Вот что значит "нагуляться"
Собственно это ответ этнографа И. Шангиной на вопрос "что значит "нагуляться".
это отрывок из книги "Руские девушки", она такая интересная, что у меня есть в печатном виде, ну а это побыстрому - отсюда выдержка - h ttp://www.booksite.ru/fulltext/girls/rus/san/5.htm#32 жирным шрифтом - выделяла я.
Деревенское сообщество предоставляло холостой молодежи все возможности для того, чтобы «нагуляться-наиграться», то есть выплеснуть избыток жизненной энергии, присущей юношескому возрасту, подготовиться к браку и вступить в него в положенный срок. Весь этот период – с момента созревания девушки или парня до вступления в брак – назывался «молодое время». По крестьянским представлениям, молодое время могло наступить только для человека здорового, способного к деторождению, жизненно активного. Больные, убогие, чрезмерно набожные девушки и парни, давшие обет безбрачия («святоши»), считались как бы преждевременно состарившимися и не участвовали в молодежных собраниях. Для всех остальных девушек и парней участие в молодежных собраниях было обязательным, а отказ от этого вызывал удивление и порицался общественным мнением. В Тверской губернии, например, девушка, «не посещающая поседки», бывала «на плохом счету», ее подозревали в какой-либо болезни, говорили, что она «в каком-либо деле недоступна» (Русские крестьяне. Т. 1. С. 518); в некоторых случаях ее поведение даже рассматривалось как желание нанести вред всему деревенскому сообществу, как отказ от замужества и, следовательно, рождения детей, то есть как отрицание главного предназначения женщины на земле – продолжения рода.
В русской традиции были выработаны определенные формы общения молодежи: гулянья, посиделки (беседы), свозы, игрища, толоки. Совместное времяпрепровождение позволяло парням и девушкам «себя показать» (не только продемонстрировать свои достоинства: покладистый характер, веселый, добрый нрав, хорошие манеры, богатый костюм, но даже свое трудолюбие и мастерство) и повнимательнее присмотреться друг к другу, чтобы не ошибиться в выборе пары.
Молодежь находилась под постоянным контролем со стороны старшего поколения деревни, которое наблюдало и оценивало поведение девушек и парней с точки зрения этических норм. На молодежных собраниях – посиделках, игрищах, гуляньях – почти всегда присутствовал кто-либо из взрослых: мужики, бабы, старики, которые, рассевшись около входа в избу, с интересом наблюдали за общим весельем, не принимая в нем участия и не вмешиваясь в него. Однако само присутствие взрослых сдерживало молодежь от многих вольностей, которые могли бы быть допущены при отсутствии зрителей. От мнения «смотриц», как молодежь называла зрителей, во многом зависела репутация и девушек, и парней. На молодежных вечеринках обычно присутствовали и подростки – «посикушки», «припуски», – они досаждали тем, что копировали манеру поведения парней и девушек, запоминали остроты и шутки, а потом рассказывали родителям, кто с кем сидел, кто что говорил, кто как веселился.
Гулянье
Молодежные гулянья начинались обычно весной, с Пасхальной недели. Гулянья проходили на главной деревенской улице или за околицей деревни и продолжались до Петрова дня (29 июня /12 июля), с перерывом на Петровский пост. Петров день в некоторых северных деревнях называли даже «гулящево заговенье», «гулящев день» – то есть день, когда последний раз можно от души повеселиться, нагуляться. После этого дня молодежные гулянья проходили все реже и реже, так как было много работы, а к Успенью (15/28 августа) вообще прекращались.
Гулянья в основном устраивались в праздничные и воскресные дни, а иногда и в будни. Воскресные и праздничные гулянья проходили обычно на площади около церкви и прилегающих к ней улицах. В Троицу, Иванов или Петров день недалеко от деревни – на берегу реки или озера, на лугу, на опушке леса. Будничное гулянье проходило вечером – у родников, на полянках или «на задах» деревни, не отличалось большим размахом и длилось недолго. В праздники, продолжавшиеся иногда до трех дней, гуляли каждый день по два-три раза. В первый день праздника гулянье начиналось после праздничной литургии в церкви, а если в деревне появлялся церковный причт с иконами, то только по окончании обхода домов с иконами, когда иконы уже унесли из деревни. Во второй день гулянье устраивалось с утра, потом Днем и затем вечером до самой ночи. На третий день собирались на гулянье утром, а затем все расходились или разъезжались по домам. Пасхальные и троицкие гулянья длились почти неделю.
Кроме хороводов, плясок и танцев, старинным развлечением девушек во время гуляний на Пасхальной неделе были качели. В деревнях обычно устанавливались маховые и круговые качели. Маховые качели представляли собой два врытых в землю столба с перекладиной, укрепленной наверху, или валом, вращающимся в проушинах столба. К перекладине привязывали толстые канаты, к которым внизу была прикреплена доска. На маховых качелях качались сидя или стоя от двух до семи человек. Парни раскачивали девушек, за что те одаривали их крашеными яйцами. Смоленские девушки, качаясь на качелях, просили парней:
Колыхните нас высоко,
Чтоб я видела далеко,
Где мой милый гуляет,
Садовые орешки щелкает.
Парни часто «озоровали» – шутили над девушками: раскачивали их до тех пор, пока они не скажут имя любимого, угрожая в противном случае перевернуть доску, били девушек по ногам веником, требуя признания в любви. Если девушка качалась с парнем, то зрители заставляли парочку целоваться, оттягивая веревку и не отпуская ее, пока не увидят поцелуя. Качание обычно сопровождалось припевками:
На Святой неделюшке
Повесили качелюшки,
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.
На качелюшке качалась,
Под качелюшкой вода,
Бело платье подмочила,
Мама ж... надрала.
собственно все остальное можно прочитать по ссылке выше, интересно и даже поучительно
это отрывок из книги "Руские девушки", она такая интересная, что у меня есть в печатном виде, ну а это побыстрому - отсюда выдержка - h ttp://www.booksite.ru/fulltext/girls/rus/san/5.htm#32 жирным шрифтом - выделяла я.
Деревенское сообщество предоставляло холостой молодежи все возможности для того, чтобы «нагуляться-наиграться», то есть выплеснуть избыток жизненной энергии, присущей юношескому возрасту, подготовиться к браку и вступить в него в положенный срок. Весь этот период – с момента созревания девушки или парня до вступления в брак – назывался «молодое время». По крестьянским представлениям, молодое время могло наступить только для человека здорового, способного к деторождению, жизненно активного. Больные, убогие, чрезмерно набожные девушки и парни, давшие обет безбрачия («святоши»), считались как бы преждевременно состарившимися и не участвовали в молодежных собраниях. Для всех остальных девушек и парней участие в молодежных собраниях было обязательным, а отказ от этого вызывал удивление и порицался общественным мнением. В Тверской губернии, например, девушка, «не посещающая поседки», бывала «на плохом счету», ее подозревали в какой-либо болезни, говорили, что она «в каком-либо деле недоступна» (Русские крестьяне. Т. 1. С. 518); в некоторых случаях ее поведение даже рассматривалось как желание нанести вред всему деревенскому сообществу, как отказ от замужества и, следовательно, рождения детей, то есть как отрицание главного предназначения женщины на земле – продолжения рода.
В русской традиции были выработаны определенные формы общения молодежи: гулянья, посиделки (беседы), свозы, игрища, толоки. Совместное времяпрепровождение позволяло парням и девушкам «себя показать» (не только продемонстрировать свои достоинства: покладистый характер, веселый, добрый нрав, хорошие манеры, богатый костюм, но даже свое трудолюбие и мастерство) и повнимательнее присмотреться друг к другу, чтобы не ошибиться в выборе пары.
Молодежь находилась под постоянным контролем со стороны старшего поколения деревни, которое наблюдало и оценивало поведение девушек и парней с точки зрения этических норм. На молодежных собраниях – посиделках, игрищах, гуляньях – почти всегда присутствовал кто-либо из взрослых: мужики, бабы, старики, которые, рассевшись около входа в избу, с интересом наблюдали за общим весельем, не принимая в нем участия и не вмешиваясь в него. Однако само присутствие взрослых сдерживало молодежь от многих вольностей, которые могли бы быть допущены при отсутствии зрителей. От мнения «смотриц», как молодежь называла зрителей, во многом зависела репутация и девушек, и парней. На молодежных вечеринках обычно присутствовали и подростки – «посикушки», «припуски», – они досаждали тем, что копировали манеру поведения парней и девушек, запоминали остроты и шутки, а потом рассказывали родителям, кто с кем сидел, кто что говорил, кто как веселился.
Гулянье
Молодежные гулянья начинались обычно весной, с Пасхальной недели. Гулянья проходили на главной деревенской улице или за околицей деревни и продолжались до Петрова дня (29 июня /12 июля), с перерывом на Петровский пост. Петров день в некоторых северных деревнях называли даже «гулящево заговенье», «гулящев день» – то есть день, когда последний раз можно от души повеселиться, нагуляться. После этого дня молодежные гулянья проходили все реже и реже, так как было много работы, а к Успенью (15/28 августа) вообще прекращались.
Гулянья в основном устраивались в праздничные и воскресные дни, а иногда и в будни. Воскресные и праздничные гулянья проходили обычно на площади около церкви и прилегающих к ней улицах. В Троицу, Иванов или Петров день недалеко от деревни – на берегу реки или озера, на лугу, на опушке леса. Будничное гулянье проходило вечером – у родников, на полянках или «на задах» деревни, не отличалось большим размахом и длилось недолго. В праздники, продолжавшиеся иногда до трех дней, гуляли каждый день по два-три раза. В первый день праздника гулянье начиналось после праздничной литургии в церкви, а если в деревне появлялся церковный причт с иконами, то только по окончании обхода домов с иконами, когда иконы уже унесли из деревни. Во второй день гулянье устраивалось с утра, потом Днем и затем вечером до самой ночи. На третий день собирались на гулянье утром, а затем все расходились или разъезжались по домам. Пасхальные и троицкие гулянья длились почти неделю.
Кроме хороводов, плясок и танцев, старинным развлечением девушек во время гуляний на Пасхальной неделе были качели. В деревнях обычно устанавливались маховые и круговые качели. Маховые качели представляли собой два врытых в землю столба с перекладиной, укрепленной наверху, или валом, вращающимся в проушинах столба. К перекладине привязывали толстые канаты, к которым внизу была прикреплена доска. На маховых качелях качались сидя или стоя от двух до семи человек. Парни раскачивали девушек, за что те одаривали их крашеными яйцами. Смоленские девушки, качаясь на качелях, просили парней:
Колыхните нас высоко,
Чтоб я видела далеко,
Где мой милый гуляет,
Садовые орешки щелкает.
Парни часто «озоровали» – шутили над девушками: раскачивали их до тех пор, пока они не скажут имя любимого, угрожая в противном случае перевернуть доску, били девушек по ногам веником, требуя признания в любви. Если девушка качалась с парнем, то зрители заставляли парочку целоваться, оттягивая веревку и не отпуская ее, пока не увидят поцелуя. Качание обычно сопровождалось припевками:
На Святой неделюшке
Повесили качелюшки,
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.
На качелюшке качалась,
Под качелюшкой вода,
Бело платье подмочила,
Мама ж... надрала.
собственно все остальное можно прочитать по ссылке выше, интересно и даже поучительно
Комментарии
Тема замечательная!
В своё время проводила сравнение подобных гуляний у разных народов...
Подобные качели присутствовали у многих.
Основное предназначение - знакомство, а также
чем выше и сильнее качаться, тем счастливее жизнь будет. ;-)
Хорошо, напомнила о теме старинных традиций и обычаев, будет о чём с дочерью
побеседовать.
https://www.stranamam.ru/post/5765394/#com39144065
этот аспект в книге не освещался
пойду у Даля на всякий случай гляну...
http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=541&goto=next
http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=541
http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=541&goto=prev
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: