... Великий и могучий!
"Унылая пора". Московские школьники не могут выучить произведения классика...
Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень». Сегодня задали — а завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим.
Но с «Осенью» все сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» — тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, ее яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье». Помучились, но все же выучили и вторую, и третью строчку. Даже четвертую одолели, хотя «багрец» тоже долго не поддавался пониманию.
Я удивилась: Пушкина мы читаем, слова эти не самые «страшные», это ведь не «Песнь о вещем Олеге». И что здесь такого невероятного? Вот говорю, Дима, пол-Ламанша мы переплыли. Давай доплывем до финиша. Осталась вторая строфа.
Но второе четверостишье оказалось более сложным. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдаленные седой зимы угрозы» не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник, Пушкина. В итоге легли спать на два часа позже обычного. Спали тревожно.
На следующий день вернулся из школы с «пятеркой». Взахлеб рассказывал про то, что пятерок мало, много троек и двоек. Некоторые дети вообще это стихотворение выучить не смогли. Вечером было родительское собрание — плановое, в начале учебного года. Обычно во время него родительский комитет со всех деньги собирает.
Но собрание почти полностью было посвящено «Осени». Родители кричали: «Как можно такое детям задавать! Это же нереально выучить! Да еще всего лишь за один вечер!» Крики дополнялись подробными рассказами о том, как дети плакали, не спали ночь, учили, но так и не смогли разделить с Пушкиным очарованье болдинской осенью.
Интересно, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем втором «А». Пока я сидела на собрании, погуглила «тренд». И правда, вот и в блогах то же самое пишут — дети не могут запомнить «Осень», потому что им слова непонятны. А ведь дальше по школьной программе — стихотворения Фета, Тютчева, Есенина…
Учительница как могла объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают — так это не Пушкин виноват. И не департамент образования, и не школа. Родители продолжали возмущаться. Даже забыли о том, что сами когда-то эту же «Осень» учили и у доски на оценку рассказывали.
«Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! — говорила учительница. — Вот в четвертом классе разбирали предложение “пастух трубит в рожок”. У детей спросили: “Знаете, что такое рожок?” Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил что это такое мороженое. Еще один ребенок сказал, что слышал это слово, “когда по телику шла реклама какого-то твоРОЖКА”. И все».
Возможно, еще через полста лет в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока еще можно любоваться осенним лесом и декламировать: «Унылая пора!»
Иоланта Качаева, "Московские новости"
Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень». Сегодня задали — а завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим.
Но с «Осенью» все сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» — тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, ее яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье». Помучились, но все же выучили и вторую, и третью строчку. Даже четвертую одолели, хотя «багрец» тоже долго не поддавался пониманию.
Я удивилась: Пушкина мы читаем, слова эти не самые «страшные», это ведь не «Песнь о вещем Олеге». И что здесь такого невероятного? Вот говорю, Дима, пол-Ламанша мы переплыли. Давай доплывем до финиша. Осталась вторая строфа.
Но второе четверостишье оказалось более сложным. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдаленные седой зимы угрозы» не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник, Пушкина. В итоге легли спать на два часа позже обычного. Спали тревожно.
На следующий день вернулся из школы с «пятеркой». Взахлеб рассказывал про то, что пятерок мало, много троек и двоек. Некоторые дети вообще это стихотворение выучить не смогли. Вечером было родительское собрание — плановое, в начале учебного года. Обычно во время него родительский комитет со всех деньги собирает.
Но собрание почти полностью было посвящено «Осени». Родители кричали: «Как можно такое детям задавать! Это же нереально выучить! Да еще всего лишь за один вечер!» Крики дополнялись подробными рассказами о том, как дети плакали, не спали ночь, учили, но так и не смогли разделить с Пушкиным очарованье болдинской осенью.
Интересно, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем втором «А». Пока я сидела на собрании, погуглила «тренд». И правда, вот и в блогах то же самое пишут — дети не могут запомнить «Осень», потому что им слова непонятны. А ведь дальше по школьной программе — стихотворения Фета, Тютчева, Есенина…
Учительница как могла объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают — так это не Пушкин виноват. И не департамент образования, и не школа. Родители продолжали возмущаться. Даже забыли о том, что сами когда-то эту же «Осень» учили и у доски на оценку рассказывали.
«Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! — говорила учительница. — Вот в четвертом классе разбирали предложение “пастух трубит в рожок”. У детей спросили: “Знаете, что такое рожок?” Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил что это такое мороженое. Еще один ребенок сказал, что слышал это слово, “когда по телику шла реклама какого-то твоРОЖКА”. И все».
Возможно, еще через полста лет в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока еще можно любоваться осенним лесом и декламировать: «Унылая пора!»

Иоланта Качаева, "Московские новости"
Комментарии
И да, Пушкин писал не вчера свои стихи, поэтому естественно, что значение многих слов приходится объяснять.
Не вижу в этом большой трагедии. Будут новые слова и новые способы выражения чувств.
проблема не в незнакомых словах и не в Пушкине. Упор надо делать "не могут выразить". Словарный запас, конечно, имеет значение, но даже зная все эти "сени", "очи", "мглы" и прочее можно построить фразу так, что ничего она не выразит. А можно, обойдясь современными словами, очень грамотно и эмоционально выразить свои ощущения.
Пы.Сы.
Думаю, дело в том, что родители НЕ ЧИТАЮТ детям Пушкина! А дети предоставлены сами себе, и что они делают в это время ? - пялятся в телевизор, или в компьютер. Ведь стихи Пушкина - это ясли для развития речевого языка. И не важно, что он писал старинными оборотами. Важно читать и СЛУШАТЬ музыку его слов. В этой музыке заложен алгоритм развития интеллекта. Потому что человек, говорящий грамотно есть человек образованный. Грамотность - залог правильного мировоззрения.
Вы понимаете, взрослый человек, прочитав отрывок из Гоголя с исковерканным языком, посмеется (и это, действительно, звучит забавно), но только потому, что он знает КАК ПРАВИЛЬНО! И посмеется над тем, что кто-то бульварным языком выражает свою мысль, что человек что-то читал, но не запомнил где и о чем это. И это подтверждает его необразованность и низкий интеллект. А сегодняшние дети, услышав такой "перевод" текста, считает, что так и нужно выражаться! Вот в чем дело! Уже потеряна грань между можно и нельзя!
Детям сейчас требуется "прививка" от грубой жаргонной речи именно в виде чтения русских классиков. С объяснением непонятных старинных выражений и слов. А уж дело родителей как подать этот предмет своим детям.
И да, Пушкин писал не вчера свои стихи, поэтому естественно, что значение многих слов приходится объяснять.
Не вижу в этом большой трагедии. Будут новые слова и новые способы выражения чувств.
проблема не в незнакомых словах и не в Пушкине. Упор надо делать "не могут выразить". Словарный запас, конечно, имеет значение, но даже зная все эти "сени", "очи", "мглы" и прочее можно построить фразу так, что ничего она не выразит. А можно, обойдясь современными словами, очень грамотно и эмоционально выразить свои ощущения.
Пы.Сы.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Пы.Сы. Кстати я тоже "погуглила" (простите
у Пушкина текст сложный, впрочем, как и у Фета, но что - это первое стихотворение ,которое детям задали на дом учить? Мы в 5 лет Некрасова читали, учили мороз-воевода... а тут 9-летние дети... они же не сразу пришли в 4 класс, подготовка в любом случае должна была быть... какая-то надуманная статья и проблема на мой взгляд... либо автор совсем не интересовался учебным процессом своего дитяти на протяжении 4 лет...
Слишком много печальных примеров того, что нынешние дети совершенно не знают свою историю и культуру. Вот, собственно, о чем статья.
а вот тут я б согласилась, но с поправкой. В реальной жизни устаревшая речь не используется ни детьми, ни родителями. Специально сидеть и разбирать лексику каждого произведения 18-19 веков , думаю, вряд ли кто будет. Это наипервейшая задача учителя. Но согласна, что если родители до школы знакомили ребенка с классикой, то таких проблем будет меньше.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: