Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Возлюби оболтуса своего

Интересный, неожиданный взгляд на роль родителей в образовании детей.
Я только ищу, нащупываю пути в этом деле. Хочу узнать ваше мнение - родителей, чьи дети учатся или окончили школу, и тех, кому все еще предстоит.


Для начала немного кошмара. Просыпаетесь вы завтра – и узнаете, что вас отправляют на обязательные курсы повышения квалификации. На курсах черная униформа, жесткий график с 8 до 8 шесть раз в неделю и выговоры за опоздание. Повышение квалификации состоит в том, чтобы, допустим, стоять на руках, копировать китайские иероглифы, заучивать наизусть статьи Большой Советской Энциклопедии и вручную подсчитывать в них число знаков. Цель – получить бумажку об окончании курсов, потому что без нее вас не возьмут ни на одну работу. Продолжительность курсов, допустим, год. Вас предупреждают: отныне это основное содержание вашей жизни.

Довольно скоро вы обнаруживаете, что о любом вашем неуспехе сообщают домой. Дети отказываются с вами общаться, потому что вы их позорите: у других родители как родители, все знают и успевают даже вечером с детьми поиграть, а вы – просто отстой. Родители кричат «в кого ты у нас такой/такая?» и предлагают с вами дополнительно позаниматься стоянием на руках. Муж (или жена) каждый вечер устраивает разбор полетов на курсах и не позволяет сесть к компьютеру, посмотреть телевизор или лечь спать, пока вы не оттарабаните близко к тексту статью «Диагональные и радиально-осевые гидротурбины», а еще лучше – и следующую, «Диаграмма Герцшпрунга – Ресселла для звезд».

Дня рожденья не будет, потому что вы заучили 8 статей, а надо было 40: не заслужили. Подарков на Новый Год тоже не будет, потому что куда с такими успехами – еще и подарки, и кто кричал позавчера «Достали вы меня все с этими курсами?». На выходных вы совершенствуете навыки копирования иероглифов, а вместо отпуска судорожно досчитываете знаки в статьях «Дивертикулы – Дизентерийная амеба». Умалчиваю уже о том, как преподаватель стояния на руках комментирует ваши стойки – и что говорят другие курсанты в раздевалке про ваш внешний вид.

Вопрос в том, сколько вы протянете на этих курсах и чем кончится это обучение.

Школа, куда наши дети отправляются с цветами, нарядные и полные надежд на интересную взрослую жизнь, превращает их жизнь в такие курсы не на год, а на 11 лет. Школьные занятия для них трудны, как стояние на руках, непривычны, как копирование иероглифов, непонятны, как Большая Советская Энциклопедия, и бессмысленны, как подсчет знаков в ней.

Дети категорически не понимают, почему все это объявляется основным содержанием их жизни на далекую многолетнюю перспективу. И, хуже того, почему вся остальная их жизнь, - домашняя, дворовая, каникулярная, летняя, выходная – оказывается в беспросветной зависимости от их успехов в школе.

А ведь в их жизни довольно много другого содержания. Они учатся понимать мир предметов, явлений и людей на собственном опыте – через то, что слышат, видят, ощущают. В этом мире полно цвета, запаха и захватывающих ощущений. Они пытаются определить свое положение в пространстве, времени, семье, микросоциуме; они отрабатывают нужные им навыки повторением в играх, прыжках, беготне, лазаньи.

В их жизни много эмоций, от самого бешеного счастья и заливистого смеха («признак дурачины», естественно) до глубокого отчаяния и бессильной ярости, и они сейчас как раз учатся со всем этим справляться. Все это глубокое и важное содержание, однако, кажется взрослым совершенно не заслуживающим внимания: занялись бы лучше дивертикулами и дизентерийными амебами.

Школьные успехи и неуспехи – это успехи и неуспехи только в одной сфере жизни, в той самой, где водятся зачеты по радиально-осевым гидротурбинам. Это совсем не повод подчинять им всю семейную жизнь. Лишать подарков и праздников, каникул и вечернего свободного времени – и, хуже того, лишать ребенка мира в семье, родительской любви и безопасного дома.

Когда у человека проблемы на работе, дома он может отсидеться, отлежаться, отдышаться, подумать о другом, отвлечься, собраться с силами и найти поддержку домашних, которые покивают головами и скажут: да, начальник зверь, коллеги неправы, а у тебя все получится. Но когда у человека проблемы в школе, дома его загонят в угол, будут преследовать вопросами «уроки сделал?» и до тошноты пытать алгеброй; ему не дадут ни на что переключиться, не позволят думать о другом, а вместо поддержки разъяснят, что он лентяй, болван и оболтус, - и хорошо еще, если обойдется без рукоприкладства.

Даже если человек катастрофически неуспешен в школе, дом должен быть для него не филиалом школы, не домашним педсоветом, не местом
суда и отбытия наказания, а гнездом, берлогой, норой, где можно зализать раны и получить свой заряд безусловной любви – той единственной силы, которая вообще удерживает на свете, когда все плохо и ничего не получается.

И это, мне кажется, то единственно важное, о чем родителям на самом деле надо помнить не только в начале учебного года, но и на всем его протяжении, и в конце. Включая, разумеется, особо опасные моменты промежуточной и итоговой аттестации, когда особенно хочется забыть, что ты мама или папа, и взять на себя совсем другие функции: взвешивать на весах и признавать слишком легким, отделять свое козлище от чужих агнцев, устраивать Страшный Суд вручную и обеспечивать плач и скрежет зубовный на все каникулы…

А вообще-то – с началом учебного года! Терпения всем и любви на ближайшие девять месяцев.

Автор статьи: Ирина Лукьянова
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Возлюби оболтуса своего
Интересный, неожиданный взгляд на роль родителей в образовании детей.
Я только ищу, нащупываю пути в этом деле. Хочу узнать ваше мнение - родителей, чьи дети учатся или окончили школу, и тех, кому все еще предстоит.
Для начала немного кошмара. Просыпаетесь вы завтра – и узнаете, что вас отправляют на обязательные курсы повышения квалификации. Читать полностью
 

Комментарии

ахкакая
6 октября 2012 года
+1
Хорошая статья Возьму в избранное, с мужем почитаем вместе...
Екатерина Матис (автор поста)
6 октября 2012 года
0
Да, я тоже хочу чтоб муж прочел, выработать общую линию поведения
ахкакая
6 октября 2012 года
0
Екатерина Матис пишет:
выработать общую линию поведения
Для нас это самое трудное (
Екатерина Матис (автор поста)
6 октября 2012 года
0
После совместного прочтения расскажете впечатления мужа, мне интересно
ахкакая
6 октября 2012 года
+1
Хорошо
ASSI MASSI
6 октября 2012 года
+1
отличная статья,всё так по настоящему описано..
Екатерина Матис (автор поста)
6 октября 2012 года
+1
Конечно, в крайности бросаться не нужно, но на детей действительно давление оказывается большое. А всегда ли есть толк?
ASSI MASSI
6 октября 2012 года
0
Екатерина Матис пишет:
но на детей действительно давление оказывается большое.
ещё какое давление.особенно начиная со школы...
никогда своего ребёнка за заставляю и не буду заставлять то,что против его воли.то что ему не даётся...
мы на тот год в школу идём.сейчас посещаем подготовительные занятия.
так нагрузка большая уже даже на подготовках...
дети очень устают и морально и умственно,но не всегда это их родители понимают...деток очень жаль,что их буквально заставляют насильно учится...
Екатерина Матис (автор поста)
6 октября 2012 года
+1
Уровень обучения в школе сильно упал, а нагрузки, прессинг не уменьшаются. Племянник в гимназии учится - я наблюдаю
ASSI MASSI
6 октября 2012 года
0
Екатерина Матис пишет:
важно хорошее здоровье всего организма, сбалансированное питание, хорошее состояние системы пищеварения
да--здоровье важнее за всё
Екатерина Матис пишет:
Удачи вам и красивой прически вашей красотке
спасибо,
но у нас сынуля,
но и от доченьки я бы не отказалась
Екатерина Матис (автор поста)
6 октября 2012 года
+1
извините

Нашему красавцу парикмахер в 2,5 года сказала: вырос мальчик - структура волос поменялась. Так что черты внешности заложены изначально, всему свое время

Что-то я запуталась с ответами
Мама_Лесюньки
6 октября 2012 года
+1
статья супер, я такого же мнения
julyko
6 октября 2012 года
+1
Не знаю. Как то однобоко, что ли...
Екатерина Матис (автор поста)
6 октября 2012 года
0
С другого боку мы все и так знаем
julyko
6 октября 2012 года
+1
Но быть полными пофигистами, махнуть рукой на оценки и заботиться только о пищеварении ребенка тоже неумно
Екатерина Матис (автор поста)
6 октября 2012 года
+2
Вот любим мы крайности... А нужна золотая середина
julyko
7 октября 2012 года
+1
Согласна, середина нужна. Но дело тут не сколько в родителях, сколько в системе образования. Если у нас еще можно было махнуть на непрофилирующие предметы (при условии, что ребенок знает, чего хочет), то сейчас так не махнешь. Там учитывается абсолютно все. И будущего великого математика запросто зарубит физкультура.
Екатерина Матис (автор поста)
7 октября 2012 года
0
Я не считаю, что в школе есть нужные и ненужные предметы. На то оно и ОБЩЕЕ образование. Что именно станет главным в жизни - заранее не известно. Но человек должен научиться добывать и обрабатывать информацию. А для её обработки и нужен кругозор, память, навыки анализа.
julyko
7 октября 2012 года
0
Общее образование времен моих родителей было Уже моего, мое - местами Уже современного. В том то и дело, что
Екатерина Матис пишет:
научиться добывать и обрабатывать информацию. А для её обработки и нужен кругозор, память, навыки анализа.
именно этого в нашем образовании и не хватает.
Екатерина Матис (автор поста)
7 октября 2012 года
0
Я пытаюсь объяснить племяннику: в обучении важно не запоминание стихов и формул. А умение ставить и достигать цели, проявить себя, заработать авторитет в коллективе. К человеку, который много знает и умеет, люди тянутся
julyko
7 октября 2012 года
0
школа пострена на запоминании и зубрежке
Екатерина Матис (автор поста)
7 октября 2012 года
0
Школа ставит такие рамки и условия, в которых человек самому приходится строить свой путь.
julyko
7 октября 2012 года
0
человеку всю жизнь приходится самому строить свой путь, школа должна помогать, а не ставить рамки и условия
Екатерина Матис (автор поста)
7 октября 2012 года
0
А это такая форма помощи. Ходить помогают не только костыли
julyko
7 октября 2012 года
0
но и их отсутствие?
Екатерина Матис (автор поста)
7 октября 2012 года
0
Ну, помнишь, как малыша ходить учат. Без опоры, без поддержки, приманивая игрушками...
julyko
7 октября 2012 года
0
ребенок идет только если сам чувствует силы. если их нет - он ползет.
Екатерина Матис (автор поста)
8 октября 2012 года
0
Вот так же и по жизни
julyko
8 октября 2012 года
0
а наше обучение ставит на ноги иногда раньше времени
Екатерина Матис (автор поста)
8 октября 2012 года
0
Или сбивает с ног...
julyko
8 октября 2012 года
+1
или так
Polett
7 октября 2012 года
0
прогуляйтесь еще сюда
http://klumba.ua/club/post-31329/
может, почерпнете что-то интересное...
Екатерина Матис (автор поста)
7 октября 2012 года
0
Почитала. Нешкольное образование меня не привлекает. Школа - тоже часть вселенной, маленькая её модель. Я вижу по ребенку, что он учится не так, как взрослые его учат. Ему твердят цифры, он учится слушать. Его учат варить борщ, он учится соотношению форм и цветов. Его учат названиям животных, он учится наблюдать и сравнивать. Поэтому по всем приведенным по указанному адресу аргументам, я бы и соглашалась, и возражала
ivone-v
7 октября 2012 года
0
ненавижу школу....

у меня уже в августе настроение падает до критического..

сколько случайных людей находится рядом с нашими детьми

я работала в школе уроки ОФП

мои уроки были с шестилетками и были уроки в 8 00, так вот, мы занимались на улице

играли, гуляли, но пришла зима и надо перебираться в школу ,а места в зале не хватает,

я, втихаря ,проводила деток в актовый зал, жалко малышей на мороз в 8 утра выводить,

ведь даже бегать и морозом дышать ну никак нельзя, и вот крадёмся мы однажды в актовый зал,

а навстречу тётенька идёт и резко так говорит:- куда вы детей ведёте?

я говорю: - в актовый зал?

-кто вам разрешил?

- кто вы такая?

- директор школы!!

-ваши проблемы - говорю я ей и сама офигеваю от себя))

в тот день дети были спасены ,а вместо меня скоро прислали другого учителя ...сговорчивого

адекватного к безумным требованиям администрации

я могла бы рассказать и про заведующих лезбиянок в детском доме.....

запомнила один урок ,пришли ко мне лапочки из младшей группы,

мы ходили по кругу , делали упражнения, я деток подбадриваю, хвалю, говорю: - молодцы! отлично! очень хорошо!

и тут же, рядом стоит их жаба-воспиталка и делает мне при детях замечание: - что это вы их хвалите ?

они ничего ТАКОГО не делают, что бы их хвалить.

...очень умно....бедные дети...это что ж им надо сделать чтобы получить одобрение этой жабы(((((((((
Екатерина Матис (автор поста)
7 октября 2012 года
0
ivone-v пишет:
сколько случайных людей находится рядом с нашими детьми
Вооот! Тем выше ответственность родителей. Моя мама вообще не заморачивалась со мной по поводу школы. Повезло ей...
ivone-v
7 октября 2012 года
+1
профиль удалён удалённого пользователя
7 октября 2012 года
0
Местами не соглашусь. Что бы работать я училась. Училась много и серьезно и в школе и дальше. Если я не буду продолжать учиться я не смогу работать. Это факт.
Можно не учиться. Тогда придется работать физический много и часто. Всегда есть выбор . И его надо показать ребенку.

Честно, для меня не выглядит школа на столько ужасной.
Екатерина Матис (автор поста)
7 октября 2012 года
+2
Парасолька пишет:
Можно не учиться. Тогда придется работать физический много и часто
Я все время так говорю сыну и племяннику. Особенно племяннику: в девятом классе уже нужно делать свой выбор. И лучше, если человек сделает его сам, а не потому что так мама сказала, или дедушку нужно слушаться.
Парасолька пишет:
Всегда есть выбор . И его надо показать ребенку
У нас сейчас копают траншею под канализацию, очень наглядный пример: кто не учился - копает, кто учился - присматривает за копателями, кто учился и много работал - начальник над всеми. Как говорится, можно ничего не делать и при этом иметь деньги, но для этого нужно очень много работать.
профиль удалён удалённого пользователя
7 октября 2012 года
+1
Екатерина Матис пишет:
можно ничего не делать и при этом иметь деньги, но для этого нужно очень много работать.
Екатерина Матис (автор поста)
7 октября 2012 года
0
no_milk
8 октября 2012 года
+2
я хорошо помню собственное противоборство со школой. Поэтому делаю всё, чтобы ребенок не относился к школе чересчур серьёзно. Школа - это ещё не всё. Это проходит. А получать знания, расширять кругозор можно (и нужно!) за пределами школы.

Учителя часто бывают слишком категоричны, несправедливы, пристрастны. Важно, чтобы ребёнок это понимал и не ждал от учителя чего-то запредельного. Учитель - такой же человек...
Екатерина Матис (автор поста)
8 октября 2012 года
0
no_milk пишет:
Учитель - такой же человек
Моя мама верила, что врачи не болеют, а самые культурные люди - учителя...
no_milk пишет:
расширять кругозор можно (и нужно!) за пределами школы
Некоторые мамы не водят детей на уроки танцев, рисования по той причине, что дети посещают эти кружки вне школы. Мне не понятно. Неужели боятся перегрузки?
no_milk
8 октября 2012 года
+2
ага. Самые культурные
Кать, я не представляю, как это - не водить ребенка на уроки по расписанию. Где это время пересиживать? И зачем такие сложности?
Но вот, к примеру, я знаю родителей, которые скрывают от школы, что ребенок занимается чем-то дополнительно. Потому что, опять же, знаю случаи, когда педагоги воспринимают это очень болезненно.
Я имела в виду вот что: если ученику или родителям (или им всем вместе) кажется, что по какому-то предмету объем информации маловат, - всегда можно найти дополнительный источник. А не биться головой "меня в школе не научили".
Екатерина Матис (автор поста)
8 октября 2012 года
0
no_milk пишет:
педагоги воспринимают это очень болезненно
Ревнуют... А писать замечания с ошибками, мотивируя тем, что она математик, а не филолог - это как?
no_milk пишет:
не биться головой "меня в школе не научили"
так можно долго искать виновных...
no_milk
8 октября 2012 года
0
Екатерина Матис пишет:
Ревнуют...
ага. И хорошо, если без последствий.

Замечаний с ошибками не встречала. Но был другой случай...
Екатерина Матис (автор поста)
8 октября 2012 года
0
продолжай...
no_milk
8 октября 2012 года
+2
да я рассказывала уже где-то...

Попала я на одно сборище "по интересам". Сидят люди, общаются. Кто-то прочитал стихотворение "На заре ты её не буди". Одна из присутствующих грит - "Ой, люблю Пушкина!" Я ей - пардон, это Фет. Она - нет, Пушкин! Я - таки пардон, Фет!

Мне было тогда лет 27, выглядела на 23 - в общем, малявка. А женщина эта - под 40. Посмотрела на меня с высоты своего возраста и опыта и грит - лааадно, я не буду спорить. Я ей - и не спорьте, потому что у меня филологическое образование и уж Пушкина от Фета я отличаю, тем более такие хрестоматийные стихи.

Тем временем в другом углу зашел разговор о зарплате. Эта мадам стала жалиться, что зарабатывает мало, потому что - школьный учитель...

Конечно, может быть, что она - учитель труда, или физ-ры, или даже ОБЖ какого-нибудь. Но Фет с Пушкиным - школьная программа!
Екатерина Матис (автор поста)
8 октября 2012 года
0
Здесь речь даже не о культуре, а скорее образованности. Свою программу отчитала - и ладно
no_milk
8 октября 2012 года
+1
ну так это... она свою образованность показала в соответствующей культурной обстановке
Екатерина Матис (автор поста)
8 октября 2012 года
0
В квадрате...
no_milk
8 октября 2012 года
+1
goplana
8 октября 2012 года
0
В ответ на комментарий no_milk
ага. Самые культурные
Кать, я не представляю, как это - не водить ребенка на уроки по расписанию. Где это время пересиживать? И зачем такие сложности?
Но вот, к примеру, я знаю родителей, которые скрывают от школы, что ребенок занимается чем-то дополнительно. Потому что, опять же, знаю случаи, когда педагоги воспринимают это очень болезненно.
Я имела в виду вот что: если ученику или родителям (или им всем вместе) кажется, что по какому-то предмету объем информации маловат, - всегда можно найти дополнительный источник. А не биться головой "меня в школе не научили".

↑   Перейти к этому комментарию
Вашей классной что говори, что нет в каких еще кружках и секциях ребенок занимается. Для нее каждый раз открытие. когда она об этом узнает. Хотя в журнале обо всем этом написано.
МамаОлежки
8 октября 2012 года
0
Екатерина Матис пишет:
Когда у человека проблемы на работе, дома он может отсидеться, отлежаться, отдышаться, подумать о другом, отвлечься, собраться с силами и найти поддержку домашних, которые покивают головами и скажут: да, начальник зверь, коллеги неправы, а у тебя все получится. Но когда у человека проблемы в школе, дома его загонят в угол, будут преследовать вопросами «уроки сделал?» и до тошноты пытать алгеброй; ему не дадут ни на что переключиться, не позволят думать о другом, а вместо поддержки разъяснят, что он лентяй, болван и оболтус

Заставили задуматься. Ведь почти всегда так и есть. Возьму за заметку и постараюсь такого не делать со своим ребенком в будущем.
Екатерина Матис (автор поста)
8 октября 2012 года
0
Я тоже задумалась, когда прочла. Просто у меня жизнь не сходилась клином на общеобразовательных предметах, училась я легко... Но у каждого свой путь, а ребенку помочь хочется...
UshTanya
11 октября 2012 года
+1
Эх, Катюша...К сожалению, весь наш образовательный процесс, которым так гордится наша страна, очень похож на описание курсов в этой статье. Увы. Я уже закончила школу со своим старшим сыном, и эти годы оставили мне много нехороших воспоминаний. Я помню слезы ручьем из серых глаз Никиши в самый первый день его школы. Прямо 1-го сентября. Когда оказалось, что он по результатам тестирования попал в самый сильный класс гимназии, которому на первом уроке уже задали не палочки рисовать, а 2 страницы из прописей, которых он в глаза не видел раньше "Мамочка, я никогда так не смогу!" - горько рыдало мое дитя, а я понимала, что уже ненавижу школу Проблемы сопровождали нас до окончания. Было все. И слезы, и прогуливание уроков, и вранье (даже поддельный табель на месяц раньше, чтобы велосипед купили, не дожидаясь лета). Была и гордость за его литературные способности и тягу к языкам. Одно скажу, что для детей не существует понятия "ПОТОМ". Потом у них заканчивается через час или, на худой конец, завтра. Поэтому фраза : "Учись! Потом пригодится!" не работает вовсе
Сейчас мы проходим следующий этап - институт. Весь запал, который был, улетучился к концу первого курса, и сменился на стойкое желание зарабатывать деньги - с появлением в жизни девушки. Сейчас он формально учится, чтобы получить диплом. А та же убойная фраза про ПОТОМ, все также не работает. Никто из его друзей, которые уже закончили ВУЗы, не работает по специальности. Так что увы, увы, увы...
Екатерина Матис (автор поста)
11 октября 2012 года
+1
Спасибо, Танюша, мне очень интересен опыт "бывалых".
По поводу специальности: я сделала вывод, что неважно, по какой специальности человек учится. Важно, как к делу относится. Дело нужно доводить до конца, даже если есть ошибки. Ставить цели и их достигать. Диплом - это еще и статус, показатель надежности.
UshTanya
11 октября 2012 года
+1
Если честно, я изо всех сил постараюсь не совершать тех ошибок, которые совершала со школой Никиты, когда учиться пойдет Мишка. Наплевать на статусность школы, на эксклюзивность программы и т.п. Нужно искать хорошего учителя начальных классов - это мой самый первый вывод. Ребенок должен ХОТЕТЬ ходить в школу. Это самая главная задача. Я радуюсь, что Мышонок с удовольствием идет в сад по утрам, с потешно серьезным видом показывает, что они делали на физкультуре, хореографии, логике, валеологии, английском. Я радуюсь, когда он не хочет пропускать занятия в Детском центре. Думаю, что, пожалуй, значит, все пока правильно
Екатерина Матис (автор поста)
11 октября 2012 года
0
UshTanya пишет:
Нужно искать хорошего учителя начальных классов

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам