Сихиртя
Меня в детстве пугали бабайкой
Причем я реально боялась её, долго не могла заснуть прислушиваясь к шерохам и посторонним звукам. Иногда включала свет и лезла под кровать дабы убедиться, что там не сидит бабай
И вот я вроде взрослая и адекватная женщина (мать двоих детей) снова вслушиваюсь в шерохи и звуки (под кровать пока не заглядываю). А виноват в этом мой МЧ, однажды мы заседелись до поздна и он мне рассказал про народ СИХИРТЯ. Что они все видят, и все знают и вообще они страшные. Две ночи меня мучили кошмары. И решила я с меня хватит, яндекс в помощь и вот что я откопала, может вам тоже будет интересно
Ненцы, живущие на полуострове Ямал, верят, что не они первые пришли на эту землю. Они считают, что до них на этих территориях жило племя низкорослых, но могучих (и телесно, и магически) людей. Говорят, что помимо низкорослости и коренастости этот народ отличался от прочих своими белыми глазами и "заикающимся" языком (*). Называют этот народ "сихиртя" или "сихирчи" (в краткой форме — «сиртя», «сирчи»). Существуют различные версии происхождения этого названия, как производное от глагола «сихирць» (приобрести землистый цвет кожи, чуждаться, избегать), от «си» (отверстие, дыра), от названия жука «си» (в которого превращается душа умершего) (*).
По легендам, в незапамятные времена сихиртя пришли на Ямал из-за моря. Сначала они поселились на острове, а затем, когда его берега стали обрушиваться под ударами штормов, переправились на полуостров. Их образ жизни значительно отличался от ненецкого: они не разводили оленей, вместо этого охотились на диких, носили красивую одежду с металлическими подвесками. В некоторых преданиях сихиртя описываются как хранители серебра и золота или как кузнецы, после которых на земле и под землёй остаются «железки», их дома-сопки представлялись прикреплёнными к вечной мерзлоте железными верёвками. В общем, типа гномы вечной мерзлоты.
Однажды сиртя переселились в сопки и стали подземными жителями, на поверхность тундры выходят по ночам или в туман. В своём подземном мире они владеют стадами мамонтов («я-хора» — «земляных оленей»). Встречи с сиртя одним приносили горе, другим — счастье. Известны случаи женитьбы ненцев на женщинах сиртя. В то же время, сиртя могли украсть детей (если те допоздна продолжали игры вне чума), наслать порчу на человека или напугать его (да, такие вот ненецкие эльфы).
Есть упоминания и о военных столкновениях ненцев с сиртя, при этом последние отличались не столько ратной доблестью, сколько умением неожиданно скрыться и внезапно появиться вновь. Сей момент в их поведении, видимо, дает основания проводить параллели между сихиртя и русской чудью.
Интересно, что ученые допускают наличие такой народности в глубокой древности — в качестве досамодийского населения тундры. Этот народ они относят к Усть-Полуйской археологической культуру железного века (IV век до н. э. — II век). О как!


И вот я вроде взрослая и адекватная женщина (мать двоих детей) снова вслушиваюсь в шерохи и звуки (под кровать пока не заглядываю). А виноват в этом мой МЧ, однажды мы заседелись до поздна и он мне рассказал про народ СИХИРТЯ. Что они все видят, и все знают и вообще они страшные. Две ночи меня мучили кошмары. И решила я с меня хватит, яндекс в помощь и вот что я откопала, может вам тоже будет интересно


Ненцы, живущие на полуострове Ямал, верят, что не они первые пришли на эту землю. Они считают, что до них на этих территориях жило племя низкорослых, но могучих (и телесно, и магически) людей. Говорят, что помимо низкорослости и коренастости этот народ отличался от прочих своими белыми глазами и "заикающимся" языком (*). Называют этот народ "сихиртя" или "сихирчи" (в краткой форме — «сиртя», «сирчи»). Существуют различные версии происхождения этого названия, как производное от глагола «сихирць» (приобрести землистый цвет кожи, чуждаться, избегать), от «си» (отверстие, дыра), от названия жука «си» (в которого превращается душа умершего) (*).
По легендам, в незапамятные времена сихиртя пришли на Ямал из-за моря. Сначала они поселились на острове, а затем, когда его берега стали обрушиваться под ударами штормов, переправились на полуостров. Их образ жизни значительно отличался от ненецкого: они не разводили оленей, вместо этого охотились на диких, носили красивую одежду с металлическими подвесками. В некоторых преданиях сихиртя описываются как хранители серебра и золота или как кузнецы, после которых на земле и под землёй остаются «железки», их дома-сопки представлялись прикреплёнными к вечной мерзлоте железными верёвками. В общем, типа гномы вечной мерзлоты.
Однажды сиртя переселились в сопки и стали подземными жителями, на поверхность тундры выходят по ночам или в туман. В своём подземном мире они владеют стадами мамонтов («я-хора» — «земляных оленей»). Встречи с сиртя одним приносили горе, другим — счастье. Известны случаи женитьбы ненцев на женщинах сиртя. В то же время, сиртя могли украсть детей (если те допоздна продолжали игры вне чума), наслать порчу на человека или напугать его (да, такие вот ненецкие эльфы).
Есть упоминания и о военных столкновениях ненцев с сиртя, при этом последние отличались не столько ратной доблестью, сколько умением неожиданно скрыться и внезапно появиться вновь. Сей момент в их поведении, видимо, дает основания проводить параллели между сихиртя и русской чудью.
Интересно, что ученые допускают наличие такой народности в глубокой древности — в качестве досамодийского населения тундры. Этот народ они относят к Усть-Полуйской археологической культуру железного века (IV век до н. э. — II век). О как!
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: