Что надо знать о развитии речи ребенка.

В норме к году кончается доречевой период и начинается развитие речи. Ребенок выражает эмоциональное отношение своеобразными звукосочетаниями, умением произносить первые слоги и 3-4 лепетных слова, часто понятных только матери ребенка. Быстро растет пассивный словарь (количество понимаемых слов).
Второй год жизни – критический период развития ребенка. Это период, когда формируются предпосылки речи и начинается развитие речи, развивается потребность в общении.
К 2 годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. Имеет словарный запас минимум в 50 слов, появляется речь простой фразой, понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию (пойди на кухню и принеси чашку).
Речевая активность обычно возрастает между 2 и 3 годами.
К 3 годам активный словарь ребенка достигает 250-700 слов, он уже использует предложения из 5-8 слов. Проявлением речевой и интеллектуально активности является период вопросов (почемучки), начинающийся в возрасте 2,5-3 лет.
Содержание уровня развития детей определяется характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой речи и, если взрослые общаются с детьми, поощряя их активную речь. Напротив, недостаточное внимание к детской речи, неправильная речь окружающих оказывает неблагоприятное воздействие на речевое и психическое развитие ребенка. Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика.
Нужно знать и помнить, что 6-7 летний ребенок должен иметь правильное произношение всех звуков русского языка, правильно пользоваться простыми и распространенными предложениями. Словарный запас увеличивается до 3500 слов, усваиваются грамматические правила. Ребенок должен уметь поддерживать беседу, наизусть рассказывать стихотворения. Еще лучше, если ребенок умеет читать и писать печатными буквами.
Формирование речи является одной из основных характеристик развития ребенка.
Причинами отставания в развитии речи ребенка могут быть: патологическое течение беременности и родов у матери, нарушения функции артикуляционного аппарата, поражение органов слуха, общее отставание в физическом и психическом развитии, влияние наследственности и неблагополучных социальных факторов, перенесенные в раннем детстве тяжелые заболевания, неправильное и неполноценное питание. При воздействии таких факторов детей относят в группу риска по возможности возникновения различного рода нарушений речи в процессе дальнейшего развития.
Речевые нарушения в возрасте 2-4 лет условно относят к задержкам в речевом развитии. Термин «задержка речевого развития» трактуется как задержка темпа формирования средств общения с задержкой речемыслительной деятельности при нормальном строении артикуляционного аппарата и сохранном слухе.
Уже в раннем возрасте у ребенка обращают на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Родители отмечают молчаливость ребенка, подчеркивают, что он все понимает, но не желает говорить. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях. Минимальное количество слов, либо их отсутствие сохраняется на длительное время. Первые слова и фразы появляются поздно и понятны только родителям. Речь замедлена, словарный запас формируется медленно и искаженно. Часто встречаются неправильное использование слов, трудности построения фразы. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от возрастных норм увеличивается почти в геометрической прогрессии. По данным Н. С. Жуковой из института дефектологии если в возрасте 3 лет ребенок отстает на 1-1,5 года, то в 6 летнем возрасте он отстает почти на 3 года.
Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются. Взрослые наносят большой вред развитию речи ребенка, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово родителей должно быть значимым, должно помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Воздействовать на формирование речи необходимо с ранних лет жизни, когда окружающая речь является основой речи ребенка.
Любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отражается на поведении, а также деятельности в различных ее формах, отрицательно сказывается на общении детей с окружающими людьми.
Общение - один из ближайших факторов общего психического развития ребенка. Оно было и остается важнейшим условием развития нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Если с ребенком мало разговаривают и он растет «один», если ребенок все время лежит и смотрит в потолок или белый верх коляски, речь у такого малыша будет развиваться медленно, с задержкой, которая скажется в последующие годы. Миф о саморазвитии речи по мере взросления такого ребенка успокаивает родителей, а в итоге – мы поздно начинаем оздоравливать его и нередко тогда, когда в статусе уже видное место начинают занимать вторичные отклонения в развитии: страдает познавательная деятельность, снижен общий запас знаний и представлений, нередки нарушения поведения. Поэтому необходим комплексный подход к изучению и преодолению не только речевых нарушений, но и вторичных отклонений в развитии, которые требуют совместных усилий врачей, психологов, дефектологов, логопедов, социальных работников, родителей.
Именно поэтому ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой социальной педагогики не только в России, но и во всем мире.
Перенос акцента на дошкольное коррекционно-развивающее воспитание и обучение позволяет осуществлять коррекцию недостатков развития и поможет начальной школе решать присущую этому этапу обучения задачу формирования учебной деятельности, в то время как в настоящее время учитель значительное время уделяет проблемам дошкольного развития. По данным Департамента образования г. Москвы до 60% детей, поступающих в 1 класс школы не выявляют должного запаса знаний и сведений и на этом фоне у них появляются реакции пассивного и активного протеста, прогулы, тяга к группам детей с асоциальным поведением.
Некоторые советы:
1. Не ждать с надеждой, что, взрослея, ребенок разговорится до нормы без какой-либо помощи.
2. Помнить, что если период от года до трех лет для обучения овладеванию речи пропущен, то восполнить его будет очень трудно.
3. Каждый ребенок с нарушением речи к 2 – 3 годам должен иметь речевой диагноз и заключение с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
4. Возраст 2-3 года является наиболее оптимальным для начала речевых реабилитационных мероприятий в условиях специализированного детского учреждения.
5. Видное место в общем объеме реабилитации должна занимать медицинская реабилитация. Многие дети с речевой патологией должны получать необходимое медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж.
Эффективность ранней реабилитации способствует не только своевременной коррекции речевого дефекта, но и устранению намечающихся вторичных осложнений развития ребенка.
Детский психиатр А. П. Парфенов
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: