Е. Дога: Вальс из к\ф "Мой ласковый и нежный зверь"

- Поделиться

Дога часто подчеркивает, что музыка в кино - прекрасная лаборатория, мобилизующая все его силы. "Я с удовольствием работаю для кино и меня радует, когда музыка "сходит" с экрана в жизнь. Предугадать никогда невозможно, когда случится такое, когда - нет". Когда он написал музыку к первым ста фильмам - сбился со счета, сейчас их около двухсот.
Ра6ота на "Мосфильме" более двадцати лет утвердила Е. Догу мастером высокого класса и расширила границы его творческой лаборатории от Киргизии до Прибалтики, Варшавы, Белграда, Хельсинки, Мюнхена, Бухареста.

История появления на свет «Вальса» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», кстати, тоже красноречива одним «моментиком», о котором рассказал композитор.
Когда приступили на "Мосфильме" к работе над этой картиной, Э. Лотяну все время наставлял Е. Догу, что это - не "Табор" ( х\ф ранее созданный дуэтом Лотяну-Дога, примеч.) и музыка не должна здесь так сочно звучать, что это фильм о другом мире.
Лотяну имел обыкновение снимать фильмы под фонограмму. Принципиально. Может быть, потому, что так он яснее видел динамику кадра, или музыка помогала ему чувственно проникнуться смыслом сцены - неизвестно.
Вся съемочная группа томилась в ожидании: вальса к ключевой драматической ситуации фильма, первой сцене свадьбы Оленьки, не было, не было «кардиограммы» фильма, как потом образно назвал вальс Лотяну.

.. Все это время Дога, однако же, не бездельничал
- он пропадал в архивах музея Глинки, искал вальсы времен 80-х годов XIX века, пытался что-нибудь скомпилировать, но найти ничего не мог, ничего не нравилось. Старые записи на металлических дисках казались ему дребеденью: "Такую дребедень я и сам напишу!".
И буквально за два деня до съемок врывается разъяренный Лотяну и коротко спрашивает: "Где вальс?".
Дога стал наигрывать что-то банальное, как он сам сейчас говорит, эскизы одного, другого, третьего. Лотяну свирепеет.
А в стороне лежал эскиз, написанный зеленой пастой, так, как бы "для себя".
Дога подхватил ноты, проиграл первые фразы, и Лотяну убедил его, что это оно самое и есть. Вальс не мог не изменить и не одухотворить сцену.
Режиссер начал выкладывать ее драматургию. В 11 вечера он ушел, а Дога остался один на один с идеей придуманного на свою голову вальса, от которой ему было жутковато.
- Поделиться

К утру следующего дня все было сдано в работу, а вечером сыграно оркестром кинематографии.
На следующий день, а это было начало лета, в Валуеве, под Москвой, съемочная группа, лежа на траве, десятки раз прослушивала вальс.
Никто и не подозревал тогда, какая счастливая судьба сложится у этой музыки. Нет перехода метро в Москве, нет дворца бракосочетания, в котором бы она не звучала. На свадьбах этот вальс - любимая музыка, под которую молодожены танцуют свой первый танец.
Его популярность - загадка для самого композитора. Ему кажется, что у него есть более интересная музыка, которая не стала такой популярной. "Почему это так? Ну и пусть. Я тоже могу ошибаться..." - задумчиво говорит Дога.
- Поделиться

- Поделиться


Позже Лотяну признался, что тот вальс на озере - живой нерв фильма «Мой ласковый и нежный зверь», «тончайшая паутина звуков, сотканная из грез и былей, порывов и предчувствий...»
Музыка без слов написала чью-то драму души.
- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться

Она расширила пространство драмы, протянула куда-то за экранное изображение линию судьбы героев.
И так получалось с музыкой Доги к кинофильмам - особенно лотяновским - не раз.
doga.asm.md
moldovenii.md
Комментарии
Спасибо!!!
(Не возражаете, если я Вам буду помогать вставлять превьюшки?
сама неумею,
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: