Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

О "Бедной Лизе", или почему мне не нравится анализировать данную повесть.

В 9 классе сейчас проходим сентиментализм - творчество Н. М. Карамзина. Может, помните "Бедную Лизу"? Вот эту повесть и анализируем с учениками. Но я, каждый раз перечитывая это произведение, испытываю грусть не от трагической судьбы главной героини, а от того, что с каждым годом анализ данного произведения доставляет все меньше и меньше удовольствия. Убрали бы что ли эту повесть из программы... Пусть уж лучше главы из "Истории государства Российского" изучаются подробнее, или другое произведение этого автора включили бы в программу. Но ведь именно "Бедная Лиза" должна детям дать представление о русском сентиментализме! Нет, я, конечно, с большим уважением отношусь к Карамзину как к историку, но как сентименталист он своеобразно действует на читательское восприятие детей, а меня это в свою очередь вводит в ступор.
С чертами данного направления в повести все в порядке: чувства на первом месте. Просто вещи, о которых пишет автор, настолько нереальны, что просто иногда анализировать приходится как-то отстраненно, как будто речь идет о событиях не из жизни. В этом и заключается главная причина моего нежелания работать с данной повестью.
Вот, как говорится, пройдусь по горячим следам прошлого урока. Сначала детей возмутил факт, что у Лизы мать была старушкой. Я попыталась не заострять на данном вопросе внимание, но дети же умные: они подсчитали, что матери несчастной девушки должно быть не более 35 лет. Почему же тогда, спрашивают меня, автор называет женщину старушкой? Дальше: как же девушка в 15 лет могла одна ходить в город и продавать цветы - это же нереально было в то время, да и крестьянка наверняка была неграмотной. Девушка должна была сидеть дома и заниматься рукоделием, домашними делами, но не гулять где ей вздумается. У них же была земля, отданная внаем, был ведь какой-то доход.
Мать Лизы, получается, плакала постоянно из-за смерти мужа, и это стало причиной ухудшения ее зрения, она не в состоянии была даже выполнять простую работу. Ученики сделали вывод - мама просто была лентяйкой, которая не задумывалась о будущем своей подрастающей дочери.

Во время первой встречи Эраста с Лизой девушка не взяла рубль(продавала ландыши), который по доброте душевной предложил ей юноша, но не отказалась от 5 копеек. Дети возмутились: что здесь такого!
Если Лиза с матерью бедствовали, то зачем отказываться от помощи!
Дальше еще интереснее: Лиза начала бегать на свидания к Эрасту вечерами, когда ее мать ложилась спать. Девочки хором возмущались: вот это да! Нас сейчас мамы контролируют, а то был 18 век! И почему она не пошла замуж за крестьянина, ведь знала, что с дворянином у нее ничего не получится? Кроме того, стоило матери приказать - дочь вышла бы замуж за того, кого ей нашли.
Потом начался "анализ" главного героя, Эраста, молодого человека "с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным". Сложно было понять, как человек с изрядным разумом мог так подло поступить с Лизой. Дальше, когда уже становится ясно, что Эраст получил от бедной крестьянки все, что хотел, следует эпизод, в котором Лиза встречает возлюбленного на улице, и он объясняет, что проигрался и теперь помолвлен с богатой вдовой, к которой уже переехал жить до свадьбы. Здесь дети тоже удивлялись: как такое могло быть, это же неприлично. Но в конце повествования Лиза не отказывается от 100 рублей, которые ей всучает Эраст. Все были возмущены: зачем она взяла эти деньги, даже если и не помнила о них, почему не выкинула? Неужели этими деньгами она хотела утешить свою мать, покончив с собой? Девочки все не могли понять: зачем Лиза утопилась, это же грех! И восхищаться этой героиней просто нельзя!
Вот и весь анализ.
Вам понравилось? Вот о чем можно говорить дальше? Нет, все же нужно другое сентиментальное произведение для анализа - более жизненное, убедительное для подрастающего поколения. Не верят нынешние дети бедной Лизе! А еще впереди романтизм... Побыстрее бы уж реализм с его "типичеством".
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам О "Бедной Лизе", или почему мне не нравится анализировать данную повесть.
В 9 классе сейчас проходим сентиментализм - творчество Н. М. Карамзина. Может, помните "Бедную Лизу"? Вот эту повесть и анализируем с учениками. Но я, каждый раз перечитывая это произведение, испытываю грусть не от трагической судьбы главной героини, а от того, что с каждым годом анализ данного произведения доставляет все меньше и меньше удовольствия. Убрали бы что ли эту повесть из программы... Читать полностью
 

Комментарии

nataliavs
7 октября 2012 года
+1
а разве вы не рассматриваете исторический контекст?
мамочка-2 (автор поста)
7 октября 2012 года
0
nataliavs пишет:
не рассматриваете исторический контекст?
в смысле, писатели еще не были столь совершенны в изображении реальных событий?
Детей от "анализа" это не освобождает. Они все соотносят с современностью.
nataliavs
7 октября 2012 года
+3
мамочка-2 пишет:
Они все соотносят с современностью.
да это понятно. и не в совершенстве дело. просто некоторые детали вызывают у детей недоумение, но в то время это было в порядке вещей.в частности, женщина в 35 была действительно старушкой. " изрядный умом" молодой человек в то время просто не мог относится у простой девушке и иначе в силу своего воспитания и общественной морали и т.д.у меня бедная лиза тоже симпатии не взывает, но детей можно просто вернуть к истории. ведь атмосферу эпохи произведение вполне передает
мамочка-2 (автор поста)
7 октября 2012 года
0
nataliavs пишет:
ведь атмосферу эпохи произведение вполне передает
поспорю! Как раз атмосферы 18 века там вообще нет. образ крестьянки, которая "и любить умеет" никак с действительностью не соотносится, на мой взгляд. Акцент сделан на чувствах. Мне вообще странно, что Карамзин, так хорошо знавший историю, мог так неисторично написать эту повесть. Конечно, на уроках я об этом молчу.
nataliavs
8 октября 2012 года
+2
я историк. думаю иначе.спорит не буду.хватит с меня на сегодня
мамочка-2 (автор поста)
8 октября 2012 года
0
nataliavs пишет:
я историк
считаете, что в 18 веке молодой крестьянке были свойственны черты Лизы?
Просто Карамзин слишком хорошо был знаком с литературой европейской, а мы ведь всегда подражали западу. Вот и попытался нечто подобное "Клариссы" или"Элоизы" создать, а о реальности немного подзабыл.
nataliavs пишет:
спорит не буду
спасибо за мнение! зачем спорить!
nataliavs
8 октября 2012 года
+1
nataliavs
7 октября 2012 года
+1
В ответ на комментарий мамочка-2
nataliavs пишет:
не рассматриваете исторический контекст?
в смысле, писатели еще не были столь совершенны в изображении реальных событий?
Детей от "анализа" это не освобождает. Они все соотносят с современностью.

↑   Перейти к этому комментарию
и , кстати, это замечательно, что соотносят с современностью, пытаются как-то приложить к реальной жизни. книги ведь для этого и пишутся
мамочка-2 (автор поста)
8 октября 2012 года
0
nataliavs пишет:
кстати, это замечательно
иногда хорошо. Но вот после подобных "раскладов" дальше о данном произведении вообще говорить не хочется.
nataliavs
8 октября 2012 года
+1
возможно
Рысюха
7 октября 2012 года
+1
мамочка-2 (автор поста)
7 октября 2012 года
+1
Рысюха
7 октября 2012 года
+1
Мы в 90-хх задавли почти те же вопросы, выводы были недалеки. Нас классная, преподаватель рус.яз и лит-ры, обозвала меркантильными с мещанскими взглядами, не умеющими оценить душевные чуйства и переживания.
Потом сделала проще. Нам было дано сочинение, чтоб смогли своими словами изложить отношение к произведению, есс-но совпадающее с т.з. учебника.
мамочка-2 (автор поста)
8 октября 2012 года
+1
Рысюха пишет:
есс-но совпадающее с т.з. учебника.
вот и плохо, что раньше нас заставляли писать шаблонные по содержанию сочинения. Мне нравится, когда , кроме чувствований, есть еще и здравая логика.
Рысюха
8 октября 2012 года
+1
Мне нравится, когда , кроме чувствований, есть еще и здравая логика.
ага, на эту тему, который мне напомнил мой класс и который мне очень понравился.
мамочка-2 (автор поста)
8 октября 2012 года
+1
kusy1
7 октября 2012 года
+1
Очень интересно...смутно помню это произведение
мамочка-2 (автор поста)
7 октября 2012 года
0
kusy1 пишет:
смутно помню это произведение
да я практически передала все содержание. .
Эрманар
7 октября 2012 года
+1
Вот если честно, то эту самую Бедную Лизу терпеть не могу. А вот тоже более чем сентиментальнейшую Барышню-крестьянку - нежно люблю)
мамочка-2 (автор поста)
8 октября 2012 года
0
Эрманар пишет:
Барышню-крестьянку
да!!! Это произведение изучается на "ура"!
Эрманар
8 октября 2012 года
+1
Я бы сравнила это с ... кошкой) Барышня - это когда кошку гладят и чешут за ушком и она мурчит, а у Карамзина эту кошку тянут за хвост и она истошно вопит)

Но в целом, закон жанра - гипербола чувств, рыдания, заламывания рук и утопления в прудах стадами)
мамочка-2 (автор поста)
8 октября 2012 года
0
Эрманар пишет:
Я бы сравнила это с ... кошкой
грубо, но похоже.
Helenyshka
7 октября 2012 года
+1
Это же сентиментализм, тут нельзя все воспринимать "реально". Вон в "Вознагражденной добродетели" горничная письма писала десятками страниц высокопарным слогом, словно у неё за плечами минимум филфак. Вы же давали определение сентиментализма, это почти сказки, утопии, и относится к ним надо соответственно.
мамочка-2 (автор поста)
8 октября 2012 года
0
Helenyshka пишет:
тут нельзя все воспринимать "реально"
да это понятно! Но чувства остаются незаметными, на передний план выходят обыденные вещи. Вот в чем проблема. Писатели 18 века были несовершенны - это понятно. Но ведь можно же что-то другое предложить для изучения, помимо "Бедной Лизы".
Helenyshka
8 октября 2012 года
+1
Почему "несовершенны"? Они описывали чуффства, а не реалии, многие пейзанов только на пейзажах и видели, не замечали грязь. А по сравнению с английским сентиментализмом наша "Бедная Лиза" очень даже ничего.
мамочка-2 (автор поста)
8 октября 2012 года
0
я бы Стерна лучше читала
Helenyshka
8 октября 2012 года
0
Я бы ни российских, ни забугорнных не читала, не люблю я их.
мамочка-2 (автор поста)
8 октября 2012 года
0
дело вкуса
Helenyshka
8 октября 2012 года
+1
Я нонеча не преподаю, читаю только то, что нравится, развращаю свой вкус. И это так классно!
мамочка-2 (автор поста)
8 октября 2012 года
0
Helenyshka пишет:
читаю только то, что нравится,
мамочка-2 (автор поста)
8 октября 2012 года
0
В ответ на комментарий Helenyshka
Почему "несовершенны"? Они описывали чуффства, а не реалии, многие пейзанов только на пейзажах и видели, не замечали грязь. А по сравнению с английским сентиментализмом наша "Бедная Лиза" очень даже ничего.

↑   Перейти к этому комментарию
Helenyshka пишет:
Почему "несовершенны"?
имею в виду, еще не были отточены приемы того же сентиментализма по сравнению с западным тем же направлением.
Irusya591212
8 октября 2012 года
+1
Моя дочка-девятиклассница недавно готовила сообщение-презентацию на тему: " Идейно-художественный замысел повести Карамзина "Бедная Лиза". Прочитала с удовольствием эту повесть и считает просто необходимым её присутствие в школьной программе. Кстати, писала сама. только после прочтения произведения.Получила 5!
мамочка-2 (автор поста)
8 октября 2012 года
0
Irusya591212 пишет:
Моя дочка-девятиклассница недавно готовила сообщение-презентацию
Irusya591212 пишет:
Получила 5!
молодец!
Irusya591212 пишет:
считает просто необходимым её присутствие в школьной программе
большинство девятиклассниц так и считают.
Irusya591212
10 октября 2012 года
+1
Получается. что это мы, взрослые, далеки от романтики...
мамочка-2 (автор поста)
10 октября 2012 года
0
Irusya591212 пишет:
мы, взрослые, далеки от романтики..
ну куда от этого денешься. Это же закономерно. Вспомните всех начинающих писателей: Пушкина, Лермонтова, Горького и др. - все начинали с романтизма, а по мере взросления переходили к реализму. Так и мы : сначала живем в мечтах, витаем в облаках, а потом помаленьку спускаемся на землю.
Irusya591212
11 октября 2012 года
+1
мамочка-2 (автор поста)
11 октября 2012 года
0
Irusya591212
12 октября 2012 года
+1
xloya3
8 октября 2012 года
+1
мамочка-2 пишет:
Вам понравилось?
НЕт, видимо из-за этого я и напрочь позабыла, что мы проходили такое произведение в школе. И согласна, что после анализа и правда больше сказать нечего. Даже не возникло желание перечитать , вспомнить.
мамочка-2 (автор поста)
8 октября 2012 года
+1
xloya3 пишет:
правда больше сказать нечего.
Plazma
9 октября 2012 года
+1
Примерно в таком же ключе с свое время рассматривала "Грозу" Островского. Сочинение писала.Катерина,в моем понимании,была ни каким "ни лучом света в темном царстве" а очень даже неприятная особа. У меня больше симпатий Кабаниха вызывала,чем эта Катька. Малахольная какая то.
Думаю ,что дети любят Ваши уроки.
мамочка-2 (автор поста)
9 октября 2012 года
0
Plazma пишет:
Думаю ,что дети любят Ваши уроки
надеюсь
Litoha
9 октября 2012 года
+1
Знаешь я спектакль смотрела, тоже не очень, мне не понра ( я писала в дневе впечатления)
мамочка-2 (автор поста)
9 октября 2012 года
0
Litoha пишет:
я писала в дневе впечатления
дай ссылку - почитаю
мамочка-2 (автор поста)
9 октября 2012 года
0

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам