Православная психология

Две книги змечательного (на мой взгляд) православного психолога Татьяны Шишовой:
"Дети нашего времени":
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/12m/medvedeva_shishova/medvedeva_shishova1/contents.html
"Приказано не рожать
Демографическая война против России"
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/12m/medvedeva_shishova/dontgivebirth/contents.html
Великолепные статьи и книги православного психиатра Д. Авдеева:
"Особенности детских неврозов"
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/avdeev/avdeev1/9.html
"Православная психиатрия":
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/avdeev/psychiatry/contents.html
Татьяна Костенко (православный педиатр)
"Семья - колыбель воспитания счастливого малыша"
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kostenko/ill/3.html
Монахиня Нина (Крыгина) - Профессор, кандидат психологических наук, насельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» широко известна в православном мире. рекомендую цикл бесед монахини Нины, посмотреть которые можно на этом сайте: http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/nina-kryigina-mon.-tsikl-peredach-na-semeynuyu-temu.html
а так же видео тут: http://video.yandex.ru/users/irokezu/collection/1/
предлагаю посмотреть видеоролик "Ошибки родительского воспитания"
Может быть кому-нибудь пригодится эта статья, буду только рада.
Комментарии
Вообще, нет такого понятия - православная психология. Как нет православной математики или православной медицины. Можно сказать - христиански ориентированная психология, так будет вернее. Психолог или психотерапевт-христианин не даст безнравственного совета, он смотрит на личность сквозь призму святоотеческого опыта - это, безусловно, плюс. Но - хороший психотерапевт НИКОГДА не будет навязывать пациенту свои взгляды. Пациент вообще не догадается, во что верит такой специалист. Я сама как-то прошла лечение в клинике неврозов и знаю, что говорю. Мои доктора не были православными - тем не менее, мне там здорово помогли.
Что касается , то совершенно другую позицию мне высказал отец Владимир (Дивеево). Но, это касалось лично меня, и об этом, думаю, не совсем уместно говорить.
а мне не повезло с моими неправославными преподавателями психологии... И я имею совершенно определённое представление о том, КАК преподают и консультируют неправославные психологи и КАК это делают православные. Разница - колоссальная!
В том-то всё и дело, что если у человека нет православия в сердце, как фундамента, то он разрушает свою жизнь и жизнь тех, кто к нему идёт за помощью!
Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
(Лк 6:39)
Вообще, нет такого понятия - православная психология. Как нет православной математики или православной медицины. Можно сказать - христиански ориентированная психология, так будет вернее. Психолог или психотерапевт-христианин не даст безнравственного совета, он смотрит на личность сквозь призму святоотеческого опыта - это, безусловно, плюс. Но - хороший психотерапевт НИКОГДА не будет навязывать пациенту свои взгляды. Пациент вообще не догадается, во что верит такой специалист. Я сама как-то прошла лечение в клинике неврозов и знаю, что говорю. Мои доктора не были православными - тем не менее, мне там здорово помогли.
↑ Перейти к этому комментарию
Не думаю, что хороший, потому что он действует по принципу адвоката, для которого желание клиента - закон и он сделает все, чтобы все было так, как хочет клиент, а не так, как полезно клиенту. Православный же психолог действует как репититор для помощи клиенту увидеть причины тех следствий с которыми он пришел. И чтобы клиент понял и осознал что для него действительно полезно.
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
То есть специалист, как и человек без любви, а значит без Бога это как машина бездушная. Доверить машине операцию чтобы что-то вырезать или зашить еще можно, но найти решение жизненных проблем для пользы человека - практически невозможно.
https://www.stranamam.ru/post/673678/
ещё - тут:
zaozernaya.ru/forum/view-postlist/forum-12--voprosy-semejnyx-otnoshenij-vospitanie-detej/topic-28--o-roli-babushek-v-sovremennoj-seme-beseda-s-psixologom-t-g-kleshhunovoj.html
и тут:
zaozernaya.ru/forum/view-postlist/forum-12--voprosy-semejnyx-otnoshenij-vospitanie-detej/topic-12-kak-podgotovit-rebyonka-k-shkole.html
А крест, который я ношу - даёт лишь повод для размышлений тем, кто его не носит. Ведь они пришли ко мне, а не я к ним....И поэтому мне лично очень бы хотелось ,чтобы человек пришёл ко Христу за помощью, за защитой. Но у каждого свой выбор, по этому выбору и получаем.
Психоанализ - распространённое течение на западе, а Фрейд был воинствующим атеистом. Тем не менее, людей это никак не оскорбляет, они идут к психоаналитикам и десятилетиями пытаются решить с ними свои проблемы. Что ж, если есть ТАКОЕ направление в психологии, то почему бы не быть ПРАВОСЛАВНОМУ?
и посмотрите вот этот сайт http://dusha-orthodox.ru/psihologi/abramenkova-v.v.html, мне странно, что Вы считаете будто православной психологии не существует как науки...
https://www.stranamam.ru/post/673678/
ещё - тут:
zaozernaya.ru/forum/view-postlist/forum-12--voprosy-semejnyx-otnoshenij-vospitanie-detej/topic-28--o-roli-babushek-v-sovremennoj-seme-beseda-s-psixologom-t-g-kleshhunovoj.html
и тут:
zaozernaya.ru/forum/view-postlist/forum-12--voprosy-semejnyx-otnoshenij-vospitanie-detej/topic-12-kak-podgotovit-rebyonka-k-shkole.html
↑ Перейти к этому комментарию
Православие это фундамент жизни, основа жизни, в которой нет полутеней, есть или черное или белое, потому что нельзя служить двум господам. И все что относится к жизни, должно основываться на одной целе спасения, только в этом есть смысл жизни. Все остальное есть суета, включая всевозможные науки и достижения человечества. Одна спасенная душа стоит гораздо больше всей этой суеты со всеми открытиями вместе взятыми.
Святые говорят, что если добрые дела человека никак не связаны с Богом, не делаются ради Бога, в любви к Богу, то они ничто, они не несут никакой пользы.
Тем более вопросы связанные с воспитанием, ничто не подводит осмысленность нравственности кроме как Православие, истинная вера в Бога. Безбожный мир не может ответить на простые вопросы, для чего нужно быть хорошим, для чего нельзя обманывать или воровать, для чего нужно прощать и смиряться, для чего нужно слушаться. Все что может предложить безбожный мир это "труд на благо будущих поколений", то есть быть навозом для будущего навоза. Или когда счастье представляется в виде создания семьи, воспитания детей, постройки дома и посадки дерева. То есть такое-же почти, какой имеет "бык производитель" на ферме. А если у человека нет возможности иметь детей, а если человек инвалид? Какой ответ дает безбожный мир?
КАЛЕКА
Он не имел ни рук, ни ног,
он сам ни пить , ни есть не мог,
он человека был кусок, -
таким его уж создал Бог.
Но у него была душа -
большая, как воздушный шар:
он всей душой любил Того,
Кто сотворил таким его.
Он всё лежал или сидел,
казалось, был он не у дел,
он только песни петь умел,
да в небо синее смотрел.
Но иногда отца просил,
чтоб в церковь он его сносил,
и в церкви пел он для Того,
Кто сотворил таким его.
На жизнь свою он не роптал,
глядел в окно, псалмы читал,
а кто калеку обижал,
за тех молился и прощал.
Ещё мечтал он рисовать,
ведь мог он кисть в зубах держать,
и рисовать он стал Того,
Кто сотворил таким его.
Он не имел ни рук, ни ног,
он сам ни есть, ни пить не мог,
но приукрасил церковь он:
взирал Господь с его икон.
Ну, а потом его душа
летела, как воздушный шар,
прочь от земли, под кров Того,
Кто сотворил таким его...
Думаю, что будет проще, если отнестись к православной психологии, как к отдельному направлению и если человек собирается пойти на консультацию именно к православному психологу, он должен знать что может ожидать, что там он не найдет адвоката который изменит мир вокруг него, там будет помошник, который поможет человеку измениться самому и тем самым мир вокруг него изменится сам.
Пусть в семье сначала установятся просто хорошие, мирные отношения.
Старец Паисий Афонский дал одному юному богоискателю совет сначала не сыятоотеческую литературу читать, а романы Диккенса. Для того, чтобы просто научиться состраданию. Прежде чем стать сознательным христианином, сказал он, надо научиться просто быть хорошим человеком.
Кстати, Т. Г. Клещунова - глубоко верующий человек, а радио "Град Петров" - наше епархиальное радио.
Конечно наседать с глубокими догматическими выкладками дело бесполезное, но без православной направленности, даже если клиент этого и не почувствует будет один только вред, а не помощь. Кстати думаю, что довольно сложно объяснить цели православия без самого православия просто потому, что Православие выходит за грань разумного, оно противно логике человеческой и логике мирской. Ведь чтобы жить нужно умереть, для иудеев соблазн, для эллинов безумие.
Более того, вы говорите, что надо сначала научиться стать "хорошим человеком", но без нравственности и морали этого не получится, основу же нравственности дает только Бог, все остальное рушится как карточный домик. То что старец Паисий Афонский посоветовал богоискателю прочесть художественную литературу, значит ему так было нужно, это не пример для всех, это ОЧЕНЬ ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ, конкретно для того самого богоискателя. Нельзя советы старцев богоискателям тиражировать для всех. Для всех старцы пишут или говорят именно для всех, а в частной беседе они говорят конкретно по частному случаю и то, что открыто Духом Святым именно для конкретного человека, а не для всех. Одному что-то полезно может быть, другому вредно, все ОЧЕНЬ индивидуально. Чтение святых отцев полезно всем, просто для лучшего восприятия конечно хорошо когда человек уже подошел к тому, что стал "хорошим человеком", то есть когда у человека проснулась совесть, когда сердце перестало быть окамененным, ведь иначе он сочтет старцев безумцами так-же как сочли фарисеи безумным Христа.
Пусть в семье сначала установятся просто хорошие, мирные отношения.
Старец Паисий Афонский дал одному юному богоискателю совет сначала не сыятоотеческую литературу читать, а романы Диккенса. Для того, чтобы просто научиться состраданию. Прежде чем стать сознательным христианином, сказал он, надо научиться просто быть хорошим человеком.
Кстати, Т. Г. Клещунова - глубоко верующий человек, а радио "Град Петров" - наше епархиальное радио.
↑ Перейти к этому комментарию
Православие это фундамент жизни, основа жизни, в которой нет полутеней, есть или черное или белое, потому что нельзя служить двум господам. И все что относится к жизни, должно основываться на одной целе спасения, только в этом есть смысл жизни. Все остальное есть суета, включая всевозможные науки и достижения человечества. Одна спасенная душа стоит гораздо больше всей этой суеты со всеми открытиями вместе взятыми.
Святые говорят, что если добрые дела человека никак не связаны с Богом, не делаются ради Бога, в любви к Богу, то они ничто, они не несут никакой пользы.
Тем более вопросы связанные с воспитанием, ничто не подводит осмысленность нравственности кроме как Православие, истинная вера в Бога. Безбожный мир не может ответить на простые вопросы, для чего нужно быть хорошим, для чего нельзя обманывать или воровать, для чего нужно прощать и смиряться, для чего нужно слушаться. Все что может предложить безбожный мир это "труд на благо будущих поколений", то есть быть навозом для будущего навоза. Или когда счастье представляется в виде создания семьи, воспитания детей, постройки дома и посадки дерева. То есть такое-же почти, какой имеет "бык производитель" на ферме. А если у человека нет возможности иметь детей, а если человек инвалид? Какой ответ дает безбожный мир?
КАЛЕКА
Он не имел ни рук, ни ног,
он сам ни пить , ни есть не мог,
он человека был кусок, -
таким его уж создал Бог.
Но у него была душа -
большая, как воздушный шар:
он всей душой любил Того,
Кто сотворил таким его.
Он всё лежал или сидел,
казалось, был он не у дел,
он только песни петь умел,
да в небо синее смотрел.
Но иногда отца просил,
чтоб в церковь он его сносил,
и в церкви пел он для Того,
Кто сотворил таким его.
На жизнь свою он не роптал,
глядел в окно, псалмы читал,
а кто калеку обижал,
за тех молился и прощал.
Ещё мечтал он рисовать,
ведь мог он кисть в зубах держать,
и рисовать он стал Того,
Кто сотворил таким его.
Он не имел ни рук, ни ног,
он сам ни есть, ни пить не мог,
но приукрасил церковь он:
взирал Господь с его икон.
Ну, а потом его душа
летела, как воздушный шар,
прочь от земли, под кров Того,
Кто сотворил таким его...
Думаю, что будет проще, если отнестись к православной психологии, как к отдельному направлению и если человек собирается пойти на консультацию именно к православному психологу, он должен знать что может ожидать, что там он не найдет адвоката который изменит мир вокруг него, там будет помошник, который поможет человеку измениться самому и тем самым мир вокруг него изменится сам.
↑ Перейти к этому комментарию
А насчёт чтения св. отцов - хорошо, если бабушка будет их читать. Но если пока не доросла - всё равно задача психолога - помочь возвратить в семью мир. Сначала, как сказал старец Паисий Афонский, нужно научиться быть просто хорошим человеком (прежде чем становиться христианином).
Обыкновенные же психологи для верующих просто вредны в большинстве случаев.
А бабушке уже очень мало времени остается для того чтобы начать читать святых отцев, если она еще не начала. По-моему задача православного психолога направлена больше на то, чтобы приводить людей к вере. Ведь психолог может распознать стены, мешающие человеку обратиться к Богу и может помочь человеку обойти или разрушить эти стены. А быть и умереть "хорошим человеком" (ведь для бабушек времени по определению меньше, ведь старость это явная подготовка к смерти), без Бога, не сильно большое утешение.
Так как православный психолог, как и каждый верующий мыслит православными категориями и ему наверняка еще сложнее чем верующим общаться с неверующими, такому психолога еще труднее работать с неверующими клиентами, а иногда может и совершенно невозможно.
Надеюсь, что вопрос уже снят о том, что православная психология это есть отдельное направление в психологии, которое применяет исключительно православные методы и цели для помощи людям в отличие от безбожной, где понятие души только в названии, а грех отсутствует как таковой.
Вообще, нет такого понятия - православная психология. Как нет православной математики или православной медицины. Можно сказать - христиански ориентированная психология, так будет вернее. Психолог или психотерапевт-христианин не даст безнравственного совета, он смотрит на личность сквозь призму святоотеческого опыта - это, безусловно, плюс. Но - хороший психотерапевт НИКОГДА не будет навязывать пациенту свои взгляды. Пациент вообще не догадается, во что верит такой специалист. Я сама как-то прошла лечение в клинике неврозов и знаю, что говорю. Мои доктора не были православными - тем не менее, мне там здорово помогли.
↑ Перейти к этому комментарию
(см. словарь Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля - "ПСИХОЛОГИЯ"
греч. душесловие, наука о душе, о духовной жизни человека во плоти. Психолог, душеслов. Психиатрия ж. душеврачевание, наука лечения душевных болезней, безумия. Психический, духовный, душевный, к душе человека относящ. Психологический, ко психологии относящ., душесловный.)
По-вашему, православие тут ни при чём?
Некоторые, кто именуют себы православными психологами, часто просто являются неважными специалистами, которые прикрываются православием. Среди них есть даже весьма известные... Дают советы типа "выполните эти 5 правил - и будет всем вам щастье". Профанация.
Если интересно, я вот тут подборку сделала по теме:
zaozernaya.ru/forum/view-postlist/forum-17-besedka/topic-16-czerkov-i-psixiatriya-czerkov-i-psixoterapiya-czerkov-i-psixologiya.html
Плохих специалистов полно в любой сфере, но среди верующих (действительно верующих) я просто уверен, что их на много меньше, потому как вера не дает человеку возможности делать что-либо лишь-бы как. И обыкновенных психологов проходимцев на порядок больше, чем православных. Потому как в психологи идут те, которые сами имеют большие проблемы, но в отличии от православных, у них нет инструментов исправления даже собственных проблем, как же они могут помочь другому?
Про православных писателей то же самое скажу. Некоторые считают, что веры уже достаточно, а умение и талант необязательны. Неофитская психология.
Про православных писателей то же самое скажу. Некоторые считают, что веры уже достаточно, а умение и талант необязательны. Неофитская психология.
↑ Перейти к этому комментарию
Некоторые, кто именуют себы православными психологами, часто просто являются неважными специалистами, которые прикрываются православием. Среди них есть даже весьма известные... Дают советы типа "выполните эти 5 правил - и будет всем вам щастье". Профанация.
Если интересно, я вот тут подборку сделала по теме:
zaozernaya.ru/forum/view-postlist/forum-17-besedka/topic-16-czerkov-i-psixiatriya-czerkov-i-psixoterapiya-czerkov-i-psixologiya.html
↑ Перейти к этому комментарию
На всякие профанации я вообще внимание не обращаю. Так как понятно же - там где речь идёт о душе - там враг очень и очень близко.
Некоторые, кто именуют себы православными психологами, часто просто являются неважными специалистами, которые прикрываются православием. Среди них есть даже весьма известные... Дают советы типа "выполните эти 5 правил - и будет всем вам щастье". Профанация.
Если интересно, я вот тут подборку сделала по теме:
zaozernaya.ru/forum/view-postlist/forum-17-besedka/topic-16-czerkov-i-psixiatriya-czerkov-i-psixoterapiya-czerkov-i-psixologiya.html
↑ Перейти к этому комментарию
Вот по этой причине я, опубликовывя эту статью делаю акцент на том, что авторов, указанных мною я не навязываю никому, каждый волен находить по своему устроению психологов и психиатров. Точно так же как и в поиске духовника - одному подходит один, другому - другой. На всё - свободная воля. Мы делимся информацией, и если у человека присутствует критичность восприятия информации, то он сам решит ЧТО для него нужно и полезно.
Хотелось бы обсудить это. Что Вас смутило?
Три момента мне показались странными:
1. Мнение вышеназванного психиатра о Достоевском:
А вот что пишет о Достоевском Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской):
Автор "Братьев Карамазовых" не только верно видел все изгибы зла, но и указывал верный путь борьбы со злом, путь Божией над ним победы, путь Христовой правды. Это он мог видеть потому, что душа его касалась огненного страдания за людей; и его любовь ко Христу и к людям прошла чрез большое испытание - и страдание - борьбы со злом в его собственной душе.
В произведениях Достоевского звучит могучее, правдивое обличение всех нравственных подделок и социальных утопий, пытающихся без веры в живую душу человека создать человеческое счастье. Счастье может строиться только из бескорыстного, чистого добра, из любви к Богу и человеку.
2. Мне непонятен пример религиозного бреда:
Не понимаю, в каждом человеке любой священник видит гордыню, а иногда и пребывание в прелести. Разве это может явиться причиной чтобы не исповедовать?
3. Когда я училась в институте, нам подробно рассказывали об ОАА (обществе анонимных алкоголиков). Это исключительно светский подход к решению проблемы. Вот что говорит об этом психиатр:
Как верующий человек я совершенно не согласна с принципами ОАА.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: