Техника активного слушания : Как понять своего ребенка
Техника активного слушания применяется опытными родителями, часто интуитивно, бывает и осознанно, с целью понять и услышать своего ребенка, а также чтобы быть услышанным ребенком. Сегодня хочу поведать Вам о том, что такое техника активного слушания и как ее применять в разговоре со своим ребенком.
- Мама, я не хочу идти в садик! — все чаще стала слышать я от дочери по утрам…
- Как это не хочешь идти? И почему же? — задала я вопрос Настеньке, допустив типичную ошибку родителей.
- Потому что ты убегаешь…
- Но я же за тобой всегда возвращаюсь!? — убежденно недоумевала я…
Дочкины «потягушки» начинали раздражать, а каждое утро постепенно стало превращаться почти в пытку. Разговор с воспитателем ничего не дал: в садике Настя ведет себя отлично, не плачет, с детьми играет, конфликтов не провоцирует. В чем же дело?..
Вот здесь-то я и задумалась: к саду ребенок подготовлен хорошо, это сомнений не вызывало, в коллективе себя чувствует комфортно (с 6-ти месяцев дочка посещает развивающие занятия, собранные на основании нескольких профессиональных методик раннего развития), так почему же каждое утро мне приходится ее уговаривать и тратить драгоценное время? Как же мне помочь своему ребенку и себе?
Порывшись в глубинах своей памяти, я вспомнила о технике активного слушания.
Что же это такое "активное слушание" и «с чем его едят»?
Наши малыши, такие взрослые и все же такие маленькие, не всегда умеют
ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ
передать словами свои ощущения. А эмоций испытывают они не меньше любого взрослого. И кто как не родители помогут им разобраться в своих эмоциях. Чтобы не оставлять своего малыша наедине с его переживаниями, родителю необходимо стать «зеркалом» эмоций ребенка. Для этого необходимо озвучивать (не спрашивать, а именно озвучивать с утвердительной интонацией) чувства Вашего малыша, которые, как Вы думаете, он испытывает в этот момент. Ребенок должен быть уверен, что его боль, обида, радость, восторг ощущает и мама/папа, а значит, понимает его, а значит, он не один! Ведь разделенное горе становится вдвое меньше, а разделенная радость — вдвое больше.
В моем случае это прозвучало так.
- Не хочу я в садик идти! — затянула Настя утром свою привычную песню.
- Доченька, я понимаю, конечно, не хочешь, — спокойно констатирую я факт. — Ты же, наверное, не выспалась…
- Да, мама…
- Но ничего страшного — в садике есть замечательная, волшебная кроватка, с Кар-Карычем (рисунок на кроватке), и ты всегда сможешь там поспать…
Дочка больше не возражала. И в группу зашла без слез.
- Откуда я знаю, что он чувствует? — спросите Вы.
Отвечаю: положитесь на собственный эмоциональный опыт, поставьте себя на место ребенка. Даже если Вы в чем-то не угадали, он Вас поправит.
Активное слушание и его правила
Можно выделить некоторые правила, применяемые в технике активного слушания:
1). Зрительный контакт. Повернитесь к ребенку. Пусть ваши глаза находятся на одном уровне. Присядьте или возьмите его на руки, если есть в этом необходимость. Попробуйте повторить его позу, жесты.
2). Озвучивайте чувства ребенка в утвердительной форме, так как фраза, оформленная с помощью вопроса, не отражает сочувствия, участия мамы в ощущениях малыша. Спросите его: «Что случилось?» И услышите: «Ничего». А если просто сказать «Что-то случилось…», то Вашему чаду будет проще начать рассказывать о случившемся. Так Вы разделяете переживания малыша.
3). Не торопитесь, разговаривая с ребенком. Выдерживайте паузу, дайте ребенку время разобраться в своем переживании. Не останавливайте его на полуслове, иначе подорвете его доверие.
4). Не стесняйтесь показывать любовь к своему ребенку. Как это сделать, Вы можете узнать здесь.
Проверить технику активного слушания мне пришлось еще раз в тот же день.
После детского сада нам с Настей предстояло идти на вечерние развивающие занятия в школу. Шел дождь, похолодало.
- Мама, не хочу я в школу идти…
- Ты не хочешь в школу… ты очень устала за день…
- Да, мама!
- Мы сходим на занятия, вернемся домой и будем отдыхать. Мультик посмотрим, умоемся и спать пойдем…
И снова дочка меня удивила. И в школу пошла, и на занятие зайти я ее не уговаривала. После занятия педагог мне сказала, что Настя сегодня занималась особенно активно, по сравнению с несколькими предыдущими занятиями, и была, что называется, в ударе.
Вот так техника активного слушания однажды помогла мне понять своего ребенка и погасить потенциально конфликтные ситуации.
Сегодня я рассказала Вам о ней, дорогие родители, чтоб Вы могли взять технику активного слушания себе на вооружение, в дополнение к имеющимся у Вас способам общения с ребенком. Как знать, быть может, она станет для Вас важнейшей.
Read more: http://gilbylmalysh.ru/kak-ponyat-svoego-rebenka-tehniki-akt/#ixzz2E1qG0CmW
- Мама, я не хочу идти в садик! — все чаще стала слышать я от дочери по утрам…
- Как это не хочешь идти? И почему же? — задала я вопрос Настеньке, допустив типичную ошибку родителей.
- Потому что ты убегаешь…
- Но я же за тобой всегда возвращаюсь!? — убежденно недоумевала я…
Дочкины «потягушки» начинали раздражать, а каждое утро постепенно стало превращаться почти в пытку. Разговор с воспитателем ничего не дал: в садике Настя ведет себя отлично, не плачет, с детьми играет, конфликтов не провоцирует. В чем же дело?..
Вот здесь-то я и задумалась: к саду ребенок подготовлен хорошо, это сомнений не вызывало, в коллективе себя чувствует комфортно (с 6-ти месяцев дочка посещает развивающие занятия, собранные на основании нескольких профессиональных методик раннего развития), так почему же каждое утро мне приходится ее уговаривать и тратить драгоценное время? Как же мне помочь своему ребенку и себе?
Порывшись в глубинах своей памяти, я вспомнила о технике активного слушания.
Что же это такое "активное слушание" и «с чем его едят»?
Наши малыши, такие взрослые и все же такие маленькие, не всегда умеют
ТЕХНИКА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ
передать словами свои ощущения. А эмоций испытывают они не меньше любого взрослого. И кто как не родители помогут им разобраться в своих эмоциях. Чтобы не оставлять своего малыша наедине с его переживаниями, родителю необходимо стать «зеркалом» эмоций ребенка. Для этого необходимо озвучивать (не спрашивать, а именно озвучивать с утвердительной интонацией) чувства Вашего малыша, которые, как Вы думаете, он испытывает в этот момент. Ребенок должен быть уверен, что его боль, обида, радость, восторг ощущает и мама/папа, а значит, понимает его, а значит, он не один! Ведь разделенное горе становится вдвое меньше, а разделенная радость — вдвое больше.
В моем случае это прозвучало так.
- Не хочу я в садик идти! — затянула Настя утром свою привычную песню.
- Доченька, я понимаю, конечно, не хочешь, — спокойно констатирую я факт. — Ты же, наверное, не выспалась…
- Да, мама…
- Но ничего страшного — в садике есть замечательная, волшебная кроватка, с Кар-Карычем (рисунок на кроватке), и ты всегда сможешь там поспать…
Дочка больше не возражала. И в группу зашла без слез.
- Откуда я знаю, что он чувствует? — спросите Вы.
Отвечаю: положитесь на собственный эмоциональный опыт, поставьте себя на место ребенка. Даже если Вы в чем-то не угадали, он Вас поправит.
Активное слушание и его правила
Можно выделить некоторые правила, применяемые в технике активного слушания:
1). Зрительный контакт. Повернитесь к ребенку. Пусть ваши глаза находятся на одном уровне. Присядьте или возьмите его на руки, если есть в этом необходимость. Попробуйте повторить его позу, жесты.
2). Озвучивайте чувства ребенка в утвердительной форме, так как фраза, оформленная с помощью вопроса, не отражает сочувствия, участия мамы в ощущениях малыша. Спросите его: «Что случилось?» И услышите: «Ничего». А если просто сказать «Что-то случилось…», то Вашему чаду будет проще начать рассказывать о случившемся. Так Вы разделяете переживания малыша.
3). Не торопитесь, разговаривая с ребенком. Выдерживайте паузу, дайте ребенку время разобраться в своем переживании. Не останавливайте его на полуслове, иначе подорвете его доверие.
4). Не стесняйтесь показывать любовь к своему ребенку. Как это сделать, Вы можете узнать здесь.
Проверить технику активного слушания мне пришлось еще раз в тот же день.
После детского сада нам с Настей предстояло идти на вечерние развивающие занятия в школу. Шел дождь, похолодало.
- Мама, не хочу я в школу идти…
- Ты не хочешь в школу… ты очень устала за день…
- Да, мама!
- Мы сходим на занятия, вернемся домой и будем отдыхать. Мультик посмотрим, умоемся и спать пойдем…
И снова дочка меня удивила. И в школу пошла, и на занятие зайти я ее не уговаривала. После занятия педагог мне сказала, что Настя сегодня занималась особенно активно, по сравнению с несколькими предыдущими занятиями, и была, что называется, в ударе.
Вот так техника активного слушания однажды помогла мне понять своего ребенка и погасить потенциально конфликтные ситуации.
Сегодня я рассказала Вам о ней, дорогие родители, чтоб Вы могли взять технику активного слушания себе на вооружение, в дополнение к имеющимся у Вас способам общения с ребенком. Как знать, быть может, она станет для Вас важнейшей.
Read more: http://gilbylmalysh.ru/kak-ponyat-svoego-rebenka-tehniki-akt/#ixzz2E1qG0CmW
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: