Винтажные бисерные кошельки и сумочки
Техники изготовления бисерных кошельков и сумочек могли быть разными - вязание крючком или спицами, низание, ткачество или вышивка, техника "сабле" ("сабле" с французского переводится как "песочный", а выглядит это как "шитая бисерная сетка" по Меркуловой).
Сначала бисер определенных цветов нанизывался на нить по схеме узора, а затем вывязывалось полотно сумочки. Получалась вот такая красота...
В самом вязании не было ничего сложного, когда уже приспособишься. Главное - не сбиться при наборе бисеринок, иначе испортиться весь узор.
"В Германии, где целые области занимались надомным изготовлением бисерных вещей на продажу, существовало разделение труда: мужчины нанизывали бисер на нитку в соответствии с рисунком, а женщины вязали. Естественно, это позволяло значительно увеличить скорость работы." (Е. С. Юрова, "Эпоха бисера в России")
"К технике бисерной вышивки прибегали главным образом при изготовлении плоских предметов: настенных панно, плоских сумочек и кошельков, вставок в портмоне, бювары, записные книжки. Когда же нужно было изготовить круглое или обьемное изделие, обычно использовали вязание крючком или - гораздо реже - на спицах.



Возраст этих двух видов рукоделия, как ни странно, очень различен: если история вязания на спицах насчитывает несколько тысяч лет, то вязание крючком является относительно молодым видом женских рукоделий. Более или менее достоверные сведения о появлении этой техники относятся к началу 17 века.
При вязании крючком использовались простые столбики без накида, при вязании спицами - обычная чулочная вязка или вязка скрещенными петлями. Нитка с нанизанными на нее бисеринками наматывалась на бумажку или на специальную деревянную палочку. В фондах музея европейского прикладного искусства в Далеме (Берлин) хранится заготовка для вязанной сумки или кисета в виде небольшой кисти, состоящей из отдельных нитей с нанизанным на них бисером.
После окончания вязки лицевая и изнаночная сторона меняются местами: сторона, которая была лицевой для вязальщицы, становится изнанкой, а на другой стороне образуется узор из бисера.
Именно с техникой вязания крючком связаны некоторые весьма распространенные типы узоров, украшавших подобные изделия. Так, встречавшаяся на многих салфетках, круглых кошельках и сумочках розетка с закрученными по спирали лепестками имеет своим основанием обычную схему вывязывания крючком круга, когда прибавление столбиков в каждом ряду осуществляется по нескольким радиусам, причем дополнительные столбики располагаются по отношению к предыдущему ряду с некоторым смещением.
Эффект смещения столбиков при вязании крючком приводит к тому, что на чехлах для чубуков, тростей, подсвечников полосы узора идут не прямо, а закручиваются по спирали, что делает рисунок этих изделий значительно интереснее. Напротив, попытка изобразить фигуры или пейзаж при вязании крючком приводит к сильным искажениям замысла: дома, люди, собаки — все "валятся" на одну сторону.
Кроме того, применяя такую технику, очень трудно добиться прямоугольной формы изделия: с течением времени все вещи, вязанные крючком, приобретают форму ромба.




По сравнению с изделиями, вязанными крючком, вещи, выполненные на спицах (сумочки, монетницы или подушечки для иголок), значительно менее плотны и более эластичны. Подобные изделия гораздо хуже "держат" форму, и этим, возможно, объясняется сравнительно малая популярность этой техники. Тем не менее, вещи, связанные на спицах, имеют и свои достоинства. Из-за большего, чем при вязании крючком расстояния между бисеринками, яркие краски, характерные для бисерных изделий несколько смягчаются, а фон обретает дополнительную "игру" благодаря мягкости формы связанных на спицах предметов. Приглушенность красок и текучесть линий, свойственные вещам, связанным на спицах, вошли в моду в конце 19 века, чем и объясняется увеличение доли вязания на спицах в изделиях того периода.
Существует несколько способов низания из бисера: "в крест", "в кирпичики", "мозаика". При этом бисеринки нанизываются ряд за рядом на нитку с одной или двумя иглами, надетыми с двух ее концов. При низании "в крест" чередуются ряды бисеринок с горизонтально и вертикально расположенными отверстиями.
При использовании двух других схем отверстия располагаются в одном направлении.
В технике низания выполнялись многочисленные бахромки, кисточки, сетки, украшавшие бисерные изделия в течение всего 19 века.
Значительно реже, чем другие виды работ из бисера, встречаются картинки, выполненные в технике ткачества. Это объясняется тем, что вышивка и вязание гораздо проще, чем ткачество, и не требуют специальных приспособлений в виде ткацкого станка. Преимуществом тканых работ является отсутствие у них изнанки, поэтому к этой технике обращались, когда изделие должно было быть двусторонним.




Среди русских работ из бисера практически не попадаются вещи, выполненные в технике "сабле". И. Меркулова называет эту технику "шитая бисерная сетка". По сведениям Н. Вольтерс, работы, выполненные в технике "сабле" появляются во Франции в начале 17 века. Их название связано, по видимому, с тем, что все они выполнены из необычайно мелкого бисера. От обычной низаной сетки технику "сабле" можно отличить по изнанке, на которой каждая бисеринка заключена в сплетенную из ниток ячейку. Секрет техники "сабле" был независимо друг от друга разгадан Н. Вольтерс и И. Меркуловой. Бисер нанизывается в соответствии с рисунком на нитку или волос ряд за рядом, причем каждый последующий ряд скрепляется с предыдущим игольным швом, близким к технике игольного кружева, "ришелье" или обметке петель.
В пору расцвета бисерного рукоделия разнообразие сюжетов вышивок сочеталось с не меньшим разнообразием украшаемых ими предметов. Так, на даме, отправляющейся на бал могли быть надеты вышитые бисером туфельки, в одной руке она могла держать бисерный порт-буке, а в другой - бисерную сумочку или монетницу. Кроме того, у нее могла быть специальная книжечка для записи партнеров по танцам (карне-де-баль), украшенная вышитыми вставками.
Бисерные сумочки вошли в моду в Европе еще в 18 веке. Они состояли из четырех вышитых бисером долек с изображением фигур или цветов. Соединенные вместе, долбки образовывали низ сумочки, которая оканчивалась материей, стягивавшейся поверху шнурком. Однако у нас встречаются лишь несколько более поздние варианты сумочек, вошедших в моду в самом конце 18 века во время Великой Французской революции. Они были, как правило, овальной или прямоугольной формы, не имели замка и стягивались сверху длинным шнуром для ношения через руку.
В 20-30 годы у сумочек появляются замки из стали, бронзы или серебра, украшенные обычно богатым орнаментом из цветов, листьев, плодов, бабочек, рогов изобилия. К замку крепилась цепочка, которою держали в руке или прикрепляли к поясу специальным зажимом.
Позднее (1850-1870-е годы) бисерные сумочки вышли из моды и появились в большом количестве лишь в начале 20 века (и 21го тоже, заметили? Только сейчас все делает Китай - D.W.). Их легко отличить по модернистским мотивам в рисунке вышивки и декоре замка, а так же по более крупному и менее яркому бисеру."
Текст статьи по Е. С. Юрова "Эпоха бисера в России", Москва, Интербук-бизнес, 2003.

Сначала бисер определенных цветов нанизывался на нить по схеме узора, а затем вывязывалось полотно сумочки. Получалась вот такая красота...
В самом вязании не было ничего сложного, когда уже приспособишься. Главное - не сбиться при наборе бисеринок, иначе испортиться весь узор.

"В Германии, где целые области занимались надомным изготовлением бисерных вещей на продажу, существовало разделение труда: мужчины нанизывали бисер на нитку в соответствии с рисунком, а женщины вязали. Естественно, это позволяло значительно увеличить скорость работы." (Е. С. Юрова, "Эпоха бисера в России")

"К технике бисерной вышивки прибегали главным образом при изготовлении плоских предметов: настенных панно, плоских сумочек и кошельков, вставок в портмоне, бювары, записные книжки. Когда же нужно было изготовить круглое или обьемное изделие, обычно использовали вязание крючком или - гораздо реже - на спицах.




Возраст этих двух видов рукоделия, как ни странно, очень различен: если история вязания на спицах насчитывает несколько тысяч лет, то вязание крючком является относительно молодым видом женских рукоделий. Более или менее достоверные сведения о появлении этой техники относятся к началу 17 века.

При вязании крючком использовались простые столбики без накида, при вязании спицами - обычная чулочная вязка или вязка скрещенными петлями. Нитка с нанизанными на нее бисеринками наматывалась на бумажку или на специальную деревянную палочку. В фондах музея европейского прикладного искусства в Далеме (Берлин) хранится заготовка для вязанной сумки или кисета в виде небольшой кисти, состоящей из отдельных нитей с нанизанным на них бисером.

После окончания вязки лицевая и изнаночная сторона меняются местами: сторона, которая была лицевой для вязальщицы, становится изнанкой, а на другой стороне образуется узор из бисера.
Именно с техникой вязания крючком связаны некоторые весьма распространенные типы узоров, украшавших подобные изделия. Так, встречавшаяся на многих салфетках, круглых кошельках и сумочках розетка с закрученными по спирали лепестками имеет своим основанием обычную схему вывязывания крючком круга, когда прибавление столбиков в каждом ряду осуществляется по нескольким радиусам, причем дополнительные столбики располагаются по отношению к предыдущему ряду с некоторым смещением.

Эффект смещения столбиков при вязании крючком приводит к тому, что на чехлах для чубуков, тростей, подсвечников полосы узора идут не прямо, а закручиваются по спирали, что делает рисунок этих изделий значительно интереснее. Напротив, попытка изобразить фигуры или пейзаж при вязании крючком приводит к сильным искажениям замысла: дома, люди, собаки — все "валятся" на одну сторону.
Кроме того, применяя такую технику, очень трудно добиться прямоугольной формы изделия: с течением времени все вещи, вязанные крючком, приобретают форму ромба.




По сравнению с изделиями, вязанными крючком, вещи, выполненные на спицах (сумочки, монетницы или подушечки для иголок), значительно менее плотны и более эластичны. Подобные изделия гораздо хуже "держат" форму, и этим, возможно, объясняется сравнительно малая популярность этой техники. Тем не менее, вещи, связанные на спицах, имеют и свои достоинства. Из-за большего, чем при вязании крючком расстояния между бисеринками, яркие краски, характерные для бисерных изделий несколько смягчаются, а фон обретает дополнительную "игру" благодаря мягкости формы связанных на спицах предметов. Приглушенность красок и текучесть линий, свойственные вещам, связанным на спицах, вошли в моду в конце 19 века, чем и объясняется увеличение доли вязания на спицах в изделиях того периода.

Существует несколько способов низания из бисера: "в крест", "в кирпичики", "мозаика". При этом бисеринки нанизываются ряд за рядом на нитку с одной или двумя иглами, надетыми с двух ее концов. При низании "в крест" чередуются ряды бисеринок с горизонтально и вертикально расположенными отверстиями.
При использовании двух других схем отверстия располагаются в одном направлении.

В технике низания выполнялись многочисленные бахромки, кисточки, сетки, украшавшие бисерные изделия в течение всего 19 века.
Значительно реже, чем другие виды работ из бисера, встречаются картинки, выполненные в технике ткачества. Это объясняется тем, что вышивка и вязание гораздо проще, чем ткачество, и не требуют специальных приспособлений в виде ткацкого станка. Преимуществом тканых работ является отсутствие у них изнанки, поэтому к этой технике обращались, когда изделие должно было быть двусторонним.




Среди русских работ из бисера практически не попадаются вещи, выполненные в технике "сабле". И. Меркулова называет эту технику "шитая бисерная сетка". По сведениям Н. Вольтерс, работы, выполненные в технике "сабле" появляются во Франции в начале 17 века. Их название связано, по видимому, с тем, что все они выполнены из необычайно мелкого бисера. От обычной низаной сетки технику "сабле" можно отличить по изнанке, на которой каждая бисеринка заключена в сплетенную из ниток ячейку. Секрет техники "сабле" был независимо друг от друга разгадан Н. Вольтерс и И. Меркуловой. Бисер нанизывается в соответствии с рисунком на нитку или волос ряд за рядом, причем каждый последующий ряд скрепляется с предыдущим игольным швом, близким к технике игольного кружева, "ришелье" или обметке петель.

В пору расцвета бисерного рукоделия разнообразие сюжетов вышивок сочеталось с не меньшим разнообразием украшаемых ими предметов. Так, на даме, отправляющейся на бал могли быть надеты вышитые бисером туфельки, в одной руке она могла держать бисерный порт-буке, а в другой - бисерную сумочку или монетницу. Кроме того, у нее могла быть специальная книжечка для записи партнеров по танцам (карне-де-баль), украшенная вышитыми вставками.

Бисерные сумочки вошли в моду в Европе еще в 18 веке. Они состояли из четырех вышитых бисером долек с изображением фигур или цветов. Соединенные вместе, долбки образовывали низ сумочки, которая оканчивалась материей, стягивавшейся поверху шнурком. Однако у нас встречаются лишь несколько более поздние варианты сумочек, вошедших в моду в самом конце 18 века во время Великой Французской революции. Они были, как правило, овальной или прямоугольной формы, не имели замка и стягивались сверху длинным шнуром для ношения через руку.

В 20-30 годы у сумочек появляются замки из стали, бронзы или серебра, украшенные обычно богатым орнаментом из цветов, листьев, плодов, бабочек, рогов изобилия. К замку крепилась цепочка, которою держали в руке или прикрепляли к поясу специальным зажимом.

Позднее (1850-1870-е годы) бисерные сумочки вышли из моды и появились в большом количестве лишь в начале 20 века (и 21го тоже, заметили? Только сейчас все делает Китай - D.W.). Их легко отличить по модернистским мотивам в рисунке вышивки и декоре замка, а так же по более крупному и менее яркому бисеру."

Текст статьи по Е. С. Юрова "Эпоха бисера в России", Москва, Интербук-бизнес, 2003.
Комментарии
Всё время хочу попробовать,вот только не могу найти схему,которая мне действительно бы понравилась
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
http://www.radioscanner.ru/files/djvu.php
Вообще в сумочках ас Наташа -Тортилла, они у неё чудесные, я попробую поискать, где-то вроде сохраняла её МК по вязанию сумочек простым крючком.
http://www.liveinternet.ru/users/leal/post120511481/
http://picasaweb.google.com/beadturtle/BeadCrochet_Bags#
Подробнейший МК от Наташи
http://natalies-perlen.livejournal.com/14870.html#cutid1
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: