Отцы - пустынники 101 притча
Отцы-пустынники
Сборник христианских
притч и сказаний
Предисловие
Притчи – это короткий иносказательный, поучительный рассказ.
В сборник вошла сто одна притча о древних отцах-пустынниках, живших, начиная с V века, в пустынях Египта, Палестины и других уединенных местах. Этот таинственный, малознакомый нам мир подвижников открывается в их мудрых поступках и высказываниях.
Отцы-пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв… -
писал Пушкин. Но не только молитвы складывали великие старцы, искавшие путь к Богу в пустынях, но и мудрые изречения. Мало того, иногда даже их молчаливые поступки превращались в достопамятные (достойные памяти) сказания, которые люди передавали из уст в уста, и эти сказания и наставления подвижников становились притчами.
Отцы-пустынники не стремились к славе и почету – наоборот, они бежали от людей, чтобы в уединении предаваться своим подвигам. Но даже короткие высказывания старцев сохранились на многие века – так Господь прославляет смирение. Древние подвижники жили в нищете и лишениях, но богатство их смиренномудрия до сих пор щедро изливается на всех нас.
Старцы вовсе не считались образованными людьми своего времени, как некоторые книжники или философы, - они были просвещены Духом Святым и любовью к Богу. И свет этой любви непостижимым образом дошел до наших дней, преображая человеческие сердца.
«Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное. И незнатное мира и униженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее…»
(1 Кор. 1:27-28).
Древние притчи и теперь учат нас самому главному: смирению, мудрости, доброте и терпению, но без назидания, а как-то иначе. Иногда – ярким, запоминающимся образом, порой – неожиданным вопросом или еще более неожиданным ответом, а иногда – тихой улыбкой над человеческой немощью. Почему же слова отцов-пустынников до сих по звучат так современно, как будто они обращены лично к каждому из нас?
На этот вопрос лучше ответить словами святого апостола Иакова: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены»
(Иак. 1: 17)
О СИРЕНИИ
И ГОРДОСТИ
1
ОДИН ОТШЕЛЬНИК пришел жаловаться старцу, что каждый день с девяти утра он в своем уединении чувствует странный голод. Хотя в монастыре, где он жил раньше, ему удавалось без труда по нескольку дней поводить без еды.
- Не удивляйся этому, сын мой, - ответил ему старец. – В пустыне нет никого, кто был бы свидетелем твоих постов и кто поддерживал бы и питал тебя похвалами. Прежде тщеславие служило тебе пищей в монастыре, и удовольствие, которое ты испытывал, выделяясь среди других своим воздержанием, для тебя было еще слаще обеда.
2
ОДНОГО ОТЦА – пустынника спросили:
- Хорошо ли это – хвалить ближнего?
- А молчать еще лучше, - ответил старец.
3
КАК-ТО ОДИН СТАРЕЦ изрек, что лошадь, вращающая колесо мельницы, съела бы зерно, которое туда кладут, если ей не завязывать глаза.
Так же и Господь нередко скрывает от нас по своему милосердию то добро, которое мы делаем. Иначе мы, видя свои добрые дела, стали бы считать себя лучшими, чем мы есть на самом деле, и наше самолюбие уничтожило бы цену всех добрых дел.
4
ПРИГЛАСИЛИ ОДНАЖДЫ святого старца на совет, чтобы решить, как наказать согрешившего монаха. Но старец отказался идти на совет. Спорили- спорили братья, но, так и не придумав достойного наказания, решили сами пойти к старцу.
Провидел это старец, взвалил на плече дырявый мешок с песком и вышел им на встречу.
- Куда ты идешь? – спрашивает братия.
- К вам иду на совет.
- А мешок с песком зачем с собой взял?
- Откуда вы знаете, что в мешке песок?
- Так погляди назад. У тебя мешок прохудился, и из него песок сыплется.
- Это не песок, это грехи мои сыплются позади меня, - сказал им старец. - Но я на них даже не оглядываюсь, зато иду судить чужие грехи.
Поняли монахи, что имел в виду старец, и простили своего брата.
5
СРЕДИ ИНОКОВ одного монастыря никто не имел пресвитерского сана.
Настоятель любил повторять:
- Помысел гордости в своем начале подобен огню на гумне, который, если не поспешить погасить, погубит труд всего года.
6
ПОВСТРЕЧАЛИСЬ КАК-ТО настоятель большого, многолюдного монастыря с подвижником, который сорок лет провел в пустыне.
- Какой подвиг совершил ты в своем уединении, где тебя никто не тревожил? – спросил игумен.
- С тех пор, как я уединился, солнце никогда не видело меня за трапезой, - ответил пустынник.
Игумен подумал и сказал:
- А меня оно никогда не видело в гневе.
7
ОДИН СВЯТОЙ старец неоднократно сподоблялся видений и откровений от Бога. Однажды братия попросила его рассказать о каком-нибудь из его видений. Предостерегая от превозношения людей, которых Господь награждал особыми духовными дарованиями, старец сказал:
- Вы желаете иметь замечательное видение, и я укажу вам на одно из них. Если вы увидите человека благочестивого, скромного сердцем, чистого – вот прекраснейшее из видений. Ведь в этом человеке вы можете видеть невидимого Бога. И не спрашивайте меня о других видениях, которые были бы выше этого.
8
ОДНОМУ СТАРЦУ в его келье был голос:
- Иди, я покажу тебе дела человеческие.
Старец встал и пошел. Голос привел его в незнакомое место и показал человека, который рубил дрова и складывал их в большую охапку. Ее уже нельзя было поднять с земли и сдвинуть с места, но человек продолжал усердно рубить дрова и все больше увеличивал неподъемную груду.
Затем голос показал ему человека, который стоял возле колодца и черпал воду разбитым кувшином, из-за чего вся вода выливалась обратно.
Потом голос сказал ему:
- Пойдем, покажу тебе еще что-то.
Старец увидел храм и двух людей на конях. Всадники держали бревно с двух сторон и пытались въехать в ворота. Но так как ни один из них не хотел пропустить другого, то бревно перегородило вход, и оба они оставались за дверями.
- Вот люди, которые как бы несут иго правды, но с гордостью, и не хотят смириться, чтобы исправиться и идти путем смирения. Поэтому они остаются за дверьми вне Царствия Божия, - пояснил голос. – Рубящий дрова означает человека, обремененного беззакониями, который вместо того чтобы покаяться, все время прилагает к прежним своим новые грехи. А черпающий воду разбитым кувшином означает того, кто и делает добрые дела, но примешивает к ним худые и через это губит все хорошее.
Нужно внимательно следить за собой, чтобы не напрасно трудиться.
9
ОДИН ОТШЕЛЬНИК достиг такой святости, что спокойно жил среди зверей и они его не трогали. Он даже кормил их детенышей, и звери не причиняли ему вреда. Когда его увидел один из отцов монастыря, он посоветовал:
- Если ты хочешь достичь еще большего совершенства, иди в монастырь и попробуй ужиться с братьями.
10
ОДНОГО СТАРЦА попросили объяснить, зачем люди избирают отшельническую жизнь. Он так ответил:
- Пока девица живет в доме своего отца, многие желают иметь ее своей невестой. Но когда она выйдет замуж, то не всем уже нравится. Одни хвалят ее, а другие унижают, но нет ей уже такой чести, как прежде, когда жила она сокровенно. Так же бывает и с душой: как скоро она становится открытой для всех - не может всем угождать, и ей лучше смиренно прятаться.
11
ОДНОГО ПУСТЫННИКА выбрали архиереем. Он долго отказывался, но братия настояла, так что пришлось согласиться. Вот он и подумал про себя:
- Не знал я, что достоин такой чести. Наверное, во мне все же есть немало хорошего.
А ночью явился ему ангел и говорит:
- Зачем ты превозносишься? Люди нагрешили и тебя выбрали себе в наказание. Во всей пустыне хуже тебя не нашлось.
12
ОДИН ЧЕЛОВЕК спросил старца:
- Что мне делать? Меня все время давит какая-то тяжесть.
Старец ответил ему притчей:
- И на малых, и на больших кораблях пловцы имеют пояса. Если нет попутного ветра, то они спускают канат, а пояса берут себе на плечи и тащат понемногу судно, пока Бог не пошлет ветра. Когда же путники видят, что наступила темнота, они пристают к берегу и вбивают кол, чтобы судно не унесло. Этот кол для человека есть самоосуждение.
13
ОДНАЖДЫ МОНАХИ говорили о смирении и о том, что чем больше приближается человек к Богу, тем яснее осознает свою греховность.
Услышал случайно их разговор один паломник – богатый горожанин – и удивился:
- Как такое может быть?
Тогда один из монахов сказал ему:
- Господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своем городе?
- В своем городе я самый богатый, знатный и именитый.
- Если же ты пойдешь в соседний богатый торговый город, то кем будешь считать себя там?
- В соседнем городе я был бы последним из богачей.
- А если пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, то кем ты тогда будешь считать себя?
- Рядом с царем я бы казался себе почти нищим.
- Вот так и святые, - сказал монах, - чем больше приближаются к Богу, тем яснее видят свою греховность.
14
ШЛИ ЧЕРЕЗ ПУСТЫНЮ старец с послушником, увели дракона, и оба побежали от него прочь.
- Неужели и ты, отец, я мог бы победить дракона молитвой. Но после этого мне пришлось бы биться с духом тщеславия. И мне полезней было убежать.
15
ПРИШЕЛ ОДИН ЧЕЛОВЕК в монастырь и, увидев, что братия работает, заметил настоятелю словами из Писания:
- Старайтесь не о пище тленной. «Мария же избрала благую часть» (Лк. 10: 42).
Настоятель велел дать ему книгу и отвести в пустую келью.
Когда наступил девятый час, гость стал прислушиваться у дверей, не посылают за ним к трапезе. Но так как его никто не звал, то он сам поднялся, подошел к настоятелю и спросил:
- Авва, разве братия сегодня не ела?
- Ела, - отвечает настоятель.
- Почему же меня не позвали?
- Потому что, - ответил ему настоятель, - ты человек духовный и не имеешь нужды в пище. А мы, плотские, хотим есть и потому работаем. Ты избрал благую часть, читая целый день, для чего же тебе пища?
Человек все понял, поклонился старцу и попросил прощения.
- Так и Мария имеет нужду в Марфе, - сказал ему настоятель. – Ибо и Марию восхваляют из-за Марфы.
16
ОДНОМУ СТАРЦУ во время болезни брат влил в пищу вместо меда льняное масло, вредное для его здоровья. Однако старец на это ничего не сказал и спокойно ел это масло и в первый, и во второй раз. Когда ученик спохватился, то очень опечалился и сказал:
- Я чуть не убил тебя, Авва, и ты возложил этот грех на меня тем, что промолчал.
На что старец ему с кротостью ответил:
- Не скорби, чадо: если бы Богу угодно было, чтобы я ел мед, то ты наверняка влил бы мне меда.
О МУДРОСТИ
17
ОДИН ВОЕНОЧАЛЬНИК, восхищенный беседой со святым старцем, хотел задержать его, когда то уходил. Но старец ему сказал:
- Как рыбы гибнут, когда находятся слишком долго без воды, так и отшельник и, если остаются без достаточной причины довольно долго с мирянами, чувствуют, как никнет их благочестие в подобной беседе. Мы должны так же поспешно возвращаться в наше уединение, как спешит рыба нырнуть в воду.
Такой ответ привел военачальника в восхищение, и он ушел очень довольный.
18
ОДИН ЧЕЛОВЕК проделал долгий путь по суше и по морю и явился в пустыню, чтобы увидеть прославленного старца.
- Скажи, какие чудеса творит ваш Авва? – спросил он у молодого монаха.
- Смотря, что называть чудом, - ответил тот. – У вас принято считать чудом, если Бог исполнит чью-то волю. У нас же считают чудом, если кто-то исполнит волю Бога.
19
КАК-ТО ОДИН ФИЛОСОФ решил испытать силу ума отца-пустынника и задал ему три вопроса.
- Кто был тот, кто никогда не рождался, но умер? Кто был тот, кто родился, но никогда не умирал? Кто был тот, кто родился, кто умер, но чье тело продолжало существовать в преображенном виде?
- Первый – это Адам, - сказал ему Авва. – Потому что он никогда не рождался, но был создан руками Божьими и кончил жизнь смертью. Второй – это Енох, который родился, как прочие люди, но не умирал, потому что был взят на небо живым. Третий –это жена Лота, тело которой было превращено в соляной столб.
Скорее всего, философ ожидал других ответов, но возразить ему на это было нечего.
Сборник христианских
притч и сказаний
Предисловие
Притчи – это короткий иносказательный, поучительный рассказ.
В сборник вошла сто одна притча о древних отцах-пустынниках, живших, начиная с V века, в пустынях Египта, Палестины и других уединенных местах. Этот таинственный, малознакомый нам мир подвижников открывается в их мудрых поступках и высказываниях.
Отцы-пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв… -
писал Пушкин. Но не только молитвы складывали великие старцы, искавшие путь к Богу в пустынях, но и мудрые изречения. Мало того, иногда даже их молчаливые поступки превращались в достопамятные (достойные памяти) сказания, которые люди передавали из уст в уста, и эти сказания и наставления подвижников становились притчами.
Отцы-пустынники не стремились к славе и почету – наоборот, они бежали от людей, чтобы в уединении предаваться своим подвигам. Но даже короткие высказывания старцев сохранились на многие века – так Господь прославляет смирение. Древние подвижники жили в нищете и лишениях, но богатство их смиренномудрия до сих пор щедро изливается на всех нас.
Старцы вовсе не считались образованными людьми своего времени, как некоторые книжники или философы, - они были просвещены Духом Святым и любовью к Богу. И свет этой любви непостижимым образом дошел до наших дней, преображая человеческие сердца.
«Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное. И незнатное мира и униженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее…»
(1 Кор. 1:27-28).
Древние притчи и теперь учат нас самому главному: смирению, мудрости, доброте и терпению, но без назидания, а как-то иначе. Иногда – ярким, запоминающимся образом, порой – неожиданным вопросом или еще более неожиданным ответом, а иногда – тихой улыбкой над человеческой немощью. Почему же слова отцов-пустынников до сих по звучат так современно, как будто они обращены лично к каждому из нас?
На этот вопрос лучше ответить словами святого апостола Иакова: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены»
(Иак. 1: 17)
О СИРЕНИИ
И ГОРДОСТИ
1
ОДИН ОТШЕЛЬНИК пришел жаловаться старцу, что каждый день с девяти утра он в своем уединении чувствует странный голод. Хотя в монастыре, где он жил раньше, ему удавалось без труда по нескольку дней поводить без еды.
- Не удивляйся этому, сын мой, - ответил ему старец. – В пустыне нет никого, кто был бы свидетелем твоих постов и кто поддерживал бы и питал тебя похвалами. Прежде тщеславие служило тебе пищей в монастыре, и удовольствие, которое ты испытывал, выделяясь среди других своим воздержанием, для тебя было еще слаще обеда.
2
ОДНОГО ОТЦА – пустынника спросили:
- Хорошо ли это – хвалить ближнего?
- А молчать еще лучше, - ответил старец.
3
КАК-ТО ОДИН СТАРЕЦ изрек, что лошадь, вращающая колесо мельницы, съела бы зерно, которое туда кладут, если ей не завязывать глаза.
Так же и Господь нередко скрывает от нас по своему милосердию то добро, которое мы делаем. Иначе мы, видя свои добрые дела, стали бы считать себя лучшими, чем мы есть на самом деле, и наше самолюбие уничтожило бы цену всех добрых дел.
4
ПРИГЛАСИЛИ ОДНАЖДЫ святого старца на совет, чтобы решить, как наказать согрешившего монаха. Но старец отказался идти на совет. Спорили- спорили братья, но, так и не придумав достойного наказания, решили сами пойти к старцу.
Провидел это старец, взвалил на плече дырявый мешок с песком и вышел им на встречу.
- Куда ты идешь? – спрашивает братия.
- К вам иду на совет.
- А мешок с песком зачем с собой взял?
- Откуда вы знаете, что в мешке песок?
- Так погляди назад. У тебя мешок прохудился, и из него песок сыплется.
- Это не песок, это грехи мои сыплются позади меня, - сказал им старец. - Но я на них даже не оглядываюсь, зато иду судить чужие грехи.
Поняли монахи, что имел в виду старец, и простили своего брата.
5
СРЕДИ ИНОКОВ одного монастыря никто не имел пресвитерского сана.
Настоятель любил повторять:
- Помысел гордости в своем начале подобен огню на гумне, который, если не поспешить погасить, погубит труд всего года.
6
ПОВСТРЕЧАЛИСЬ КАК-ТО настоятель большого, многолюдного монастыря с подвижником, который сорок лет провел в пустыне.
- Какой подвиг совершил ты в своем уединении, где тебя никто не тревожил? – спросил игумен.
- С тех пор, как я уединился, солнце никогда не видело меня за трапезой, - ответил пустынник.
Игумен подумал и сказал:
- А меня оно никогда не видело в гневе.
7
ОДИН СВЯТОЙ старец неоднократно сподоблялся видений и откровений от Бога. Однажды братия попросила его рассказать о каком-нибудь из его видений. Предостерегая от превозношения людей, которых Господь награждал особыми духовными дарованиями, старец сказал:
- Вы желаете иметь замечательное видение, и я укажу вам на одно из них. Если вы увидите человека благочестивого, скромного сердцем, чистого – вот прекраснейшее из видений. Ведь в этом человеке вы можете видеть невидимого Бога. И не спрашивайте меня о других видениях, которые были бы выше этого.
8
ОДНОМУ СТАРЦУ в его келье был голос:
- Иди, я покажу тебе дела человеческие.
Старец встал и пошел. Голос привел его в незнакомое место и показал человека, который рубил дрова и складывал их в большую охапку. Ее уже нельзя было поднять с земли и сдвинуть с места, но человек продолжал усердно рубить дрова и все больше увеличивал неподъемную груду.
Затем голос показал ему человека, который стоял возле колодца и черпал воду разбитым кувшином, из-за чего вся вода выливалась обратно.
Потом голос сказал ему:
- Пойдем, покажу тебе еще что-то.
Старец увидел храм и двух людей на конях. Всадники держали бревно с двух сторон и пытались въехать в ворота. Но так как ни один из них не хотел пропустить другого, то бревно перегородило вход, и оба они оставались за дверями.
- Вот люди, которые как бы несут иго правды, но с гордостью, и не хотят смириться, чтобы исправиться и идти путем смирения. Поэтому они остаются за дверьми вне Царствия Божия, - пояснил голос. – Рубящий дрова означает человека, обремененного беззакониями, который вместо того чтобы покаяться, все время прилагает к прежним своим новые грехи. А черпающий воду разбитым кувшином означает того, кто и делает добрые дела, но примешивает к ним худые и через это губит все хорошее.
Нужно внимательно следить за собой, чтобы не напрасно трудиться.
9
ОДИН ОТШЕЛЬНИК достиг такой святости, что спокойно жил среди зверей и они его не трогали. Он даже кормил их детенышей, и звери не причиняли ему вреда. Когда его увидел один из отцов монастыря, он посоветовал:
- Если ты хочешь достичь еще большего совершенства, иди в монастырь и попробуй ужиться с братьями.
10
ОДНОГО СТАРЦА попросили объяснить, зачем люди избирают отшельническую жизнь. Он так ответил:
- Пока девица живет в доме своего отца, многие желают иметь ее своей невестой. Но когда она выйдет замуж, то не всем уже нравится. Одни хвалят ее, а другие унижают, но нет ей уже такой чести, как прежде, когда жила она сокровенно. Так же бывает и с душой: как скоро она становится открытой для всех - не может всем угождать, и ей лучше смиренно прятаться.
11
ОДНОГО ПУСТЫННИКА выбрали архиереем. Он долго отказывался, но братия настояла, так что пришлось согласиться. Вот он и подумал про себя:
- Не знал я, что достоин такой чести. Наверное, во мне все же есть немало хорошего.
А ночью явился ему ангел и говорит:
- Зачем ты превозносишься? Люди нагрешили и тебя выбрали себе в наказание. Во всей пустыне хуже тебя не нашлось.
12
ОДИН ЧЕЛОВЕК спросил старца:
- Что мне делать? Меня все время давит какая-то тяжесть.
Старец ответил ему притчей:
- И на малых, и на больших кораблях пловцы имеют пояса. Если нет попутного ветра, то они спускают канат, а пояса берут себе на плечи и тащат понемногу судно, пока Бог не пошлет ветра. Когда же путники видят, что наступила темнота, они пристают к берегу и вбивают кол, чтобы судно не унесло. Этот кол для человека есть самоосуждение.
13
ОДНАЖДЫ МОНАХИ говорили о смирении и о том, что чем больше приближается человек к Богу, тем яснее осознает свою греховность.
Услышал случайно их разговор один паломник – богатый горожанин – и удивился:
- Как такое может быть?
Тогда один из монахов сказал ему:
- Господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своем городе?
- В своем городе я самый богатый, знатный и именитый.
- Если же ты пойдешь в соседний богатый торговый город, то кем будешь считать себя там?
- В соседнем городе я был бы последним из богачей.
- А если пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, то кем ты тогда будешь считать себя?
- Рядом с царем я бы казался себе почти нищим.
- Вот так и святые, - сказал монах, - чем больше приближаются к Богу, тем яснее видят свою греховность.
14
ШЛИ ЧЕРЕЗ ПУСТЫНЮ старец с послушником, увели дракона, и оба побежали от него прочь.
- Неужели и ты, отец, я мог бы победить дракона молитвой. Но после этого мне пришлось бы биться с духом тщеславия. И мне полезней было убежать.
15
ПРИШЕЛ ОДИН ЧЕЛОВЕК в монастырь и, увидев, что братия работает, заметил настоятелю словами из Писания:
- Старайтесь не о пище тленной. «Мария же избрала благую часть» (Лк. 10: 42).
Настоятель велел дать ему книгу и отвести в пустую келью.
Когда наступил девятый час, гость стал прислушиваться у дверей, не посылают за ним к трапезе. Но так как его никто не звал, то он сам поднялся, подошел к настоятелю и спросил:
- Авва, разве братия сегодня не ела?
- Ела, - отвечает настоятель.
- Почему же меня не позвали?
- Потому что, - ответил ему настоятель, - ты человек духовный и не имеешь нужды в пище. А мы, плотские, хотим есть и потому работаем. Ты избрал благую часть, читая целый день, для чего же тебе пища?
Человек все понял, поклонился старцу и попросил прощения.
- Так и Мария имеет нужду в Марфе, - сказал ему настоятель. – Ибо и Марию восхваляют из-за Марфы.
16
ОДНОМУ СТАРЦУ во время болезни брат влил в пищу вместо меда льняное масло, вредное для его здоровья. Однако старец на это ничего не сказал и спокойно ел это масло и в первый, и во второй раз. Когда ученик спохватился, то очень опечалился и сказал:
- Я чуть не убил тебя, Авва, и ты возложил этот грех на меня тем, что промолчал.
На что старец ему с кротостью ответил:
- Не скорби, чадо: если бы Богу угодно было, чтобы я ел мед, то ты наверняка влил бы мне меда.
О МУДРОСТИ
17
ОДИН ВОЕНОЧАЛЬНИК, восхищенный беседой со святым старцем, хотел задержать его, когда то уходил. Но старец ему сказал:
- Как рыбы гибнут, когда находятся слишком долго без воды, так и отшельник и, если остаются без достаточной причины довольно долго с мирянами, чувствуют, как никнет их благочестие в подобной беседе. Мы должны так же поспешно возвращаться в наше уединение, как спешит рыба нырнуть в воду.
Такой ответ привел военачальника в восхищение, и он ушел очень довольный.
18
ОДИН ЧЕЛОВЕК проделал долгий путь по суше и по морю и явился в пустыню, чтобы увидеть прославленного старца.
- Скажи, какие чудеса творит ваш Авва? – спросил он у молодого монаха.
- Смотря, что называть чудом, - ответил тот. – У вас принято считать чудом, если Бог исполнит чью-то волю. У нас же считают чудом, если кто-то исполнит волю Бога.
19
КАК-ТО ОДИН ФИЛОСОФ решил испытать силу ума отца-пустынника и задал ему три вопроса.
- Кто был тот, кто никогда не рождался, но умер? Кто был тот, кто родился, но никогда не умирал? Кто был тот, кто родился, кто умер, но чье тело продолжало существовать в преображенном виде?
- Первый – это Адам, - сказал ему Авва. – Потому что он никогда не рождался, но был создан руками Божьими и кончил жизнь смертью. Второй – это Енох, который родился, как прочие люди, но не умирал, потому что был взят на небо живым. Третий –это жена Лота, тело которой было превращено в соляной столб.
Скорее всего, философ ожидал других ответов, но возразить ему на это было нечего.
Комментарии
Владимир Шебзухов
Проделал странник долгий путь
По суше и по морю,
Послушать Авву и взглянуть
На чудо, (коль позволит)
Но первым встретился монах,
Таких же лет, как сам.
-- Хочу я, Аввы, что в годах,
Увидеть чудеса!
-- Что чудом назовёшь, смотря!
В миру, над вами Бог,
Уж, если молитесь не зря --
Исполнить волю смог!
Но наше чудо лишь одно --
Кто Божью волю внял,
Пусть крест нелёгок, всё равно --
Ту волю исполнял!
Владимир Шебзухов
Христианская притча
Проделав очень долгий путь,
Спросил монаха молодого:
«Хочу о чуде слышать слово,
А может, даже и взглянуть.
О старце не случайна слава.
Поди не зря народ твердит.
Прошу, промолви мне, ваш авва,
Какие чудеса творит?»
В ответ: «Тебе одно промолвлю;
Смотря, что чудом называть.
Лишь, Бог исполнит чью-то волю,
Вам чудом принято считать –
Добавил, помолчав немного -
Тебя, мой брат, томить не буду.
Тогда у нас считают чудом,
Когда - исполнят волю Бога!»
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: