«Опасные» предметы и дети
Для начала скажу, что тот, кто предупрежден, – тот вооружен. Нам почему-то иногда кажется, что ребенок с рождения должен знать, как все устроено в этом мире и назначение всех окружающих вещей. А он не знает вообще ничего. Ничего! И то, что ножом можно не только порезать огурец, но и собственный палец, он не знает. Что огонь не просто красивый и переливчатый, а еще и страшно горячий, он не догадывается. И так далее.
Теория без практики мертва
Когда-то читала про советское детдомовское воспитание, что дети-выпускники не знали, как вообще чай заварить – они с детства видели его в готовом виде на столе. Точно так же маленькие дети не могут сами догадаться о предназначении тех или иных предметов, если они не видят их у родителей (в действии). Любую деятельность невозможно познавать в теории. Представьте себе врача, который ни разу не касался пациента, и все проводил только на муляжах. Вы рискнете к нему пойти?
Человеку необходима практика и многократные упражнения, чтобы освоить какое-то действие. Вы скажете, чего я говорю совершенно очевидные вещи, странно как-то. Но почему не странно думать, что ребенок «по умолчанию» сможет действовать предметами, которые ни разу не трогал? Видеть – это одно, пробовать в действии – совсем-совсем другое, тем более что координация движений и восприятие у ребенка совсем не такие, как у нас.
Давать или прятать?
С тех пор, как ребенок пытается все схватить и всеми предметами подействовать, ему нужно давать попробовать манипулировать «опасными» предметами. Боитесь настоящих ножей – дайте одноразовый пластиковый. Потом обычный сервировочный. И потом уже — острые кухонные. Боитесь давать малышу настоящие ножницы (я, кстати, давала с возраста год+, с моей помощью и под моим контролем) – дайте неострые детские. Конечно, не надо опускать руку ребенка в огонь чтобы понять, что это – горячо. Но можно дать дотронуться до горячей прихватки, до чашки с чаем, и тогда ваше слово «горячо, осторожно!» будет иметь какой-то смысл.
Гораздо опаснее, если от ребенка постоянно прячут острые предметы, а потом в каком-то возрасте ему приходится вдруг их осваивать (а его еще и ругают, что плохо держит и неправильно действует или еще хуже – предрекают всякие ужасы «глаз уколешь», «пальчик отрежешь»). Другой вариант – ребенок случайно обнаруживает совершенно незнакомый предмет и начинает пробовать, как же им можно действовать. Если он ни разу в жизни не имел дела с острыми предметами и не подозревает о возможной опасности, дело может кончиться плачевно.
У нас в кружке был мальчик, который впервые в жизни взял в руки ножницы в пятилетнем возрасте. До этого не видел и не трогал. Первое движение было – себе в лицо, причем специально, я еле поймала. Так что уж лучше дать ребенку понимать, что такое «опасно», дать немножко порезаться, потрогать горячее, и т. д., чем у него не будет никакого представления, что предмет может быть опасен. А действовать большой ребенок, не имевший опыта с «опасными» предметами, может прямо наоборот тому, что говорят. И достаточно бабушкиного оха «в глазик бы не попал!», чтобы ребенок прицельно туда и попал (не дай Бог никому). Потому что ждать «возраста икс» в овладении простыми бытовыми предметами я не вижу смысла, т. к. как раз раннее детство – тот самый период, когда человек осваивает окружающие предметы и любые действия с ними, а после трех лет уже немножко не то восприятие и принципы деятельности, так что всему свое время.
Что действительно надо изолировать – те вещи, которые потенциально опасны, несмотря на меры предосторожности (лекарства, бытовая химия), но объяснить, почему мы ими пользуемся только с мамой или папой.
Дети все познают постепенно
Поэтому, повторюсь, гораздо разумнее учить тому, как что действует, чем изолировать ребенка от мира. Дети все познают постепенно –
пусть сначала смотрит на мамину деятельность,
потом потрогает,
потом попробует действовать с маминой помощью,
потом под маминым контролем,
потом один.
Так что между «впервые увидел предмет» и «умеет им управляться» должно быть несколько пунктов!
- Поделиться

Теория без практики мертва
Когда-то читала про советское детдомовское воспитание, что дети-выпускники не знали, как вообще чай заварить – они с детства видели его в готовом виде на столе. Точно так же маленькие дети не могут сами догадаться о предназначении тех или иных предметов, если они не видят их у родителей (в действии). Любую деятельность невозможно познавать в теории. Представьте себе врача, который ни разу не касался пациента, и все проводил только на муляжах. Вы рискнете к нему пойти?
Человеку необходима практика и многократные упражнения, чтобы освоить какое-то действие. Вы скажете, чего я говорю совершенно очевидные вещи, странно как-то. Но почему не странно думать, что ребенок «по умолчанию» сможет действовать предметами, которые ни разу не трогал? Видеть – это одно, пробовать в действии – совсем-совсем другое, тем более что координация движений и восприятие у ребенка совсем не такие, как у нас.
- Поделиться

Давать или прятать?
С тех пор, как ребенок пытается все схватить и всеми предметами подействовать, ему нужно давать попробовать манипулировать «опасными» предметами. Боитесь настоящих ножей – дайте одноразовый пластиковый. Потом обычный сервировочный. И потом уже — острые кухонные. Боитесь давать малышу настоящие ножницы (я, кстати, давала с возраста год+, с моей помощью и под моим контролем) – дайте неострые детские. Конечно, не надо опускать руку ребенка в огонь чтобы понять, что это – горячо. Но можно дать дотронуться до горячей прихватки, до чашки с чаем, и тогда ваше слово «горячо, осторожно!» будет иметь какой-то смысл.

Гораздо опаснее, если от ребенка постоянно прячут острые предметы, а потом в каком-то возрасте ему приходится вдруг их осваивать (а его еще и ругают, что плохо держит и неправильно действует или еще хуже – предрекают всякие ужасы «глаз уколешь», «пальчик отрежешь»). Другой вариант – ребенок случайно обнаруживает совершенно незнакомый предмет и начинает пробовать, как же им можно действовать. Если он ни разу в жизни не имел дела с острыми предметами и не подозревает о возможной опасности, дело может кончиться плачевно.

У нас в кружке был мальчик, который впервые в жизни взял в руки ножницы в пятилетнем возрасте. До этого не видел и не трогал. Первое движение было – себе в лицо, причем специально, я еле поймала. Так что уж лучше дать ребенку понимать, что такое «опасно», дать немножко порезаться, потрогать горячее, и т. д., чем у него не будет никакого представления, что предмет может быть опасен. А действовать большой ребенок, не имевший опыта с «опасными» предметами, может прямо наоборот тому, что говорят. И достаточно бабушкиного оха «в глазик бы не попал!», чтобы ребенок прицельно туда и попал (не дай Бог никому). Потому что ждать «возраста икс» в овладении простыми бытовыми предметами я не вижу смысла, т. к. как раз раннее детство – тот самый период, когда человек осваивает окружающие предметы и любые действия с ними, а после трех лет уже немножко не то восприятие и принципы деятельности, так что всему свое время.

Что действительно надо изолировать – те вещи, которые потенциально опасны, несмотря на меры предосторожности (лекарства, бытовая химия), но объяснить, почему мы ими пользуемся только с мамой или папой.
Дети все познают постепенно
Поэтому, повторюсь, гораздо разумнее учить тому, как что действует, чем изолировать ребенка от мира. Дети все познают постепенно –
пусть сначала смотрит на мамину деятельность,
потом потрогает,
потом попробует действовать с маминой помощью,
потом под маминым контролем,
потом один.
Так что между «впервые увидел предмет» и «умеет им управляться» должно быть несколько пунктов!
+13 |
![]() |
4 комментария |
Комментарии
во-первых с трудом понимаю, как ребенок живя в семье не видит как мама режет, готовит и т.п.
из моего опыта: ребенок не сверх-одаренный, где-то с года понимал слово "опасно", огонь, ножи, розетки и пр.пр.
зато у него была своя полочка на кухне с баночками, крупой, ложечками и т.п. я готовила и он рядышком готовил
ножи у меня очень и очень заточены. в руках их и сейчас держит и пользуется ТОЛЬКО со мной. даже не смотря на то, что пластиковыми для пластилина он очень хорошо работает. мне смелости не хватает давать ему настоящий. наглядный пример: соседская девочка в 4 года очень и очень усидчивая, усердная и аккуратная под присмотром мамы чуть палец себе не оттяпала (просто соскользнул)
поэтому перед тем как давать настоящие предметы я буду готовить ребенка для чего они нужны и как ими пользоваться. вариант "побаловаться" - явно не мой
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: