Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Православная психология

Православная психология Я не претендую на авторитетность мнения. Просто делюсь своими знаниями в этой области. Всем, кого волнуют вопросы семьи и брака, воспитания детей в духе православной веры рекомендую следующие интернет-ресурсы:

Две книги змечательного (на мой взгляд) православного психолога Татьяны Шишовой:

"Дети нашего времени":
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/12m/medvedeva_shishova/medvedeva_shishova1/contents.html

"Приказано не рожать
Демографическая война против России"
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/12m/medvedeva_shishova/dontgivebirth/contents.html

Великолепные статьи и книги православного психиатра Д. Авдеева:

"Особенности детских неврозов"
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/avdeev/avdeev1/9.html

"Православная психиатрия":
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/avdeev/psychiatry/contents.html

Татьяна Костенко (православный педиатр)
"Семья - колыбель воспитания счастливого малыша"
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kostenko/ill/3.html

Монахиня Нина (Крыгина) - Профессор, кандидат психологических наук, насельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» широко известна в православном мире. рекомендую цикл бесед монахини Нины, посмотреть которые можно на этом сайте: http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/nina-kryigina-mon.-tsikl-peredach-na-semeynuyu-temu.html
а так же видео тут: http://video.yandex.ru/users/irokezu/collection/1/

предлагаю посмотреть видеоролик "Ошибки родительского воспитания"


Может быть кому-нибудь пригодится эта статья, буду только рада.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Православная психология
  Я не претендую на авторитетность мнения. Просто делюсь своими знаниями в этой области. Всем, кого волнуют вопросы семьи и брака, воспитания детей в духе православной веры рекомендую следующие интернет-ресурсы:
Две книги змечательного (на мой взгляд) православного психолога Татьяны Шишовой:
"Дети нашего времени":
http://lib.eparhia-saratov.ru/
"Приказано не рожать Читать полностью
 

Комментарии

мамаЯ
5 ноября 2010 года
0
спасибо, интересная тема
Марина 6
5 ноября 2010 года
0
Спасибо,Таня, за ссылочки!Книги Шишовой читала,замечательные!Другие обязательно почитаю!
Мария Травкина
6 ноября 2010 года
+1
Читала Медведеву и Шишову, что касается проблем воспитания - пишут очень хорошо. Но когда они начинают богословствовать - к этому нужно отнестись критически.
Вообще, нет такого понятия - православная психология. Как нет православной математики или православной медицины. Можно сказать - христиански ориентированная психология, так будет вернее. Психолог или психотерапевт-христианин не даст безнравственного совета, он смотрит на личность сквозь призму святоотеческого опыта - это, безусловно, плюс. Но - хороший психотерапевт НИКОГДА не будет навязывать пациенту свои взгляды. Пациент вообще не догадается, во что верит такой специалист. Я сама как-то прошла лечение в клинике неврозов и знаю, что говорю. Мои доктора не были православными - тем не менее, мне там здорово помогли.
Bobrik (автор поста)
6 ноября 2010 года
-1
Мария, согласна с Вашими взглядами. Понятие "православной психологии" появилось совсем недавно. Когда я училась на факультете психологии даже намёка не было на такое направление. Но теперь, слава Богу, очень многие психологи и психотерапевты работают в православном ключе.
Что касается
Мария Травкина пишет:
Пациент вообще не догадается, во что верит такой специалист
, то совершенно другую позицию мне высказал отец Владимир (Дивеево). Но, это касалось лично меня, и об этом, думаю, не совсем уместно говорить.
Мария Травкина пишет:
Мои доктора не были православными - тем не менее, мне там здорово помогли.
а мне не повезло с моими неправославными преподавателями психологии... И я имею совершенно определённое представление о том, КАК преподают и консультируют неправославные психологи и КАК это делают православные. Разница - колоссальная!
Мария Травкина
7 ноября 2010 года
0
Bobrik пишет:
И я имею совершенно определённое представление о том, КАК преподают и консультируют неправославные психологи и КАК это делают православные. Разница - колоссальная!
Мне недавно рассказала одна моя хорошая знакомая, преподаватель на кафедре психологии Санкт-Петербургской Академии последипломного образования Т. Г. Клещунова: у них там студентки-лесбиянки есть... какой совет даст такой специалист?
Bobrik (автор поста)
7 ноября 2010 года
-1
Мария Травкина пишет:
какой совет даст такой специалист?
когда я училась, наш зав.кафедрой говорила, что на факультет психологии приходят учиться либо люди, у которых есть серьёзные собственные проблемы с психикой, либо те, у которых проблемы в семье. Познакомившись со студенческой аудиторией, я это очень быстро поняла. К тому же действительно, у меня самой были проблемы в семье Одному такому "проблемному" студенту комиссия на защите диплома поставила реальный диагноз! и выдача диплома была под вопросом такому "пациенту-психологу".
В том-то всё и дело, что если у человека нет православия в сердце, как фундамента, то он разрушает свою жизнь и жизнь тех, кто к нему идёт за помощью!
Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
(Лк 6:39)
Yaroslav
6 ноября 2010 года
-1
В ответ на комментарий Мария Травкина
Читала Медведеву и Шишову, что касается проблем воспитания - пишут очень хорошо. Но когда они начинают богословствовать - к этому нужно отнестись критически.
Вообще, нет такого понятия - православная психология. Как нет православной математики или православной медицины. Можно сказать - христиански ориентированная психология, так будет вернее. Психолог или психотерапевт-христианин не даст безнравственного совета, он смотрит на личность сквозь призму святоотеческого опыта - это, безусловно, плюс. Но - хороший психотерапевт НИКОГДА не будет навязывать пациенту свои взгляды. Пациент вообще не догадается, во что верит такой специалист. Я сама как-то прошла лечение в клинике неврозов и знаю, что говорю. Мои доктора не были православными - тем не менее, мне там здорово помогли.

↑   Перейти к этому комментарию
Мария Травкина пишет:
хороший психотерапевт НИКОГДА не будет навязывать пациенту свои взгляды.
То есть по-вашему, православный психолог должен переступить через собственную веру, убеждения, через Христа, для того чтобы сделать все так как хочет клиент, даже если психолог и понимает, что проблема растет из самого клиента и в том месте о котором клиент и слышать ничего не хочет? Если такой "хороший психотераперт" так и сделает, то поможет ли он клиенту, или все-же навредит? Если навредит, даже при этом клиент будет доволен, то хороший ли он психотерапевт?

Не думаю, что хороший, потому что он действует по принципу адвоката, для которого желание клиента - закон и он сделает все, чтобы все было так, как хочет клиент, а не так, как полезно клиенту. Православный же психолог действует как репититор для помощи клиенту увидеть причины тех следствий с которыми он пришел. И чтобы клиент понял и осознал что для него действительно полезно.

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

То есть специалист, как и человек без любви, а значит без Бога это как машина бездушная. Доверить машине операцию чтобы что-то вырезать или зашить еще можно, но найти решение жизненных проблем для пользы человека - практически невозможно.
Мария Травкина
7 ноября 2010 года
0
Вот, почитайте интервью с православным детским психологом высокой квалификации. Она не говорит прями о вере - но есть ли здесь хоть что-нибудь, что могло бы смутить Вашу христианскую совесть?
https://www.stranamam.ru/post/673678/
ещё - тут:
zaozernaya.ru/forum/view-postlist/forum-12--voprosy-semejnyx-otnoshenij-vospitanie-detej/topic-28--o-roli-babushek-v-sovremennoj-seme-beseda-s-psixologom-t-g-kleshhunovoj.html

и тут:
zaozernaya.ru/forum/view-postlist/forum-12--voprosy-semejnyx-otnoshenij-vospitanie-detej/topic-12-kak-podgotovit-rebyonka-k-shkole.html
Bobrik (автор поста)
7 ноября 2010 года
-1
Мария Травкина пишет:
Она не говорит прями о вере
я так поняла, что Вам в принципе не нравится сама формулировка "православная психология", дабы быть политкорректными к людям иных конфессий. Если я назову себя православным психологом, прежде чем начну консультировать человека-иноверца, то чем я оскорблю его? Ведь он не оскорбляет меня тем, что носит звезду Давида, хиджаб, кипу и т.д. Его смущает мой нательный крест? Или знания психологии и православия, которые объединены и синтезированы не мною (!), а знающими и авторитетными людьми?
А крест, который я ношу - даёт лишь повод для размышлений тем, кто его не носит. Ведь они пришли ко мне, а не я к ним....И поэтому мне лично очень бы хотелось ,чтобы человек пришёл ко Христу за помощью, за защитой. Но у каждого свой выбор, по этому выбору и получаем.
Психоанализ - распространённое течение на западе, а Фрейд был воинствующим атеистом. Тем не менее, людей это никак не оскорбляет, они идут к психоаналитикам и десятилетиями пытаются решить с ними свои проблемы. Что ж, если есть ТАКОЕ направление в психологии, то почему бы не быть ПРАВОСЛАВНОМУ?
и посмотрите вот этот сайт http://dusha-orthodox.ru/psihologi/abramenkova-v.v.html, мне странно, что Вы считаете будто православной психологии не существует как науки...
Yaroslav
8 ноября 2010 года
-1
В ответ на комментарий Мария Травкина
Вот, почитайте интервью с православным детским психологом высокой квалификации. Она не говорит прями о вере - но есть ли здесь хоть что-нибудь, что могло бы смутить Вашу христианскую совесть?
https://www.stranamam.ru/post/673678/
ещё - тут:
zaozernaya.ru/forum/view-postlist/forum-12--voprosy-semejnyx-otnoshenij-vospitanie-detej/topic-28--o-roli-babushek-v-sovremennoj-seme-beseda-s-psixologom-t-g-kleshhunovoj.html

и тут:
zaozernaya.ru/forum/view-postlist/forum-12--voprosy-semejnyx-otnoshenij-vospitanie-detej/topic-12-kak-podgotovit-rebyonka-k-shkole.html

↑   Перейти к этому комментарию
Мария Травкина пишет:
Вот, почитайте интервью с православным детским психологом высокой квалификации. Она не говорит прями о вере - но есть ли здесь хоть что-нибудь, что могло бы смутить Вашу христианскую совесть?
Еще как может, например ваша ссылка про бабушек, с одной стороны просто прелесть, а с другой, что она несет ценного душам бабушек? Конечно, она решает отчасти как избежать проблем во взаимоотношениях, но при этом притупляет бдительность и сбивает фокус целеустремленности со спасения души бабушки, с духовной жизни на материально-душевную. Ведь сколько бабушка может принести пользы, реальной пользы и себе и внукам, если займется духовным деланием, если и сама будет читать святых Отцев, жить Церковной жизнью и привлекать к этому внуков. Разница-то катострофическая! Например на западе вроде бы такая благоустроенная старость. Бабушки-одуванчики ездят на машинах, ведут довольно активный образ жизни путешествуя по миру и общаясь с такими-же бабушками, вроде все замечательно. Но давай подумаем, для чего же дана человеку старость? Может все-же не для путешествий по миру, а для подготовки себя к главному путешествию к Богу? В принципе и по миру можно путешествовать по разному, можно праздно смотреть "чудеса света", а можно ездить в паломнические поездки принося пользу душе.

Православие это фундамент жизни, основа жизни, в которой нет полутеней, есть или черное или белое, потому что нельзя служить двум господам. И все что относится к жизни, должно основываться на одной целе спасения, только в этом есть смысл жизни. Все остальное есть суета, включая всевозможные науки и достижения человечества. Одна спасенная душа стоит гораздо больше всей этой суеты со всеми открытиями вместе взятыми.

Святые говорят, что если добрые дела человека никак не связаны с Богом, не делаются ради Бога, в любви к Богу, то они ничто, они не несут никакой пользы.

Тем более вопросы связанные с воспитанием, ничто не подводит осмысленность нравственности кроме как Православие, истинная вера в Бога. Безбожный мир не может ответить на простые вопросы, для чего нужно быть хорошим, для чего нельзя обманывать или воровать, для чего нужно прощать и смиряться, для чего нужно слушаться. Все что может предложить безбожный мир это "труд на благо будущих поколений", то есть быть навозом для будущего навоза. Или когда счастье представляется в виде создания семьи, воспитания детей, постройки дома и посадки дерева. То есть такое-же почти, какой имеет "бык производитель" на ферме. А если у человека нет возможности иметь детей, а если человек инвалид? Какой ответ дает безбожный мир?

КАЛЕКА

Он не имел ни рук, ни ног,
он сам ни пить , ни есть не мог,
он человека был кусок, -
таким его уж создал Бог.

Но у него была душа -
большая, как воздушный шар:
он всей душой любил Того,
Кто сотворил таким его.

Он всё лежал или сидел,
казалось, был он не у дел,
он только песни петь умел,
да в небо синее смотрел.

Но иногда отца просил,
чтоб в церковь он его сносил,
и в церкви пел он для Того,
Кто сотворил таким его.

На жизнь свою он не роптал,
глядел в окно, псалмы читал,
а кто калеку обижал,
за тех молился и прощал.

Ещё мечтал он рисовать,
ведь мог он кисть в зубах держать,
и рисовать он стал Того,
Кто сотворил таким его.

Он не имел ни рук, ни ног,
он сам ни есть, ни пить не мог,
но приукрасил церковь он:
взирал Господь с его икон.

Ну, а потом его душа
летела, как воздушный шар,
прочь от земли, под кров Того,
Кто сотворил таким его...

Думаю, что будет проще, если отнестись к православной психологии, как к отдельному направлению и если человек собирается пойти на консультацию именно к православному психологу, он должен знать что может ожидать, что там он не найдет адвоката который изменит мир вокруг него, там будет помошник, который поможет человеку измениться самому и тем самым мир вокруг него изменится сам.
Мария Травкина
9 ноября 2010 года
0
Понимаете, за помощью приходят не только верующие люди. Но они тоже должны получить помощь. А если потом у кого-то появиться желание читать святых отцов - что ж, это только хорошо. Но не надо от всех этого требовать.
Пусть в семье сначала установятся просто хорошие, мирные отношения.
Старец Паисий Афонский дал одному юному богоискателю совет сначала не сыятоотеческую литературу читать, а романы Диккенса. Для того, чтобы просто научиться состраданию. Прежде чем стать сознательным христианином, сказал он, надо научиться просто быть хорошим человеком.
Кстати, Т. Г. Клещунова - глубоко верующий человек, а радио "Град Петров" - наше епархиальное радио.
Yaroslav
9 ноября 2010 года
-1
Мария Травкина пишет:
Понимаете, за помощью приходят не только верующие люди. Но они тоже должны получить помощь.
Согласен, но получить они должны именно помощь! То есть если они ожидают от вас содействия во вредных делах (а адвокату главное то, что хочет клиент), то православный психолог на это не пойдет, в отличии от психолога обныкновенного.
Конечно наседать с глубокими догматическими выкладками дело бесполезное, но без православной направленности, даже если клиент этого и не почувствует будет один только вред, а не помощь. Кстати думаю, что довольно сложно объяснить цели православия без самого православия просто потому, что Православие выходит за грань разумного, оно противно логике человеческой и логике мирской. Ведь чтобы жить нужно умереть, для иудеев соблазн, для эллинов безумие.

Более того, вы говорите, что надо сначала научиться стать "хорошим человеком", но без нравственности и морали этого не получится, основу же нравственности дает только Бог, все остальное рушится как карточный домик. То что старец Паисий Афонский посоветовал богоискателю прочесть художественную литературу, значит ему так было нужно, это не пример для всех, это ОЧЕНЬ ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ, конкретно для того самого богоискателя. Нельзя советы старцев богоискателям тиражировать для всех. Для всех старцы пишут или говорят именно для всех, а в частной беседе они говорят конкретно по частному случаю и то, что открыто Духом Святым именно для конкретного человека, а не для всех. Одному что-то полезно может быть, другому вредно, все ОЧЕНЬ индивидуально. Чтение святых отцев полезно всем, просто для лучшего восприятия конечно хорошо когда человек уже подошел к тому, что стал "хорошим человеком", то есть когда у человека проснулась совесть, когда сердце перестало быть окамененным, ведь иначе он сочтет старцев безумцами так-же как сочли фарисеи безумным Христа.
Мария Травкина
11 ноября 2010 года
0
Yaroslav пишет:
Более того, вы говорите, что надо сначала научиться стать "хорошим человеком", но без нравственности и морали этого не получится, основу же нравственности дает только Бог, все остальное рушится как карточный домик.
Нравственность была и у язычников, у которых Закон Божий был записан в сердце, как писал ап. Павел. Бог даёт нравственные законы всем, а не только сознательным христианам. Просто христианам понятнее, Кто является Источником этих законов.
Yaroslav
11 ноября 2010 года
-1
Конечно записан и зовется он совестью. Я лишь о том, что основания у них нет, отсутствует более-менее вразумительное объяснение "а почему", "а зачем"? Просто есть и все, следовательно все это быстро выветривается, очерствляется и пропадает безвозвратно, ведь большинство живет без них "лучше" и "обеспеченней". Не понять человеку, что это все в кавычках, а значит временное, непостоянное, проходящее. А не понять потому, что уже давно эти язычники забыли Бога (ведь предки всех идут от Адама и Евы), а обратиться к Богу снова так-же трудно, как выйти из темноты на солнечный счет, глаза режет, смотреть невозможно, безумием кажется жизнь в таком свете...
Bobrik (автор поста)
9 ноября 2010 года
-1
В ответ на комментарий Мария Травкина
Понимаете, за помощью приходят не только верующие люди. Но они тоже должны получить помощь. А если потом у кого-то появиться желание читать святых отцов - что ж, это только хорошо. Но не надо от всех этого требовать.
Пусть в семье сначала установятся просто хорошие, мирные отношения.
Старец Паисий Афонский дал одному юному богоискателю совет сначала не сыятоотеческую литературу читать, а романы Диккенса. Для того, чтобы просто научиться состраданию. Прежде чем стать сознательным христианином, сказал он, надо научиться просто быть хорошим человеком.
Кстати, Т. Г. Клещунова - глубоко верующий человек, а радио "Град Петров" - наше епархиальное радио.

↑   Перейти к этому комментарию
Мария Травкина пишет:
А если потом у кого-то появиться желание читать святых отцов - что ж, это только хорошо. Но не надо от всех этого требовать.
Мария, если Вы имеете в виду мои статьи, в которых я ссылаюсь на святоотеческую литературу, то хочу сказать, что статьи - это не индивидуальная консультация. Статьи я публикую в группе православных людей. При этом, абсолютно не навязываю своё мнение, можно просто пройти мимо, не читая. Другое дело - индивидуальная консультация, там бывает не то что святоотеческая литература для человека - лес дремучий, а даже и Диккенс, и Стивенс и т.д, встречаются люди, которые за всю свою сознательную жизнь прочли только лишь про Буратино. Я не иронизирую, а говорю реальные факты. На основе общей информации о человеке, психолог и строит консультирование. К неверующим людям совершенно иной подход.
Bobrik (автор поста)
9 ноября 2010 года
-1
Bobrik пишет:
Стивенс
прошу прощение за ошибку... Стивенсон конечно же
Мария Травкина
9 ноября 2010 года
0
В ответ на комментарий Yaroslav
Мария Травкина пишет:
Вот, почитайте интервью с православным детским психологом высокой квалификации. Она не говорит прями о вере - но есть ли здесь хоть что-нибудь, что могло бы смутить Вашу христианскую совесть?
Еще как может, например ваша ссылка про бабушек, с одной стороны просто прелесть, а с другой, что она несет ценного душам бабушек? Конечно, она решает отчасти как избежать проблем во взаимоотношениях, но при этом притупляет бдительность и сбивает фокус целеустремленности со спасения души бабушки, с духовной жизни на материально-душевную. Ведь сколько бабушка может принести пользы, реальной пользы и себе и внукам, если займется духовным деланием, если и сама будет читать святых Отцев, жить Церковной жизнью и привлекать к этому внуков. Разница-то катострофическая! Например на западе вроде бы такая благоустроенная старость. Бабушки-одуванчики ездят на машинах, ведут довольно активный образ жизни путешествуя по миру и общаясь с такими-же бабушками, вроде все замечательно. Но давай подумаем, для чего же дана человеку старость? Может все-же не для путешествий по миру, а для подготовки себя к главному путешествию к Богу? В принципе и по миру можно путешествовать по разному, можно праздно смотреть "чудеса света", а можно ездить в паломнические поездки принося пользу душе.

Православие это фундамент жизни, основа жизни, в которой нет полутеней, есть или черное или белое, потому что нельзя служить двум господам. И все что относится к жизни, должно основываться на одной целе спасения, только в этом есть смысл жизни. Все остальное есть суета, включая всевозможные науки и достижения человечества. Одна спасенная душа стоит гораздо больше всей этой суеты со всеми открытиями вместе взятыми.

Святые говорят, что если добрые дела человека никак не связаны с Богом, не делаются ради Бога, в любви к Богу, то они ничто, они не несут никакой пользы.

Тем более вопросы связанные с воспитанием, ничто не подводит осмысленность нравственности кроме как Православие, истинная вера в Бога. Безбожный мир не может ответить на простые вопросы, для чего нужно быть хорошим, для чего нельзя обманывать или воровать, для чего нужно прощать и смиряться, для чего нужно слушаться. Все что может предложить безбожный мир это "труд на благо будущих поколений", то есть быть навозом для будущего навоза. Или когда счастье представляется в виде создания семьи, воспитания детей, постройки дома и посадки дерева. То есть такое-же почти, какой имеет "бык производитель" на ферме. А если у человека нет возможности иметь детей, а если человек инвалид? Какой ответ дает безбожный мир?

КАЛЕКА

Он не имел ни рук, ни ног,
он сам ни пить , ни есть не мог,
он человека был кусок, -
таким его уж создал Бог.

Но у него была душа -
большая, как воздушный шар:
он всей душой любил Того,
Кто сотворил таким его.

Он всё лежал или сидел,
казалось, был он не у дел,
он только песни петь умел,
да в небо синее смотрел.

Но иногда отца просил,
чтоб в церковь он его сносил,
и в церкви пел он для Того,
Кто сотворил таким его.

На жизнь свою он не роптал,
глядел в окно, псалмы читал,
а кто калеку обижал,
за тех молился и прощал.

Ещё мечтал он рисовать,
ведь мог он кисть в зубах держать,
и рисовать он стал Того,
Кто сотворил таким его.

Он не имел ни рук, ни ног,
он сам ни есть, ни пить не мог,
но приукрасил церковь он:
взирал Господь с его икон.

Ну, а потом его душа
летела, как воздушный шар,
прочь от земли, под кров Того,
Кто сотворил таким его...

Думаю, что будет проще, если отнестись к православной психологии, как к отдельному направлению и если человек собирается пойти на консультацию именно к православному психологу, он должен знать что может ожидать, что там он не найдет адвоката который изменит мир вокруг него, там будет помошник, который поможет человеку измениться самому и тем самым мир вокруг него изменится сам.

↑   Перейти к этому комментарию
У нас очень слабо развита служба психологической помощи. Поэтому человек, идя к психологу, не может порой выбрать по своему желанию специалиста.
А насчёт чтения св. отцов - хорошо, если бабушка будет их читать. Но если пока не доросла - всё равно задача психолога - помочь возвратить в семью мир. Сначала, как сказал старец Паисий Афонский, нужно научиться быть просто хорошим человеком (прежде чем становиться христианином).
Yaroslav
9 ноября 2010 года
-1
Ничего удивляться что службы помощи плохо развиты, финансирование ведь никакое. Но на самом деле православному человеку психолог особо и не нужен, ведь у такого человека есть духовник, который сам по себе уже психолог, есть другие батюшки, есть святые отцы и самое главное, есть Таинства Церкви, главным из которых является Евхаристия, соединение человека с Богом.

Обыкновенные же психологи для верующих просто вредны в большинстве случаев.

А бабушке уже очень мало времени остается для того чтобы начать читать святых отцев, если она еще не начала. По-моему задача православного психолога направлена больше на то, чтобы приводить людей к вере. Ведь психолог может распознать стены, мешающие человеку обратиться к Богу и может помочь человеку обойти или разрушить эти стены. А быть и умереть "хорошим человеком" (ведь для бабушек времени по определению меньше, ведь старость это явная подготовка к смерти), без Бога, не сильно большое утешение.

Так как православный психолог, как и каждый верующий мыслит православными категориями и ему наверняка еще сложнее чем верующим общаться с неверующими, такому психолога еще труднее работать с неверующими клиентами, а иногда может и совершенно невозможно.

Надеюсь, что вопрос уже снят о том, что православная психология это есть отдельное направление в психологии, которое применяет исключительно православные методы и цели для помощи людям в отличие от безбожной, где понятие души только в названии, а грех отсутствует как таковой.
Мария Травкина
11 ноября 2010 года
0
Yaroslav пишет:
Но на самом деле православному человеку психолог особо и не нужен,
Духовник часто не может подменить психолога. Я сама лечилась от невроза, будучи уже воцерковленным человеком. Ещё покойный Патриарх благословил при приходах Москвы создавать службы психологической помощи с участием специалистов. А в Свято-Тихоновском богословском Университете существует кафедра психологии.
Yaroslav
11 ноября 2010 года
-1
Неврозы это все-же не к душе напрямую относится, а к физиологии вроде, конечно духовник не сделает операцию, не вправит сустав, у него другая задача, чтобы таких ситуаций у человека не возникало, чтобы человек не падал в ямы и не ломал себе ничего от того, что не хочет идти по жизни с открытыми глазами.
Bobrik (автор поста)
7 ноября 2010 года
-1
В ответ на комментарий Мария Травкина
Читала Медведеву и Шишову, что касается проблем воспитания - пишут очень хорошо. Но когда они начинают богословствовать - к этому нужно отнестись критически.
Вообще, нет такого понятия - православная психология. Как нет православной математики или православной медицины. Можно сказать - христиански ориентированная психология, так будет вернее. Психолог или психотерапевт-христианин не даст безнравственного совета, он смотрит на личность сквозь призму святоотеческого опыта - это, безусловно, плюс. Но - хороший психотерапевт НИКОГДА не будет навязывать пациенту свои взгляды. Пациент вообще не догадается, во что верит такой специалист. Я сама как-то прошла лечение в клинике неврозов и знаю, что говорю. Мои доктора не были православными - тем не менее, мне там здорово помогли.

↑   Перейти к этому комментарию
Мария Травкина пишет:
нет такого понятия - православная психология. Как нет православной математики или православной медицины.
Мария, хочу уточнить важную деталь - православной математики и медицины быть в принципе не может, потому что они не занимаются изучением человеческой души. А психология - наука о душе.

(см. словарь Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля - "ПСИХОЛОГИЯ"
греч. душесловие, наука о душе, о духовной жизни человека во плоти. Психолог, душеслов. Психиатрия ж. душеврачевание, наука лечения душевных болезней, безумия. Психический, духовный, душевный, к душе человека относящ. Психологический, ко психологии относящ., душесловный.)

По-вашему, православие тут ни при чём?
Мария Травкина
9 ноября 2010 года
0
Я бы уточнила - православно ориентированная психология. Потому как психология всё же наука. И психолог должен каждому помогать.
Некоторые, кто именуют себы православными психологами, часто просто являются неважными специалистами, которые прикрываются православием. Среди них есть даже весьма известные... Дают советы типа "выполните эти 5 правил - и будет всем вам щастье". Профанация.
Если интересно, я вот тут подборку сделала по теме:
zaozernaya.ru/forum/view-postlist/forum-17-besedka/topic-16-czerkov-i-psixiatriya-czerkov-i-psixoterapiya-czerkov-i-psixologiya.html
Yaroslav
9 ноября 2010 года
-1
Мария Травкина пишет:
Я бы уточнила - православно ориентированная психология. Потому как психология всё же наука. И психолог должен каждому помогать.
Богословие тоже наука и сейчас официально признанная, вобщем с этим никто не спорит. Просто разница капитальная, как между механикой Ньютона и квантовой физикой. Православная психология это действительно наука о душе, в отличии от обычной, которая только так называлась, но была наукой о физиологии и рефлексах.

Мария Травкина пишет:
Некоторые, кто именуют себы православными психологами, часто просто являются неважными специалистами, которые прикрываются православием. Среди них есть даже весьма известные... Дают советы типа "выполните эти 5 правил - и будет всем вам щастье". Профанация.
Плохих специалистов полно в любой сфере, но среди верующих (действительно верующих) я просто уверен, что их на много меньше, потому как вера не дает человеку возможности делать что-либо лишь-бы как. И обыкновенных психологов проходимцев на порядок больше, чем православных. Потому как в психологи идут те, которые сами имеют большие проблемы, но в отличии от православных, у них нет инструментов исправления даже собственных проблем, как же они могут помочь другому?
Мария Травкина
11 ноября 2010 года
0
Yaroslav пишет:
потому как вера не дает человеку возможности делать что-либо лишь-бы как.
Ну, они-то уверены в собственном профессионализме. А на деле -....
Про православных писателей то же самое скажу. Некоторые считают, что веры уже достаточно, а умение и талант необязательны. Неофитская психология.
Bobrik (автор поста)
11 ноября 2010 года
-1
Согласна. Это и обо мне в том числе... Долгое время была неуверена, сомневалась нужно ли мне вообще работать психологом, пока батюшка не благословил, причём, настойчиво. Тогда я подумала, что быть православным психологом пожалуй самое сложное, огромная ответственность и необходимость самому пребывать в постоянном самопознании, в непрестанном изучении как духовной литературы так и профессиональной. Да и теперь порой я в себе очень сомневаюсь, то есть я просто уверена - аще не Господь, то помочь человеку нереально никакому суперпрофессионалу.
Yaroslav
11 ноября 2010 года
-1
В ответ на комментарий Мария Травкина
Yaroslav пишет:
потому как вера не дает человеку возможности делать что-либо лишь-бы как.
Ну, они-то уверены в собственном профессионализме. А на деле -....
Про православных писателей то же самое скажу. Некоторые считают, что веры уже достаточно, а умение и талант необязательны. Неофитская психология.

↑   Перейти к этому комментарию
Мария Травкина пишет:
Некоторые считают, что веры уже достаточно, а умение и талант необязательны.
Это как раз говорит об отсутствии веры, а именно любви даже к делу, которым человек занимается...
Bobrik (автор поста)
9 ноября 2010 года
0
В ответ на комментарий Мария Травкина
Я бы уточнила - православно ориентированная психология. Потому как психология всё же наука. И психолог должен каждому помогать.
Некоторые, кто именуют себы православными психологами, часто просто являются неважными специалистами, которые прикрываются православием. Среди них есть даже весьма известные... Дают советы типа "выполните эти 5 правил - и будет всем вам щастье". Профанация.
Если интересно, я вот тут подборку сделала по теме:
zaozernaya.ru/forum/view-postlist/forum-17-besedka/topic-16-czerkov-i-psixiatriya-czerkov-i-psixoterapiya-czerkov-i-psixologiya.html

↑   Перейти к этому комментарию
Мария, я согласна что
Мария Травкина пишет:
Некоторые, кто именуют себы православными психологами, часто просто являются неважными специалистами, которые прикрываются православием
видела на канале "Спас" передачу где священник совместно с психологом отвечают на вопросы телезрителей. Меня очень смутили ответы психолога, они были по меньшей мере бессодержательны. После этой передачи я находилась в недоумении долгое время. И, если бы не батюшка в той программе, то не знаю какую бы "пользу" мог принести такой психолог.
На всякие профанации я вообще внимание не обращаю. Так как понятно же - там где речь идёт о душе - там враг очень и очень близко.
Bobrik (автор поста)
9 ноября 2010 года
-1
В ответ на комментарий Мария Травкина
Я бы уточнила - православно ориентированная психология. Потому как психология всё же наука. И психолог должен каждому помогать.
Некоторые, кто именуют себы православными психологами, часто просто являются неважными специалистами, которые прикрываются православием. Среди них есть даже весьма известные... Дают советы типа "выполните эти 5 правил - и будет всем вам щастье". Профанация.
Если интересно, я вот тут подборку сделала по теме:
zaozernaya.ru/forum/view-postlist/forum-17-besedka/topic-16-czerkov-i-psixiatriya-czerkov-i-psixoterapiya-czerkov-i-psixologiya.html

↑   Перейти к этому комментарию
Я почитала интервью священника с психиатром. М-да...не могу сказать, что я согласна с тем, о чём говорит врач. Может быть потому, что сама не врач . Но в ответах психиатра мне показалось есть противоречия. Всё-таки Авдеев мне более понятен, читая или слушая его лекции, у меня не возникает желания поспорить. А тут....возникло.
Вот по этой причине я, опубликовывя эту статью делаю акцент на том, что авторов, указанных мною я не навязываю никому, каждый волен находить по своему устроению психологов и психиатров. Точно так же как и в поиске духовника - одному подходит один, другому - другой. На всё - свободная воля. Мы делимся информацией, и если у человека присутствует критичность восприятия информации, то он сам решит ЧТО для него нужно и полезно.
Мария Травкина
11 ноября 2010 года
0
Bobrik пишет:
Я почитала интервью священника с психиатром. М-да...не могу сказать, что я согласна с тем, о чём говорит врач. Может быть потому, что сама не врач . Но в ответах психиатра мне показалось есть противоречия.
Это интервью с М. Ю. Мелик-Парсадановым? Мне там тоже кое-что непонятно...
Хотелось бы обсудить это. Что Вас смутило?
Bobrik (автор поста)
11 ноября 2010 года
-1
Мария Травкина пишет:
Это интервью с М. Ю. Мелик-Парсадановым?
Да-да, именно оно.
Три момента мне показались странными:
1. Мнение вышеназванного психиатра о Достоевском:
Эти больные изначально могли быть неверующими, но на каком-то этапе развития заболевания у них появлялся религиозный бред. Они мнили себя святыми или Богом, или считали, что у них особые отношения с Богом, они слышат голос Бога в голове, в различных частях тела. Это могут быть галлюцинации, когда они видят видения.
Это психическое заболевание не исключается только псевдорелигиозными проявлениями. Здесь затрагиваются все сферы человеческого существования – его физические, биологические, психологические, эмоциональные и волевые качества. Такое заболевание должно лечиться медицинскими средствами. Вопреки всему этому иногда и верующие люди болеют психическими заболеваниями. Я приведу примеры Гоголя и Достоевского. Гоголь, вопреки своему психическому заболеванию, был полноценной творческой личностью. После его смерти психиатры, исследуя его психиатрический материал, выразили свое отношение к состоянию Гоголя так: умер душевно здоровый человек при явлениях душевной болезни. Примечательно то, что как Гоголь, так и Достоевский сами отмечали в себе болезненные проявления, т.е. они были критичны.
А вот что пишет о Достоевском Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской):
Автор "Братьев Карамазовых" не только верно видел все изгибы зла, но и указывал верный путь борьбы со злом, путь Божией над ним победы, путь Христовой правды. Это он мог видеть потому, что душа его касалась огненного страдания за людей; и его любовь ко Христу и к людям прошла чрез большое испытание - и страдание - борьбы со злом в его собственной душе.
В произведениях Достоевского звучит могучее, правдивое обличение всех нравственных подделок и социальных утопий, пытающихся без веры в живую душу человека создать человеческое счастье. Счастье может строиться только из бескорыстного, чистого добра, из любви к Богу и человеку.


2. Мне непонятен пример религиозного бреда:
Недавно я видел в церкви пример такого поведения. Человек молился, но когда проходили служители церкви с кружкой для пожертвований, он крестил эту кружку, причем не тремя перстами, как мы обычно крестимся, а как священник. Уходя, он поклонился и двумя руками перекрестил алтарь. Это признак неадекватного поведения в церкви. Конечно, трудно, не поговорив с человеком, поставить ему какой-то диагноз, но все его поведение в церкви говорило о каком-то особом отношении к себе и к церкви. Я часто посещаю храм и не видел ни разу, чтобы он исповедовался и причащался, видимо, опытные священники видят гордыню и прелесть в этом человеке. Возможно, это было проявлением развития какого-то психического заболевания.
Не понимаю, в каждом человеке любой священник видит гордыню, а иногда и пребывание в прелести. Разве это может явиться причиной чтобы не исповедовать?

3. Когда я училась в институте, нам подробно рассказывали об ОАА (обществе анонимных алкоголиков). Это исключительно светский подход к решению проблемы. Вот что говорит об этом психиатр:

Я прочту вам принципы Анонимных алкоголиков. Один американский философ сказал, что если двадцатый век изобрел что-нибудь хорошее, то это группы Анонимных алкоголиков. Они выросли из обществ трезвости и обществ христианских врачей. В группу Анонимных Алкоголиков может прийти и нехристианин или неверующий человек. По мере чтения двенадцати заповедей Анонимных Алкоголиков можно понять, куда они могут привести:
"– Мы признали, что алкоголизм подчинил нас себе и что он, а не мы распоряжается нашими судьбами.
– Мы убедились, что нам не излечиться без посторонней помощи.
– Мы приняли решение доверить свою жизнь Тому, кого мы называем Богом", – здесь учитывается межконфессиональность этих групп.
"– Мы проанализировали свой нравственный багаж и дали себе нелицеприятную оценку", – это путь к покаянию, не так ли?
"– Выявив причины своих заблуждений, корень зла, мы покаялись перед Богом и людьми.
– Мы пришли к группе Анонимных Алкоголиков, готовые к тому, чтобы Бог избавил нас от наших пороков.
– Мы смиренно молим Бога избавить нас от наших недостатков.
– Мы вспомнили всех тех, кому мы причинили зло и преисполнились желанием искупить свою вину перед ними.
– Везде, где можно было, мы искупали свою вину перед этими людьми за исключением тех случаев, когда это могло повредить им или окружающим.
– Продолжали анализировать себя и свои поступки и, если оказывались неправыми, признавали свою неправоту.
– Молитвами и самоуглублением стремились расширить свое глубоко личное и субъективное понимание Бога, прося Его только об одном – явить нам Свою волю и дать нам силы исполнить ее.
– Пережив в результате выполнения всех этих заповедей духовное пробуждение, мы постарались указать путь к нему другим алкоголикам, помочь им пробудиться самим".

Я считаю, что это двенадцать шагов к Богу. Я видел изменения, которые происходят в группах Анонимных Алкоголиков. Многие из них обратились к Богу и теперь ходят в церковь.

Во-первых, там нет ни психологов, ни врачей. Там присутствуют только алкоголики. Это может быть врач-алкоголик или психолог-алкоголик. Они основывают свой метод на перечисленных принципах, и поскольку идеология Анонимных Алкоголиков сформировалась в 30-е годы, у них уже есть огромный опыт. Сначала человек приходит и выслушивает жизненную историю другого алкоголика. Как говорили старые врачи: "Больные верят другим больным больше, чем врачам". Когда алкоголик слышат историю падения другого человека, он находит в себе то же самое. Ему становится легче увидеть это в себе. Он видит людей, пострадавших от алкоголизма и упавших на самое дно, – но ведь упав на дно, можно оттолкнуться и выплыть. Происходит осознание того, что у них есть шанс. Иногда люди приходят в эти группы, будучи настроены весьма скептически. Но, прослушав эти истории, они видят, что и в их семьях было то же самое. Это очень эффективный способ поддержки. А куда идти алкоголику? Он пришел к врачу, врач назначил ему лекарство и сказал: "Не пей. Когда запьешь, приходи опять". А в группах Анонимных Алкоголиков человек находит поддержку и реальную помощь.

Как верующий человек я совершенно не согласна с принципами ОАА.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам