Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Особенности поведения детей раннего возраста (2 – 3 года) в период адаптации в ДОУ. Дезадаптационный синдром

В возрасте 2—3 лет ребенок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Все это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания, и в особенности в такой сложный период, каким является период привыкания малыша к жизни в детском саду.

Проблема адаптации ребенка раннего возраста остается практически неразработанной. До сих пор специально не изучалось, как происходит включение маленького ребенка в новую действительность, какие психологические трудности он испытывает в процессе адаптации, каким образом можно оценить его эмоциональное состояние в этот период, каковы психологические критерии адаптационных возможностей ребенка раннего возраста и каковы способы установления контакта взрослого. Сегодня количество детей, имеющих отклонения в поведении (агрессивность, тревожность, гиперактивность и т. д.), невротические расстройства, продолжает расти. Таким детям труднее адаптироваться к новым социальным условиям. Следует отметить, что невротические расстройства — преходящие состояния, т. е. их отличает динамизм, они могут быстро возникать при стрессовых ситуациях и достаточно быстро исчезать, даже при небольшой помощи, устраняющей психогенные факторы. Особенно это касается невротических реакций, они являются начальной формой психической дезадаптации, т. е. поведенческой реакцией, неадекватной внешнему стимулу. Например, ребенок, который не хочет ходить в детский сад, потому что боится воспитателя, вернулся домой. Там его окружают любящие родители, он попадает в привычную ситуацию, но по-прежнему плачет, боится оставаться один, плохо ест и засыпает, хотя до поступления в детский сад таких изменений в поведении ребенка в домашних условиях не было. Ориентация педагога на более ласковое отношение к этому ребенку способствовало его привыканию к детскому саду и, особенно, к воспитателю. При этом изменения поведения исчезли без медикаментозной коррекции.

При отсутствии своевременной помощи таким детям невротические реакции трансформируются в более стойкие расстройства — неврозы. При этом усиливаются вегетативные расстройства, нарушается регулирующая функция нервной системы, деятельность внутренних органов и могут возникать различные соматические заболевания. Доказано, что более половины хронических заболеваний (до 80%) — это психо- и нейросоматические болезни. Как говорят у нас в России: «Все болезни от нервов». Исходя из приведенного определения психического здоровья при его оценке не следует ограничиваться лишь выявлением невротических расстройств. У ребенка важно оценивать также показатели нервно-психического развития: в раннем возрасте детей (первые 3 года жизни) это, прежде всего, речевое, моторное развитие, эмоциональное состояние.

Следовательно, во все возрастные периоды при оценке психического здоровья необходимо давать характеристику эмоционального состояния ребенка, его социальной адаптации.

Изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Если трехлетний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, то адаптация к дошкольному образовательному учреждению пройдет легче и быстрее.

Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников.

Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням.

Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

При легкой адаптации в течение месяца у ребенка нормализуется поведение по тем показателям, о которых мы говорили выше, он спокойно или радостно начинает относиться к новому детскому коллективу. Аппетит снижается, но не намного и к концу первой недели достигает обычного уровня, сон налаживается в течение одной-двух недель. К концу месяца у малыша восстанавливается речь, игра, интерес к окружающему миру. Отношения с близкими людьми при легкой адаптации у ребенка не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3-й недели восстанавливается. Острых заболеваний не возникает.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20-40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи. Все эти изменения держатся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это может быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щечки, могут усиливаться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое, как правило, протекает в форме острой респираторной инфекции.

Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют организм от многочисленных инфекционных агентов, с которыми ему постоянно приходится сталкиваться. Это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. Другой вариант течения тяжелой адаптации: неадекватное поведение ребенка настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, у ребенка может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами. Сон чуткий, короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним; постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся, судорожно сжимающий в кулачке свою любимую домашнюю игрушку или носовой платочек. Нам, взрослым, трудно осознать степень его страданий. Ребенок, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляющийся за маму, падающий в слезах на пол, неудобен и тревожен для родителей и воспитателей, но вызывает меньше беспокойства у детских психологов и психиатров, чем ребенок, впадающий в оцепенение, безразличный к тому, что с ним происходит, к еде, мокрым штанишкам, даже к холоду. Такая апатия является типичным проявлением детской депрессии. Страдает общее состояние организма: наблюдается потеря в весе, беззащитность перед инфекциями, появляются признаки детской экземы или нейродермита. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития замедляются, появляется отставание в речи, игре, общении. Иногда на восстановление здоровья такого ребенка требуется несколько лет.

Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Токсикозы, заболевания матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных систем организма ребенка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.

Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома.

На этапе поступления ребенка в детский сад главной проблемой становится его адаптация к новым нормам и правилам жизни, и далеко не вес дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого «дезадатанионного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и воспитатели параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня как в детском саду. Вопрос же, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая «учеба» зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателя. Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительнее быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому взрослому или другому ребенку.

В целом проблема психологической неготовности ребенка к «выходу» из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школе.

Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления «дезадаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступающих в детский сад, может принести только единая система взаимодействия родителей и специалистов ДОУ.

Признаками дезадаптационного синдрома у ребенка является:

1. Сон. Это первое, на чем может сказаться эмоциональная и психологическая перегрузка ребенка, посещающего детский сад. Ребенок может начать просыпаться среди ночи, плакать, не просыпаясь, говорить во сне. Ребенок, который раньше вставал среди ночи и писал на горшок, может начать писаться в кровать. Ребенок, который писался один раз за ночь, может начать писаться чаще. Может измениться ритуал отхождения ко сну: из спокойного и самостоятельного может стать длительным, требующим присутствия родителей, с капризами перед сном и нетипичным для ребенка поведением. Изменение сна - это один из первых признаков, который появляется в результате психологической перегрузки при посещении детского сада.

2. Поведение ребенка до и после детского сада. Если вы все сделали правильно, и ребенок пошел в детский сад легко и с удовольствием, на второй или третьей неделе ситуация может измениться. Ребенок может начать капризничать с утра и говорить, что он не хочет идти в детский сад, аргументируя это тем, что он не выспался, плохо себя чувствует, хочет сегодня остаться дома. Точно так же поведение после детского сада должно быть тщательно проанализировано. Гиперактивность, агрессивность, капризность, нетипичная для ребенка, или, наоборот, апатия, пассивность, сонливость, нежелание заниматься ранее интересовавшими вещами должны насторожить.

3. У детей, которые даже в домашних условиях имели проблемы с едой, дезадаптация к детскому саду очень часто выражается в нежелании есть в детском саду. Боязнь прийти в детский сад к завтраку, остаться там на обед, негативная реакция малыша на запах еды в детском саду - это результат общего стресса, который ребенок переживает в адаптационный период. Если не обратить на это внимание вовремя, стресс от нежелания есть в детском саду можно довести до рвотной реакции на еду, предлагаемую в детском саду, или до дискинезии желчевыводящих путей.

4. Одним из неярких, но очень важным признаком детсадовской дезадаптации является изменение взгляда и мимики ребенка, его осанки и манеры двигаться. Не стоит думать, что это пройдет само собой.

5. Частые респираторные заболевания и обострение хронических заболеваний - один из самых распространенных признаков того, что нагрузка при посещении ребенком детского сада ему не по силам.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Особенности поведения детей раннего возраста (2 – 3 года) в период адаптации в ДОУ. Дезадаптационный синдром
В возрасте 2—3 лет ребенок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Все это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания, и в особенности в такой сложный период, каким является период привыкания малыша к жизни в детском саду. Читать полностью
 

Комментарии

mariya_kalina
1 сентября 2010 года
0
Скажи мне одно, если вот так будет дальше. может ли у него быть нервный срыв, или т.е. психику сломать можно?
Солнцеклёш (автор поста)
1 сентября 2010 года
0
Я уже писала. У ребенка, который до 3х лет (это условно +/- полгода, а у кого-то и год, отправная точка - завершение острого периода кризиса 3х лет) остается без мамы (в некоторых случаях, если маму заменяет папа, который эмоционально связан с ребенком не меньше мамы) более чем на 3 часа - это может привести к отчужденности и враждебному отношению к окружающему миру в будущем.

Дезсиндром - это уже и есть начало проявления нервного срыва.
mariya_kalina
1 сентября 2010 года
0
А психику сломать в таком возрасте могут?
Солнцеклёш (автор поста)
1 сентября 2010 года
0
Что ты понимаешь под этим выражением?
mariya_kalina
1 сентября 2010 года
0
Ну блин не знаю, как я это объяснить, ну как бы сломать ребенка.
Солнцеклёш (автор поста)
1 сентября 2010 года
+1
Ну мы в любом случаи их "ломаем" в любом случаи присуствует вербальное насилие над личностью, в той или иной степени. Стресс и все его сопутствующие и так на лицо.

2 года достаточно сложный период для похода в сад. С одной стороны с малышом уже можно договорится, с другой, он уже многое понимает. Если годовалый малыш достаточно быстро привыкает к новым условиям, то у двухлетки, в силу развития, этот процесс осложняется. С одной стороны он уже может понять, с другой "хочу" все еще преобладает над "надо" + ребенок еще не готов к выходу из семьи. Потребности общаться со сверстниками в таком возрасте еще нет, по этому плюсов от посещения д/с он найти не может.

Ну и практически любой не проработанный стресс вызывает изменения в психики и поведении, формирует комплексы, которые очень трудно проработать в дальнейшей жизни. Часто бывает, что явных признаков стресса нет, что вроде бы все нормально, но потом всплывает в подростковом возрасте в разных вариациях.
mariya_kalina
1 сентября 2010 года
0
Спасибо что подробнее разжевала мне.
Natalyro
1 сентября 2010 года
0
Тань, у меня вот такой вопрос. Матвей ходит в ясли. В младшую группу его переведут в конце следующего августа. Лизу поставили на очередь в садик на след.лето. Если я ее отдаю летом, то они будут в одну группу ходить до сентября.
Детям лучше так будет или хуже? Я вот в этом и плюсы вижу, и минусы...
Пока время есть, где-то до марта я должна определиться, когда ее вести лучше.
Ты как думаешь?
Солнцеклёш (автор поста)
1 сентября 2010 года
0
Я не знаю твоих детей Своих я отдавала намерено в разные группы, ибо они банда и попросту игнорировали бы других детей, то есть у нас изначальная цель сада была - разговорить Тима. Алиса его понимала без слов, если б они были в одной группе у него не было стимула развивать устную речь.

Ну и вообще, воспитатели, как правило против "семейных кланов" бывает, что даже близнецов по разным группам разводят, ибо это полный атас
Natalyro
1 сентября 2010 года
0
а не будет проще адаптироваться, если в группе есть старший брат?
Солнцеклёш (автор поста)
1 сентября 2010 года
0
Она просто может абстрагироваться от группы и заниматься только братом
Natalyro
1 сентября 2010 года
+1
т.е. потом, когда он уйдет в др.группу и она останется одна, начнутся проблемы?
Солнцеклёш (автор поста)
1 сентября 2010 года
0
Начнется настоящая адаптация
Natalyro
1 сентября 2010 года
+1
спасибо! буду думать, как лучше пока время есть.
У нас ни то, ни се получается. В след.году ей в мае 2. Придется в 2 с небольшим отдавать, я не сторонник такого раннего отдавания... С другой стороны, выдерживать до 3х с лишним... по мне, тоже перебор! А если я отложу на 2012 год, то она в 3 с лишним пойдет тогда...
Отдавать ее след. летом - она будет с Масей в 1й группе, а осенью уже холодновато и болячек больше...
Вот буду думать теперь, как лучше... еще полгода есть впереди... там еще неизвестно, как она себя вести будет весной, будет смысл в сад вести или нет...
Солнцеклёш (автор поста)
1 сентября 2010 года
0
Ну я не могу ни чего сказать. И потом, девочки все же быстрее адаптируются, в большинстве случаев - у них коммуникативная потребность выше
Natalyro
1 сентября 2010 года
0
ну да, спасибо, посмотрю там, поближе потом, пока неизвестно, какая она через полгода будет...
SvetaMama-2
4 сентября 2010 года
+1
прочитала вашу статью и расплакалась
Так живо вспомнилось наше хождение в сад со старшим сыном. Ему тогда было почти три года. Три недели криков, плача, истерик, обид, вплоть до ненависти ко мне (в дело пошла еще и ревность, т.к..сын ходил в сад, а я сидела дома с его младшим братом). Потом я не выдержала и забрала сына из сада. Таких счастливых радостных глаз, когда я сказала, что мы больше не будем ходить в сад, я не видела никогда... А через несколько месяцев начались тики - моргание глазками, покашливание, поглаживание себя по голове. Это был настоящий кошмар! Вот уже год мы наблюдаемая у невролога и лечим наши тики, вполне успешно, но о посещении сада не может быть и речи. Сын категорически не хочет ничего о нем слышать. А невролог настоятельно советует нам домашний режим.
Солнцеклёш (автор поста)
4 сентября 2010 года
0
Как правило, я не сторонница того, что б детей отдавали в сад, при условии, что мама сидит дома с младшим - у малышей возникает чувство, что их променяли на младшего

Удачи вам Ваша любовь и забота исправят многое!
SvetaMama-2
5 сентября 2010 года
+1
Спасибо!
Да, теперь я их ни за что не разделяю - они всегда вместе. И оба не ходят в сад.
вот только, как потом со школой будет - не знаю....
Солнцеклёш (автор поста)
5 сентября 2010 года
0
Нормально все будет. На самом деле сад ни имеет к школе ни какого отношения
SvetaMama-2
5 сентября 2010 года
+1
мне невролог точно так же говорит!

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам