библии в корне меняется наше представление о старости как о печальном периоде жизни человека. Современное общество ориентировано на молодежь, на молодость, а в Библии много говорится о старости, доброй старости, венчающей праведную жизнь человека: И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему (Быт. 25, 8).
Совсем другая пора – старость. Это мудрая уверенность, крепость, непоколебимость. Это плод зрелый: Праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь (Пс. 91, 13-16). Это очень красивые слова о доброй старости – старости, которая посвящена Богу.
Наши храмы наполнены пожилыми людьми, большая часть прихожан – пожилые люди. И это меня радует, потому что пожилые люди – хранители веры. Старость – это время, когда человек может больше предаваться молитве, служить Богу без оглядки на движения плоти. И хотя искушения бывают в каждом возрасте, как говорил преподобный Макарий Великий: "Не доверяй телу своему, пока оно в гроб не ляжет", но все же именно старость – опора церкви. У пророка Исайи читаем: И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал, и буду носить, поддерживать и охранять вас (Ис. 46, 4). Тот, по воле которого возникла наша жизнь, Тот, который в детстве оберегал нас, в молодости давал крепость, а в зрелые годы – разум, Тот и в старости не оставляет нас."
Мне думается, что наши русские дедушки и бабушки, как бы им ни было тяжко доживать свои последние дни, гораздо счастливее этих, заграничных старичков, которые как будто бы беззаботны и радостны... Но эта беззаботность страшней любой нужды. Потому что уравнение жизни, в котором есть только человек и жизненные ориентиры (материальные ценности), а после знака равно не стоит БОГ, вариантов решений не имеет...
---------------
Преподобный Варсонофий Оптинский:
"Старайтесь быть всегда готовыми к смерти, ибо смерть близко и к старым, и к молодым, и монахам, и мирянам одинаково, часто она приходит внезапно и неожиданно. Пусть каждый подумает, что будет с его душой." (преп. Варсонофий, 5, с. 77, от 02.11.1908)
_______________
в статье частично использован материал с сайта: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/17s/stenaev/genesistalks/54.html
Комментарии
Вот это действительно очень грустно(((( ИМХО
Нужда конечно более тяжела и конечно сама по себе не гарантирует спасения человека в вечности, но нужда не дает человеку пребывать в пустом времяпрепровождении, она пробуждает совесть человека, понуждает переосмысливать жизнь, искать ответы на множество вопросов и находить их в Боге, принося огромную пользу собственной душе в вечности.
Скажем так, есть два мира, наш, материальный и другой, духовный. В материальном мире мы живем временно, просто миг по сравнению с вечностью, которая нас ожидает в мире духовном. Человек имеет возможность богатеть в жизнь временную, материальными благами, и богатеть в жизнь вечную, собирая плоды духовные. Разница в том, что после временной жизни у человека останется только то, что он собрал духовного, ведь ничего материального в другой мир взять невозможно.
И старость это замечательное время для собирания духовных плодов, потому как у человека усмиряются страсти, ведь плоть уже выдохлась. Также у человека появляется много свободного времени, которое он может использовать с огромной пользой, переосмысливая свою жизнь, каясь в совершенных грехах и наставляя детей и внуков. Сколько пользы принесли эти верующие бабушки, которые когда-то привили ростки веры своим внукам когда те были маленькие. И в дальнейшем они проростают принося огромные плоды в том, что внуки несмотря даже на безбожную власть, на безбожное взросление, они все-же обращаются к Богу и живут не ради удовольствия, а ради Бога и для Бога, изменяя себя, воспитывая в вере собственных детей.
А бабушки путешественницы, потратив время на пустые развлечения имеют за душой на смертном одре пустоту, мрак, а в вечности ад, который есть отсутствие Бога, ведь у человека есть свободная воля и если человек свободно отказывался от Бога в жизни временной, то он остается без Бога и в жизни вечной. Но мало того, что без Бога, все страсти, которые человек не победил никуда от человека не денутся, они будут его там мучать, это и есть муки ада. Разница опять же только в том, что на земле страсти могли бы быть удовлетворены, а там это будет невозможно и они будут обострены до предела принося невыносимые муки и длиться это будет всю жизнь.
Следующий момент, ведь каждый может оказаться в аду, ведь никому не гарантировано место в Раю. Тем не менее, если бабушка привела детей и внуков к Богу, то у такой бабушке еще есть шанс что ее участь может улучшиться по молитвам детей и внуков. А у бабушке, которая не занималась приобщением детей и внуков к вере, уже и шансов никаких не остается на какие-то перемены.
Действительно очень грустно, только нужно еще подумать где более грустно, тяжелые условия в жизни временной или адские мучения в вечности...
Нужда конечно более тяжела и конечно сама по себе не гарантирует спасения человека в вечности, но нужда не дает человеку пребывать в пустом времяпрепровождении, она пробуждает совесть человека, понуждает переосмысливать жизнь, искать ответы на множество вопросов и находить их в Боге, принося огромную пользу собственной душе в вечности.
Скажем так, есть два мира, наш, материальный и другой, духовный. В материальном мире мы живем временно, просто миг по сравнению с вечностью, которая нас ожидает в мире духовном. Человек имеет возможность богатеть в жизнь временную, материальными благами, и богатеть в жизнь вечную, собирая плоды духовные. Разница в том, что после временной жизни у человека останется только то, что он собрал духовного, ведь ничего материального в другой мир взять невозможно.
И старость это замечательное время для собирания духовных плодов, потому как у человека усмиряются страсти, ведь плоть уже выдохлась. Также у человека появляется много свободного времени, которое он может использовать с огромной пользой, переосмысливая свою жизнь, каясь в совершенных грехах и наставляя детей и внуков. Сколько пользы принесли эти верующие бабушки, которые когда-то привили ростки веры своим внукам когда те были маленькие. И в дальнейшем они проростают принося огромные плоды в том, что внуки несмотря даже на безбожную власть, на безбожное взросление, они все-же обращаются к Богу и живут не ради удовольствия, а ради Бога и для Бога, изменяя себя, воспитывая в вере собственных детей.
А бабушки путешественницы, потратив время на пустые развлечения имеют за душой на смертном одре пустоту, мрак, а в вечности ад, который есть отсутствие Бога, ведь у человека есть свободная воля и если человек свободно отказывался от Бога в жизни временной, то он остается без Бога и в жизни вечной. Но мало того, что без Бога, все страсти, которые человек не победил никуда от человека не денутся, они будут его там мучать, это и есть муки ада. Разница опять же только в том, что на земле страсти могли бы быть удовлетворены, а там это будет невозможно и они будут обострены до предела принося невыносимые муки и длиться это будет всю жизнь.
Следующий момент, ведь каждый может оказаться в аду, ведь никому не гарантировано место в Раю. Тем не менее, если бабушка привела детей и внуков к Богу, то у такой бабушке еще есть шанс что ее участь может улучшиться по молитвам детей и внуков. А у бабушке, которая не занималась приобщением детей и внуков к вере, уже и шансов никаких не остается на какие-то перемены.
Действительно очень грустно, только нужно еще подумать где более грустно, тяжелые условия в жизни временной или адские мучения в вечности...
↑ Перейти к этому комментарию
Когда здесь говорю, что папа генерал, все думают, что живет он там, как миллионер.
Здесь простым военным или ветеранам пожизненное содержание и бесплатные передвижения по миру (на военном транспорте), а там - генерал концы с концами сводит.
↑ Перейти к этому комментарию
А о том, что ПОТОМ будет - задумываются? Хорошо, если - да...
Чем тяжелее были грехи (время молодости бабушек пришлось на революционное и коммунистическое время, время надругательства над Богом, разрушения Церкви, множества абортов и других заблуждений), так вот, чем тяжелее были грехи, тем тяжелее и последствия за них, причем эти последствия, если грех не раскаян переходят и на детей и на внуков. И слава Богу, что переходят, потому что они опять-же отрезвляют людей, обращают их к Богу. Мне кажется даже, что на западе такое происходит на много в меньшей степени и это хуже для них. Но по молитвам святых в земле российской просиявших, Господь попускает отрезвление, чтобы дать дополнительную возможность всем одуматься, а не погибнуть в коматозном состоянии "временного благополучия".
Но само по себе благополучие нейтрально, только на сколько способен человек живущий в благополучии не забывать про Бога!? Благополучие порой бывает хуже самой страшных страданий, потому что ведут к еще более страшным страданиям на вечные времена.
↑ Перейти к этому комментарию
Мы вовсе не против достойной старости. Просто часто за внешним благополучием люди забывают о главном... и это не только стариков касается. Страдание само по себе не есть благо, и зла Бог не сотворил. Но даже страдание может быть дано человеку для того, чтобы он задумался о чём-то большем, чем колбаса.
Мне тоже порой бывает стыдно за бедность наших стариков. Как стыдно и за собственную бедность. Но если бы меня спросили - нужно ли мне богатство, нет, даже - благосостояние, я скорее бы всего отказалась. И не только потому, что владеть многим для меня обременительно. Просто я боюсь забыть, каково мне было, когда не хватало на самое необходимое - и я утрачу способность сострадать.Зарплату бы прибавили раза в полтора - два, и было бы хорошо.
Кстати, наши бабушки вспоминают, что в тяжёлые довоенные-военные-послевоенные годы люди были в целом гораздо добрее и сострадательнее. Что-то мы потеряли...
Наш батюшка частенько говорит о том, что тут, заграницей, даже те русские, которые вели достаточно церковную жизнь в России, меняют свои ориентиры с духовной жизни на материальную. Всё потому, что без куска колбасы не остаются никогда. Не всем полезно иметь достаток. Душа при этом может заплыть жиром от сытости, и пребывать в забвении до самой смерти.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: