Ольга Чехова - прекрасный и таинственный агент
- Поделиться





Тайны и Загадки Настоящей Жизни Ольги Чеховой
В любой женщине есть тайна.
А эта была буквально соткана из тайн, которые не разгаданы до сих пор. Женщина-вамп, умевшая разбередить мужскую тоску.
У нее не было большого актерского дара, зато ей досталось свойство подлинной звезды, тот самый «эффект присутствия», когда непонятно отчего, но именно к ней притягиваются все взоры. Про нее говорили, что она изобрела вечную молодость.
Любимица Гитлера… Суперагент Сталина?
В послевоенной Европе её называли российской Мата Хари.
ИЗ РОДА ЧЕХОВЫХ.
Ольга Константиновна фон Книппер–Доллинг (это ее полная девичья фамилия) родилась 14 (26) апреля 1897 года в городе Александрополе (позже он стал называться Ленинакан) в семье обрусевшего немца, талантливого инженера Константина Леонардовича Книппера. Стоит отметить, что ко многим членам этой семьи можно, не задумываясь, применить слово «талантливый». Её тетя, прекрасная актриса Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, блистала на подмостках Художественного театра. Её брат, Лев Книппер, – композитор-песенник, автор советского шлягера «Полюшко-поле».

Книппер-Чехова Ольга Леонардовна.
Как и большинство обрусевших немцев, Константин Книппер считал Россию своей родиной и верой и правдой служил ей. Работал Константин Леонардович инженером – путейцем. У него и у его жены Луизы Юльевны было трое детей – две девочки - Ада и Ольга и сын Лев. Ольга, была средней дочерью.
Константин Леонардович в это время руководил строительством Закавказской железной дорогой. Поэтому семья Книппер попеременно жила то в Тифлисе, то в Царском селе, и маленькая Ольга считала эти два места одинаково родными для себя. Также одинаково родными считала и два языка – русский и немецкий. Кроме того, она довольно-таки бегло говорила на французском и итальянском.

Лев, Ада и Оля
С детства Оленька отличалась красотой, живостью, обворожительностью и огромной любовью к театру. Она могла получить любое образование, но с детства мечтала о карьере актрисы, благо было с кого брать с пример, с тети Ольги, в честь которой и назвали девочку. Прославленная артистка Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, жена Антона Павловича Чехова, часто бывала в доме брата. Своими рассказами о театральной жизни, бенефисах и премьерах она смущала пылкое сердечко младшей Оленьки.
Благодаря положению родителей Ольга с детства вращалась в кругу высшей российской аристократии и творческой интеллигенции. Мать писала прекрасные пейзажи, родители часто играли в четыре руки на рояле, устраивали домашние спектакли и концерты. Здесь бывали Толстой, Рахманинов, Шаляпин.
Увлечение театром у Ольги было столь сильным, что ее родителям ничего другого не оставалось, как отпустить дочь в Москву к тете учиться театральному мастерству.
МОСКВА! ЛЮБОВЬ!
Шел 1914 год. Ольге Книппер исполнилось семнадцать лет.
Москва встретила Олюшку приветливо. Благодарить за это ей, конечно, нужно свою тетю, Ольгу Леонардовну. Не будь ее разве бы попала пусть очень очаровательная, но, как все говорили, не слишком талантливая, Ольга Книппер на сцену Художественного театра? А так, представленная самому Станиславскому, Ольга получила роли в спектаклях «Вишневый сад» и «Три сестры» по пьесам Антона Чехова.
Воспитанная в доме высокопоставленного чиновника, да к тому же являясь внучкой фрейлины Императрицы, Ольга пользовалась большим успехом у молодых артистов Художественного театра. Многие с удовольствием хотели бы завести с ней роман. Но наиболее настойчивыми в этом отношении оказались два племянника мужа ее тети – Владимир и Михаил Чеховы. Соперничество в любви разрушает даже крепкие родственные связи. Двоюродные братья из-за споров по поводу Оленьки стали непримиримыми врагами.
Ольга предпочла Михаила, начинающего актера Художественного театра. Выбор ее был неслучаен. Позже она вспоминала, что молодой актер запал в ее сердце еще тогда, когда она жила в Петербурге. Она видела его на сцене в роли царя Федора Иоанновича, а потом, после спектакля представлена ему.
"Я была для него просто маленькой девочкой. Я же сходила по нему с ума и рисовала себе в еженощных грезах, какое это было бы счастье всегда-всегда быть с ним вместе", - напишет она в будущем.
А сам Михаил Чехов был натурой весьма влюбчивой. В своих воспоминаниях он, не стыдясь, признается:
"При первой же встрече с какой-нибудь девочкой я непременно влюблялся в нее, невзирая на ее внешность. Внутренние ее качества мне были не важны. Впрочем, я всегда отыскивал в ней какую-нибудь черту, которая приводила меня в восторг. То мне нравились ее брови, то улыбка, то какое-нибудь движение, то полнота, то худоба. Но я мог влюбиться и потому, что мне нравилось ее платьице".

Михаил Чехов в 1915 году.
К тому же он был прекрасным артистом, недаром про него сам Станиславский говорил: «Гений!», и роль пылкого влюбленного мог сыграть отлично.
Его брат Владимир был более серьезным, он просто любил Ольгу. Да так сильно, что не мог пережить ее отказ. Его судьба печально – он застрелился. Говорят, что немаловажную роль в его решении покончить счеты с жизнью сыграла несчастная любовь к Ольге Книппер. Считала ли она себя виновной в его смерти? Кто знает, но она предпочитала никогда не говорить о Владимире.
ПЕРВАЯ АВАНТЮРА.
А вот с Михаилом они решили пожениться, тайно, не спросив благословения родителей. Эх, молодость, молодость! Ей – неполных восемнадцать, ему едва исполнилось двадцать четыре.
Вот как Михаил Чехов в своих воспоминаниях описывает свое решение:
«Если ты действительно ставишь жизнь ни во что, — сказал я себе, — соверши сознательно неразумный поступок, который отразился бы на всей твоей жизни». Я стал думать. Неплохо было бы жениться: и неразумно, и обременительно. Мысль эта понравилась мне. Но на ком жениться? У О. Л. Книппер-Чеховой гостили две ее племянницы, и я решил жениться на одной из них. Не надеясь получить согласие ее родителей на брак, я задумал похищение и однажды ранним утром в далекой загородной церкви, подкупив священника, обвенчался без документов и формальностей».
Ну, скажем так: он в своих воспоминаниях, конечно, бравировал. Не просто так решился на этот брак. Ольгу он любил по-настоящему. Прочитайте только отрывок из письма Михаила того времени:
«Да-с! Я действительно женат. Жена моя красавица! Ведь везет же таким субъектам, как я! Дуракам счастье».
Их тайное венчание, которое состоялось 3 сентября 1914 года, достойно страниц хорошего приключенческого романа. Михаил Чехов прекрасно понимал, что он всего лишь «актеришка», и высокопоставленный отец Ольги ни за что не даст согласие на их брак, партия совсем не подходящая. Подкупил священника одной из церквей пригорода Москвы, и тот тайно обвенчал их. Конечно, молодые люди понимали, что за этот поступок их никто по головке не погладит. Но все оказалось значительно серьезнее. Вечером того же дня, узнав о совершенном действии, к молодым ворвалась разъяренная Ольга Леонардовна. Она была просто в бешенстве и… в страхе. Еще бы, ей брат доверил малолетнюю племянницу, а она не уследила. Ольга Леонардовна плакала, умоляла Олю вернуться к ней, кричала на Михаила, чуть ли не падала в обморок. Страсти бушевали как на сцене театра. Но молодые супруги не собирались отступать, и Ольга Леонардовна уехала ни с чем.
Зато в их доме вскоре появляется режиссер МХАТа Леопольд Антонович Сулержицкий, близкий друг тети. Он уговаривает Оленьку съездить к Ольге Леонардовне, чтобы обо всем спокойно поговорить. Михаил отпускает молодую жену к тете, взяв с Сулержицкого слово, что тот вернет ее законному мужу не далее, чем через час.
Спокойного разговора между тетей и племянницей не получилось. В полной мере проявился упрямый характер молоденькой Оли, отказываться от своего замужества она не собиралась. Ольга Леонардовна, махнув рукой, предоставила родителям разбираться со своевольной дочерью. А молодую жену вернула в объятия мужа.
Надо сказать, что Константину Леонардовичу и Луизе Юльевне в конце концов пришлось смириться с выбором дочери. Через некоторое время они приняли Михаила Чехова в семью и даже вполне были довольны зятем. Через полгода после этих бурных событий Оля пишет из Петербурга тете в Москву:
«Живем мы у моих родителей. Папа к Мише очень и очень хорошо относится. Мир полный».
А что оставалось делать? Исправлять уже что-нибудь поздно. Раньше нужно было думать, когда выпускали дочь-красавицу из-под своего крыла в веселую Москву. Более определенно о поступке Оли Книппер скажет ее старшая сестра Ада:
«Я от Оли всегда ожидала такой поступок, не с Мишей, так с другим… Ну что ж, дай Бог счастья. Миша мне не кажется плохим человеком, и, по-видимому, он ее любит. Потом, мне кажется, что любит она не его, а в нем человека талантливого, любящего и понимающего искусство, музыку. Ведь ей 17 лет только, и беда ему, если она прозреет, в чем я и не сомневаюсь».
Вот того, что «она прозреет» боялась и мать Михаила Чехова, Наталья Александровна. Недавно потеряв мужа, Александра Павловича, старшего брата великого писателя, (он умер в 1913 году от рака горла), она всю свою любовь обрушила на сына Мишеньку. А тут появляется жена. Да не просто жена, а красавица.
«Уж, больно красива!» - жаловалась она.
Этот брак семнадцатилетней Ольги и уже известного актера открыл для девушки череду авантюр, растянувшуюся на многие годы.
КОНЕЦ СУМАСБРОДСТВУ.
Что можно рассказать о первом браке Ольги Чеховой, так она стала зваться после женитьбы? С трудностями она столкнулась сразу. Поселившись в квартире Михаила, тесной, маленькой, затхлой, не идущей в никакое сравнение с огромным домом родителей в Царском селе и роскошными апартаментами тети Ольги Леонардовны в Москве, Оля отмечала: «Я тосковала по свежему воздуху моей девичьей комнаты в Царском селе».
Нельзя не отметить и то, что Михаил Чехов, человек творческий, был тяжелым партнером для жизни. Богемный, экспрессивный, избалованный мамочкой, он требовал к себе постоянного внимания. Сюда же прилагалось то, что Михаил пил. К этому делу его сильно пристрастил отец, Александр Павлович, по всем сведениям законченный алкоголик. А поклонницы? У Михаила, как артиста определенно талантливого, их было полно. Причем, окружали они его не только в театре, но и дома. Чему в большой степени способствовала его же матушка. А потом Ольга забеременела. Беременность протекала тяжело, обстановка в доме Чеховых не способствовала успешному протеканию беременности. Бывали нервные срывы, во время которых Ольга подумывала о прерывании ее – принимала горячие ванны, прыгала с большой высоты. Но все завершилось успешно. В августе 1916 года в семье Чеховых родилась девочку, которую по традиции, назвали Ольгой. Вот как об этом событии в своих воспоминаниях писала Ольга Леонардовна Книппер, чувствовавшая себя крестной матерью этой семьи:
«Наконец-то наши дети разродились. Ах, как мучительно было ждать и так близко ощущать, как Оля страдала. Часов 15 она кричала, выбилась из сил, сердце ослабело - тогда наложили щипцы, и вытянули 10-фунтовую здоровую девочку. Мы уже решили, что губы Олины, нос Мишин, а раскрывающийся левый глазок в меня. Миша с любопытством рассматривает незнакомку и говорит, что пока никакого чувства не рождается - конечно, пока».
Рождение дочери, которую все стали называть Адой, не принесло покоя в семью Чеховых. Михаил, избалованный и капризный, стал ревновать свою жену к дочери. Ему хотелось, чтобы все внимание было обращено только на него. Плач маленькой девочки его раздражал, он нервничал, кричал на жену и ребенка.
- Поделиться

Ольга Чехова с дочкой.
Ольга, чтобы наладить и нормализовать отношения с мужем, которого, не смотря ни на что, продолжала любить, отдают няне, некой мадам Лулу. Но и это не спасает их отношений.
Свой первый брак Ольга Чехова всегда называла "сумасбродством, за которое впоследствии пришлось дорого расплачиваться". Через четыре года после того, как она обвенчалась в маленькой церкви с любимым Мишенькой, Ольга решает от него уйти. Свою версию распада семьи Чеховых приводит близкий друг Михаила Валентин Смышляев, работавший вместе с Чеховым во МХАТе:
"Миша Чехов разошелся со своей женой. Это не так неожиданно, как может показаться на первый взгляд, но, тем не менее, удивительно. Дело в том, что Миша очень любил Ольгу Константиновну и она его. Вероятно, тут сыграла некрасивую роль Мишкина мать - эгоистическая, присосавшаяся со своей деспотической любовью к сыну, Наталья Александровна. Бедный Миша, вся жизнь его последних лет протекала в каком-то кошмаре. Накуренные, не проветренные комнаты, сидение до двух-трех часов (а то и до 9 утра) за картами. Какая-то сумасшедшая нежность старухи и молодого человека, ставшего стариком и пессимистом".
Ольга ли сама не выдержала тягот брака или свекровь поспособствовала в этом деле, все это не столь важно. В декабре 1917 года Ольга, собрав вещи, покидает дом Михаила. На прощание, видя, как муж сильно переживает разлуку, она погладила его по щеке и сказала:
- Какой ты некрасивый! Ну, прощай. Скоро забудешь.
Не все так просто было в их разрыве. Не надо представлять Ольгу Константиновку какой-то жертвой, которая долго безропотно терпела выходки пьяницы – мужа и издевательства деспотичной свекрови. Ведь ушла она от Михаила не в одиночество, не к маме и папе, а к другому мужчине, к некоему Фридриху Яроши, бывшему австро-венгерскому пленному, неизвестно почему до сих пор обитавшему в Москве. Михаил Чехов знал, куда уходит его жена с дочерью. Вот как он пишет в своих воспоминаниях:
«После четырехлетнего замужества жена моя Ольга ушла от меня с человеком, о котором я хочу сказать несколько слов. Это был авантюрист того типа, о котором мне так много и занимательно рассказывал мой отец. Изящный, красивый, обаятельный и талантливый, человек этот обладал большой внутренней силой, неотразимо влиявшей на людей. Он безошибочно достигал всех своих целей, но цели эти всегда были темны и аморальны. Он выдавал себя за писателя и часто увлекательно излагал нам темы своих будущих рассказов.
Когда на улицах Москвы еще шли бои, когда через несколько домов от нас артиллерия расстреливала здание, в котором засели юнкера, когда свист пуль слышался не переставая днем и ночью и стекла в окнах были выбиты и заложены изнутри подушками, авантюрист, о котором я говорю, свободно ходил по улицам, ежедневно посещая нас, был весел и очарователен, как всегда. Смеясь, он говорил, что его не могут убить.
- Если ты умеешь презирать жизнь до конца, - говорил он, - она вне опасности. Под его влиянием Ольга ушла от меня».
После развода Ольга оставила себе фамилию первого мужа – Чехова. "Она предпочла разделить со мной мою славу", – пошутит по этому поводу Михаил Чехов.
Ольга ушла от мужа к прожженному авантюристу, венгру Фридриху Яроши, видимо, почувствовала в нем родственную душу. Их роман завершился свадьбой, и в январе 1921 года они уехали в Германию.
ВЕРБОВКА...?
В 1921 году Ольга Константиновна Чехова обращается к Луначарскому, народному комиссару просвещения, с просьбой разрешить ей поездку в Берлин "для поправки здоровья и продолжения театрального образования". Разрешение было получено, и Ольга вместе с Фридрихом Яроши, который к тому времени уже стал ее мужем, и дочерью выезжает в Германию. Возвращаться в Россию она больше не собирается.
Начальник КРО - контрразведывательного отдела ГПУ Артур Христофорович Артузов взял за правило регулярно просматривать списки лиц, подавших заявления с просьбой о разрешении выезда на постоянное жительство за границу. Увидев в одном из них имя актрисы МХАТа Ольги Константиновны Чеховой, ходатайствующей о выезде в Германию для «получения образования в области кинематографии», и рассудив, что она вполне могла бы пригодиться ГПУ, решил встретиться и побеседовать с ней лично.
Пришедший по почте листок серой бумаги с вызовом в Народный комиссариат иностранных дел Ольга Чехова восприняла спокойно. Ничего необычного не произошло и в самом Наркомате, куда она приехала в назначенное время. Сотрудник, назвавшийся не «товарищем Артузовым», как было заведено, а по-домашнему просто - Григорием Христофоровичем, принял её доброжелательно, пожалуй, даже радушно, расспросил о жизни, поинтересовался мнением о новых постановках Художественного театра. Обычно сдержанная, Ольга вдруг разоткровенничалась, рассказала, что новые постановки ей совсем не нравятся, так как стали похожи на балаган, и вообще театр устарел, а будущее за кинематографом. Потому-то она и хочет уехать за границу, чтобы стать там настоящей киноактрисой.
Григорий Христофорович, казавшийся таким внимательным и чутким, не только прекрасно понял Ольгу, но и пообещал посодействовать быстрейшему оформлению разрешения на выезд. Правда, прощаясь, обратился с личной просьбой, нисколько, впрочем, не обременительной: не сможет ли уважаемая Ольга Константиновна оказать посильную помощь его друзьям, если тем вдруг случится оказаться за границей? А чтобы не возникло недоразумений, смеясь, добавил он, от него ли прибыли нежданные гости, они произнесут что-то вроде пароля: о том, например, что «не любят ночевать в тростнике, так как боятся комаров». Всё, что говорил этот милейший человек, Ольге показалось забавным, и она согласилась выполнить его просьбу.
Перед отъездом, прежде чем выдать разрешение, Ольгу Константиновну пригласили в Управление военной разведки, и с ней беседовал начальник Управления Ян Берзин. Что хотели от женщины в столь серьезном учреждении?
Обстоятельства этого отъезда покрыты тайной, как и многое в последующей жизни Ольги. Документальных свидетельств не сохранилось или они не обнародованы, но по слухам отъезду предшествовали длительные беседы Ольги с тем самым Яном Берзиным из Разведуправления РККА. Возможно, тогда и произошла её вербовка, а в качестве гарантии в Москве оставили её мать и дочь.
С большим удовольствием она это сделала? По своим убеждениям ли и желаниям? Что об этом сейчас говорить. Скорее всего, готова была подписать любые бумаги, только бы вырваться из разрухи, голода, сумасшествия, что творились в России начала двадцатых. Не будем говорить об высоких идейных и патриотических порывах. Откуда им взяться у избалованной девушки, всю жизнь прожившей в богатстве и роскоши. Хотелось только уехать и увезти свою дочь из окружающего ада.
Возможно, она надеялась, что о ней забудут, оставят в покое. Но «око Кремля не дремлет», - от своих завербованных агентов так просто не отказываются. Тем более от таких успешных, как Ольга Константиновна Чехова.
В ГЕРМАНИИ.
С первых же дней жизни в Берлине Чехова взяла за правило не поддерживать никаких отношений с русскими эмигрантами. Ей были неинтересны, да и несимпатичны эти растерянные люди, смертельно тосковавшие о прошлом и жившие только ожиданием скорого падения большевиков. Не хватало на ненужное общение и времени - если она хочет сниматься в немецких фильмах, а Ольга этого очень хотела, нужно было как можно быстрее в совершенстве овладеть языком. В артистический мир Берлина ей пришлось пробиваться самой.
Германия приняла Ольгу Чехову. Все-таки хотя и носила она настоящую русскую фамилию, но корни-то у нее были чисто немецкие. Да и внешностью, как говорится, обладала чисто арийской. Высокая, стройная, со светлыми волосами, надменным лицом и голубыми глазами.
Вначале, правда, приходилось довольствоваться ролями в маленьких театрах. Ведь в Берлине никто и не слышал, что существует некая артистка Ольга Чехова. Свое имя пришлось делать самой. Да и с языком были проблемы. Хотя немецкий язык в семье Книппер считался вторым родным языком, но берлинский акцент есть берлинский. Ольге в первые годы жизни в Германии много работать над своим произношением. Зато потом никто не мог сказать, что она не настоящая немка.
Попасть на киноэкран ей помог второй муж Фридрих Яроши, который по приезду в Берлин устроился работать в киноиндустрию. Через него Ольга познакомилась с немецкими работниками кино.
О, начало двадцатых годов прошлого столетия – знаменательные годы для Германии! Новый вид искусства – кинематограф – набирает свою популярность. В Германии сосредоточены лучшие киностудии Европы, лучшие режиссеры, лучшие актеры.
Вот в этот мир и попадает двадцатичетырехлетняя Ольга Чехова. Дебютировала она в фильме Фридриха Вильгельма Мурнау «Замок Фогелед». Фильм имел успех, молодую актрису заметили и другие режиссеры. Снималась она много, в шести-восьми фильмах в год. И хотя роли, которые ей предлагали, в основном были неинтересные и однотипные, Ольга не отказывалась. В 1923 году она благополучно и без скандалов разошлась со своим вторым мужем Фридрихом Яроши. Страсть, которую он ей внушил в Москве, давно прошла, а ничем другим Яроши удержать Ольгу не мог. Вокруг нее кружило столько интересных мужчин, что обращать внимание на Фридриха уже не стоило.
Ольга начала жизнь с «чистого листа». У неё был небольшой опыт игры в любительских спектаклях, и она пробует себя на сцене, играя в маленьких берлинских театрах. Ольга охотно бралась за любые, даже самые невыигрышные роли, упорно пробиваясь наверх. Театральная карьера явно не складывалась, к счастью, ей предложили несколько небольших ролей в кино.
Врожденный аристократизм и красота, а когда надо – бесстрастность или обаяние – быстро проложили ей путь к успеху. Зарабатывать деньги Ольга научилась. Ведь с каждым фильмом гонорары ее возрастали. Но и сама она не ленилась. В эти годы она пишет в Москву своей любимой тете Ольге Леонардовне:
"Я работаю с энергией ста лошадей. Ведь, кроме занятий с Мишей, никакой школы у меня нет".
Но она умела покорять и очаровывать людей. Да, она была красива и смотрелась на экране великолепно. Кинокритики отмечали, что на нее просто смотреть было удовольствие. Ничего особенного вроде бы не делала, да и роли исполняла однообразные и однотипные, в основном авантюристок и аристократок (очень подходили к ее типу), но зрители ее выделяли из череды остальных.
А после выхода на экраны фильма «Мулен Руж», снятого английским режиссером Эвалдом Дюпонтом в 1928 году, получила всемирную известность. Немецкой актрисой заинтересовался и сам всемогущий Голливуд, ее пригласили в Америку. Ольга Чехова даже поработала там, снялась в нескольких фильмах. Например, у знаменитого Альфреда Хичкока «Мэри». Подружилась с великим Чарли Чаплином и другими звездами Голливуда.
Но Америка Ольге не понравилась своей примитивностью и бессердечностью. И она вернулась в Германию.
А почему бы не вернуться?
К этому времени у нее уже был большой уютный дом в самом центе Берлина, огромные гонорары, она сама может ставить условия режиссерам. Ольга добилась разрешения на выезд из СССР матери, дочери и сестры. Репертуар ее разнообразен, блещет и во фривольно-эротических фильмах, и во вполне добропорядочных. Кого бы она ни играла, проститутку ли или аристократку, ее героини всегда полны шарма и женского обаяния. Недаром, она считалась лучшей актрисой Германии. Чехова снялась в сто тридцати двух картинах, в основном романтического характера. Ни одна из них не демонстрировалась в СССР, хотя некоторые роли вошли в классику мирового кино.
Экранизация 1938 года знаменитого романа «Милый друг», сделанная австрийским режиссером и кинопродюсером Вили Форстом.
И как она была горда, когда во всем блеске славы ее увидел бывший муж, Михаил Александрович Чехов, мнением которого Ольга очень дорожила, по-прежнему считая его великим актером. Кем он и был по сути дела.
Михаил Чехов решился покинуть Россию в 1928 году. Он приехал в Берлин, очень уж ему хотелось увидеть дочь, которую любил безумно. Ольга Константиновна встретила мужа хорошо, сняла ему квартиру, познакомила со своим окружением. Хотя слава Михаила Чехова распространилась по всему в мире, в Германии он был не нужен. Языка не знал, больших денежных сбережений не имел. Только бывшая жена приняла участие в его судьбе. Ольга Константиновна, забыв все прошлые раздоры, даже рекомендовала его на роль в фильме «Паяц собственной любви». После этого ему поступило еще несколько предложений. Но все равно, Михаил Чехов в Германии не прижился. Он уехал в Америку, где открыл театральную студию и занялся преподавательской деятельностью.
СВОЯ СРЕДИ ЧУЖИХ.
Между тем оставшийся в Москве начальник КРО Артузов о своей «крестнице» не забыл. И когда летом 1923 года его старая знакомая Лариса Рейснер собиралась ехать в Германию, где при содействии Четвёртого разведывательного управления Красной Армии и агентуры ОГПУ Коминтерн готовил вооружённое восстание, Артузов снабдил её адресом Ольги Чеховой. Для Рейснер это было более чем кстати, поскольку в Берлин она ехала по поддельным документам и надо было как-то решать проблему с жильём. Да и чекисту такая проверочная комбинация давала возможность оценить, насколько Чехова может быть полезна его ведомству в будущем. Приехав в Берлин, Рейснер сразу же отправилась на Клюкштрассе к Чеховой, и та без лишних расспросов поселила у себя обаятельную «журналистку», заявившую с порога, что «не хочет ночевать в тростниках, потому что боится комаров». Отношения между Ольгой и Ларисой, судя по всему, сложились, так как, вернувшись из Германии после подавления попытки вооружённого восстания, Рейснер с восторгом докладывала Артузову:
«А твоя артисточка молодец, не робкого десятка. Когда в Гамбурге начались бои и немецкие бюргеры в Берлине тряслись от страха, она реагировала спокойно и очень рассудительно».
Так прозаически началась многолетняя связь Ольги Константиновны Чеховой с советской разведкой. Невольно напрашивается вопрос: что же такого могла сообщать из Германии обычная актриса, если глава советской госбезопасности, по словам сына, держал её на личной связи? Стратегические военные планы? Далеко идущие политические замыслы? Сведения о крупных разведывательных операциях или пропагандистских кампаниях? Любому мало-мальски грамотному человеку ясно, что такие вещи никогда не обсуждаются членами высшего руководства государств ни в светских беседах, ни даже в самом узком домашнем кругу. И правители нацистского рейха не были исключением. Разгадка кроется в другом: актриса сумела сблизиться с Евой Браун, официальной «любимой женщиной» Гитлера, и знала от неё всё, что касалось личной жизни фюрера.
Познакомились они совершенно случайно летом 1935 года в мюнхенской опере. В тот вечер давали «Тристана и Изольду» Вагнера, и соседкой Чеховой по ложе оказалась молодая красивая немка с грустным лицом. Разыгрывавшаяся на сцене история трагической любви французского рыцаря и жены короля, видимо, так действовала на неё, что женщина то и дело вытирала слезы. «Всё, как и у нас с Адольфом: долг убивает чувства!» - вырвалось у неё. Это тронуло Ольгу, и она постаралась утешить немку, назвавшуюся Евой Браун. В то время это имя было ещё мало известно, хотя слухи, будто Ева Браун - любовница набиравшего силу нацистского вождя, уже ходили. Интуиция подсказала Ольге, что такое знакомство может оказаться полезным. Поэтому, когда после спектакля немка попросила её поставить свой автограф на театральной программке, Чехова тут же согласилась и даже пригласила Еву посетить киностудию, чтобы посмотреть, как делается кино. Так началась дружба знаменитой актрисы с подругой фюрера Евой Браун, оказавшейся особой довольно откровенной и поведавшей о своём высокопоставленном дружке немало интересного. Именно эти «женские секреты» и сообщала Ольга Чехова доверенным посланцам Берия, а уж он умело использовал полученную эксклюзивную информацию в своих регулярных докладах Сталину.
До войны из фашистской Германии Ольга часто писала письма родным в СССР, передавала небольшие посылки через выезжавших за рубеж советских актеров. В то время это было возможно только при благосклонности НКВД. Возможно, между Чеховой и руководством НКВД была договоренность о неразглашении сведений о её деятельности даже в далеком будущем. Об этом косвенно свидетельствуют и послевоенные события.
А между тем в Германии наступали новые времена. Новый период жизни Ольги начался с приходом к власти нацистов. Бежать бы от «черной чумы» фашизма. Впрочем, многие так и сделали. Германию покинули некоторые режиссеры, с которыми работала Ольга Чехова, ее коллеги – артисты. А она осталась. Укрепил позиции Чеховой и довел до звания «Государственной актрисы Германии» один случай. В начале тридцатых годов на экранах появилась великолепная Марлен Дитрих, актриса, несомненно, великая и талантливая. В хорошие времена Ольге Чеховой с ней бы не поспорить. Что скрывать, не тот уровень. Но Дитрих прельстилась обещаниями Голливуда и уехала в Америку. А Чехова осталась. Вот так. Разве могла не оценить Германия такого патриотического поступка? Ольгу Чехову представляют Гитлеру, Гиммлеру, Геббельсу. Со всеми ними она на «дружеской ноге». Ученица русской школы театрального искусства становится «кинодивой № 1’’ гитлеровского кинематографа.

- Поделиться

Ее ближайшими подругами были Ева Браун, Магда Геббельс, Лени Рифеншталь, она общалась с женой Геринга актрисой Эмми Зоннеман. Но главное, Ольгу Чехову любил сам фюрер, ставивший ее выше признанных актрис Марики Рокк. и Цары Леандер
ГИТЛЕР И СВИТА.
Гитлер особенно полюбил Ольгу Чехову после фильма «Пылающая граница». После премьеры даже пригласил на прием, мило разговаривал, высоко оценивал ее актерские качества. Да и потом никогда не забывал поздравить Чехову с праздниками, посылал ей подарки и открытки. В конце концов Адольф дарит ей свое фото с надписью: «Фрау Ольге Чеховой – откровенно восхищенный и удивленный». А вот что она писала о встречах с фюрером:
«Мое первое впечатление о нем: робкий, неловкий, хотя держит себя с дамами с австрийской любезностью. Поразительно, почти непостижимо, его превращение из разглагольствующего зануды в фанатичного подстрекателя».
Однако… Милое определение. Ни для кого не секрет уже, каким деспотом и извергом в отношении женщин был этот «робкий и неловкий» человек, скольких женщин он сгубил на сексуальной почве.
Гитлер её обожал и оказывал всяческие знаки внимания. Возможно, фюреру импонировал её аристократизм, которого так не хватало практически всем германским актрисам. Да и окружение Гитлера аристократизмом не блистало. Благодаря покровительству фюрера и личному обаянию у Ольги установились хорошие отношения с вождями Рейха, способствовала и дружба с женой Геринга, актрисой Эмми Зоннеман. Недолюбливал Чехову только Геббельс, возможно, это связано с его повышенным интересом к актрисам и подчеркнуто безразличным отношением Ольги к нему.
Стоит отметить, что в «высший свет» в 1933 году её ввёл как раз министр пропаганды Геббельс, представив на приеме фюреру, после чего ему пришлось от Ольги дистанцироваться. Была ли Ольга любовницей Гитлера? Она об этом не пишет, а сплетни – они и есть сплетни. Пусть это останется её тайной.
Фюрер лично приглашал Ольгу Константиновну Чехову на все важные государственные торжества, причем всегда сажал ее рядом с собой. Во время визита в Германию В. М. Молотова он представил ему актрису первой. Ее авторитет в стране был необыкновенный, к ней за помощью обращались многие высокопоставленные чиновники и военные, отчаявшись решить свои проблемы обычным способом. В 1936 Ольге Чеховой было присвоено звание государственной актрисы Германии. Из воспоминаний Чеховой:
"... В 1936 году у меня было много предложений, я имела большой успех в театрах, и всех иностранцев, что наезжали в Берлин, вели ко мне в театр, как в зверинец. На приемах после спектакля я бывала один-два раза в год, очень коротко. Точно не помню, в котором это было году, когда приезжал из Югославии король с женой. Кажется, в 1938-м. Весь Берлин был украшен и освещен, как никогда. Первый день их принимал Гитлер у себя, потом спектакль (опера Вагнера), второй день на даче Геббельса в Ланке, на третьем приеме была - вечером, в 11 часов, и хоть я отказывалась, пришлось поехать. Королевская чета видела меня часто в фильмах, и королева хотела со мной познакомиться. Прием в Шарлоттенбургском дворце был дан Герингом - значит, все было очень богато". "В прусском старинном дворце комнаты были освещены свечами в старых люстрах, все присутствующие были в костюмах времен Фридриха Великого. После ужина я сидела с королевской парой в саду - говорили о моих фильмах, гастролях и о Московском Художественном театре... Потом началась программа, и я незаметно уехала. Мой шофер был в восторге - всех поили, кормили, давали папиросы"
Гиммлер Ольгу Чехову просто обожал, не пропускал ни одной ее премьеры, постоянно домогался ее любви, делая пошлые намеки и предложения. Она же к нему относилась с долей презрения.
«Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер производит впечатление чего-то незначительного. Похожий на землемера на пенсии, с круглым обывательским лицом, он топчется и чувствует себя явно не в своей тарелке, когда же видит меня в глубоком декольте, каменеет от изумления».
Ольга Константиновна – умная женщина. Прекрасно понимает, что с такими людьми шутки заканчиваются плохо. Не поэтому ли в 1936 году она бросается в скоропалительный брак и на время покидает Германию, уезжает к мужу в Бельгию?
Ее избранником стал бельгийский красавец, миллионер Марсель Робинс, человек порядочный, но очень изнеженный и избалованный. Так характеризует его Чехова.
Робинс поселяет свою жену в шикарном доме в центре Брюсселя, окружает вниманием и роскошью. Но он очень ревнив. Публичная жизнь жены раздражает и злит его. К тому же вдруг оказывается, что Марсель Робинс скуп.
Супруги быстро расстаются, и Ольга Чехова возвращается в Берлин, надеясь, что ухаживания Гиммлера будут не столь настойчивы. К тому же приближались страшные времена, подготовка к войне с Советским союзом шла полным ходом. Если принять тот факт, что Ольга Константиновна была агентом русской разведки, то ей просто необходимо было быть в Берлине. Когда ее тетя, Ольга Леонардовна, посетила Берлин в 1937 году, то была совершенно потрясена тем приемом, который организовала в ее честь племянница. На него прибыли все без исключения руководители фашистской Германии во главе с самим фюрером… Ряд западных источников сегодня с уверенностью утверждает, что именно Ольга Чехова и была тем таинственным, прекрасно осведомленным источником информации, с которым всю войну поддерживал связь обосновавшийся в Швейцарии знаменитый резидент советской разведки Шандор Радо.
- Поделиться

Шандор Радо.
Известен также один факт - она должна была принять участие в покушении на Гитлера.
Разработка плана проводилась долго и детально. Он заключался в следующем: Ольга Чехова и русский разведчик, польский князь Януш Радзивилл во время одного из приемов должны были обеспечить доступ к Гитлеру боевику, бывшему чемпиону по боксу, Игорю Миклашевскому (сыну Августы Миклашесвкой, которой был увлечен Есенин).

Игорь Миклашевский.
Но покушение было отменено по приказу Сталина. Он испугался, что смерть Гитлера приведет к объединению Германии с союзными войсками. Тогда гибель Советского Союза была бы неминуемой.
Генерал-лейтенанта П. А. Судоплатова так пишет обо всем этом в своей книге:«Известная актриса Ольга Чехова, бывшая жена племянника знаменитого писателя, была близка к Радзивиллу и Герингу и через родню в Закавказье связана с Берией, — писал генерал. — Позднее она была на личной связи в 1946-1950 годах у сменившего Берию министра госбезопасности Абакумова. Первоначально предполагалось использовать именно ее для связи с Радзивиллом. У нас существовал план убийства Гитлера, в соответствии с которым Радзивилл и Ольга Чехова должны были при помощи своих друзей среди немецкой аристократии обеспечить нашим людям доступ к Гитлеру. Группа агентов, заброшенных в Германию и находившихся в Берлине в подполье, полностью подчинялась боевику Игорю Миклашевскому, прибывшему в Германию в начале 1942 года. В 1942 году Миклашевскому удалось на одном из приемов встретиться с Ольгой Чеховой. Он передал в Москву, что можно будет легко убрать Геринга, но Кремль не проявлял к этому особого интереса. В 1943 году Сталин отказался от своего первоначального плана покушения на Гитлера, потому что боялся: как только Гитлер будет устранен, нацистские круги и военные попытаются заключить сепаратный мирный договор с союзниками без участия Советского Союза».
ВОЙНА И ЛЮБОВЬ.
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. А в июле у Геббельса состоялся прием, на котором праздновалось предстоящее взятие Москвы. Неожиданно для всех присутствующих Геббельс обратился к русской актрисе. Вот как она об этом вспоминала:
"У нас эксперт из России - фрау Чехова, - сказал Геббельс. - Не думаете ли вы, что эта война будет окончена еще до зимы и Рождество мы отметим в Москве?
- Нет, - ответила я спокойно. Геббельс холодно:
- А почему нет?
- Наполеон убедился в том, каковы русские пространства.
- Между французами и нами огромная разница, - снисходительно улыбнулся Геббельс. - Мы пришли в Россию как освободители. Клика большевиков будет свергнута новой революцией!
- Новая революция не состоится, герр министр, перед пропастью русские будут солидарны как никогда!
Геббельс чуть наклонился вперед и холодно бросил:
- Интересно, мадам, значит, вы не доверяете немецкому военному могуществу? Вы предсказываете русскую победу...
- Я ничего не предсказываю, герр министр. Просто вы мне задали вопрос - будут ли наши солдаты к Рождеству в Москве, и я сказала мое мнение. Оно может быть и верным, и ошибочным. Геббельс долго смотрит на меня подозрительно. Устанавливается продолжительное молчание..."
Так ли было на самом деле, или Ольга Чехова вспоминает эту сцену в наиболее выигрышном для себя свете, сказать трудно. Ясно одно: в годы войны ей было нелегко, приходилось, конечно, лавировать. Но вот точно известный факт: она категорически отказывалась от выступлений в военных репортажах с Восточного фронта. Выступая по радио, она пела не патриотические песни, а исключительно лирические. И гастролировала - в Вене, Мюнхене, Праге.
Ольга продолжала сниматься, ездила на фронт с концертами, её любили солдаты и офицеры, она поднимала дух германской армии, её фотографии у лётчиков люфтваффе и в солдатских окопах.
А еще у нее случилась любовь, настоящая и страстная. Он – летчик, капитан Фердинанд Йеп. Познакомились они во время одного из концертов, на котором Ольга Чехова выступала перед офицерами люфтваффе.
Их представили друг другу, и он сразу же покорил ее сердце. Высокий, сильный, молодой, значительно ее моложе, Фердинанд Йеп показался ей идеалом мужчины. То была любовь с первого взгляда. К тому же ее избранник был образован, начитан, прекрасно музицировал.
Из-за ее постоянных съемок и гастролей и того, что он был офицером действующей армии, встречи их были коротки и редки. Зато влюбленные писали письма, полные нежностей и признаний. Чуть больше года длилась их любовь. А потом, в конце 1941 года, самолет Фердинанда Йепа был сбит англичанами над Ла-Маншем. А жизнь, между тем, продолжалась. За годы войны Ольга Константиновна снялась более чем в двадцати фильмах. И что самое интересное, ее никто не тронул. А она, как-никак, все-таки была, хоть отчасти, русская. Да и фамилия, скажем, была не подходящая. Чехова… Неоднократно ей предлагали сменить ее на девичью – Книппер, но она отказывалась.
Правда, в начале 1945 года произошел неприятный инцидент, который, впрочем, инцидентом и остался. Отвергнутый со своей любовью Гиммлер подписал приказ об аресте Ольги Чеховой. Что значит попасть в гестапо, она прекрасно знала. Но этого, к счастью, не произошло.
Когда эсэсовцы во главе с Гимлером вошли в дом, они увидели, что утренний кофе она пьёт вместе с Гитлером. Арест так и не состоялся. Ольга никогда не назвала причину, из-за которой Гимлер хотел расправиться с ней. Но сам факт желания арестовать и вывести актрису из под опеки Фюрера говорит о многом. Тем более, что сам Гитлер сообщил ей, что он ясно выразился Гимлеру, сказав: "Я беру над фрау Чеховой шефство". Знал-ли Гитлер о разведывательной деятельности Чеховой? А если знал, то почему препятствовал её аресту? Или он был слишком самоуверен и не допускал мысли, что его может обманывать эта беззащитная женщина? В отзывах и к ещё одной статье в английской газете "Магистр русского Шпионаж" назвали Ольгу одной самой сверхсекретной. Факт, что именно Чехова сообщила советскому командованию точное время танкового удара под Курском.
Сейчас трудно сказать, был ли предполагаемый арест связан непосредственно с тем, что подозрения возникли в отношении самой Чеховой или причина в ее очередном замужестве.
В годы войны, во время одной из киносъемок, Ольга Чехова познакомилась с тридцатилетним кинорежиссером Карлом Вольфом, в прошлом спортсменом, ярким, интересным человеком. Они поженились.
К несчастью, биография мужа Чеховой оказалась не слишком чиста, по меркам фашистов. Его бабушка по отцу оказалась наполовину еврейкой. Его убили неподалеку от киностудии. «Убийц» так и не нашли.
ЧУЖАЯ СРЕДИ СВОИХ.
Во время штурма Берлина Ольга с дочерью жила в местечке Гросс-Глинике, где у нее была шикарная вилла. Там она и была арестована 27 апреля 1945 г. офицерами военной контрразведки Смерш 1-го Белорусского фронта. Во время допроса Ольга назвала свой агентурный псевдоним Мерлин, но смершевцы проявили полную неосведомленность и запросили Москву. Немедленно последовал приказ самого начальника Главного управления Смерш Абакумова доставить Ольгу самолетом в Москву. Дав час на сборы, спецрейсом, на военном самолете, Ольгу Константиновну Чехову доставляют в Москву.
И, что самое интересное, ее не заключают в тюрьму или не отправляют куда подальше. Она ведь пособница фашизма, любимая актриса самого Гитлера. И за значительно меньшие прегрешения расстреливали по закону военного времени.
Ольгу Константиновну селят в квартире жены офицера, пропавшего без вести, создают сносные условия жизни. Одно ограничение – она не имеет права встречаться со своими родственниками и свободно перемещаться по городу. Из воспоминаний Чеховой:
"В тюрьму я не попадаю. Живу на квартире жены офицера, пропавшего без вести... Две комнаты обставлены для меня. При случае меня навещают офицеры. Они приносят книги, играют со мной в шахматы. На мой слегка иронический вопрос, как долго мы вот так будем убивать время, они молчат. Только вежливо улыбаются..."
К ней не применялось никаких особых мер. Беседы с ней, допросами это назвать трудно, вели Берия и Абакумов. Эти «светские беседы» продолжались более месяца. Находясь в Москве, Ольга не имела права встречаться со своими родными - она все-таки была пленницей. Но однажды, во время спектакля во МХАТе, Ольга Книппер-Чехова, выходя на поклон, обратила внимание на красивую женщину, которая одной из первых встала и слегка взмахнула рукой. Старая актриса перепугалась: уж очень эта дама была похожа на ее племянницу. Это так разволновало актрису, что на поклоны она больше не выходила. Иметь родственницу за границей, да еще в фашистской Германии, да вдобавок ко всему приближенную к Гитлеру, - это было сверхужасно. Достаточно сказать, что сестра писателя, Мария Павловна Чехова, уничтожила все фотографии Ольги Чеховой: как бы чего не нашли!
Через два месяца Ольгу Чехову спецрейсом вернули обратно в Берлин. И не только вернули, но и помогли ей восстановить пострадавший во время бомбежки дом. НКВД проявляло о ней всемерную заботу. Ольгу снабжали продуктами наравне с советскими генералами, обеспечивали бензином. После того как советские бойцы «реквизировали» её спортивный автомобиль, его ей вернули с извинениями и выставили у виллы охрану. По-разному складывались судьбы разведчиков-нелегалов после окончания войны - одни были отозваны в Москву, другие продолжали жить под прежними вымышленными фамилиями. На долю Ольги Константиновны Чеховой выпал иной вариант.
Она продолжала играть. Уйдя со сцены и из кино, основала фирму «Косметика Ольги Чеховой». Дожила до глубокой старости. О войне вспоминать не любила, зато с удовольствием вспоминала о Чехове. Каждый год в день смерти Антона Павловича приезжала в местечко Баденвейлер, где скончался «дядюшка Антоша». 9 марта 1980 года, зная, что кончина близка, позвала внучку: «На смертном одре Антон Павлович Чехов сказал Ольге Леонардовне, что хотел бы выпить бокал шампанского. Выпил – и отошел. Я хочу последовать его примеру». Чехова объяснила внучке, где находится нужная полка в винном погребе, та вернулась и поднесла умирающей бокал. Выпив последний в своей жизни глоток шампанского, Ольга Константиновна произнесла: «Жизнь прекрасна!»
http://my.mail.ru/community/talant_poklonnik/3916660F12938961.html
http://rusiti.ru/magazine/detail/stati/olga/
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: