Возлюби оболтуса своего
Интересный, неожиданный взгляд на роль родителей в образовании детей.
Я только ищу, нащупываю пути в этом деле. Хочу узнать ваше мнение - родителей, чьи дети учатся или окончили школу, и тех, кому все еще предстоит.
Для начала немного кошмара. Просыпаетесь вы завтра – и узнаете, что вас отправляют на обязательные курсы повышения квалификации. На курсах черная униформа, жесткий график с 8 до 8 шесть раз в неделю и выговоры за опоздание. Повышение квалификации состоит в том, чтобы, допустим, стоять на руках, копировать китайские иероглифы, заучивать наизусть статьи Большой Советской Энциклопедии и вручную подсчитывать в них число знаков. Цель – получить бумажку об окончании курсов, потому что без нее вас не возьмут ни на одну работу. Продолжительность курсов, допустим, год. Вас предупреждают: отныне это основное содержание вашей жизни.
Довольно скоро вы обнаруживаете, что о любом вашем неуспехе сообщают домой. Дети отказываются с вами общаться, потому что вы их позорите: у других родители как родители, все знают и успевают даже вечером с детьми поиграть, а вы – просто отстой. Родители кричат «в кого ты у нас такой/такая?» и предлагают с вами дополнительно позаниматься стоянием на руках. Муж (или жена) каждый вечер устраивает разбор полетов на курсах и не позволяет сесть к компьютеру, посмотреть телевизор или лечь спать, пока вы не оттарабаните близко к тексту статью «Диагональные и радиально-осевые гидротурбины», а еще лучше – и следующую, «Диаграмма Герцшпрунга – Ресселла для звезд».
Дня рожденья не будет, потому что вы заучили 8 статей, а надо было 40: не заслужили. Подарков на Новый Год тоже не будет, потому что куда с такими успехами – еще и подарки, и кто кричал позавчера «Достали вы меня все с этими курсами?». На выходных вы совершенствуете навыки копирования иероглифов, а вместо отпуска судорожно досчитываете знаки в статьях «Дивертикулы – Дизентерийная амеба». Умалчиваю уже о том, как преподаватель стояния на руках комментирует ваши стойки – и что говорят другие курсанты в раздевалке про ваш внешний вид.
Вопрос в том, сколько вы протянете на этих курсах и чем кончится это обучение.
Школа, куда наши дети отправляются с цветами, нарядные и полные надежд на интересную взрослую жизнь, превращает их жизнь в такие курсы не на год, а на 11 лет. Школьные занятия для них трудны, как стояние на руках, непривычны, как копирование иероглифов, непонятны, как Большая Советская Энциклопедия, и бессмысленны, как подсчет знаков в ней.
Дети категорически не понимают, почему все это объявляется основным содержанием их жизни на далекую многолетнюю перспективу. И, хуже того, почему вся остальная их жизнь, - домашняя, дворовая, каникулярная, летняя, выходная – оказывается в беспросветной зависимости от их успехов в школе.
А ведь в их жизни довольно много другого содержания. Они учатся понимать мир предметов, явлений и людей на собственном опыте – через то, что слышат, видят, ощущают. В этом мире полно цвета, запаха и захватывающих ощущений. Они пытаются определить свое положение в пространстве, времени, семье, микросоциуме; они отрабатывают нужные им навыки повторением в играх, прыжках, беготне, лазаньи.
В их жизни много эмоций, от самого бешеного счастья и заливистого смеха («признак дурачины», естественно) до глубокого отчаяния и бессильной ярости, и они сейчас как раз учатся со всем этим справляться. Все это глубокое и важное содержание, однако, кажется взрослым совершенно не заслуживающим внимания: занялись бы лучше дивертикулами и дизентерийными амебами.
Школьные успехи и неуспехи – это успехи и неуспехи только в одной сфере жизни, в той самой, где водятся зачеты по радиально-осевым гидротурбинам. Это совсем не повод подчинять им всю семейную жизнь. Лишать подарков и праздников, каникул и вечернего свободного времени – и, хуже того, лишать ребенка мира в семье, родительской любви и безопасного дома.
Когда у человека проблемы на работе, дома он может отсидеться, отлежаться, отдышаться, подумать о другом, отвлечься, собраться с силами и найти поддержку домашних, которые покивают головами и скажут: да, начальник зверь, коллеги неправы, а у тебя все получится. Но когда у человека проблемы в школе, дома его загонят в угол, будут преследовать вопросами «уроки сделал?» и до тошноты пытать алгеброй; ему не дадут ни на что переключиться, не позволят думать о другом, а вместо поддержки разъяснят, что он лентяй, болван и оболтус, - и хорошо еще, если обойдется без рукоприкладства.
Даже если человек катастрофически неуспешен в школе, дом должен быть для него не филиалом школы, не домашним педсоветом, не местом
суда и отбытия наказания, а гнездом, берлогой, норой, где можно зализать раны и получить свой заряд безусловной любви – той единственной силы, которая вообще удерживает на свете, когда все плохо и ничего не получается.
И это, мне кажется, то единственно важное, о чем родителям на самом деле надо помнить не только в начале учебного года, но и на всем его протяжении, и в конце. Включая, разумеется, особо опасные моменты промежуточной и итоговой аттестации, когда особенно хочется забыть, что ты мама или папа, и взять на себя совсем другие функции: взвешивать на весах и признавать слишком легким, отделять свое козлище от чужих агнцев, устраивать Страшный Суд вручную и обеспечивать плач и скрежет зубовный на все каникулы…
А вообще-то – с началом учебного года! Терпения всем и любви на ближайшие девять месяцев.
Автор статьи: Ирина Лукьянова
Я только ищу, нащупываю пути в этом деле. Хочу узнать ваше мнение - родителей, чьи дети учатся или окончили школу, и тех, кому все еще предстоит.
Для начала немного кошмара. Просыпаетесь вы завтра – и узнаете, что вас отправляют на обязательные курсы повышения квалификации. На курсах черная униформа, жесткий график с 8 до 8 шесть раз в неделю и выговоры за опоздание. Повышение квалификации состоит в том, чтобы, допустим, стоять на руках, копировать китайские иероглифы, заучивать наизусть статьи Большой Советской Энциклопедии и вручную подсчитывать в них число знаков. Цель – получить бумажку об окончании курсов, потому что без нее вас не возьмут ни на одну работу. Продолжительность курсов, допустим, год. Вас предупреждают: отныне это основное содержание вашей жизни.
Довольно скоро вы обнаруживаете, что о любом вашем неуспехе сообщают домой. Дети отказываются с вами общаться, потому что вы их позорите: у других родители как родители, все знают и успевают даже вечером с детьми поиграть, а вы – просто отстой. Родители кричат «в кого ты у нас такой/такая?» и предлагают с вами дополнительно позаниматься стоянием на руках. Муж (или жена) каждый вечер устраивает разбор полетов на курсах и не позволяет сесть к компьютеру, посмотреть телевизор или лечь спать, пока вы не оттарабаните близко к тексту статью «Диагональные и радиально-осевые гидротурбины», а еще лучше – и следующую, «Диаграмма Герцшпрунга – Ресселла для звезд».
Дня рожденья не будет, потому что вы заучили 8 статей, а надо было 40: не заслужили. Подарков на Новый Год тоже не будет, потому что куда с такими успехами – еще и подарки, и кто кричал позавчера «Достали вы меня все с этими курсами?». На выходных вы совершенствуете навыки копирования иероглифов, а вместо отпуска судорожно досчитываете знаки в статьях «Дивертикулы – Дизентерийная амеба». Умалчиваю уже о том, как преподаватель стояния на руках комментирует ваши стойки – и что говорят другие курсанты в раздевалке про ваш внешний вид.
Вопрос в том, сколько вы протянете на этих курсах и чем кончится это обучение.
Школа, куда наши дети отправляются с цветами, нарядные и полные надежд на интересную взрослую жизнь, превращает их жизнь в такие курсы не на год, а на 11 лет. Школьные занятия для них трудны, как стояние на руках, непривычны, как копирование иероглифов, непонятны, как Большая Советская Энциклопедия, и бессмысленны, как подсчет знаков в ней.
Дети категорически не понимают, почему все это объявляется основным содержанием их жизни на далекую многолетнюю перспективу. И, хуже того, почему вся остальная их жизнь, - домашняя, дворовая, каникулярная, летняя, выходная – оказывается в беспросветной зависимости от их успехов в школе.
А ведь в их жизни довольно много другого содержания. Они учатся понимать мир предметов, явлений и людей на собственном опыте – через то, что слышат, видят, ощущают. В этом мире полно цвета, запаха и захватывающих ощущений. Они пытаются определить свое положение в пространстве, времени, семье, микросоциуме; они отрабатывают нужные им навыки повторением в играх, прыжках, беготне, лазаньи.
В их жизни много эмоций, от самого бешеного счастья и заливистого смеха («признак дурачины», естественно) до глубокого отчаяния и бессильной ярости, и они сейчас как раз учатся со всем этим справляться. Все это глубокое и важное содержание, однако, кажется взрослым совершенно не заслуживающим внимания: занялись бы лучше дивертикулами и дизентерийными амебами.
Школьные успехи и неуспехи – это успехи и неуспехи только в одной сфере жизни, в той самой, где водятся зачеты по радиально-осевым гидротурбинам. Это совсем не повод подчинять им всю семейную жизнь. Лишать подарков и праздников, каникул и вечернего свободного времени – и, хуже того, лишать ребенка мира в семье, родительской любви и безопасного дома.
Когда у человека проблемы на работе, дома он может отсидеться, отлежаться, отдышаться, подумать о другом, отвлечься, собраться с силами и найти поддержку домашних, которые покивают головами и скажут: да, начальник зверь, коллеги неправы, а у тебя все получится. Но когда у человека проблемы в школе, дома его загонят в угол, будут преследовать вопросами «уроки сделал?» и до тошноты пытать алгеброй; ему не дадут ни на что переключиться, не позволят думать о другом, а вместо поддержки разъяснят, что он лентяй, болван и оболтус, - и хорошо еще, если обойдется без рукоприкладства.
Даже если человек катастрофически неуспешен в школе, дом должен быть для него не филиалом школы, не домашним педсоветом, не местом
суда и отбытия наказания, а гнездом, берлогой, норой, где можно зализать раны и получить свой заряд безусловной любви – той единственной силы, которая вообще удерживает на свете, когда все плохо и ничего не получается.
И это, мне кажется, то единственно важное, о чем родителям на самом деле надо помнить не только в начале учебного года, но и на всем его протяжении, и в конце. Включая, разумеется, особо опасные моменты промежуточной и итоговой аттестации, когда особенно хочется забыть, что ты мама или папа, и взять на себя совсем другие функции: взвешивать на весах и признавать слишком легким, отделять свое козлище от чужих агнцев, устраивать Страшный Суд вручную и обеспечивать плач и скрежет зубовный на все каникулы…
А вообще-то – с началом учебного года! Терпения всем и любви на ближайшие девять месяцев.
Автор статьи: Ирина Лукьянова
Комментарии
никогда своего ребёнка за заставляю и не буду заставлять то,что против его воли.то что ему не даётся...
мы на тот год в школу идём.сейчас посещаем подготовительные занятия.
так нагрузка большая уже даже на подготовках...
дети очень устают и морально и умственно,но не всегда это их родители понимают...деток очень жаль,что их буквально заставляют насильно учится...
но у нас сынуля,
но и от доченьки я бы не отказалась
Нашему красавцу парикмахер в 2,5 года сказала: вырос мальчик - структура волос поменялась. Так что черты внешности заложены изначально, всему свое время
Что-то я запуталась с ответами
http://klumba.ua/club/post-31329/
может, почерпнете что-то интересное...
у меня уже в августе настроение падает до критического..
сколько случайных людей находится рядом с нашими детьми
я работала в школе уроки ОФП
мои уроки были с шестилетками и были уроки в 8 00, так вот, мы занимались на улице
играли, гуляли, но пришла зима и надо перебираться в школу ,а места в зале не хватает,
я, втихаря ,проводила деток в актовый зал, жалко малышей на мороз в 8 утра выводить,
ведь даже бегать и морозом дышать ну никак нельзя, и вот крадёмся мы однажды в актовый зал,
а навстречу тётенька идёт и резко так говорит:- куда вы детей ведёте?
я говорю: - в актовый зал?
-кто вам разрешил?
- кто вы такая?
- директор школы!!
-ваши проблемы - говорю я ей и сама офигеваю от себя))
в тот день дети были спасены ,а вместо меня скоро прислали другого учителя ...сговорчивого
адекватного к безумным требованиям администрации
я могла бы рассказать и про заведующих лезбиянок в детском доме.....
запомнила один урок ,пришли ко мне лапочки из младшей группы,
мы ходили по кругу , делали упражнения, я деток подбадриваю, хвалю, говорю: - молодцы! отлично! очень хорошо!
и тут же, рядом стоит их жаба-воспиталка и делает мне при детях замечание: - что это вы их хвалите
они ничего ТАКОГО не делают, что бы их хвалить.
...очень умно....бедные дети...это что ж им надо сделать чтобы получить одобрение этой жабы(((((((((
Можно не учиться. Тогда придется работать физический много и часто. Всегда есть выбор . И его надо показать ребенку.
Честно, для меня не выглядит школа на столько ужасной.
У нас сейчас копают траншею под канализацию, очень наглядный пример: кто не учился - копает, кто учился - присматривает за копателями, кто учился и много работал - начальник над всеми. Как говорится, можно ничего не делать и при этом иметь деньги, но для этого нужно очень много работать.
Учителя часто бывают слишком категоричны, несправедливы, пристрастны. Важно, чтобы ребёнок это понимал и не ждал от учителя чего-то запредельного. Учитель - такой же человек...
Некоторые мамы не водят детей на уроки танцев, рисования по той причине, что дети посещают эти кружки вне школы. Мне не понятно. Неужели боятся перегрузки?
Кать, я не представляю, как это - не водить ребенка на уроки по расписанию. Где это время пересиживать? И зачем такие сложности?
Но вот, к примеру, я знаю родителей, которые скрывают от школы, что ребенок занимается чем-то дополнительно. Потому что, опять же, знаю случаи, когда педагоги воспринимают это очень болезненно.
Я имела в виду вот что: если ученику или родителям (или им всем вместе) кажется, что по какому-то предмету объем информации маловат, - всегда можно найти дополнительный источник. А не биться головой "меня в школе не научили".
так можно долго искать виновных...
Замечаний с ошибками не встречала. Но был другой случай...
Попала я на одно сборище "по интересам". Сидят люди, общаются. Кто-то прочитал стихотворение "На заре ты её не буди". Одна из присутствующих грит - "Ой, люблю Пушкина!" Я ей - пардон, это Фет. Она - нет, Пушкин! Я - таки пардон, Фет!
Мне было тогда лет 27, выглядела на 23 - в общем, малявка. А женщина эта - под 40. Посмотрела на меня с высоты своего возраста и опыта и грит - лааадно, я не буду спорить. Я ей - и не спорьте, потому что у меня филологическое образование и уж Пушкина от Фета я отличаю, тем более такие хрестоматийные стихи.
Тем временем в другом углу зашел разговор о зарплате. Эта мадам стала жалиться, что зарабатывает мало, потому что - школьный учитель...
Конечно, может быть, что она - учитель труда, или физ-ры, или даже ОБЖ какого-нибудь. Но Фет с Пушкиным - школьная программа!
Кать, я не представляю, как это - не водить ребенка на уроки по расписанию. Где это время пересиживать? И зачем такие сложности?
Но вот, к примеру, я знаю родителей, которые скрывают от школы, что ребенок занимается чем-то дополнительно. Потому что, опять же, знаю случаи, когда педагоги воспринимают это очень болезненно.
Я имела в виду вот что: если ученику или родителям (или им всем вместе) кажется, что по какому-то предмету объем информации маловат, - всегда можно найти дополнительный источник. А не биться головой "меня в школе не научили".
↑ Перейти к этому комментарию
Заставили задуматься. Ведь почти всегда так и есть. Возьму за заметку и постараюсь такого не делать со своим ребенком в будущем.
Сейчас мы проходим следующий этап - институт. Весь запал, который был, улетучился к концу первого курса, и сменился на стойкое желание зарабатывать деньги - с появлением в жизни девушки. Сейчас он формально учится, чтобы получить диплом. А та же убойная фраза про ПОТОМ, все также не работает. Никто из его друзей, которые уже закончили ВУЗы, не работает по специальности. Так что увы, увы, увы...
По поводу специальности: я сделала вывод, что неважно, по какой специальности человек учится. Важно, как к делу относится. Дело нужно доводить до конца, даже если есть ошибки. Ставить цели и их достигать. Диплом - это еще и статус, показатель надежности.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: