Дети и чтение.
Я писала про свою встречу с чудесным и талантливым человеком Вадимом Левиным.
Он известный детский поэт, а так же одаренный педагог. Причем, он сам любит позиционировать себя, как педагога, а не как поэта.
В общем, эта встреча очередной раз перевернула во мне некоторые вещи и заставила по другому смотреть на детское чтение.
И этим спешу с вами поделиться.
В общем то, меня на этот пост навел другой пост, где мама просит рекомендации для самостоятельного чтения девочки, которой еще нет 4 лет.
Могу сказать, что я и сама совсем до недавнего времени была сторонницей как можно скорее дать ребенку книгу в руку, но...
Сразу же скажу тем, кто начнет писать, что если мои дети не читают, то это не значит, что другие не могут.
Так вот, мой деть читает, а читать начала до того, как ей исполнилось 3, но дело совсем не в этом.
Мы все хотим, чтобы наши дети читали, любили книги и все прочее.
Мы все спешим научить деток читать.
А когда они уже это смогли сделать, то поскорее дать им книгу в руки и отправить в самостоятельное путешествие.
Но надо ли так спешить?
С 3 до 5 лет это самый активный возраст, в этом возрасте ребенок активнее всего набирает словарный запас, в этом возрасте его язык становится красивым, его предложения сложными, в этом возрасте он учится думать и размышлять.
Что может прочитать ребенок в 3-5 лет. Простые стихи, простые сказки. У него, просто, физически не хватит терпения читать что то сложнее.
А в то же время в этом возрасте мы можем читать ребенку красивые сказки, того же Волкова и его серию про Изумрудный Город, Астрид Линдгрен - Малыш и Карлсон, Пеппи Длинный Чулок, Рони дочь разбойника, конечно же, Пушкина и его сказки.
Эти произведения может и не продвигают технические навыки чтения малыша, но они обогащают его словарный запас, его мышление, его понимание. С ним можно обсуждать и смысл прочитанного, и смысл отдельных слов и выражений, а так же определенные литературные приемы (к этому еще надо дойти). Можно обыгрывать ситуации, можно ставить малыша на место героев, предлагать ему объяснять почему герой сделал так, если поступок хороший, или спросить, а почему так не надо делать или еще что то.
В общем, это самое время учить ребенка размышлять и оценивать прочитанное.
Конечно, самостоятельное чтение в этом возрасте способствует техническому развитию умения читать, но в силу возрастных ограничений (тот же словарный запас) мы не может дать ребенку самостоятельно читать что то сложнее одностраничных сказок с простыми словами, а это не развивает его литературные навыки, его словарный запас, его мышление, его восприятие поступков.
В общем то и все, вот мой вывод и совет:
Не спешите подкинуть ребенку 3-5 лет книжку для самостоятельного чтения, а читайте ему, читайте вместе с ним.
Читайте с ним не простые сказочки, а красивые произведения классиков детских.
В данном случае количество (целая книга), предпочтительнее качества (самостоятельно прочитанное простое стихотворение).
А лучше всего, совмещайте это. Пусть ребенок прочтет заголовок, пусть прочтет название главы и первый абзац, пусть прочтет конец.
Кстати, технически это тоже его разовьет.
Ну и кроме того, с такого намного легче уйти в качественное самостоятельное чтение. В какой то момент, вы предложите ребенку дочитать начатую вами главу, а так как он привык уже к обыкновенному печатному тексту (а не к большим буквам, разделением на слога), то он без страха сделает это.
Он известный детский поэт, а так же одаренный педагог. Причем, он сам любит позиционировать себя, как педагога, а не как поэта.
В общем, эта встреча очередной раз перевернула во мне некоторые вещи и заставила по другому смотреть на детское чтение.
И этим спешу с вами поделиться.
В общем то, меня на этот пост навел другой пост, где мама просит рекомендации для самостоятельного чтения девочки, которой еще нет 4 лет.
Могу сказать, что я и сама совсем до недавнего времени была сторонницей как можно скорее дать ребенку книгу в руку, но...
Сразу же скажу тем, кто начнет писать, что если мои дети не читают, то это не значит, что другие не могут.
Так вот, мой деть читает, а читать начала до того, как ей исполнилось 3, но дело совсем не в этом.
Мы все хотим, чтобы наши дети читали, любили книги и все прочее.
Мы все спешим научить деток читать.
А когда они уже это смогли сделать, то поскорее дать им книгу в руки и отправить в самостоятельное путешествие.
Но надо ли так спешить?
С 3 до 5 лет это самый активный возраст, в этом возрасте ребенок активнее всего набирает словарный запас, в этом возрасте его язык становится красивым, его предложения сложными, в этом возрасте он учится думать и размышлять.
Что может прочитать ребенок в 3-5 лет. Простые стихи, простые сказки. У него, просто, физически не хватит терпения читать что то сложнее.
А в то же время в этом возрасте мы можем читать ребенку красивые сказки, того же Волкова и его серию про Изумрудный Город, Астрид Линдгрен - Малыш и Карлсон, Пеппи Длинный Чулок, Рони дочь разбойника, конечно же, Пушкина и его сказки.
Эти произведения может и не продвигают технические навыки чтения малыша, но они обогащают его словарный запас, его мышление, его понимание. С ним можно обсуждать и смысл прочитанного, и смысл отдельных слов и выражений, а так же определенные литературные приемы (к этому еще надо дойти). Можно обыгрывать ситуации, можно ставить малыша на место героев, предлагать ему объяснять почему герой сделал так, если поступок хороший, или спросить, а почему так не надо делать или еще что то.
В общем, это самое время учить ребенка размышлять и оценивать прочитанное.
Конечно, самостоятельное чтение в этом возрасте способствует техническому развитию умения читать, но в силу возрастных ограничений (тот же словарный запас) мы не может дать ребенку самостоятельно читать что то сложнее одностраничных сказок с простыми словами, а это не развивает его литературные навыки, его словарный запас, его мышление, его восприятие поступков.
В общем то и все, вот мой вывод и совет:
Не спешите подкинуть ребенку 3-5 лет книжку для самостоятельного чтения, а читайте ему, читайте вместе с ним.
Читайте с ним не простые сказочки, а красивые произведения классиков детских.
В данном случае количество (целая книга), предпочтительнее качества (самостоятельно прочитанное простое стихотворение).
А лучше всего, совмещайте это. Пусть ребенок прочтет заголовок, пусть прочтет название главы и первый абзац, пусть прочтет конец.
Кстати, технически это тоже его разовьет.
Ну и кроме того, с такого намного легче уйти в качественное самостоятельное чтение. В какой то момент, вы предложите ребенку дочитать начатую вами главу, а так как он привык уже к обыкновенному печатному тексту (а не к большим буквам, разделением на слога), то он без страха сделает это.
Комментарии
поступаю именно так.
Сейчас мы с ней читаем "Муфта, Полботинка и Моховая Борода". Выучили кучу новых слов, выражений, обговорили постуки и поведение героев, благо текст позволяет порассуждать о серьезных вещях. Я вижу, что читать такой текст ей сложновато, а вот книжечки для Дана она с легкостью читает, но мое чтение дает ей больше
мы читаем каждый вечер.
сейчас у нас Бианки ...
Я обещала почитать ей "Маленькая Баба Яга" после этой книги, а потом думаю почитаем Бианки. Ей папа сейчас читал про Мышонка Пика
и задуматься заставляет!
а если еще и иллюстрации хорошие, то можно немного и флору с фауной изучить
Хотя, каюсь, я иногда с айпада читаю ей
Так что я согласна, что не стоит форсировать события - можно просто оттолкнуть ребенка...
Мы не читали, а смотрели. А я жутко растраивалась, что не могу ей читать, я даже не помню, когда пришло это дикое желание к чтению
Я не расстраиваюсь, потому что сама начала с удовольствием читать только в 3-м классе. Да и она у нас самостоятельная, когда листает книги - делает вид, что читает.
Странно, но в садике она слушала чтение воспитателя, может влияние коллектива?
Мы не читали, а смотрели. А я жутко растраивалась, что не могу ей читать, я даже не помню, когда пришло это дикое желание к чтению
↑ Перейти к этому комментарию
Так что это еще совсем не показатель. Не переживайте
Так что я согласна, что не стоит форсировать события - можно просто оттолкнуть ребенка...
↑ Перейти к этому комментарию
Так что я согласна, что не стоит форсировать события - можно просто оттолкнуть ребенка...
↑ Перейти к этому комментарию
Только на планшете она предпочитает музыку и игрушки, в интернет сама выходит - музыкальные ролики на Ютубе смотрит.
А ещё есть предпочтения занятий с разными людьми: с моей мамой она книги слушает (только мама далеко живет и бываем мы у них 3-4 раза в год), муж ей сказки рассказывает, со мной рисовать любит.
Главное, что есть интерес к книгам и чтению, а что дальше будет - жизнь покажет.
Кроме того, что это полезно в плане развития речи и кругозора, это ещё хорошая возможность просто пообщаться. Пообсуждать события и иллюстрации
Расширение словарного запаса, расширение кругозора, а так же умение вести диалог
и по мне, дык это очевидно.
Деть читает. Читает сам. Но..под чутким моим руководством. Читаем, пересказываем, знакомимся с новыми словами. Прикидываем ситуации на себя и тд. Это очень важный процесс в развитии ребёнка и без родителей..никуда. При всём при этом мы всё равно вечером на ночь читаем ей книжку сами...
Я еще не знакома со старшим возрастом, это впереди.
Но это прекрасная возможность провести немного личного времени с повзрослевшим ребенком.
Эх, найти бы список книг детям с 3 до 5...
Зато у нас радость - Матюшка полюбил книжки. Несет, радуется, правда, внимания надолго не хватает. Я еще дочитать четверостишие не успела, он уже перелистывает.
Я из прочитанного постараюсь сорентироваться
Да и Элька раньше не слушала. Меня спасло, что я много знаю наизусть, вот и шпарила ей все, что знаю, так она привыкла к чтению
Эти два процесса должны не взаимоисключать друг друга , а дополнять!
Потому, как я много раз повторила, что стоит вовлекать ребенка в процесс чтения, давать ему читать заголовки, давать ему читать абзацы и прочее
Я сторонник обучения деток чтению (более того, моя дочь умеет читать уже давно), но дело в том, что в этом возрасте их понимание многих вещей сильно ограниченно их возрастом.
Их словарный запас далек от совшенства.
Прочитать они могут только то, что поймут. Ребенок, конечно, может технически прочитать слово Революция, но понять это слово он не может.
Я недавно читала доче Карлсона, прекрасно помню эту книгу с детства, но сейчас, когда я читала, как мама рассказывает Малышу, что он дороже всех сокровищ на свете, на глазах были слезы (я стала очень чувствительна с появлением детей). А потом мы долго с дочей говорили на эту тему, говорили о важности семейных отношений, о любви в семье, о том, что они самое дорогое, что есть у меня, о том, что они должны беречь свое здоровье не только ради себя, но и ради меня и папы.
В общем, это был очень глубокий и серьезный разговор. И если бы доча читала эту книгу бы сама, то этого разговора бы не было.
При этом, мы, конечно же, читаем с ней. Она читает свои задания по математике. Она читает книгу брату, она читает какие то стихи (того же Вадима Левина или Ренаты Мухи)
Я сейчас, читая уже что то посерьезнее, поняла, как важно сейчас дать ребенку богатый словарный запас, читая что то посерьезнее, чем то, что он может прочитать сам
Если б не мое чувствительное горло (вечно в нем заводиццо какое-то хрно с першением или без...), читала б своему вслух часами напролет.
Кстати, даже в самом начале ее чтения не покупала книги с текстом, где идет деление на слоги
Месяц тому назад она стала требовать читать сама. Берет книгу и читает, когда надоедает, то отдает мне.
Кстати, из за того, что она читает на русском, она за 2 минуты поняла, как читать на иврите.
Ее воспитательница в шоке, говорит, что такого еще не видела, что у нее запас слов на иврите меньше, чем у многих (она первый год в полностью ивритоговорящей среде, а до этого только утром на уроках), но она читает, а другие даже самые основы не могут понять
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: