Хвалить или не хвалить ребенка? я в ступре.
В силу своей будущей специальности, да и просто потому, что интересно, читаю сейчас книгу Юлии Гиппенрейтер - "Общаться с ребенком: КАК?".
Много полезной и интересной инфы уже почерпнула оттуда, со многим согласна, но большинство ее рекомендаций нам для применения не подходит по возрасту.
Но тут я встретила вот такую мысль:
И, вроде бы, все правильно, со всем я согласна, но...
Но не могу я так!!!
Дочка самостоятельно ходит на горшок. Промахи бывают очень-очень редко(ттт). Покакала она, простите, зовет меня вылить горшок - а я что ей скажу? "Маша, ты меня очень порадовала своими какашками!"
Или получилось у нее откручивать\закручивать крышки на разные бутылки(вчерашнее наше достижение, еще свежее, потому и вспомнилось), и что мне ей сказать?
"Ах, дочь, я счастлива, что ты это сделала!"???
Ну не поймет меня полуторагодовалый ребенок.
"Маша умница, у Маши хорошо все получилось" - это поймет. А то, что она меня порадовала - я по ее глазам вижу, не понимает она.
Получается, что смысл в таком "поощрении" - только для мамы?
Опять же: я понимаю, что Гиппенрейтер права, но в то же время понимаю, что в данный момент это все лично для меня неприменимо.
И - да, меня не хвалили в детстве(не потому, что родители меня не любили, просто в семье было это не принято), и теперь я отрываюсь на дочери. Я ее хвалю за все, за что только можно.
Напялила она пакет на голову и пришла показываться - я говорю "принарядилась, красавица", или что-то в этом роде.
Поделилась сухариком - умница, что поделилась!
Ну и все в том же духе.
И сама понимаю, что иногда и не надо хвалить, а я все равно хвалю. Потому что просто промолчать - не могу, меня радуют и маленькие достижения, и даже совершенно глупые дочкины выходки.
Так что же делать?
Хвалить или не хвалить?
Попробовала с утра контролировать себя, и или говорить, как советует Ю. Б., или не говорить вообще ничего - и Я НЕ МОГУУУУ!!!
Почистила Маша зубы, передает мне щетку - а я возьми, да похвали ее, какая же она у меня умница чистая.
И только потом спохватилась.
Убейте меня, я не знаю, что с собой поделать.
Много полезной и интересной инфы уже почерпнула оттуда, со многим согласна, но большинство ее рекомендаций нам для применения не подходит по возрасту.
Но тут я встретила вот такую мысль:
... 7. Похвала. После всего сказанного, наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале есть всегда элемент оценки «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем».
Меня много хвалили
Это отрывок из письма одной родительницы в редакцию «Учительской газеты», где печатались материалы наших уроков.
«Я много читала статей и книжек про воспитание детей. В некоторых из них встречались советы хвалить детей, но они меня очень смущали.
Дело в том, что я сама через это прошла. Меня в детстве много хвалили.
Привыкаешь к этому очень быстро, и меня раздражало и огорчало, что, когда подросла, не всегда отмечали похвалой оценки, помощь по дому и т. д. В школе, в университете я уже не могла без хвалебных слов – у меня просто руки опускались, ничего не хотелось делать, пока не заметят. А если не замечали, то я и поворачивалась боком: раз вы так, то и я ничего вам делать не буду. Но главной своей бедой считаю то, что и сейчас, достигнув двадцатисемилетнего возраста, я от любой задачи, которую ставлю перед собой, от любой работы жду в конечном счете не результата, а похвалы. И вот только сейчас я прочитала в «Родительской газете» (наконец-то!) реальный ответ: «Я рада, что ты так сделал» (а не «Ты – молодец!»). Почему же так поздно вы дали конкретный пример? Как правило, все отговариваются тем, что у всех семьи разные, свои отношения, вот так нельзя, так тоже. А как можно?
Давайте побольше конкретных примеров, не такие уж мы дураки, будем сами, учитывая отношения, семьи и т. д. находить ответ. Но пример должен быть. Хоть один, это лучше, чем ничего. Спасибо вам, а то я чуть было и дочь (хоть и испытывала в душе колебания, помня свой опыт) не начала хвалить, хвалить, хвалить «Ты у меня…», «Да какая ты…»
С уважением, Е. В. г. Пермь»
Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других.
Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее. («А почему ты меня сегодня не похвалила?») (см. Бокс 6–1). Наконец, он может заподозрить, что вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то своих соображений.
СЫН: Не получаются у меня эти буквы!
МАМА: Что ты, ты прекрасно их написал!
СЫН: Неправда, ты нарочно так говоришь, чтобы я не расстраивался!
А как же реагировать на успехи или правильное поведение ребенка?
Лучше всего просто выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения «я», «мне» вместо «ты»:
ДОЧЬ: Мама, я сегодня по-русскому получила сразу две пятерки!
МАМА: Я очень рада! (Вместо «Какая ты у меня молодец!»)
СЫН: Ведь правда, я плохо выступил?
ПАПА: Мне так не показалось. Наоборот, мне понравилось (то-то и то-то). (Вместо: «Ну что ты, ты выступил, как всегда, блестяще!»)
И, вроде бы, все правильно, со всем я согласна, но...
Но не могу я так!!!
Дочка самостоятельно ходит на горшок. Промахи бывают очень-очень редко(ттт). Покакала она, простите, зовет меня вылить горшок - а я что ей скажу? "Маша, ты меня очень порадовала своими какашками!"



Или получилось у нее откручивать\закручивать крышки на разные бутылки(вчерашнее наше достижение, еще свежее, потому и вспомнилось), и что мне ей сказать?
"Ах, дочь, я счастлива, что ты это сделала!"???
Ну не поймет меня полуторагодовалый ребенок.
"Маша умница, у Маши хорошо все получилось" - это поймет. А то, что она меня порадовала - я по ее глазам вижу, не понимает она.
Получается, что смысл в таком "поощрении" - только для мамы?
Опять же: я понимаю, что Гиппенрейтер права, но в то же время понимаю, что в данный момент это все лично для меня неприменимо.
И - да, меня не хвалили в детстве(не потому, что родители меня не любили, просто в семье было это не принято), и теперь я отрываюсь на дочери. Я ее хвалю за все, за что только можно.
Напялила она пакет на голову и пришла показываться - я говорю "принарядилась, красавица", или что-то в этом роде.
Поделилась сухариком - умница, что поделилась!
Ну и все в том же духе.
И сама понимаю, что иногда и не надо хвалить, а я все равно хвалю. Потому что просто промолчать - не могу, меня радуют и маленькие достижения, и даже совершенно глупые дочкины выходки.
Так что же делать?
Хвалить или не хвалить?
Попробовала с утра контролировать себя, и или говорить, как советует Ю. Б., или не говорить вообще ничего - и Я НЕ МОГУУУУ!!!



Почистила Маша зубы, передает мне щетку - а я возьми, да похвали ее, какая же она у меня умница чистая.
И только потом спохватилась.

Убейте меня, я не знаю, что с собой поделать.
А вы хвалите своего ребенка?
Опрос завершен.
Как это будет выглядеть?
Да, хвалю часто.
56
(76%)
Да, но не часто.
17
(23%)
Не хвалю, а поощряю.
1
(1%)
Нет, не хвалю совсем.
0
(0%)
Всего проголосовало: 74
BB-код для вставки: BB-код используется на форумах |
|
HTML-код для вставки: HTML код используется в блогах, например LiveJournal |
Как это будет выглядеть?
Страна Мам
Опрос: Хвалить или не хвалить ребенка? я в ступре.
В опросе приняли участие 74 пользователя.
Опрос: Хвалить или не хвалить ребенка? я в ступре.
А вы хвалите своего ребенка?

В опросе приняли участие 74 пользователя.
Комментарии
касательно примера с мальчиком, я бы ответила так: давай еще раз попробуем и тогда точно получиться
касательно горшечных дел, ответила бы просто: ну и хорошо
т.е. хвалить, но не восхвалять!
И я хвалю.
Но вот боюсь, что все идет к тому, что дальше без похвалы ребенок вообще ничего делать не станет.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
*об стену*
↑ Перейти к этому комментарию
вот например он начал переживать что он слишком спокойный...у него темперамент достаточно прохладный...и его это вроде стало напрягать....так вот мы ходили на детское день рождение и он там просто оторвался! И когда у же усталые ехали домой я дабы усилить этот эффект сказала "Блин, вот ты у меня отрывной! Ты так классно бегал и играл! И деток остальных в игру подключил! Класс!
Он светился как пятак начищенный....потому как я этим развеяла его волнение на свой счет.
А у вас пупсик еще маленький...не парьтесь хотите хвалить - хвалите! Это же в любом случае позитив!
Мне, наверное, сложно подобрать вот такие правильные слова.
И да, Малёк еще мелкая, но она уже приходит показать очередную свою поделку-проделку, и видно, что ждет или похвалы(слов), или положительных эмоций.
То есть делает что-то УЖЕ не просто так, а чтобы это оценили и заметили.
Это в полтора года-то.
Вот я и задумалась.
А насколько я помню по книге - хвалить надо не ребенка, а действие, которое ему удалось сделать (равно как и ругать - не ребенка, а совершенный им проступок). Например, собрал ребенок башню - красивая у тебя башня, а не какой ты у меня гениальный; хорошо поел - как ты быстро съел свой суп, а не какой ты у меня молодец. Я по себе знаю - на похвалу подсаживаешься, а потом переживаешь, если не хвалят.
А дела горшечные (если они уже регулярные и вошли в ритм) можно и не хвалить. Ваш ребенок уже ходит, вы же не восторгаетесь каждым его шагом во весь голос.
↑ Перейти к этому комментарию
Вы просто изначально не поняли, что я имела в виду.
смотрите: это было в адрес автора, ребенку которого полтора года -
а это Ваш ответ : (а Вашей крохе нет и полугода) И одно дело - первые шаги, а другое - хвалить полутора-двухлетку за то, что он ходит.
А насколько я помню по книге - хвалить надо не ребенка, а действие, которое ему удалось сделать (равно как и ругать - не ребенка, а совершенный им проступок). Например, собрал ребенок башню - красивая у тебя башня, а не какой ты у меня гениальный; хорошо поел - как ты быстро съел свой суп, а не какой ты у меня молодец. Я по себе знаю - на похвалу подсаживаешься, а потом переживаешь, если не хвалят.
А дела горшечные (если они уже регулярные и вошли в ритм) можно и не хвалить. Ваш ребенок уже ходит, вы же не восторгаетесь каждым его шагом во весь голос.
↑ Перейти к этому комментарию
тут не согласна. я прекрасно вижу по глазам и поведению, когда дочь меня понимает, а когда об стенку горох.
Может, потому, что такие поощрения ей непривычны - она не поняла.
воистину так. Вот бы еще научиться этому...
научитесь)) на самом деле идеальных мам не бывает - я сама забываюсь иногда и начинаю причитать "ой, какой ты у меня хороший" (хотя в разумных пределах и такая похвала нужна). Все приходит с опытом
Потому и говорю, что, вроде, и все правильно пишет автор книги, но как это применить - ума не приложу.
Потому и говорю, что, вроде, и все правильно пишет автор книги, но как это применить - ума не приложу.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Материнское сердце мне сейчас подскажет делать то, чего мне в детстве не хватало, из-за чего я страдала.
На то и существуют всякие умные книжки, чтобы черпать оттуда что-то.
Я вот почерпнула, но применить все равно не могу.
Чувствую свою неправоту, а исправить - пока не получается((
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Я, кстати, тоже очень подвластна похвале. И мне важно, чтобы мою работу положительно отмечали и хвалили
Я, кстати, тоже очень подвластна похвале. И мне важно, чтобы мою работу положительно отмечали и хвалили
↑ Перейти к этому комментарию
Я, кстати, тоже очень подвластна похвале. И мне важно, чтобы мою работу положительно отмечали и хвалили
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Важно ОДОБРЕНИЕ. А я захваливаю.
В этом и вижу свою проблему.
Но слово "молодец!" у меня тоже в ходу. Оно экспрессивное такое, его произносить легко и весело. Но я его использую не всегда по делу. Кто рассыпал сахар или разлил чай по полу - тот тоже "молодец"
И детки различают, когда похвала - похвала, а когда - порицание?
А сыну 1,3. Он научился собирать сложную пирамиду,и я говорю "Ах,какая красивая пирамида получилась,Яроша молодец, сам собрал!" - это "правильная" похвала?
Все детки разные, всем разные слова нужны, как и разные проявления любви.
Но я сама не могу избавиться от слова "умница", оно у меня чуть ли не через слово проскакивает.
На самом деле, я считаю, что хвалить (и ругать) надо не ребёнка, а поступок, действие. И это сложно, но я почти научилась.
а вот похвала в стиле ...ты такой классный, потому что ты делаешь то, что нам( всем) нравится... ведет к созависимости
а похвала личности выражает только наше отношение и несет вреда больше пользы
Дочку хвалю, не знаю как не хвалить.
Рекомендую книгу - К. Прайор Не рычите на собаку.
Все встанет по местам - когда хвалить, чтоб развивать и как
Не только детей, но и себя
Постараюсь найти.
Гармонии Вам в семье!
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: