САМООЦЕНКА - БОЛЬШАЯ И МАЛЕНЬКАЯ, часть 1
- Как сказал один умный человек - важно не то, как человек ценит сам себя, а то, как ценят его окружающие.
- И кто же этот умный человек?
- Это я.
Из сети
Как следует из термина, самооценка – это "оценка самого себя". То есть для формирования "собственной" оценки то, как вас оценивают окружающие, вроде бы не должно иметь значения.
Но в том-то и проблема, что очень и очень многие часто путают эти вещи. И невольно ждут оценок социума, особенно достаточно актуального: даже несмотря на то, что эти оценки могут быть вопиюще необъективными.
Самооценка, особенно объективная и адекватная – вопрос действительно сложный. И во многом вот почему: самооценки "в общем" – не бывает. Как не бывает по идее и "общей оценки окружающих". Если говорить о ком-то "он хороший человек" или "он плохой человек" – тут же возникает много вопросов: в чем хороший? В чем плохой? Для кого? По каким критериям?
И формируя "собственную оценку себя", полезно в первую очередь разделять "область всей своей жизни" на маленькие отдельные области с конкретными критериями, и в каждой из них буквально сформировываться отдельную самооценку.
Кстати, можно обмолвиться и о том, отчего в таком случае может сформировываться так называемый перфекционизм: стремление "всегда быть совершенством во всех отношениях". Перфекционисты чаще всего подходят к самооценке "в общем", и более того: если они в какой-то области "менее успешны" (что бывает сплошь и рядом, ибо физически невозможно уметь всё), они не говорят о себе "мол, в этой области я мало могу, но зато…" – они выставляют себе по жизни общую "двойку". Именно за то, что они хотя бы чего-то не умеют.
Те же, кто перфекционизмом не страдает, подходят к самооценке по методу кота Матроскина: да, мол, я вот тут не силен, "но зато я вышивать умею и на швейной машинке тоже могу…"
И адекватность "оценки себя самого самим собой" – не в том, чтобы стремиться уметь все, а в том, чтобы объективно оценивать себя в каждой области. Разумеется, где это можно измерить цифрами или какими-то еще конкретными показателями – там это будет объективнее. Но есть такие области, где подобную "оценку самому себе" поставить очень сложно.
самооценка бывает как заниженной, так и завышенной.
В первом случае человек чаще всего банально свыкается с мыслью, что он – ничтожество, нередко даже превращая это в своего рода психологический купон. И часто не подозревает, что САМОоценки тут опять же как раз и нет. А поэтому вряд ли задумывается: на каком основании он себя так низко ценит, если это он ценит САМ, а не внешний социум? И на каком основании социум оценивает его так низко, и кому из этого социума выгодно так или иначе, чтобы он сам, этот человек, ощущал себя "вечным двоечником"?..
Такая постановка вопроса позволяет взглянуть на окружающую среду и на себя в этой среде иными глазами, и в том числе обнаружить, кто же, условно говоря, тем или иным способом занижает вашу самооценку и с какими целями. Иногда это практически основа решения "проблемы самооценки": во всяком случае - первый шаг к тому, чтобы выработать адекватную оценку себя самого как личности и как части той или иной среды.
Не меньшие проблемы могу возникать и с завышенной самооценкой. Внешний социум (как правило, самый первый – семья, родители) внушает ребенку, что он "самый умный, самый красивый и вообще самый-самый!..." А когда ребенок попадает в другой социум – в детский сад и школу - сплошь и рядом бывает так, что "завышенная самооценка" резко сменяется на "заниженную". Потому что, ясное дело, оставаться "самым-самым" практически невозможно в среде таких же детей, тем более если им родители привили те же убеждения. В результате расхождение между оценками дома и в школе приводит к ребенка к внутреннему ощущению неуспеха, что, как понятно, не самым лучшим образом влияет на его школьные достижения, социализацию и общий уровень притязаний. И самое сложное – детям, ощущающим нечто подобное, совершенно неясны истоки и причины всей этой проблематики, они не в состоянии а нее повлиять, - и нередко вынуждены в таком состоянии фрустрации жить по крайней мере до того сознательного возраста, когда они смогут попасть на прием к психотерапевту и разобраться с этой проблемой.
Так что иногда, возможно, как раз родителям (иногда с помощью того же психотерапевта) стоит заранее озаботиться профилактикой такого рода последствий, чтобы избежать формирования у ребенка неадекватной и разрушаемой внешним социумом самооценки.
- И кто же этот умный человек?
- Это я.
Из сети
Как следует из термина, самооценка – это "оценка самого себя". То есть для формирования "собственной" оценки то, как вас оценивают окружающие, вроде бы не должно иметь значения.
Но в том-то и проблема, что очень и очень многие часто путают эти вещи. И невольно ждут оценок социума, особенно достаточно актуального: даже несмотря на то, что эти оценки могут быть вопиюще необъективными.
Самооценка, особенно объективная и адекватная – вопрос действительно сложный. И во многом вот почему: самооценки "в общем" – не бывает. Как не бывает по идее и "общей оценки окружающих". Если говорить о ком-то "он хороший человек" или "он плохой человек" – тут же возникает много вопросов: в чем хороший? В чем плохой? Для кого? По каким критериям?
И формируя "собственную оценку себя", полезно в первую очередь разделять "область всей своей жизни" на маленькие отдельные области с конкретными критериями, и в каждой из них буквально сформировываться отдельную самооценку.
Кстати, можно обмолвиться и о том, отчего в таком случае может сформировываться так называемый перфекционизм: стремление "всегда быть совершенством во всех отношениях". Перфекционисты чаще всего подходят к самооценке "в общем", и более того: если они в какой-то области "менее успешны" (что бывает сплошь и рядом, ибо физически невозможно уметь всё), они не говорят о себе "мол, в этой области я мало могу, но зато…" – они выставляют себе по жизни общую "двойку". Именно за то, что они хотя бы чего-то не умеют.
Те же, кто перфекционизмом не страдает, подходят к самооценке по методу кота Матроскина: да, мол, я вот тут не силен, "но зато я вышивать умею и на швейной машинке тоже могу…"
И адекватность "оценки себя самого самим собой" – не в том, чтобы стремиться уметь все, а в том, чтобы объективно оценивать себя в каждой области. Разумеется, где это можно измерить цифрами или какими-то еще конкретными показателями – там это будет объективнее. Но есть такие области, где подобную "оценку самому себе" поставить очень сложно.
самооценка бывает как заниженной, так и завышенной.
В первом случае человек чаще всего банально свыкается с мыслью, что он – ничтожество, нередко даже превращая это в своего рода психологический купон. И часто не подозревает, что САМОоценки тут опять же как раз и нет. А поэтому вряд ли задумывается: на каком основании он себя так низко ценит, если это он ценит САМ, а не внешний социум? И на каком основании социум оценивает его так низко, и кому из этого социума выгодно так или иначе, чтобы он сам, этот человек, ощущал себя "вечным двоечником"?..
Такая постановка вопроса позволяет взглянуть на окружающую среду и на себя в этой среде иными глазами, и в том числе обнаружить, кто же, условно говоря, тем или иным способом занижает вашу самооценку и с какими целями. Иногда это практически основа решения "проблемы самооценки": во всяком случае - первый шаг к тому, чтобы выработать адекватную оценку себя самого как личности и как части той или иной среды.
Не меньшие проблемы могу возникать и с завышенной самооценкой. Внешний социум (как правило, самый первый – семья, родители) внушает ребенку, что он "самый умный, самый красивый и вообще самый-самый!..." А когда ребенок попадает в другой социум – в детский сад и школу - сплошь и рядом бывает так, что "завышенная самооценка" резко сменяется на "заниженную". Потому что, ясное дело, оставаться "самым-самым" практически невозможно в среде таких же детей, тем более если им родители привили те же убеждения. В результате расхождение между оценками дома и в школе приводит к ребенка к внутреннему ощущению неуспеха, что, как понятно, не самым лучшим образом влияет на его школьные достижения, социализацию и общий уровень притязаний. И самое сложное – детям, ощущающим нечто подобное, совершенно неясны истоки и причины всей этой проблематики, они не в состоянии а нее повлиять, - и нередко вынуждены в таком состоянии фрустрации жить по крайней мере до того сознательного возраста, когда они смогут попасть на прием к психотерапевту и разобраться с этой проблемой.
Так что иногда, возможно, как раз родителям (иногда с помощью того же психотерапевта) стоит заранее озаботиться профилактикой такого рода последствий, чтобы избежать формирования у ребенка неадекватной и разрушаемой внешним социумом самооценки.
какая у вас самооценка
Опрос завершен.
Как это будет выглядеть?
высокая
6
(11%)
завышенная
2
(4%)
низкая
10
(18%)
не знаю
13
(23%)
говорят нормальная
3
(5%)
люблю себя
13
(23%)
не задумывалась
10
(18%)
Всего проголосовало: 57
|
BB-код для вставки: BB-код используется на форумах |
|
|
HTML-код для вставки: HTML код используется в блогах, например LiveJournal |
Как это будет выглядеть?
Страна Мам
Опрос: САМООЦЕНКА - БОЛЬШАЯ И МАЛЕНЬКАЯ, часть 1
В опросе приняли участие 57 пользователей.
Опрос: САМООЦЕНКА - БОЛЬШАЯ И МАЛЕНЬКАЯ, часть 1
какая у вас самооценка
В опросе приняли участие 57 пользователей.





Комментарии
любишь не за что-то, а просто любишь...
а когда за что-то, по-моему это не любовь...
Возлюби ближнего своего как самого себя...
Если у вас мысли идут не так, что я бы с радостью их послушала.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Любовь - категория чувств и ощущений, а "потому что" - это область морзгов и дум.
Любовь чувствуют... Объяснить ее невозможно...
А к себе она, или еще к кому уже неважно))
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: