Дотронуться до неизвестности...
Завораживает меня история
. Особенно, история моих предков. Искренне завидую людям, которые имеют возможность в связи со своей работой соприкасаться с нею если не ежедневно, то по крайне мере, довольно часто.
Вчера к гам в гости приехала младшая сестра моего деда. Его самого я не застала, он скоропостижно скончался еще тогда, когда отец едва пошел в школу. Но с т. Ниной всегда общались близко.
Т. к. дед умер рано, и у бабули на руках били двое маленьких сыновей, мои бабушки помогли ей вырастить их. Вобщем, обе бабушки разбирали мальчишек на выходные и каникулы
. Мой рос и бабы Оли, раскулаченной кубанской казачки. Много тяготы ей пришлось пережить, и ей, и деду. Отец вырос в этой атмосфере, и многое мне рассказывал о ее жизни.
Сама бабуля с 1910 г., дедуля с 1929. Т. Нина родилась гораздо позднее, в 1947 г, уже в Казахстане, когда дед уехал в город учиться.
Долго мы вчера разговаривали, много нового узнала.
Рано бабушку отдали замуж за сына из богатой для станицы семьи. Семья у прадеда была большая, помимо прадеда в семье еще было 17 сестер и братьев. Некоторых не стало еще в детстве, многие погибли во время революции. Там же в станице и шли бои. Белые, красные, все перемешалось. Женщины, дети прятались по погребам, пока мужики шашками махали. Был у бабули брат старший, на коне ее в девках учил ездить. А после революции сидели с друзьями как-то они, пили, пели. И спел он на свою голову "Боже, царя храни". Один сосед вышел куда-то, пришел Иуда, красных привел. Расстреляли брата, почти на месте, без суда.
Раньше не спрашивали молодых, хотят они создавать семью-нет, решали все родители. Прадед из хорошей семьи, он старше был бабушки, ей на тот момент едва 16 лет исполнилось. Сыграли им свадьбу, и перешла бабуля в дедушкин отцовский дом. Работали они на полную катушку, но и погулять могли на славу. Свадьбы не меньше недели всей станицей гуляли. А он и не любил бабушку, другую он любил. )Я вот одно не понимаю, почему его родители не разрешили ему жениться на той. которую любил?
). Так и не полюбил он бабулю, обижал ее, щипал. Она рассказывала, все тело в синяках было. Одежда то какая была:длинная юбка, блуза с длинными рукавами, фартук. Когда свекровь в бане увидела бабулины синяки, вот деду то досталось по самое не хочу.
А как красиво они одевались,-говорит т. Нина,-на лошадь сядут, грацуют..

Спрашиваю, а когда они так одевались
. Так всегда и одевались, другой и не было одежи))).
Большое хозяйство у них было. Семья большая, все при деле. Вставали за темно, ложились за темно. И сад большой. и лошади, коровы, бараны, ну и другая живность. Пришла советская власть, повоевали, и зажили по старому. Правда бабушка говорила. при царе все-же лучше жилось. Каждый имел ровно столько, на сколько сил да труда положил. Были и раньше тунеядцы, которые все наровили нахаляву поиметь. В то-ли 33, то-ли в 34 гг раскулачили их, выслали в Казахстан. Прадед все возмущался, а и кто бы смирился то, казак?
Не знаю. как было на самом деле, то-ли он на станции за водой ушел и с концом, как я раньше слышала. Только вчера другую версию услышала. Он все с другим соседом в дороге договаривался уйти, там недалеко где-то отряды белых выступали. Но вышло так, что все карточки он взял на хлеб, вышел ночью на станции, и больше его никто не видел. Бабушка еще ему напоследок сказала "Петро, куда же ты, ведь и нам с детьми есть то надо"
Высадили их в степи, там неподалеку только два барака с японскими военопленными. Молодая женщина 23х лет, да сын 4х лет. Младший сын в дороге погиб. Как они выжили, одному Богу известно. Рассказывала она, как деда от голодной смерти спасала. Он уже совсем плохой был, глаза закатывались. Она в селе в пекарне работала. А это км за 15-20 от ее поселка. Вот смешала она тогда маленький кусочек теста, только что прилепила к печке, спрятала между грудями, и побежала домой. Давала деду кусочек обсасывать, так он по чуть-чуть и приоткрыл глазки. Выжил он. А потом война. Есть совсем нечего было. Как говорила, дед где-нибудь найдет обчистки картошки. да несет домой, чтоб хоть какую сурпу отварить, не голую воду. Спать не на чем было, земля холодная, полы- земляные.
В 14 лет поехал в город, в училище. По времени получается, видимо как раз в это время бабуля второй раз замуж вышла. Отучился он здесь. так и остался здесь жить. Встретил бабулю. Любовь у них сильная была. Венчались они здесь тайно.
Мне бабушка, жена деда, рассказывала, как прабабушка ее сватала
. Приехала она значит к ним, и ходит по дому, пальцем водит везде, пыль проверяет
. Наклоняется, и по низу кровати пальцем ведет, смотрит
. Еще тогда она мне рассказывала, как пыль везде вытирать надо, чтоб в свое время в лужу не сесть
.
Так и прожила прабабушка в этом самом поселке в землянке всю жизнь с тоской по родине.. Почему не вернулась- не знаю. Приезжала раз к ней заловка, сестра мужа. Та прадеда, брата своего искала. Канул он в лету. Раз бабушка в 69 г. ездила на родину. Домик так и стоял, покосился малось, без хозяйской то руки. Жили в нем люди, просили, чтоб не выгоняли их из него. Пожалела она их. От сада почти ничего не осталось. Она с зятем ездила, мужем второй дочери. Тот восхищался после наших то степей:"Мама, какой сад!
". А она ему:"Шо разве сад?? Шо полисад. Сад комуняки порубали".
Не стало ее в 90м г., мне в то время 14 было. Самые теплые воспоминания у меня остались. Сколько помню, всегда при деле, никогда не сидела. Только по вечерам, в комнатушке землянке при слабом свете ставила три ведра подле себя, и перья обрывала гусиные. Из одного перо брала, в другие пух оборванный бросала, в третий серединку выкидывала. А какие подушки да перины она делала
. Ложишься- и проваливаешься. До сих пор ее подушками пользуемся).
Говорила она, всю жизнь прожила, а ничего хорошего и не видела. Только и осталось в памяти, пока в девках ходила да при родителях жила.

Вчера к гам в гости приехала младшая сестра моего деда. Его самого я не застала, он скоропостижно скончался еще тогда, когда отец едва пошел в школу. Но с т. Ниной всегда общались близко.
Т. к. дед умер рано, и у бабули на руках били двое маленьких сыновей, мои бабушки помогли ей вырастить их. Вобщем, обе бабушки разбирали мальчишек на выходные и каникулы

Сама бабуля с 1910 г., дедуля с 1929. Т. Нина родилась гораздо позднее, в 1947 г, уже в Казахстане, когда дед уехал в город учиться.
Долго мы вчера разговаривали, много нового узнала.
Рано бабушку отдали замуж за сына из богатой для станицы семьи. Семья у прадеда была большая, помимо прадеда в семье еще было 17 сестер и братьев. Некоторых не стало еще в детстве, многие погибли во время революции. Там же в станице и шли бои. Белые, красные, все перемешалось. Женщины, дети прятались по погребам, пока мужики шашками махали. Был у бабули брат старший, на коне ее в девках учил ездить. А после революции сидели с друзьями как-то они, пили, пели. И спел он на свою голову "Боже, царя храни". Один сосед вышел куда-то, пришел Иуда, красных привел. Расстреляли брата, почти на месте, без суда.
Раньше не спрашивали молодых, хотят они создавать семью-нет, решали все родители. Прадед из хорошей семьи, он старше был бабушки, ей на тот момент едва 16 лет исполнилось. Сыграли им свадьбу, и перешла бабуля в дедушкин отцовский дом. Работали они на полную катушку, но и погулять могли на славу. Свадьбы не меньше недели всей станицей гуляли. А он и не любил бабушку, другую он любил. )Я вот одно не понимаю, почему его родители не разрешили ему жениться на той. которую любил?

А как красиво они одевались,-говорит т. Нина,-на лошадь сядут, грацуют..

Спрашиваю, а когда они так одевались

Большое хозяйство у них было. Семья большая, все при деле. Вставали за темно, ложились за темно. И сад большой. и лошади, коровы, бараны, ну и другая живность. Пришла советская власть, повоевали, и зажили по старому. Правда бабушка говорила. при царе все-же лучше жилось. Каждый имел ровно столько, на сколько сил да труда положил. Были и раньше тунеядцы, которые все наровили нахаляву поиметь. В то-ли 33, то-ли в 34 гг раскулачили их, выслали в Казахстан. Прадед все возмущался, а и кто бы смирился то, казак?
Не знаю. как было на самом деле, то-ли он на станции за водой ушел и с концом, как я раньше слышала. Только вчера другую версию услышала. Он все с другим соседом в дороге договаривался уйти, там недалеко где-то отряды белых выступали. Но вышло так, что все карточки он взял на хлеб, вышел ночью на станции, и больше его никто не видел. Бабушка еще ему напоследок сказала "Петро, куда же ты, ведь и нам с детьми есть то надо"
Высадили их в степи, там неподалеку только два барака с японскими военопленными. Молодая женщина 23х лет, да сын 4х лет. Младший сын в дороге погиб. Как они выжили, одному Богу известно. Рассказывала она, как деда от голодной смерти спасала. Он уже совсем плохой был, глаза закатывались. Она в селе в пекарне работала. А это км за 15-20 от ее поселка. Вот смешала она тогда маленький кусочек теста, только что прилепила к печке, спрятала между грудями, и побежала домой. Давала деду кусочек обсасывать, так он по чуть-чуть и приоткрыл глазки. Выжил он. А потом война. Есть совсем нечего было. Как говорила, дед где-нибудь найдет обчистки картошки. да несет домой, чтоб хоть какую сурпу отварить, не голую воду. Спать не на чем было, земля холодная, полы- земляные.
В 14 лет поехал в город, в училище. По времени получается, видимо как раз в это время бабуля второй раз замуж вышла. Отучился он здесь. так и остался здесь жить. Встретил бабулю. Любовь у них сильная была. Венчались они здесь тайно.
Мне бабушка, жена деда, рассказывала, как прабабушка ее сватала




Так и прожила прабабушка в этом самом поселке в землянке всю жизнь с тоской по родине.. Почему не вернулась- не знаю. Приезжала раз к ней заловка, сестра мужа. Та прадеда, брата своего искала. Канул он в лету. Раз бабушка в 69 г. ездила на родину. Домик так и стоял, покосился малось, без хозяйской то руки. Жили в нем люди, просили, чтоб не выгоняли их из него. Пожалела она их. От сада почти ничего не осталось. Она с зятем ездила, мужем второй дочери. Тот восхищался после наших то степей:"Мама, какой сад!

Не стало ее в 90м г., мне в то время 14 было. Самые теплые воспоминания у меня остались. Сколько помню, всегда при деле, никогда не сидела. Только по вечерам, в комнатушке землянке при слабом свете ставила три ведра подле себя, и перья обрывала гусиные. Из одного перо брала, в другие пух оборванный бросала, в третий серединку выкидывала. А какие подушки да перины она делала

Говорила она, всю жизнь прожила, а ничего хорошего и не видела. Только и осталось в памяти, пока в девках ходила да при родителях жила.
Комментарии
Жизнь нужно любить такую какая есть!
Меня всегда поражала любовь дедушки и бабушки по матери. Они жили в Кемеровской обл., познакомились там, но мама бабушки решила переехать в Усть-Каменогорск. Так дед после известия, что они переехали рванул туда, в чужой город и страну, искал ее там и нашел!!! Поженились, родили дочь (мою маму) и сына и прожили до 70 лет вместе в большой любви и уважении друг к другу. Их любовь меня всегда поражала и заставляла задуматься над своими чувствами.
Правда. у моих - срослось. Когда бабушка умерла, дед каждый день на могилу ходил и там целый день сидел. А когда зима пришла, мама моя его обманула, сказала, что отвезет его к врачу, а после врача его отвезли к тёте, думали, что он там жить будет. А он с машины вышел, оглянулся, спросил, где лечь можна. Лег - и умер...
Кто знает,как бы у наших было,если б не раскулачили...
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: