КАССА букв и слогов, возможно сможет предупредить или уменьшить проблемы с чтением и списыванием в 1-2 (можно ли предупредить дисграфию?)

https://www.stranamam.ru/album/5454517/
Возникла идея изменить кассу букв и слогов.
(идея пока "виртуальная", возможно есть неточности и ошибки).
Возможно, слишком сложна и непонятна для ребенка, т. е. не особо нужна...
Запишу свои мысли по ЭТОМУ поводу, возможно получится их правильно сформулировать, оформить в каком-то простом и понятном виде. А может и нет...
Я учила своих детей по кассе ТОВ "Тетрада"(Киев), мы заучивали слоги, складывать из букв слоги (при чтении) оба категорически не хотели.
Старший знал буквы с 2-х лет, в пять (перед школой) чтобы научить читать, пришлось "вызубрить" слоги. Младший, вообще, не хотел учить ни буквы, ни цифры, ни слоги. Чтобы научить читать хоть как-то, тоже "ВЫЗУБРИЛИ" СЛОГИ.
Может идея уже не нова, есть аналогичные решения, я не в курсе.
Меня не покидает мысль, если бы я ПРАВИЛЬНО выучила слоги с ребенком, может быть у него не было ДИСГРАФИИ в такой тяжелой форме (9 букв путал и не выговаривал четко).
Ужасный почерк, со временем, я думаю улучшится.
Все картонки с буквами и слогами красивого желтого яркого цвета (касса букв, слогов и цифр), меня навели на мысль "Картонки должны быть разные у разных групп букв и групп слогов" (таблицу Менделеева помните, какая она "разноцветная" ).
(возможный вариант, дети должны их разукрасить в "нужные" цвета, а первоначально все картонки -белые).
Раскладывать картонные буквы можно на специальном листке бумаги, в случае нехватки гласных букв, можно написать нужную букву на листке-подкладке (между карточками согласных букв).
Пояснения к обозначениям (ЦВЕТ фона в табличках с буквами):
БЕЛЫЕ квадратики - " белый снег, зима, птички не поют, тишина" - "глухие" звуки ( при их произношении голос совсем не используется (голосовые связки на шее не вибрируют), а только шум.
Отредактированный уже вид украинской КАССЫ букв http://www.liveinternet.ru/users/4913329/post258893015/
СЕРЫЕ квадратики (колокольчик школьный - серого цвета, звенит)
ТЁМНО-СЕРЫЕ "очень звонкие" (2 колокольчика) - сонорные- ТОЛЬКО голос,
(ЛеРа, МаНя Й)-сонорные;
СВЕТЛО-СЕРЫЕ - парные согласные "просто звонкие"- ГОЛОС + ШУМ (здесь возможны 2 варианта, - голоса больше, чем шума или наоборот) :
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ - они образуют ПАРЫ "Б" -"П" ( "Б" -звонкая, голоса больше чем шума, "П"- звонкая, но голоса меньше чем шума.)
Там где "голоса больше чем шума" - можно ставить один колокольчик,
а где "голоса меньше чем шума", значит - СВЕТЛО-СЕРЫЙ квадратик (фон), колокольчика НЕТ.
Красный и синий цвет добавляется (если нужно обозначить)
"постоянную твердость" или "постоянную мягкость" (во всех сочетаниях слогов)
- для "Ж", "Ш", "Ц" (синий), для "Ч", "Щ", "Й" (красный).
https://www.stranamam.ru/photo/5454522/
Ниже статьи приведены фото для русского варианта КАССЫ БУКВ-СЛОГОВ.
Со слогами и буквами можно играть, только ребенок должен четко знать,
что гласные буквы -помощницы, они помогают определить твердость или мягкость звука (смотря в какой они группе в "СИНЕЙ" или "РОЗОВОЙ":
КАССА букв и слогов (или настольная игра):
Звери "играются" любимыми игрушками-буквами и игрушками-слогами.
в РУССКОМ ВАРИАНТЕ действующие лица игры - Медведь (бас, говорит громко и грубо) и Зайчик (говорит мягко).
Любимые буквы Медведя - "Ж","Ш","Ц".
(всегда твердые- цвет шрифта буквы -СИНИЙ)
Любимые буквы Зайчика - "Ч","Щ","Й".
(всегда мягкие- цвет шрифта букви -КРАСНЫЙ)
А все остальные буквы - шрифт ЧЕРНЫЙ.
А вот слоги с этими буквами должны быть на синих картонках.(может быть " с рамочкой" чтобы подчеркнуть произношение).
Получается, решение примера:
Ж + И = ЖИ
светло-серебристый розовый синий
с одним "колокольчиком"
Сонорные - "ЛеРа, МаНя, Й"- темно-серебристые + 2 "колокольчика".
А "общие игрушки" парные согласные, наверное, можно сделать светло-серебристыми + "колокольчик" есть- значит звонкий,
светло-серебристый без "колокольчика" - значит глухой.
Парные звонкие рус.
Парные глухие рус.- светло -серые карточки (фон)
Звонкие (сонорные) рус.- серые карточки
Согласные глухие рус. - белые карточки
"Прямая" задача:
Б + А =? (какого цвета должен быть квадратик?)
Б + И =?
Ж + И =?
Ж + И =?
Ч + И =?
Ч + А =?
2. "обратная задача", по СЛОГУ определить из каких именно букв-звуков
он состоит (звонкие-глухие, мягкие-твердые).
МИ =? +?
МА =? +? и так далее и тому подобное.
3. Согласные из одной группы (одного цвета квадратики) можно "связать" в какое-то слово или фразу, чтобы было легче запомнить, с помощью гласных букв.
Если ребенку интересно, пусть поупражняется, пофантазирует КАКИМИ словами
можно объединить ВСЕ нужные буквы.
Вариант 1
в УКРАИНСКОМ ВАРИАНТЕ
Медведь(бас),
Зайчик(тоненький голосок, варианты- белочка, мышка),
Лиса (немножко мягкий голос).
Приголосні: Тверді (говорить ведмідь, його іграшки),(синие квадратики)
М’які (заєць, його іграшки), (красные квадратики)
"хитрі"- пом’якшені говорить Лиса (її іграшки). (жёлтые квадратики)
Приголосні може говорити хто-небудь, але як ми довідаємось ХТО?
У цьому допомогають букви(звуки)- помічниці:
рожеві картонки - І,Є, Ю, Я,Ї;
голубі картонки - И, Е, У, А, О,
Приголосні- дзвінки: (сонорні- "ВаЛеРа, МаНя, Й"- позначення
"два маленьких дзвоника на картонке нижче букви"(т. е. дуже дзвінки),
усі інші дзвінки - "один дзвоник" (голос і шум).
Приголосні глухі(шум)- "ХоЧеШ ПоКаТаТиСь ЦиФ"(нема голосу,
голосові звязки не рухаються на шії, значок "перекреслене вухо",
або "губи закриті" ).
Дзвінки букви(звуки) можуть бути на сріблястих картонках (цвет дзвоника).
Сонорні - темно-сріблястого кольору, інші дзвінкі - світло-сріблястого.
Глухі букви -на білих картонках (сніг, зима, пташки не співають, тихо).
СКЛАДИ з приголосними: "М’які"- червоні картонки, "тверді"- сині картонки.
У зайчика є найулюбленіша іграшка буква "Й", він завжди ії тримає
при собі, звук цієї букви завжди м’який.
У лисиці теж є декілька улюблених- це букви, які залишаються ЗАВЖДИ
твердими, перед "І" пом’якшуються ("хитрі букви"- руді як лиса),
але м’якими не стають, як інші."Жовті" склади.
Вправи (ігри), які можно виконувати:
1) картки складаємо як приклад з математики
М + А =? (картка якого кольору повинна бути?)
М + І =?
М + И =?
2) потім, можливо, треба розв’язувати зворотню задачу, по складу
знайти потрібні приголосні і голосні(картки ).
3)з карток приголосних букв (звуків) однієї групи (кольору)
утворити кілька слів, або речення. Картки з голосними брати скільки
треба. Ця вправа допоможе запам’ятати який звук у ЦІЄЇ букви "N"
(дзвінкий, глухий).
Наприклад: дзвінкі- "РоЙ ДЖМеЛіВ ГуДе БеЗ МеДу, аЖ ДЗВін ЙДе"
глухі - "ХоЧеШ ПоКаТаТиСь, ЦиФ?" (ципленок, або цуцик).
(перевірка, долонью доторкнутися до низу шиї, сказати про Цифа, голосові
зв’язки не ворушаться).
Мабуть, букви, які могут бути, або тверді, або пом’якшені(лисячи), треба
відокремити в спеціальну "ЖОВТУ" группу.(По-моему, эти буквы не дружат
с "Ь", после них его никогда не ставят. Если я права, ЭТО тоже нужно
каким-то образом "обыграть" ).
З "жовтими" буквами теж скласти слова.
---------------
Деление гласных на группы: "смягчающие" (розовая) и "несмягчающие" (синяя).
в УКРАИНСКОМ ВАРИАНТЕ игры действующие лица:
Медведь(бас),
Зайчик(тоненький голосок, варианты- белочка, мышка),
Лиса (немножко мягкий голос).
Приголосні: Тверді (говорить ведмідь, його іграшки),(синие квадратики)
М’які (заєць, його іграшки), (красные квадратики)
"хитрі"- пом’якшені говорить Лиса (її іграшки). (жёлтые квадратики)
Приголосні може говорити хто-небудь, але як ми довідаємось ХТО?
У цьому допомогають букви(звуки)- помічниці:
рожеві картонки - І,Є, Ю, Я,Ї;
голубі картонки - И, Е, У, А, О,
Приголосні- дзвінки: (сонорні- "ВаЛеРа, МаНя, Й"- позначення
"два маленьких дзвоника на картонке нижче букви"(т. е. дуже дзвінки),
усі інші дзвінки - "один дзвоник" (голос і шум).
Приголосні глухі(шум)- "ХоЧеШ ПоКаТаТиСь ЦиФ"(нема голосу,
голосові звязки не рухаються на шії, значок "перекреслене вухо",
або "губи закриті" ).
Дзвінки букви(звуки) можуть бути на сріблястих картонках (цвет дзвоника).
Сонорні - темно-сріблястого кольору, інші дзвінкі - світло-сріблястого.
Глухі букви -на білих картонках (сніг, зима, пташки не співають, тихо).
СКЛАДИ з приголосними: "М’які"- червоні картонки, "тверді"- сині картонки.
У зайчика є найулюбленіша іграшка буква "Й", він завжди ії тримає
при собі, звук цієї букви завжди м’який.
У лисиці теж є декілька улюблених- це букви, які залишаються ЗАВЖДИ
твердими, перед "І" пом’якшуються ("хитрі букви"- руді як лиса),
але м’якими не стають, як інші."Жовті" склади.
Вправи (ігри), які можно виконувати:
1) картки складаємо як приклад з математики
М + А =? (картка якого кольору повинна бути?)
М + І =?
М + И =?
2) потім, можливо, треба розв’язувати зворотню задачу, по складу
знайти потрібні приголосні і голосні(картки ).
3)з карток приголосних букв (звуків) однієї групи (кольору)
утворити кілька слів, або речення. Картки з голосними брати скільки
треба. Ця вправа допоможе запам’ятати який звук у ЦІЄЇ букви "N"
(дзвінкий, глухий).
Наприклад: дзвінкі- "РоЙ ДЖМеЛіВ ГуДе БеЗ МеДу, аЖ ДЗВін ЙДе"
глухі - "ХоЧеШ ПоКаТаТиСь, ЦиФ?" (ципленок, або цуцик).
(перевірка, долонью доторкнутися до низу шиї, сказати про Цифа, голосові
зв’язки не ворушаться).
Мабуть, букви, які могут бути, або тверді, або пом’якшені(лисячи), треба
відокремити в спеціальну "ЖОВТУ" группу.(По-моему, эти буквы не дружат
с "Ь", после них его никогда не ставят. Если я права, ЭТО тоже нужно
каким-то образом "обыграть" ).
З "жовтими" буквами теж скласти слова.
Украинские гласные: "смягчающие" и "несмягчающие"
В украинском варианте добавляется еще одна группа звуков-слогов
- "пом’якшені"- звуки ЭТИХ букв могут быть ТОЛЬКО ТВЕРДЫМИ,
перед "смягчающими" гласными (І, Ї, Є, Ю, Я) - они немного "смягчаются",
но совсем "мягкими" быть не могут, потому что по правилам украинского языка
данные буквы категорически "не дружат" с "Ь", его нельзя ставить после них.
Вот такая хитрость. А кто главный хитрец - ЛИСА, значит "ЧЬИ это буквы-звуки?", конечно, лисьи, и фон квадратиков желтый или оранжевый.
КАССА букв и слогов (укр.), главное отличие от рус. варианта: есть "жёлтые" слоги (помьякшени), "всегда мягкая" - только "Й", есть ""всегда твердые", но в укр. языке они "... пом’якшуються перед "і" (Я, Ю, Є, Ї)--- "желтого цвета", совсем мягкими никогда не бывают, после них нельзя ставить мягкий знак. В укр. языке есть только один "Ь" - смягчающий. (а в рус. языке, если по смыслу разделять то аж ТРИ "Ь", см. сказку про "Ь" в статье про дисграфию).
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: