О воспитании через чтение

Для детей в возрасте до 3-4 лет важно, с каким выражением лица и интонацией вы читаете книжку. Для них важен голос и течение речи (или звуков) во время чтения. Помню, как моя двухлетняя дочь могла долго слушать стихи Некрасова, Тютчева, Лермонтова, Есенина. Ей было важно прижаться ко мне и слушать прекрасное звучание ещё не вполне понятного для неё языка.
Ребёнок четырёх-пяти лет понимает больше, но нельзя читать ему быстро и всё сразу. Приступая к чтению следующей части, нужно быть уверенным, что ребёнок понял (помнит) предыдущую. И уж, конечно, нельзя читать книжку в поучительном и всепонимающем тоне. Ребёнок должен видеть, что вы сами хотите понять её, ищете и перечитывает прочитанные строки. Можно задавать такие вопросы, такие как, например, "ты не помнишь, как её зовут?". Ребёнок может не помнить, тогда вы демонстрируете ему, как ищете в книжке и находите (радуетесь!). Если ребёнок вспомнил и ответил, то хорошо показать, что вы ему очень благодарны, потому что для вас это было важно! Прочитав что-то в тексте, можно задать вопрос: "Интересно, почему он так поступил (или ответил), что он почувствовал? Как ты думаешь, что будет дальше?" А прочитав про снег, можно вспомнить забавный случай из жизни ребёнка, связанный со снегом. Можно вместе рисовать по прочитанному.
Всё должно быть спонтанно и свободно. У ребёнка этого возраста желания могут возникать "вдруг" и так же пропадать, поэтому, если он просит ему почитать, то важно найти хотя бы немного времени для чтения или разговора, вспоминая, о чём книжка. Важно ответить ребёнку, чтобы закрепить в нём желание читать.
С детьми старшего возраста можно читать по ролям. Дети от шести лет способны понять очень многое. Как говорила Мария Монтессори, в этом возрасте они маленькие учёные. С ними можно вести беседы по книжке и радоваться и удивляться их мудрости.
Будет замечательно, если во время чтения или после него вы включите тихую гармоничную музыку. В таком случае ребёнок лучше прочувствует книгу. Конечно, это касается добрых светлых историй, которые мы читаем вместе с детьми.
В дальнейшем, когда ребёнок станет подростком, он будет менее зависимым от сверстников, более доброжелательным, самостоятельным и жизнерадостным по сравнению с теми из своих ровесников, которые не читали, мало читали или читали "не те" книги, т. е. книги, которые не напитали их мудростью и светом.
Комментарии
Поэтому до глубины души меня поразило незнание миссис России, мамы двоих детей, самых детских авторов. Не учитель с библиотекарем должны учить любить наших детей книгу, это дело родителей.....
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: