Рылась я тут в старых тетрадках... Часть 3. Что делать с рыдающими детьми.
Тьфу-тьфу-тьфу, мои не истерили, не истерят, и, скорее всего, уже не будут истерить. Но, тем не менее...
1. Не подсказывайте ребёнку ненужные мысли и переживания
- Не переживай... Не плачь... Не расстраивайся... Не сердись...
Вселенная, т. е. ребёнок, не слышит "не", следовательно, получает прямое указание переживать, плакать, сердиться и расстраиваться. Всё то же самое, но в форме спокойных утверждений:
- Ты расстроился... Тебе обидно... Ты сердишься...
Такое озвучивание, называние чувств, показывает ребёнку, что вы его понимаете, что вы с ним вместе и рядом и в своём ВСАМДЕЛЕШНОМ (какой бы ерундой нам, взрослым, это не казалось) горе - он не одинок.
2. Не уговаривайте
Уговоры предполагают заинтересованность взрослого, в них очевидно, что вам от ребёнка что-то нужно, а ребёнок в состоянии обиды сделает вам как раз поперёк.
3. Решите возражать - завязните в споре
Спорят и препираются слабые, а родитель должен быть сильным.
не отрицайте эмоции ребёнка:
- Не может быть, чтобы ты ненавидел брата! На самом деле ты его любишь!
вместо этого - тотальное "Да!"
- Да, временами брат тебе сильно досаждает.
внимательно выслушивайте, а потом сообщайте решение - такое, которое споров не вызовет:
- Людей бить нельзя. Скажи брату всё, что тебя раздражает словами, а не кулаками.
Родительская и руководительская мудрость - отдавать те распоряжения, которые будут выполнены.
4. Не играйте в игру "Да, но...
Это классическая игра, когда один человек пытается найти выход, решение проблемы, а другой эти решения отвергает, критикует.
- Да, конечно, только... (ничего не выйдет)
Критиковать, между прочим, всегда легче. Дети в эту игру играют мастерски и с азартом.
Что делать, чтобы не попасться в эту ловушку?
Спросите у ребёнка, что в этой ситуации предлагает сделать он. Дитя, почуяв опасность, зальётся криком:
- Не знааааю! - и попробует не думать. Но вы спокойно продолжаете:
- Это сложная ситуация. Но как только ты что-нибудь придумаешь - я тут же всё и сделаю.
Обычно дети соблазняются такой вкусной возможностью и начинают предлагать (пусть даже что-то запредельное). Теперь уже вы можете организовать ребёнку игру "Да, но..." Но если у вас нет цели вырастить манипулятора, то лучше в такие игры не играть, а выходить из ситуации:
- Хотелось бы мне, чтобы у меня была волшебная палочка! Тогда я бы наколдовала тебе столько машинок, сколько ты хочешь!
- Я поняла, тебе очень хочется иметь такой конструктор. Давай я сейчас запишу это к себе в блокнот, чтобы не забыть. При случае - обязательно куплю.
5. Не оправдывайтесь
Объяснение и оправдание часто бывают похожи, но...
Объяснение - это рассказ человеку о том, чего он пока не понимает.
Оправдание - это попытка виновного смягчить себе меру наказания.
Объяснение даёт понимание, оправдание провоцирует нападение.
Оно вам надо?
В чём разница? Очевидно, в спокойном и уверенном тоне объясняющего.
6. Кинете вызов - вызовете войну.
Земное притяжение ограничивает ребёнка в его желании летать, стена ограничивает его свободу идти, куда хочется - ребёнок с этим не воюет, понимает, что это бесполезно. А вот ограничения или запреты со стороны родителей - не стена, и, если поныть подольше или пожалостливей, или добавить децибелов, то, возможно "Нет" превратится в "Да"...
Если же мама начинает грозить:
- Будешь так разговаривать с матерью - отлуплю! Прекрати ныть - накажу!
ребёнок убеждён, что в ситуации виновата мама и потрясать ремнём она права не имеет, соответственно угрозу мамы он видит как вызов, и, будьте уверены, он этот вызов примет, и поднимет такой вой несправедливо обиженного дитяти, что перед ним отступит любая мать, как перед обстоятельствами непреодолимыми.
Не кидайте ребёнку вызов - с детьми воевать нельзя. А вот оказаться время от времени стеной, не позволяющей ребёнку творить безобразия - дело реальное и время от времени нужное.
7. Не подкупайте - не придётся торговаться
- Ну, не надо так плакать! Я тебе завтра и конфет... и трансформер...
Вообще-то мама и не хотела подкупать ребёнка - хотела порадовать огорчённое чадо, но...
По факту - начинается торговля, где родители платят деньгами, сладостями, игрушками за то, чтобы ребёнок вёл себя более-менее прилично. Причём сколько стоит нормальное поведение определяет само торжествующе-рыдающее чадо:
- Конфет, жвачку и большой трансформер, и телевизор я буду смотреть до 11...
И, напоследок, недавняя история из жизни.
Поехали мы с пионерами на выставку. В трамвае встретили знакомую, тоже с двумя детьми на выставку едет. Ехать далеко, долго. Её сын, Миша, сидит и ногами пинает по-очереди то маму, то старшую сестру, Аню. У Ани светлые бриджи, она то уворачивается, то шипит возмущённо, то к маме взывает. Мама на Мишу рявкает, но и маме тоже достаётся. Тогда я зажала Мишины ноги:
- Миша, людей пинать нельзя!
Миша, убеждённо и уверено:
- Маму и Аню - можно!
Я просто потерялась:
- Как - можно?! Это же твои самые любимые женщины - мама и сестра! если их пинать можно - кого же тогда - нельзя?
- Папу - нельзя! - отвечает Миша. - Папа сдачу даёт.
Мише 7,5. Подумать страшно, что будет дальше.
1. Не подсказывайте ребёнку ненужные мысли и переживания
- Не переживай... Не плачь... Не расстраивайся... Не сердись...
Вселенная, т. е. ребёнок, не слышит "не", следовательно, получает прямое указание переживать, плакать, сердиться и расстраиваться. Всё то же самое, но в форме спокойных утверждений:
- Ты расстроился... Тебе обидно... Ты сердишься...
Такое озвучивание, называние чувств, показывает ребёнку, что вы его понимаете, что вы с ним вместе и рядом и в своём ВСАМДЕЛЕШНОМ (какой бы ерундой нам, взрослым, это не казалось) горе - он не одинок.
2. Не уговаривайте
Уговоры предполагают заинтересованность взрослого, в них очевидно, что вам от ребёнка что-то нужно, а ребёнок в состоянии обиды сделает вам как раз поперёк.
3. Решите возражать - завязните в споре
Спорят и препираются слабые, а родитель должен быть сильным.
не отрицайте эмоции ребёнка:
- Не может быть, чтобы ты ненавидел брата! На самом деле ты его любишь!
вместо этого - тотальное "Да!"
- Да, временами брат тебе сильно досаждает.
внимательно выслушивайте, а потом сообщайте решение - такое, которое споров не вызовет:
- Людей бить нельзя. Скажи брату всё, что тебя раздражает словами, а не кулаками.
Родительская и руководительская мудрость - отдавать те распоряжения, которые будут выполнены.
4. Не играйте в игру "Да, но...
Это классическая игра, когда один человек пытается найти выход, решение проблемы, а другой эти решения отвергает, критикует.
- Да, конечно, только... (ничего не выйдет)
Критиковать, между прочим, всегда легче. Дети в эту игру играют мастерски и с азартом.
Что делать, чтобы не попасться в эту ловушку?
Спросите у ребёнка, что в этой ситуации предлагает сделать он. Дитя, почуяв опасность, зальётся криком:
- Не знааааю! - и попробует не думать. Но вы спокойно продолжаете:
- Это сложная ситуация. Но как только ты что-нибудь придумаешь - я тут же всё и сделаю.
Обычно дети соблазняются такой вкусной возможностью и начинают предлагать (пусть даже что-то запредельное). Теперь уже вы можете организовать ребёнку игру "Да, но..." Но если у вас нет цели вырастить манипулятора, то лучше в такие игры не играть, а выходить из ситуации:
- Хотелось бы мне, чтобы у меня была волшебная палочка! Тогда я бы наколдовала тебе столько машинок, сколько ты хочешь!
- Я поняла, тебе очень хочется иметь такой конструктор. Давай я сейчас запишу это к себе в блокнот, чтобы не забыть. При случае - обязательно куплю.
5. Не оправдывайтесь
Объяснение и оправдание часто бывают похожи, но...
Объяснение - это рассказ человеку о том, чего он пока не понимает.
Оправдание - это попытка виновного смягчить себе меру наказания.
Объяснение даёт понимание, оправдание провоцирует нападение.
Оно вам надо?
В чём разница? Очевидно, в спокойном и уверенном тоне объясняющего.
6. Кинете вызов - вызовете войну.
Земное притяжение ограничивает ребёнка в его желании летать, стена ограничивает его свободу идти, куда хочется - ребёнок с этим не воюет, понимает, что это бесполезно. А вот ограничения или запреты со стороны родителей - не стена, и, если поныть подольше или пожалостливей, или добавить децибелов, то, возможно "Нет" превратится в "Да"...
Если же мама начинает грозить:
- Будешь так разговаривать с матерью - отлуплю! Прекрати ныть - накажу!
ребёнок убеждён, что в ситуации виновата мама и потрясать ремнём она права не имеет, соответственно угрозу мамы он видит как вызов, и, будьте уверены, он этот вызов примет, и поднимет такой вой несправедливо обиженного дитяти, что перед ним отступит любая мать, как перед обстоятельствами непреодолимыми.
Не кидайте ребёнку вызов - с детьми воевать нельзя. А вот оказаться время от времени стеной, не позволяющей ребёнку творить безобразия - дело реальное и время от времени нужное.
7. Не подкупайте - не придётся торговаться
- Ну, не надо так плакать! Я тебе завтра и конфет... и трансформер...
Вообще-то мама и не хотела подкупать ребёнка - хотела порадовать огорчённое чадо, но...
По факту - начинается торговля, где родители платят деньгами, сладостями, игрушками за то, чтобы ребёнок вёл себя более-менее прилично. Причём сколько стоит нормальное поведение определяет само торжествующе-рыдающее чадо:
- Конфет, жвачку и большой трансформер, и телевизор я буду смотреть до 11...
И, напоследок, недавняя история из жизни.
Поехали мы с пионерами на выставку. В трамвае встретили знакомую, тоже с двумя детьми на выставку едет. Ехать далеко, долго. Её сын, Миша, сидит и ногами пинает по-очереди то маму, то старшую сестру, Аню. У Ани светлые бриджи, она то уворачивается, то шипит возмущённо, то к маме взывает. Мама на Мишу рявкает, но и маме тоже достаётся. Тогда я зажала Мишины ноги:
- Миша, людей пинать нельзя!
Миша, убеждённо и уверено:
- Маму и Аню - можно!
Я просто потерялась:
- Как - можно?! Это же твои самые любимые женщины - мама и сестра! если их пинать можно - кого же тогда - нельзя?
- Папу - нельзя! - отвечает Миша. - Папа сдачу даёт.







Мише 7,5. Подумать страшно, что будет дальше.
+109 |
![]() |
59 комментариев |
Комментарии
Аниной маме, к слову, неинтересно, чем её дочь со мной занимается. Она наш "Дневник успехов" рассматривает лишь как дополнительную писанину по-немецкому.
так чисто в профилактическо-воспитательных целях
↑ Перейти к этому комментарию
У меня оба шилопопы страшные и уже на старшем я убедилась, что бить НЕЛЬЗЯ (я раньше думала, что мальчишек можно
- Что Вы! У меня один ребёнок, просто он очень подвижный.
- Что Вы! У меня один ребёнок, просто он очень подвижный.
↑ Перейти к этому комментарию
ой, у меня тогда пятерня....
Миша, а точнее семейка -
А с Аней - ох нелёгкая эта работа, потому что это уже так - . Главное найти тебе золотую середину
Но ты у нас женщина умная, у тебя всё получится
идея с блокнотом понравилась
Мне просто не нравится это "что-нибудь", т.е. отсутствие конкретного желания, может оно и к лучшему, а то бы разорились
Что можно попробовать с Вашим Богдашей: можно писать или рисовать список покупок с ним вместе и в магазине пусть орудует по списку - времени на поскулить не останется. По завершении покупок можно сказать:
- Ты мне замечательно помог сегодня в магазине - мы всё купили, ничего не забыли. Поэтому я хочу тебя порадовать... - и - что он у Вас любит? Хоть киндер-сюрприз.
Только не говорите "ты мне помог, ЗА ЭТО я тебе..." - это уже торгово-денежные отношения, а они Вам не нужны.
Можно поощрение усложнить - купить не персонально ребёнку, а всем домашним - не знаю... - тортик маленький, что ли...
И в дальнейшем, рассказывая домашним - упирать на то, как сын Вам помог, какой он был внимательный при составлении списка, как он выбирал продукты в магазине и вообще - какой он взрослый и вполне самостоятельный...
Т.е. надо ребёнку доминанту поменять. Но - мягко и постепенно, подслащивая.
Предложите ребёнку составить лист желаний - пусть из рекламы нарежет картинок - под это дело можно поговорить на тему дорого-дёшево и сделать копилку (лучше прозрачную банку - когда видишь наполняемость - это оооочень воодушевляет)
Имхо такое - детей надо обязательно учить обращаться с деньгами. Нас в своё время, к сожалению, не учили...
согласна!!!!!
Спасибо за совет!!!!!
Ваш муж говорит Вам:
- Не расстраивайся!
Что Вы чувствуете?
Заметьте, я Вас изначально спросила - "Что Вы чувствуете?" Вы же тоже мне ответили вопросом на вопрос. Я решила, что такая форма диалога Вам приятнее.
Если хотите - можем вернуться в начало.
Что Вы чувствуете, когда Вам говорят: "Не расстраивайся."? Вы перестаёте расстраиваться и плакать? Или что?
Даже сквозь рыдания Вы начнёте делиться:
- Люська сказала...
А муж сидит рядом, внимательно слушает, сочувственно вздыхает, сопереживает...
Потом говорит что-то вроде:
- Был бы регулятор такой, чтоб у Люськи звук выключать... "Открывает рыбка рот, да не слышно, что поёт"...
Как правило, к этому моменту Вы уже не плачете...
И что ещё интересно, когда спросишь: "Почему ты плачешь?" Никогда не ответит. А когда этот же вопрос задашь после того как спросила: "Ты плачешь?" а потом "Почему ты плачешь?" вот тогда может и рассказать
спасибо за пост!
Какой это год?
Просто когда мы в Германию переехали мне очень не хватало педагогической и психологической литературы, поэтому "тащила" откуда могла. Конкретно это - сборная солянка из Н.И.Козлова и литературы для вожатых "Орленка".
Прям оттуда, я даже помню все эти фразы и примеры
пункт 6 не поняла, что предлагается в альтернативе? комменты пока извините не читала, после работы
Поэтому такие фразы из лексикона просто убираем. Мы ведь не выражаемся нецензурно при детях - так и эти выражения приравниваются к мату и не звучат.
Что можно? Можно высказать своё отношение: "Мне неприятно и обидно, когда со мной говорят в подобном тоне." - если детка достаточно взрослая и чуткая - она сообразит, что надо изменить (Моему Нехочухе "полдвенадцатого", и он, не из вредности, а по причине пубертета, может "ляпнуть". И иногда достаточно "повесить паузу" или взглянуть изумлённо-обижено - и деточка "входит в разум и извиняется).
Можно применить метод естественных последствий: в напримере с Мишей я бы развернулась и поехала домой со словами: "Мне не нравится, когда меня бьют и пинают. У меня нет никакого желания делать для тех, кто о меня вытирает ноги, что-то хорошее" (хотя, в случае с Мишей, я бы вооружилась скалкой и многократно приложила бы Мишиному папе...
я бы развернулась и поехала домой со словами: "Мне не нравится, когда меня бьют и пинают. У меня нет никакого желания делать для тех, кто о меня вытирает ноги, что-то хорошее"
ведь обычно мы так предупреждаем детя, чтоб не баловался, поступал не правильно и.т.д?
Метод естественных последствий - это не наказание. Это... как "Алиса в Зазеркалье" "если выпить из бутылочки с пометкой "Яд", то рано или поздно почувствуешь лёгкое недомогание"
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: