Город, в котором я родилась. Мечети Казани
Как вы понимаете Казань- это столица Республики Татарстан. И проживают в городе люди множества национальностей и народностей.
Есть православные и мусульмане.
В христианских храмах мы уже побывали... И будет еще, я обещаю!
А сейчас на очереди очень интересная местная достопримечательность Казани, которая представляет собой целый район, и который несет в себе историческую и архитектурную ценность. На сей раз речь пойдет о Старо-татарской слободе в Казани. Эта территория очень интересна, на ней находятся старинные памятники Казани, в т. ч. мечети, особняки татарских купцов.
Схематично на карте Казани Старо-татарскую слободу можно выделить так:
Вот. Немного про историю данного места. После захвата Казани Иваном Грозным всем татарам-мусульманам не разрешалось жить в верхней части города. (Место выше обведенной на карте области) Все были выселены за Казанский посад, где и образовалась Татарская слобода. Находилась она (да и сейчас находится) за озером Кабан и протока Булак, что ныне носит только декоративный вид. Интересно озеро Кабан, которое упомянул я выше. Существует предание, согласно которому все сокровища Казанского ханства были запечатаны в бочки, а бочки затоплены в Кабане. Многие искали сокровища Казанского ханства, но безрезультатно. Дно кабана очень и очень илистое. Да и за 4 с половиной века о глубине залегания сокровищ можно только догадываться Причем предложения о поиске также поступали и из-за границы, но им давался отказ, т. к. в случае, если они что-либо бы находили, по праву собственности это переходило бы им.
В Старо-татарской слободе сохранилось несколько старинных мечетей и домов татарских купцов. Центральным местом в слободе была Юнусовская площадь, названная в честь именитого рода купцов Юнусовых.
мечеть Марджани — самая старая каменная мечеть Казани, постройки аж 1767 года. Интересно то, что до этого года татарам не развешалось строить каменные мечети. Все решилось благодаря указу императрицы Екатерины II, которая как раз в 1767 году совершала «турне» по России и заехала в Казань.
История повествует, что, находясь в Казани в мае 1767 года, Екатерина приняла делегацию татарских мурз и священнослужителей, которые попросили ее отменить запрет на строительство в Казани новых каменных мечетей. Императрица запрет отменила и «издала, — согласно преданию, — распоряжение о том, чтобы никаких споров относительно религии не было, и… приказала строить мечети…».
Первоначально мечеть называлась красивым словом Эфенди (что переводится как «Господня»), но после несколько раз меняла свое название. Она была и Юнусовской мечетью, и Первой приходской, современное её название Марджани. Когда она именовалась «Первой приходской», на должность муллы и мударриса (ученого, профессора) был приглашен выдающийся татарский историк и просветитель Шигабутдин Марджани, получивший образование в Самарканде и Бухаре. Скоро он стал имамом мечети, которую впоследствии назвали его именем. Рядом с мечетью, в двухэтажном кирпичном здании, Марджани открыл медресе, в котором учился в свое время выдающийся татарский композитор Салих Сайдашев, которому перед педуниверситетом поставлен памятник. На нижнем этаже мечети также располагалось мектебе. Сам Марджани жил в первом квартале центральной улицы Старо-татарской слободы. Интересно и то, что в Советское время это была единственная действующая мечеть на всю Казань.
Следующей по нашему маршруту является Апанаевская мечеть.
Построена на средства татарского купца Якуба Султангалеева в 1768—71 гг. после того, как лидеры мусульманской общины Казани добились разрешения императрицы Екатерины II на постройку двух каменных мечетей взамен разрушенных по указу императрицы Анны Иоанновны и сгоревших (вторая — совр. аль-Марджани). Своё название получила по имени купцов Апанаевых, проживавших в махалле и содержавших её.
В советское время, минарет этой мечети был снесен. Общее пространство разделено на 3 этажа, а резной фасад был заштукатурен и стесан. Там располагался детский садик. И только в 1995 году началась реставрация, которая успешно закончена.
В Старо-татарской слободе большое количество домиков татарских купцов, которые до сих пор стоят в своем первоначальном ввиде: из дерева и покрашенные, под национальный колорит. Однако не все так хорошо, как кажется.
Большое количество домой татарских купцов стоит бесхозные и полуразрушенные, хотя на них есть таблички, что это памятники архитектуры и они охраняются государством. Парадокс.
Ну, не будем о грустном, у нас на очереди просто шедевр Старо-татарской слободы. Дом Шамиля — одно из самых красивых зданий в Казани и Старо-татарской слободе. Его фасад спроектирован в виде средневекового замка с многочисленными украшениями и декором и перекликается с традициями национального зодчества.
Первоначальное здание, уникальное по своей архитектуре, было подвергнуто изменениям, т. е. дом перестраивался по проекту Г. Б. Руша (знаменитый дом Кекина также построен по его проекту) и Ф. И. Амлонга. Наиболее богатым «архитектурным излишеством» является главный фасад дома, выходящий на Тукаевскую улицу. Парадный подъезд украшен большим эркером, нависающим над входом, верхнюю часть украшают многочисленные шпили.
Сейчас в здании находится литературный музей им. Г. Тукая.
Сейчас перейдем на Юнусовскую площадь. Здесь в XVII в. – начале XVIII в. находилось мусульманское кладбище. Площадь появилась в результате строительства на основе утвержденного Екатериной II нового плана Казани. Центральная улица Старо-татарской слободы переместилась сюда с берега Кабана. На ее пересечении с улицей, проходящей между двух главных казанских мечетей (Марждани и Базарной), появилась квадратная площадь, со временем ставшая главной в этом районе. Облюбованная богатыми купцами и мурзами, она постепенно застраивалась по проектам лучших казанских архитекторов. Расположенная в татарской части города, площадь была местом массовых сходок, собраний, митингов, манифестаций татарского населения. В послереволюционные годы потеряла свое значение и превращена в сквер.
Название получила от имени купцов и фабрикантов Юнусовых, на средства которых было построено несколько мечетей в городе, детский приют, большая усадьба (ныне 3-я горбольница). И, собственно, особняк Юнусовых, где ныне находится Городская поликлиника №7 и травмпункт Вахитовского района города Казани.
Следующая на маршруте у нас Бурнаевская мечеть. Была она построена в 1872 году, в очень интересном стиле. По легенде, купец Бурнаев очень любил путешествовать. И на свои деньги построил мечеть в турецком стиле, которая стоит до сих пор и радует глаз казанцев и гостей города.
И последняя мечеть, которую мы посмотрим — Азимовская мечеть. По истине самая красивая старинная мечеть Казани. Одно плохо — это её месторасположение. Находится она в промышленной зоне «Нефис — косметикс».
Построена в стиле эклектики национально-романтического направления в 1887—1890 годах на месте старой деревянной мечети, существовавшей с 1804 года. Строительство осуществлено на средства купца М. М. Азимова. Азимовская мечеть — одноэтажная двухзальная мечеть-джами с минаретом высотой 51 м над входом. В декоративном убранстве использованы мотивы архитектуры мусульманского Востока. В 1930—1992, в связи с антирелигиозной политикой советской власти, не использовалась по назначению. В результате строительства оказалась в центре промышленной зоны. В 1990—1992 годах реконструирована и реставрирована по проекту архитектора Р. В. Билялова. На территории мечети находится 2-этажное здание медресе и деревянный дом муллы. В настоящее время используется мусульманской общиной.
Источник http://www.kazan-guide.ru/. Фото использованы с этого сайта.
Есть православные и мусульмане.
В христианских храмах мы уже побывали... И будет еще, я обещаю!
А сейчас на очереди очень интересная местная достопримечательность Казани, которая представляет собой целый район, и который несет в себе историческую и архитектурную ценность. На сей раз речь пойдет о Старо-татарской слободе в Казани. Эта территория очень интересна, на ней находятся старинные памятники Казани, в т. ч. мечети, особняки татарских купцов.

Схематично на карте Казани Старо-татарскую слободу можно выделить так:
Вот. Немного про историю данного места. После захвата Казани Иваном Грозным всем татарам-мусульманам не разрешалось жить в верхней части города. (Место выше обведенной на карте области) Все были выселены за Казанский посад, где и образовалась Татарская слобода. Находилась она (да и сейчас находится) за озером Кабан и протока Булак, что ныне носит только декоративный вид. Интересно озеро Кабан, которое упомянул я выше. Существует предание, согласно которому все сокровища Казанского ханства были запечатаны в бочки, а бочки затоплены в Кабане. Многие искали сокровища Казанского ханства, но безрезультатно. Дно кабана очень и очень илистое. Да и за 4 с половиной века о глубине залегания сокровищ можно только догадываться Причем предложения о поиске также поступали и из-за границы, но им давался отказ, т. к. в случае, если они что-либо бы находили, по праву собственности это переходило бы им.
В Старо-татарской слободе сохранилось несколько старинных мечетей и домов татарских купцов. Центральным местом в слободе была Юнусовская площадь, названная в честь именитого рода купцов Юнусовых.
мечеть Марджани — самая старая каменная мечеть Казани, постройки аж 1767 года. Интересно то, что до этого года татарам не развешалось строить каменные мечети. Все решилось благодаря указу императрицы Екатерины II, которая как раз в 1767 году совершала «турне» по России и заехала в Казань.
История повествует, что, находясь в Казани в мае 1767 года, Екатерина приняла делегацию татарских мурз и священнослужителей, которые попросили ее отменить запрет на строительство в Казани новых каменных мечетей. Императрица запрет отменила и «издала, — согласно преданию, — распоряжение о том, чтобы никаких споров относительно религии не было, и… приказала строить мечети…».
Первоначально мечеть называлась красивым словом Эфенди (что переводится как «Господня»), но после несколько раз меняла свое название. Она была и Юнусовской мечетью, и Первой приходской, современное её название Марджани. Когда она именовалась «Первой приходской», на должность муллы и мударриса (ученого, профессора) был приглашен выдающийся татарский историк и просветитель Шигабутдин Марджани, получивший образование в Самарканде и Бухаре. Скоро он стал имамом мечети, которую впоследствии назвали его именем. Рядом с мечетью, в двухэтажном кирпичном здании, Марджани открыл медресе, в котором учился в свое время выдающийся татарский композитор Салих Сайдашев, которому перед педуниверситетом поставлен памятник. На нижнем этаже мечети также располагалось мектебе. Сам Марджани жил в первом квартале центральной улицы Старо-татарской слободы. Интересно и то, что в Советское время это была единственная действующая мечеть на всю Казань.

Следующей по нашему маршруту является Апанаевская мечеть.
Построена на средства татарского купца Якуба Султангалеева в 1768—71 гг. после того, как лидеры мусульманской общины Казани добились разрешения императрицы Екатерины II на постройку двух каменных мечетей взамен разрушенных по указу императрицы Анны Иоанновны и сгоревших (вторая — совр. аль-Марджани). Своё название получила по имени купцов Апанаевых, проживавших в махалле и содержавших её.
В советское время, минарет этой мечети был снесен. Общее пространство разделено на 3 этажа, а резной фасад был заштукатурен и стесан. Там располагался детский садик. И только в 1995 году началась реставрация, которая успешно закончена.

В Старо-татарской слободе большое количество домиков татарских купцов, которые до сих пор стоят в своем первоначальном ввиде: из дерева и покрашенные, под национальный колорит. Однако не все так хорошо, как кажется.

Большое количество домой татарских купцов стоит бесхозные и полуразрушенные, хотя на них есть таблички, что это памятники архитектуры и они охраняются государством. Парадокс.


Ну, не будем о грустном, у нас на очереди просто шедевр Старо-татарской слободы. Дом Шамиля — одно из самых красивых зданий в Казани и Старо-татарской слободе. Его фасад спроектирован в виде средневекового замка с многочисленными украшениями и декором и перекликается с традициями национального зодчества.
Первоначальное здание, уникальное по своей архитектуре, было подвергнуто изменениям, т. е. дом перестраивался по проекту Г. Б. Руша (знаменитый дом Кекина также построен по его проекту) и Ф. И. Амлонга. Наиболее богатым «архитектурным излишеством» является главный фасад дома, выходящий на Тукаевскую улицу. Парадный подъезд украшен большим эркером, нависающим над входом, верхнюю часть украшают многочисленные шпили.


Сейчас в здании находится литературный музей им. Г. Тукая.
Сейчас перейдем на Юнусовскую площадь. Здесь в XVII в. – начале XVIII в. находилось мусульманское кладбище. Площадь появилась в результате строительства на основе утвержденного Екатериной II нового плана Казани. Центральная улица Старо-татарской слободы переместилась сюда с берега Кабана. На ее пересечении с улицей, проходящей между двух главных казанских мечетей (Марждани и Базарной), появилась квадратная площадь, со временем ставшая главной в этом районе. Облюбованная богатыми купцами и мурзами, она постепенно застраивалась по проектам лучших казанских архитекторов. Расположенная в татарской части города, площадь была местом массовых сходок, собраний, митингов, манифестаций татарского населения. В послереволюционные годы потеряла свое значение и превращена в сквер.
Название получила от имени купцов и фабрикантов Юнусовых, на средства которых было построено несколько мечетей в городе, детский приют, большая усадьба (ныне 3-я горбольница). И, собственно, особняк Юнусовых, где ныне находится Городская поликлиника №7 и травмпункт Вахитовского района города Казани.

Следующая на маршруте у нас Бурнаевская мечеть. Была она построена в 1872 году, в очень интересном стиле. По легенде, купец Бурнаев очень любил путешествовать. И на свои деньги построил мечеть в турецком стиле, которая стоит до сих пор и радует глаз казанцев и гостей города.

И последняя мечеть, которую мы посмотрим — Азимовская мечеть. По истине самая красивая старинная мечеть Казани. Одно плохо — это её месторасположение. Находится она в промышленной зоне «Нефис — косметикс».

Построена в стиле эклектики национально-романтического направления в 1887—1890 годах на месте старой деревянной мечети, существовавшей с 1804 года. Строительство осуществлено на средства купца М. М. Азимова. Азимовская мечеть — одноэтажная двухзальная мечеть-джами с минаретом высотой 51 м над входом. В декоративном убранстве использованы мотивы архитектуры мусульманского Востока. В 1930—1992, в связи с антирелигиозной политикой советской власти, не использовалась по назначению. В результате строительства оказалась в центре промышленной зоны. В 1990—1992 годах реконструирована и реставрирована по проекту архитектора Р. В. Билялова. На территории мечети находится 2-этажное здание медресе и деревянный дом муллы. В настоящее время используется мусульманской общиной.


Источник http://www.kazan-guide.ru/. Фото использованы с этого сайта.
Комментарии
У меня воспоминания - безмятежное детство, романтическая юность, свадьба...
Меня вот тянет... а возможности нет...
Юру вчера в больницу положили...
Модые мои с внучком дома, но малого еще не выписали!
У сына машинка сломалась... опять все широким кверху!
Юре скорейшего выздоровления.
А машины они такие, как очень необходимы так ломаются.
Малышу тоже здоровья, как тяжело когда такие болеют, и сказать не могут где что болит и что они хотят.
Потом на мебели работала швеей... тяжело физически!!!
В общем я, конечно не против в пригороде жить... но стройку сейчас уже не осилим!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: