65 лет Стивену Кингу!!!
Стивен Кинг, которому 21 сентября исполняется 65 лет, – не просто большой писатель, как бы странно ни звучало это применительно к автору романов, завоевавших массового читателя. Мы его любим за замечательные романы и прекрасные их экранизации. Давайте вспомним лучшие из них:
Побег из Шоушенка

Зеленая миля

Мизери

Долорес Клэйборн

Буря столетия

Лангольеры

Сияние

Мертвая зона
Особняк «Красная роза»
Оно

1408
Дети кукурузы
Стивен Кинг не просто большой писатель, а явление в литературе и в культуре. Значение его выходит за пределы собственно жанровой литературы и индустрии бестселлеров. И связано это с природой его таланта, существом его мировоззрения.
Наверное, кое-что в этом может объяснить ставший уже привычным, почти традиционным психоаналитический подход американского типа, когда характер человека и структура личности выводятся из детских впечатлений, пережитых психологических травм, особенностей воспитания и отношений с родителями.
Подход, кстати, распространенный не только в исследовательской, социологической, исторической или филологической среде, но и в самой художественной литературе, в тех же самых триллерах и детективах, признанным мастером которых по праву считается и сам Кинг. И применительно к Стивену Кингу тоже есть на что обратить внимание.
Отец оставил семью, когда Стивену было два года: просто ушел из дома и не вернулся. В четыре года Кинг стал свидетелем смерти своего сверстника. Перенесенная мучительная операция (три раза протыкали ему иглой барабанную перепонку, при этом врач уверял, что больно не будет) также была более чем серьезным переживанием.
Испытанный в детстве шок Стивен Кинг затем преобразовывал в художественную ткань своих произведений. То есть, наверное, здесь можно усмотреть начало зарождения и художественного мышления будущего автора легендарного цикла романов "Темная башня", но все-таки вряд ли это нам объяснит Кинга. И, к слову сказать, не странствия рыцаря Роланда и его поиски Темной башни, где сосредоточен центр управления всем мирозданием, наиболее показательны для Кинга, то есть Стивена Кинга серьезного писателя.
"Но кончилось все это плохо. Очень плохо..."
Стивен Кинг почувствовал совершенно другую природу фантастического. Не случайно он был пристальным читателем Говарда Лавкрафта, у которого описание чувства и предчувствия надвигающегося кошмара, неясного нечто, непроясненного, непонятного – одна из главных составляющих текстов.
Лавкрафта Кинг считает прекрасным автором для подростков, но сам идет по этому же пути. Только дальше. Фантастическое, мистическое, ужасное, загадочное в литературе существовало всегда. Но вот степень познаваемости этих иррациональных явлений была разной.
В каком-то смысле традиционная мистика, вплоть до неоготики начала двадцатого столетия – как ни странно, не выходит за рамки позитивистского взгляда на мир. Инобытие необъяснимо, но понятно, границы рационального и иноприродного, интуитивного – очерчены, и человек, в общем-то, защищен разумом и волей.
Можно сказать, что мистическое вписывается в кортезианскую модель. Все загадки предсказуемы. Мистика начинается там, где кончается ньютоновская физика.
У Кинга все не так. В лучших, то есть наиболее символичных его вещах, таких как "Оно" или "Сияние", гениально экранизированное Стэнли Кубриком, ужас состоит в том, что человек абсолютно беззащитен перед темными силами хаоса, и эта тьма может настичь в любой момент. Она возникает из ничего и пронизывает все.
Это непостигаемое иное, безумие, которое таится вокруг, готовое обрушиться на человека. Привычный, понятный, удобный и уютный мир – лишь поверхность, тонкая пленка, легко разрываемая неведомым. Здесь не работают причинно-следственные связи, опробованные средства защиты. Разбуженный хаос, как правило, уже не унять, не победить.
И вот это ощущение постоянной опасности, тьмы, которая может прийти откуда угодно – едва ли не главное в романах Кинга. Удивительно, что технократический человек, закованный в броню всевозможных достижений цивилизации, на самом деле беспомощен и ежеминутно в себе самом несет предчувствие катастрофы. Он как будто уже существует внутри катастрофы. И сам Кинг выступает апостолом этого предчувствия:
"Сначала это было выдумкой, потом суеверием, а потом непоколебимой верой. Это была... блуждающая фантазия. Но кончилось все это плохо. Очень плохо..."
взято с сайта planeta.moy.su
Побег из Шоушенка

Зеленая миля

Мизери

Долорес Клэйборн

Буря столетия

Лангольеры

Сияние

Мертвая зона
Особняк «Красная роза»
Оно

1408
Дети кукурузы

Стивен Кинг не просто большой писатель, а явление в литературе и в культуре. Значение его выходит за пределы собственно жанровой литературы и индустрии бестселлеров. И связано это с природой его таланта, существом его мировоззрения.
Наверное, кое-что в этом может объяснить ставший уже привычным, почти традиционным психоаналитический подход американского типа, когда характер человека и структура личности выводятся из детских впечатлений, пережитых психологических травм, особенностей воспитания и отношений с родителями.
Подход, кстати, распространенный не только в исследовательской, социологической, исторической или филологической среде, но и в самой художественной литературе, в тех же самых триллерах и детективах, признанным мастером которых по праву считается и сам Кинг. И применительно к Стивену Кингу тоже есть на что обратить внимание.
Отец оставил семью, когда Стивену было два года: просто ушел из дома и не вернулся. В четыре года Кинг стал свидетелем смерти своего сверстника. Перенесенная мучительная операция (три раза протыкали ему иглой барабанную перепонку, при этом врач уверял, что больно не будет) также была более чем серьезным переживанием.
Испытанный в детстве шок Стивен Кинг затем преобразовывал в художественную ткань своих произведений. То есть, наверное, здесь можно усмотреть начало зарождения и художественного мышления будущего автора легендарного цикла романов "Темная башня", но все-таки вряд ли это нам объяснит Кинга. И, к слову сказать, не странствия рыцаря Роланда и его поиски Темной башни, где сосредоточен центр управления всем мирозданием, наиболее показательны для Кинга, то есть Стивена Кинга серьезного писателя.
"Но кончилось все это плохо. Очень плохо..."
Стивен Кинг почувствовал совершенно другую природу фантастического. Не случайно он был пристальным читателем Говарда Лавкрафта, у которого описание чувства и предчувствия надвигающегося кошмара, неясного нечто, непроясненного, непонятного – одна из главных составляющих текстов.
Лавкрафта Кинг считает прекрасным автором для подростков, но сам идет по этому же пути. Только дальше. Фантастическое, мистическое, ужасное, загадочное в литературе существовало всегда. Но вот степень познаваемости этих иррациональных явлений была разной.
В каком-то смысле традиционная мистика, вплоть до неоготики начала двадцатого столетия – как ни странно, не выходит за рамки позитивистского взгляда на мир. Инобытие необъяснимо, но понятно, границы рационального и иноприродного, интуитивного – очерчены, и человек, в общем-то, защищен разумом и волей.
Можно сказать, что мистическое вписывается в кортезианскую модель. Все загадки предсказуемы. Мистика начинается там, где кончается ньютоновская физика.
У Кинга все не так. В лучших, то есть наиболее символичных его вещах, таких как "Оно" или "Сияние", гениально экранизированное Стэнли Кубриком, ужас состоит в том, что человек абсолютно беззащитен перед темными силами хаоса, и эта тьма может настичь в любой момент. Она возникает из ничего и пронизывает все.
Это непостигаемое иное, безумие, которое таится вокруг, готовое обрушиться на человека. Привычный, понятный, удобный и уютный мир – лишь поверхность, тонкая пленка, легко разрываемая неведомым. Здесь не работают причинно-следственные связи, опробованные средства защиты. Разбуженный хаос, как правило, уже не унять, не победить.
И вот это ощущение постоянной опасности, тьмы, которая может прийти откуда угодно – едва ли не главное в романах Кинга. Удивительно, что технократический человек, закованный в броню всевозможных достижений цивилизации, на самом деле беспомощен и ежеминутно в себе самом несет предчувствие катастрофы. Он как будто уже существует внутри катастрофы. И сам Кинг выступает апостолом этого предчувствия:
"Сначала это было выдумкой, потом суеверием, а потом непоколебимой верой. Это была... блуждающая фантазия. Но кончилось все это плохо. Очень плохо..."
взято с сайта planeta.moy.su
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: